Использование игровых технологий на уроках математики
методическая разработка по алгебре по теме

Теоретическая часть по игровой технологии с примерами заданий, используемых мною на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_na_urokah_matematiki.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Филина Лариса Ивановна, учитель математики МБОУ гимназии №2 г.Чехова


Использование игровых технологий на уроках математики

Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений,понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

В.А.Сухомлинский

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики преподавания,от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно,и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажная роль здесь отводится играм на уроках математики– современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. В играх различные знания и новые сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым, во время игры легко усваивается. Здесь интерес и удовольствие - важные психологические показатели игры.

Основная цель– активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность.

Эта тема была актуальна всегда не только для учителей математики. 

Актуальность применения игровых технологий на уроках математики я вижу в том, что:

- игровые формы обучения на уроках создают возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса;

- в игре заложены огромные воспитательные и образовательные возможности;

- в процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира;

- игра развивает детскую наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки;

- игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением;

- включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала;

- разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

- игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры(даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей, независимо от возраста, привлекает игра.

Цели развивающих технологий:

- активизация мыслительной деятельности, развитие познавательных способностей;

развитие логического мышления;

способствование углублению знаний по математике;

способствование восприятию межпредметных связей;

привитие математической культуры;

сплочение коллектива, формирование деловых взаимоотношений;

развитие индивидуальности и коммуникативных способностей.

Требования к организации игры на уроке.

Игра должна быть построена на интересе.

Игра должна основываться на свободном творчестве и самостоятельной деятельности учащихся.

Игра должна быть доступной для учащихся данного возраста, цель игры – достижимой, а оформление – красочным и разнообразным.

Обязательный элемент игры – ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.

В играх обязателен элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся. В этом случае завоевание победы для выигрыша – очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.

Особо важна роль активности учащихся во время проведения игры. В противном случае учитель не получит желаемого результата от урока, а время, отведенное на игру, окажется просто потерянным.

Говоря о большом воспитательном и познавательном значении математических игр, следует указать на важную роль учителя при их организации. Прежде всего, учитель должен положить начало творческой работе учащихся, но контроль и руководство учителя не должны превращаться в подавление инициативы и самостоятельности детей, иначе будет уничтожена самая сущность игры, которая невозможна без свободного проявления личности учащегося. Постепенно учитель может отойти от роли ведущего, уступая ее хорошо подготовленным ученикам.

Большинство игр по математике с раздаточным материалом требуют специальной контрольной карты, куда включены не только правила игры, но и предполагаемые ответы учащихся. Учитель может поручить учащимся составление таких карт. Игру следует считать подготовленной только в том случае, если к ней составлена контрольная карта.

Дидактические игры должны быть очень разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения.

На уроках математики игра приобретает особенное значение, как писал Я.И. Перельман, не столько для друзей математики, сколько для ее недругов, которых важно не приневолить, а приохотить к учению.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Анализ психолого-педагогической литературы по этому вопросу, наблюдения за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр:

- игры – упражнения;

- игры – путешествия;

- сюжетная(ролевая) игра;

- игра – соревнование.

Игры – упражнения. Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

Игры – путешествия. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся в играх – путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах.

Сюжетная (ролевая)игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определенные роли.

Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры- соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра- соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом ее основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

Интеллектуальная игра - эффективная форма проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в ее процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.

Рассмотрим примеры моделирования игровых ситуаций на уроках математики. В подобных случаях внимание школьников привлекает необычная форма задания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Возможности для создания игровых ситуаций чрезвычайно велики. Рассмотрим примеры.

Пример 1.

Задумай число. Учитель предлагает каждому ученику задумать число и после этого дает указания, какие действия с этим числом надо произвести. В конце концов учитель угадывает результат. Учащиеся заинтересованы, хотят узнать, в чем тут дело. Этому желанию и соответствует задание: обосновать”угадывание”ответа.

Пример 2.

Назови формулу. Один из учащихся выходит к доске и берет у учителя карточку, на которой записана формула некоторой линейной функции. На доске начерчена таблица.

Один из учеников называет любое значение х. Ученик у доски записывает его в таблицу и, подставив это значение в формулу, записывают соответствующее значение у. Ему называют еще одно значение аргумента, он записывает его в следующую клетку и внизу пишет соответствующее значение функции. Ему могут задать еще несколько значений х. Выигрывает ученик, который первый назовет формулу, записанную на карточке.

Пример 3.

Математическое лото. Эту игровую ситуацию можно использовать при проведении обобщающих уроков.

