урок Линейная функция 7 класс
план-конспект урока по алгебре (7 класс) по теме

Гаврикова Татьяна Сергеевна

изучение нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt.urok_lin.funk_._ispr.doc98 КБ
Office presentation icon prezen.otkryt.urok_.lin_.fun_.ppt1.84 МБ

Предварительный просмотр:

в 7 классе

Учитель: Гаврикова Татьяна Сергеевна


Психолого – педагогическая характеристика класса

В 7-ом классе 3 ученика: 3 девочки (Архипова Татьяна, Архипова Марина, Балашова Анастасия). Класс  дисциплинированный, организованный, активный в любом виде деятельности.  

Учащиеся хорошо знают друг друга, знают возможности каждого. Взаимоотношения между ними дружеские, доверительные, всегда  готовы  помочь друг другу. На протяжении 45 минут каждого урока в классе хорошая рабочая атмосфера.

По степени усвоения учебного материала и по результативности в практической деятельности учащихся можно условно разделить на три группы.

Архипова Татьяна  способна обстоятельно, с достаточной полнотой изложить изученный материал, дать правильные определения математических понятий; может обосновать свои суждения, применить знания, показывающие полное понимание материала на практике, решать примеры и задачи, взятые не из учебника. У ученицы хорошо развита речь, богат словарный запас, память словесно-логическая.

Архипова Марина достаточно полно и последовательно может излагать материал, показывая полное его понимание при решении примеров и задач. Она может обобщать, анализировать, сравнивать, но допускает в практической деятельности единичные ошибки и нуждаются в незначительной помощи учителя.

Балашова Анастасия недостаточно полно усваивает материал, допускает ошибки в формулировке математических определений и понятий, при выполнении практических заданий не умеет глубоко обосновать свои суждения. Она нуждается в помощи учителя или одноклассников, а также ей необходимы индивидуальные задания. С данной учащейся рекомендуется использовать дозированные задания, а также ограничивать до минимума отвлекающие факторы.

Взаимоотношения учителя и учеников строится на основе взаимопонимания.

Исполнительный этап

Тема: «Линейная функция и её график»

Класс: 7-ой

Тип урока: объяснение нового материала

Метод обучения: частично-поисковый

  1. Программа: Математика,  5-11 классы

Авторы: Н.Я.Виленкин, Ш.А.Алимов, Л.С.Атанасян

  Год издания: 2001 год

Цели урока.

Образовательные:

  1. развивать умение обобщать и систематизировать изученный материал;
  2. выяснить зависимость положения графиков линейной функции от значений k и b;
  3. научить определять по значениям k и b положение графиков на координатной плоскости;
  4. по формуле линейной функции научить определять соответствующий ей график.

                 Развивающие:

  1. развивать способности применять теоретические знания на практике;
  2. развивать логическое мышление, умение применять свои знания при изучении линейной функции;
  3.  развивать аналитические способности детей.
  4. развивать произвольное внимание;
  5. прививать культуру математической речи.

                 Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к изучению математики;
  2. воспитывать эстетику в выполнении чертежей.
  3. воспитывать ответственность, аккуратность, самостоятельность.

Оборудование

Компьютер с проектором, компьютерная презентация, карточка с экономическими задачами.

План урока

Структура урока

Хронометраж

  1. Организационный момент

2 мин.

    II.       Актуализация знаний.


8 мин.

  1. Изучение нового материала.


18мин.


  1. Физкультминутка

2 мин.

    V. Практическая работа

12 мин

VI. Подведение итогов урока.

2 мин.

VII. Домашнее задание.

         

1 мин.

Блок – ориентировка

Линейная функция изучается в программе курса «Алгебра» в 7 классе. На изучение темы программой отводится 9 часов.

Понимание роли зависимостей между величинами, умение анализировать и применять такие зависимости в простых случаях – один из важнейших компонентов общенаучных знаний школьников. Изучение темы “Линейная функция” в 7 классе является начальным этапом работы с функциональными зависимостями и на этом этапе необходимо использовать все возможности для развития учащихся.

Основная цель при изучении данной темы — сформировать представление о числовой функции на примере линейной функции.

Здесь вводятся такие понятия, как «функция», «функциональная зависимость», «независимая переменная», «график функции». Функция трактуется как зависимая переменная.

Построение графика линейной функции и чтение графика — важнейшие умения, необходимые учащимся для изучения как других разделов математики, так и смежных дисциплин. Формирование этих умений ведется не только при решении традиционных математических примеров, но и в процессе моделирования реальных процессов, протекающих по закону линейной зависимости.

