Особенности преподавания элективных курсов в старших классах
элективный курс по алгебре по теме

Семирикова Татьяна Николаевна

Доклад «Особенности преподавания элективных курсов в старших классах» содержит требования к программам элективных курсов, что может помочь учителю при выборе и составлении программ. Показано место элективных курсов в профильном обучении. Так же раскрыта тема назначения элективных курсов в учебном плане старшей школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vystupleniya_na_rayonnom_mo.docx384.71 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности преподавания

элективных курсов в старших классах

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ

ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов в старшей школе вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся.

Набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов составит индивидуальную образовательную траекторию для каждого школьника.

Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:

1) «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа /класс/, в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);

2) развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;

3) способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.

I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.

В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.

1) Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.

2) Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие и не входящие в обязательную программу данного предмета.

3) Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.

4) Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.

5) Элективные курсы, посвященные истории предмета.

6) Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач, составлению и решению задач на основе эксперимента.

II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе. Например, курсы «Математическая статистика» для тех, кто выбрал экономический профиль.

III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.

Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.

Итак, следует отметить, что в Концепции профильного обучения четко обозначено:

1. Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

2. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.

3. Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

4. Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:


- способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
- создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
- познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
- активизировать познавательную деятельность школьников;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность
 учащихся.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. Основные мотивы выбора, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов:

подготовка к ЕГЭ по профильным предметам;

приобретение знаний и навыков, освоение способов деятельности для решения практических, жизненных задач, уход от традиционного школьного «академизма»;

возможности успешной карьеры, продвижения на рынке труда;

любопытство;

поддержка изучения базовых курсов;

профессиональная ориентация;

интеграция имеющихся представлений в целостную картину мира.

2. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличии от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы- обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобренной Минобразованием России "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

3. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ И КУЛЬТУРА ВЫБОРА

Элективные курсы, согласно проекту общего образования, должны обеспечить подготовку к выбору профиля в основной школе, так и сам процесс профильного обучения старшей школы. Особенности разработки элективных курсов, особенности сертификации, место их в учебном плане образовательного учреждения, особенности методик и технологий реализации, и, наконец,  смысловое предназначение, культурная миссия – все это только начинает осмысляться в теории и практике общего образования. Ситуация осложняется тем, что у учительства нет не только опыта работы с элективными курсами, но и фактически отсутствует банк элективных курсов, то есть учитель не имеет не только деятельностных, но и, как правило, знаниевых  образцов. Отсюда возникает вопрос: как учителю овладеть новой формой деятельности? Напрашивается ответ: правильнее всего отрефлексировать  специфику элективных курсов, сравнивая их с известными аналогичными формами деятельности (например, с факультативными курсами).

        Итак, электив и факультатив – это одна и та же форма деятельности, или нечто отличающееся? Что такое факультативный курс? Во-первых, это курс, в котором представлен материал, выходящий за рамки программ основных курсов, или углубляющий требования программ основных курсов. Во-вторых, перед факультативными курсами обычно ставились задачи по овладению определенной информацией, и учебно-деятельностные задачи, например по обучению учащихся решению определенного типа задач, на овладение которого просто не остается времени в основные часы. В – третьих, посещение факультативных курсов учащимися, строилось на их свободном посещении.

Что же элективные курсы? У них есть общие черты с факультативными. По своему содержанию они так же сориентированы на углубление или дополнение материала систематических курсов, то есть на реализацию принципа дополнительности материала. Элективные курсы в основной школе должны помочь учащимся сформировать культуру выбора общеобразовательного профиля. Этому должны служить курсы, с которыми знакомятся учащиеся старших классов основной школы. На эту же цель сориентированы и курсы пропедевтического  характера, реализуемые в 6-х – 7-х классах.

Что же в старшей профильной школе? Элективные курсы, с одной стороны, должны выполнять функцию углубления знаний, в этом они и схожи с факультативными курсами. С другой стороны, элективные курсы продолжают играть роль своеобразного куратора при выборе общеобразовательной профессиональной траектории. Было бы наивно полагать, что по завершении 11 класса все учащиеся сделают окончательный выбор образовательного профиля, и что процесс выбора не продолжается. Реализация элективных курсов помогает развивать навыки выбора общеобразовательного профиля у учащихся старших классов. Предусмотренные небольшие объемы элективных курсов позволяют учащимся в течение двух лет познакомиться с несколькими элективными курсами. Это фактор вариативности информации. Завершение работы по элективным курсам предусматривает отчетность по результатам обучения, но в разнообразных и безоценочных формах.