В барабан помещают шарики с номерами пунктов учебника, которые уже изучены. Класс делится на группы, обычно по рядам. Команды составляют по 4 – 5 вопросов по каждому пункту. Вызванный ученик крутит барабан, достает шарик, показывает номер. Соперники задают вопрос. Вопрос оценивается в 1 балл, ответ- в 3 балла. Участвуют все. Затем подсчитывается сумма баллов у каждой группы. Определяется группа- победитель. Учащиеся повторяют материал с желанием и интересом.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Так ,например, при усвоении новых знаний.

Математический герой. В урок вводится какой-либо математический герой, который или решает задание, или предлагает его для решения, или придумывает фокус и т.д.

Например, однажды Ваня Умнов записал выражение 25·х· 4. Потом он вместо х стал подставлять в это выражение по очереди числа 13, 21, 39, 47. Получив значение каждого произведения, он очень удивился тому, что все числа оказались“круглыми”.Не могли бы вы объяснить почему?

Необычная запись, чертеж, схема .Ярким примером данного приема является задание, связанное с занимательным квадратом. Занимательный квадрат – это квадрат, разбитый на 9 клеток; в каждую клетку записывается один элемент так, чтобы суммы или произведения всех элементов по любой горизонтали, вертикали удовлетворяли определенному условию ( например, были бы равны одному и тому же элементу).

Игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В процессе игры у учащихся вырабатывается целеустремленность, организованность, положительное отношение к учебе.

Рассмотрим примеры игр как один из этапов групповой работы для повторения и закрепления материала по всей пройденной теме или нескольким темам. Предполагается наличие нескольких комплектов игры, чтобы активизировать работу учащихся. В каждой группе обязательно наличие арбитра, который будет оценивать правильность ответа. Ими могут быть наиболее успевающие учащиеся класса или старшеклассники.

Игра “Домино”.

Правила игры:

для игры готовятся карточки с дифференцированными заданиями, чтобы в игре могли участвовать все ребята. Каждая карточка делится на две части. В этих частях размещают задания и ответы. Карточки раздают участникам игры. Играющие по очереди выставляют свои карточки так, как в обычном домино, чтобы в конце игры цепочка замкнулась, но чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. При этом необходимо теоретически обосновать тот факт, который написан на карточке игрока. Если ученик неправильно выставил карточку или не сумел объяснить причину ее выставления, то он может воспользоваться помощью ребят, но за это ему снижается оценка.

Игру «Домино»очень полезно применять для запоминания формул, которые, как правило, ленятся запоминать дети. Одной формуле может быть поставлено в соответствие до 10 верных формулировок или наоборот: одной формулировке соответствует несколько формул. 10 – 20 минут игры в такое«домино» достаточно для прочного запоминания многих формул.

Игра «Лабиринт»

(смотр знаний по теме, разделу, по всему курсу учебного года)

Правила игры:

класс разбивается на 3 – 5 команд в зависимости от численности класса, причем каждая команда создается из ребят с разными способностями, чтобы команды были равны «по силам». В кабинете расставлены столы, количество которых зависит от количества выбранных тем. Столы пронумерованы, на них лежат заранее приготовленные«вывески» тем, конверты с заданиями по каждой теме, причем задания должны быть разноуровневые, составленные с учетом способностей каждого ученика. Задания в конверте пронумерованы и каждый ученик должен знать номер своего задания. Команды по жребию определяют с какой темы(с какого стола)они начинают работать, в каком порядке переходят от одного стола к другому. За каждым столом должен сидеть эксперт (ими могут быть«сильные»ученики класса, но лучше привлечь старшеклассников).У каждого эксперта должна быть контрольная карта, составленная ими и проверенная учителем. Эксперт проверяет правильность решенного каждым учеником задания и начисляет количество баллов за каждое решенное задание, проставляя их в индивидуальную карточку игрока, выданную каждому участнику заранее, и баллы в фонд команды, проставляя их уже в карточку команды, выданную также в начале игры капитану команды. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов, и каждому ученику выставляется оценка в журнал по их индивидуальным карточкам.

Тема или несколько тем, по которым проводится игра, должны быть сообщены заранее, оговорено время для подготовки, составлены учителем, прорешены экспертами и проверено их решение учителем заранее, т.е. заранее должны быть составлены контрольные карты по каждой выбранной для игры теме. Такой смотр знаний в виде игры можно проводить после изученной темы, раздела или в конце учебного года с разной целью– либо с целью закрепления знаний по теме, либо с целью проведения смотра знаний по теме. Такая форма проведения не напрягает ребят, делает сам процесс увлекательным. К тому же можно украсить игру, придумав  названия команд, девиз, эмблему, в ходе игры вставить развлекательные моменты, чтобы ребята отдохнули, пригласить гостей. Все зависит от фантазии учителя.