Элективные курсы для учащегося – обязательные по выбору. Этот нюанс обретает особый смысл в ситуации нехватки часов у учительства. Учитель поставлен в рыночную ситуацию – его элективные курсы выбирает учащийся. Это же было и с факультативами, но в сегодняшней ситуации это и вопрос «куска хлеба» учителя. Поэтому педагог должен думать о презентационной стороны своей деятельности. Это касается названия элективного курса, его содержания. Факультативные курсы носили, как правило, академические названия, а названия элективов должно включать в себя рекламный момент, оно должно быть доступным, понятным, интересным для учащегося.  

4. Место и назначение элективных курсов

в учебном плане старшей школы

Как только курс выбран, он становится таким же, как нормативный: с обязанностью посещать и отчитываться. Элективный курс в профильной школе краткосрочен, но его объем по часам (max 72 часов) выше, чем рекомендуемый объем курсов по выбору для девятиклассников (max 35 часов).

Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже определились с профилем и приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными (раз или два раза в неделю), более долгосрочными (не менее 36 часов) и, что самое главное, ставить совсем другие цели, чем это было в 9 классах в рамках предпрофильной подготовки. В 10-11 классах целью элективного курса является расширение, углубление знаний, выработка специфических умений и навыков, знакомство с новыми областями науки в рамках выбранного профиля.

Это главные отличия элективных курсов в 9-х классах и в 10-11-х классах, а требования к их разработке и оформлению сходны.

То, что набор элективных курсов определяют сами школьники, ставит учащихся в ситуацию самостоятельного выбора индивидуальной образовательной траектории, профессионального самоопределения. В связи с этим основными принципами обучения должны являться:

индивидуальность,

доступность,

преемственность,

результативность.

Примеры целей курсов по выбору:

развитие любознательности как основы познавательной активности;

развитие способностей, склонностей, интересов ребенка;

формирование творческого воображения;

развитие ключевых компетенций.

Пройдет не так много времени, и образовательный стандарт претерпит существенные изменения. Произойдет то, о чем ученые, педагоги пока только говорят – требования к уровню достижений ученика будут сформулированы не только как сумма знаний, но и набор умений. Причем, как показывает опыт развитых стран, умения станут первичными по отношению к совокупности знаний по тому или иному предмету (образовательной области). Профильная же школа будет отличаться от общеобразовательной тем, что она должна будет дать ученику возможность приобрести необходимый набор умений на том наборе учебных курсов (профиль), который ученику ближе, интереснее. Причем, содержание части этих учебных предметов будет задано стандартом профильного уровня, а вторая его часть (элективная) – станут предметом согласования между конкретным учителем и группой учеников.

Нам, как это было и раньше, придется заинтересовывать учеников, агитировать их (в хорошем смысле этого слова) стать «физиками или лириками» красотой математического доказательства или литературного текста. На элективном же курсе, где и народу поменьше, и обязательного учебника нет - это сделать проще, легче, уместнее.

Включение в Базисный учебный план элективных курсов – действие для российской школы инновационное. Они становятся тем местом в образовательном пространстве школы, которое может позволить:

  Министерству образования, отраслевой науке, получить результаты,  

    на основании которых можно сделать очередной шаг к созданию

    цивилизованного образовательного стандарта;

  Школе – вступить в диалог с семьей не только о качестве изучения

    их чадом предложенного, предначертанного кем-то, но и том, что и

    зачем собственно следует учить;

  Учителю – попробовать работать не так, как обычно, не боясь быть

    битым методистом, администратором;

  Старшекласснику, его семье – получить возможность «поучиться не

    для аттестата»….

В рамках реализации концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования элективные курсы вводились не с целью выделить еще один – два часа в неделю на изучение программного материала. По замыслу идеологов реформы, элективные курсы должны помочь в решении следующих задач.

а) Создание условий для того, чтобы ученик утвердился или отказался от сделанного им выбора направления дальнейшего учения и связанного с определенным видом профессиональной деятельности.

Думаю, не надо доказывать, что выбор 15-тилетним человеком жизненного пути и связанный с этим выбор профиля учения очень часто является не точным. Чаще всего, в этом возрасте школьник точно знает то, что ему не нравиться, чем он почти наверняка заниматься не будет. Ответить же на вопрос относительно того, чем собственно он хочет заниматься в жизни он не может – он просто никогда не пробовал (не имел возможности) серьезно заняться математикой или, например лингвистикой. Юноше или девушке кажется, что если он любит читать, то это означает, что карьера филолога ему подходит; если у него пятерка по математике, то надо поступать на механико-математический факультет университета и т.д. и т.п. Одним словом он не только не ответил, но даже не сформулировал для себя два ключевых вопроса, которые должны стоять перед ним в старшей школе: «Могу ли?» и «Хочу ли я?» заниматься тем или этим делом? Причем именно от сочетания утвердительных и отрицательных ответов на эти вопросы и зависит выбор жизненного пути. В школе мы сталкивались со старшеклассниками, которые многое могут и даже учатся хорошо, но ничего не хотят; с обратными, промежуточными вариантами. Нам учителям ясно, что любовь к разгадыванию ребусов с числами никак не связана с успешностью в математики. На уроках же по общеобразовательным и профильным предметам вынуждены ежечасно доводить до сведения ученика «новый материал» и…. Одним словом времени на то, чтобы познакомить подростка со спецификой деятельности исследователя или организатора производства, физика или историка у нас просто нет.

Таким образом, не было у нашего ученика в учебном плане места для проб и ошибок. Этим местом могут и должны стать элективные курсы определенного вида. Этот вид элективных курсов можно условно назвать «пробные».

б)  Вторая задача – помочь старшекласснику, совершившему в первом приближении выбор образовательной области для более тщательного изучения, увидеть многообразие видов деятельности с ней связанных.

Предположим, ученик утвердился во мнении, что он должен осваивать программу физико-математического класса. Но кем он будет – статистом, экономистом или физиком-ядерщиком, например, он пока не решил. Для подобного решения у него нет пока оснований, реального опыта для рефлексии. В решении этой проблемы также могут помочь элективные курсы. Элективные курсы данного вида можно назвать «ориентационными».

Думаю, что содержание и способы работы на занятиях по этим курсам более напоминают работу творческого кружка. Но не танцев и драматической студии, а экономических, прикладной математики и т.д. Программы этих должны иметь больше «свободы», учитель должен будет менять программу (каждый урок), реагируя на интерес данной группы учеников, каждого в отдельности. Написал ученик удачный реферат, принес в класс модель вечного двигателя, и учитель обязан остановиться, выслушать, обсудить.

Понятно, что такая «ситуативная» образовательная технология не слишком близка российскому учителю. Гораздо легче начинать урок, зная, чем его надо закончить. Но осваивать подобный способ работы надо, если мы хотим помочь старшекласснику не только получить аттестат, но и найти свое место в жизни.

Сложности возникнут и с подбором учебной литературы. Вероятно, ее роль смогут исполнить научно-популярные издания, справочники, отдельные главы учебных пособий для школ с углубленным изучением того или иного предмета, в отдельных случаях – для профессиональной школы.

Основное возражение, которое можно услышать от оппонентов, противников траты времени «на пустяки», звучит примерно так: «Вы своими элективными курсами отнимаете время у ученика и учителя на подготовку к экзаменам. Учебные программы (стандарты) сегодня таковы, что времени на их освоение и так не хватает, а вы… ».

Думаю, что доля истины этих монологах есть. Стандарты (все имеющиеся их проекты), программы действительно перегружены; задачи (требования к уровню достижений выпускников) не конкретизированы и потому не выполнимы. И это все происходит на фоне так и не произошедшего в умах учителей принятия для себя решения относительно утопичности решения задачи передачи ученику «всего опыта, накопленного человечеством». Наш учитель продолжает считать, что требования «полноты» содержания учебного предмета по отношению к одноименной науке – благо. Попробуем вступить с этими учениками в полемику.

 1) Ученику действительно надо предоставить возможность подготовиться к экзамену, оснастить всем тем, что поможет ему надлежащим образом «пройти» выпускные и вступительные испытания. Но только ли в знания и предметные умения помогут ему это сделать? Разве не важно то, как он будет излагать материал, содержащийся в билете, реагировать на вопросы, вести диалог? А есть ли время у учителя на отработку этих составляющих успеха на уроке по общеобразовательному или профильному предмету. Ответ однозначен – нет. Значит нужно нам найти в учебном плане место, где решение данного набора задач будет доминировать. Решить эти задачи, мы и предлагаем на элективных курсах.  

2)   Для успешной сдачи экзамена ученик должен уметь самостоятельно работать с источниками, уметь искать необработанную специально (как в учебнике) информацию, использовать при решении учебных задач свой собственный жизненный опыт. Понятно, что в решении этой задачи учебник, жесткая учебная программа не всегда помогает. Да и учебная группа в 25-30 человек этому не способствует. Значит, и здесь нас могут выручить элективные курсы, занятия по которым будут организованы в малых группах, проходящие в лаборатории, библиотеке, информационном центре.

3) Мотивация к изучению того или иного предмета возникает у ученика через успех. Нравиться, обычно то, что получается. Но ведь успешны на уроке далеко не все. У части учеников вырабатывается привычка быть неуспешным, у кого-то возникает страх получить двойку, тройку. Элективные же курсы могут и должны стать тем местом, приходя в которое, ученик не боится получить плохую оценку, «не попасть в ответ». Он начинает свободно высказывать свои мысли, раскрепощается, приобретает опыт успешного ученичества. Повышается эффективность работы ученика (учителя) на обязательных для изучения курсах.