Игра «Угадай- ка»

Смысл игры состоит в следующем: один из учеников(лучше “слабый”)выходит за дверь, он –угадывающий.С остальными ребятами выбирается объект для обсуждения(геометрическая фигура, элемент и т.д.), о котором они должны вспомнить все, что знают, не называя “объект”своим именем, а заменяя его просто словами“она, “он”, “это”и т.д., что больше подходит по смыслу. Определение дается в последнюю очередь. Другими словами, ребята пишут устное математическое сочинение о данном “объекте”.После быстрого обсуждения“угадывающий”приглашается в класс, и учащиеся описывают то, что загадали, для него. Участвует весь класс, каждый обязательно хочет высказаться и вспомнить такое, что не помнит никто о данном «объекте».Конечно, после2-4 предложений уже становится ясным, что загадали ребята, но по правилам игры угадывающий должен терпеливо ждать, пока не выскажутся все учащиеся класса. Это задание позволяет повторить в полном объеме весь теоретический материал, соответствующий выбранному для обсуждения объекту, вызывает большой интерес у ребят.

Примеры использования элементов игровых технологий при закреплении и проверки знаний

В 5 классе по тема: «Десятичные дроби» использую игру «Индивидуальное лото».

Такая игра проводится обычно в начале урока и предназначена для устного счета.

В конверте учащимся предлагается набор карточек. Их на две больше, чем ответов на большой карте, которая тоже вложена в конверт. Ученик достает из конверта карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют условный шрифт.

При отработке навыков выполнения действий с десятичными дробями в 5 классе провожу математическую эстафету «Заполни клетку», каждая команда (ряд)получают листочки, текст которых приведен ниже. Учащиеся по очереди выполняют действия. Ответ предыдущего действия ставится в первую клетку следующего.Выигрывает та команда, которая первой скажет правильный ответ в последней клетке. Так же эту игру можно использовать в 11 классе при отработке навыков вычисления логарифмов.

В 6 классе для отработки навыков построения точек на координатной плоскости по их координатам использую«Конкурс художников».Также эту игру можно использовать и в 7 классе при изучении темы:«Прямоугольная система координат на плоскости».

Постройте точки на координатной плоскости и соедините их:
(1;4); (4;5); (7;7); (7:8); (6;8); (5;7,5); (5;8); (4;7,5); (4;8); (3;7,5); (3;7); (0;6); (-1;5); (-3;7);
(-7;8); (-7;7); (-6;6); (-5;6); (-5;5,5); (-4;5,5);
(-4;5); (-3,5;4,5); (-5;4); (-2;4); (4;2,5); (7;2);
(6;2,5); (6;3); (4;3); (1;4).

Важнейшим средством формирования познавательной активности учащихся на уроках алгебры являются занимательные задачи. Занимательность связана с интересными сторонами вещей, явлений, процессов, воздействующих на человека, на школьника.

Использование занимательных заданий целесообразно:

когда есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания;

при прохождении сложных тем или просто при постановке трудных дидактических задач урока;

при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений;

при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.

Занимательные задачи из сборников Я. Перельмана на перестановку и размещение приучают к систематическим поискам решения, зрительные обманы способствуют развитию наблюдательности, развлечения с разрыванием фигур и составлением силуэтов развивают геометрическое воображение.

Задача 1.

Книга в переплёте стоит 2 р. 50 коп. Книга на 2 рубля дороже переплёта. Сколько стоит переплёт?

Задача 2.

У одной сестры милосердия были обрезки красной материи. Сестра ухитрилась, не разрезав этих лоскутов, сшить из них крест.

Задача-шутка

Где на земле легче всего живётся?

Эта задача похожа на загадку типа: «Почему птица летает?»(по воздуху).

Но наш вопрос совсем другого рода и, если задуматься, то можно ответить на него.

Из всех мест земного шара легче всего живётся на экваторе – по той простой причине, что там все предметы становятся легче.

Паровоз в Москве весящий60 тонн, в Архангельске на 60 кг. тяжелее, а в Одессе на60 кг. легче ( причина– центробежная сила).

Птицы у реки
Задача арабского математика 9 века

На обеих берегах реки растёт по пальме, одна против другой. Высота одной30 локтей, другой20 локтей; расстояние между их основаниями– 50 локтей. На верхушке каждой пальмы сидит птица. Внезапно обе птицы заметили рыбу, выплывшую к поверхности воды между пальмами; они кинулись к ней разом и достигли её одновременно. На каком расстоянии от основания более высокой пальмы появилась рыба?

В своей работе часто не сообщаю тему урока, а предлагаю ребятам, разгадав ребус, самим назвать тему занятия. На этом этапе урока принимают активное участие ребята, слабоуспевающие по предмету.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"

В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения. Один из воз...

Использование игровых технологий на уроках математики.

В статье приведены примеры игр для использования на уроках математики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения в методике преподавания мат...

Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе

В статье рассматривается алгоритм использования электронных ресурсов на уроках ОБЖ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

Игры – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей.Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другимиучастниками образователь...


 

Комментарии

Полезный материал для учителей математики.