Конечно, нарисованная нами картина во многом идеальна, на практике все будет не совсем так, но влиять на мотивацию к учению по традиционным предметам элективные курсы будут.

Прежде чем приступить к составлению программы элективного курса педагогу полезно ответить на вопросы:

  На каком содержательном материале и через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи профильной подготовки (помочь ученику сориентироваться в выборе пути продолжения образования и/или профессиональной деятельности, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха)?

  Чем содержание курса будет качественно отличаться от обязательного для изучения курса (оно вообще не представлено в общеобразовательном или профильном предмете; оно представлено «вскользь», о нем лишь упоминается; оно представлено односторонне, не отражены другие точки зрения и т.п.)?

         Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии, сборники, дидактические материалы и т.п.)

         Какие виды деятельности (профильно- и профессионально

  ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?

         Какие виды работ могут выполнить учащиеся для      подтверждения своей успешности в будущем учении,   профессиональной деятельности?

              Какова доля самостоятельности ученика в работе данного курса, в чем он может проявить инициативу?

      Какие критерии, ясные педагогу и ученику позволят оценить  успехи в изучении данного курса?

             Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма отчетности?

 

Ответив на данные вопросы, учитель фактически подготовится к  составлению пояснительной записки к программе. Далее останется записать свои ответы, отредактировать свои записи и приложить к ним календарное планирование.

Применяемые учителем образовательные технологии должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил такую практику, которая поможет ему быть успешным на следующей ступени обучения (ведения самостоятельно учебного исследования, поиск информации по имеющимся источникам, ответы на вопросы во время дискуссии и т.д.). Но не только на это следует автору учебной программы элективного курса, учителю, который ведет занятия, обратить внимание.

К наиболее сложному, не имеющему однозначного ответа, относится вопрос, касающийся оценке уровня достижений учащихся. Совершенно ясно, что поставить банальную двойку за работу по курсу, который ученик избрал инициативно нельзя. Да и проведение традиционной контрольной не слишком вяжется с задачами курса. И вообще, об оценке или отметке здесь следует говорить? Если речь идет о создании на занятиях ситуации, способствующей возникновению у школьника мотивации к учению, то речи об учительской отметке, занесенной в журнал, не идет. Здесь, вероятно, наиболее действенным «оружием» будет являться оценка сделанного, созданного учеником. «Продукт» (установка, текст и т.д.), должен быть представлен на суд его же коллег-старшеклассников, оценен ими. Уровень же успешности будет определяться, с одной стороны, «реакцией публики» (подобно тому, как по уровню аплодисментов определяют успех спектакля), а, с другой - широтой «публикации» наработанного. Статья одного старшеклассника будет опубликовано в школьной математической газете; научный доклад другого – представлен на районный конкурс научных работ; остальные успешно решили олимпиадные задачи в классе. Учителя, администратора, не должно «напрягать», то, что журнале нет традиционной отметки по предмету. Администраторам, учителям надо помнить, что элективные курсы относятся к школьному компоненту учебного плана. Это означает, что содержание и правила его освоения (включая определение форм отчетности), школа устанавливает самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для учителя«Особенности преподавания элективного курса «Ажурная вышивка в технике ришелье»

Данное пособие предназначено для учителей технологии, которые проводят занятия по курсам профильной подготовки. Пособие содержит методические рекомендации по формам организации занятий, особен...

Методика преподавания элективного курса по английскому языку в 9 классе.

Методика преподавания элективного курса по английскому языку в 9 классе.      Подготовилаучитель английского языкаШевлягин...

Программа элективного курса для старших классов по английскому языку "Слушаем с удовольствием"

Программа элективного курса по английскому языку "Слушаем с удовольствием"  разработана для учащихся 10-11 классов с целью - совершенствовать навыки аудирования на основе дополнительного материал...

Аннотации к программам элективных курсов в старших классах

Несмотря на то, что элективные курсы – это достаточно новая система профильной подготовки учащихся, уже накоплен значительный опыт в  их создании и применении. Однако следует отметить, что не все...

Элективный курс в старших классах

Цель  этого курса- развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания и навыков оперирования информативным содержанием прочитанных текстов ...

Статья "Особенности преподавания нового курса «Вероятность и статистика» для учащихся 7-8 классов в общеобразовательной школе в рамках реализации нового ФГОС на предмете «Математика»

В статье отражены особенности преподавания курса «Вероятность и статистика» в образовательной организации, их актуальность для обучения математике школьников.Ключевые слова: ФГОС ООО, осно...