Краткое планирование по разделу «Линейная функция и её график»

№№

Темы

Кол-во часов

VI.

Линейная функция и её график

9

1

Прямоугольная система координат на плоскости

1

2-3

Функции

2

4-5

Функция у = kx и её график

2

6-8

Линейная функция и её график

3

9

Контрольная работа по теме «Линейная функция и её график»

1

Для проведения занятий выбран урок объяснение нового материала.

Используются следующие методы:

  1. частично-поисковый,
  2. репродуктивный,
  3. словесный,
  4. наглядный,
  5. практический.

Используются следующие приемы:

  1. беседа,
  2. работа со слайдами.

Выбор темы урока и технология обучения выбрана с учетом психолого-педагогических особенностей класса.

Диагностика

Учащийся, заканчивающий 7 класс, должен уметь:

  1. Находить значения функции по заданному значению аргумента, используя табличный, аналитический или графический способ задания функции.
  2. Строить графики линейных функций
  3. Анализировать взаимное расположение графиков линейных функций в зависимости от значений k и b.
  4. Находить нули и промежутки знакопостоянства линейной функции.

Используя опыт своей работы, могу сделать вывод, что учащиеся 7 класса без особых затруднений исследуют графики линейных функций по общему плану (исключая вопросы: выпуклость, ограниченность, периодичность и экстремумы), поэтому предлагаю включить при изучении темы “Линейная функция и ее график” следующие вопросы:

  1. “Частные случаи линейной функции и их графики”
  2. “Исследование линейных функций”
  3. “Графики линейных функций, содержащих модули”

Обоснование

Содержание


Организация внимания, сообщение темы урока, целей, плана урока, мотивация к работе на уроке.


Организация повторения теоретических знаний

Мотивация к выполнению задания.


Актуализация ранее полученных знаний. Используются репродуктивный, наглядный, словесный методы.










Формирование у учащихся навыков самоконтроля


Фронтальная работа с   классом, развитие коммуникативных способностей детей, подготовка к изучению нового материала.








Совершенствование навыков построения графиков.

Формирование у учащихся навыков самоконтроля.





Фронтальная работа с   классом, развитие коммуникативных способностей детей,

Используется частично – поисковый, наглядный, словесно-логический методы.










Работа с тетрадью








Работа с тетрадью








Работа с тетрадью








Работа с тетрадью





Снятие психофизического напряжения


Индивидуальная работа в тетрадях.

Отработка навыков построения графиков частных случаев линейной функций.


Дан образец правильного ответа.

Контроль и самоконтроль






Индивидуальная работа у доски.





Осуществление межпредметных связей. Методы контроля и самоконтроля,


Фронтальная работа с   классом, развитие коммуникативных способностей учащихся.

Словесное поощрение учеников. Создание ситуации успеха.

Оценивание устных и письменных ответов учеников.


Ход урока

I. Организационный момент.


Сообщить учащимся цели урока; записать в тетрадь дату, классная работа, тему урока.



II. Актуализация знаний

- Посмотрите на слайд и выполните задание. (Демонстрация слайда № 2)

Задание №1. Разбейте функции, заданные формулами на группы:

у = 2х – 3

у = 6

у = 7 х

у =

у = - х

у = - 12

у = 0

у = х

По окончании работы должны появиться следующие группы

группа: у = 2х – 3

группа: у = 7 х; у = ; у = - х; у = х.

группа: у = 6; у = - 12; у = 0.

- Проверьте правильность выполнения данного задания.

Учащиеся сверяют правильность ответа с изображением на слайде. (Работа со слайдом № 2)

- Вспомним, что мы знаем о функции.

Вопросы

- Являются ли данные функции линейными? (Да)

- Сформулируйте определение линейной функции.  (Линейной называется функция, которую можно задать формулой вида y = kx+b, где х — независимая переменная, k и b — некоторые числа.)

- Что является графиком линейной функции? (является прямая)

(Ответы сверяются с изображением на слайде № 3)

- Назовите числа k и b в формулах линейных функций.

(у = 2х – 3  k=2, b=-3;  у = 6  k=0,   b=6;   у = 7 х  k=7,   b=0;    у =    k=1/2,   b=0;   у = - х  k=-1, b=0;   у = - 12  k=0,     b=-12;   у = 0   k=0, b=0;    у = х    k=1,   b=0.)

Задание №2.

- Постройте график функции у = 2х – 3

(Учащиеся выполняют построение самостоятельно, затем верность построения сверяют со слайдом № 4)



III. Новый материал:

- Внимательно посмотрите на ранее приведённые примеры, меняются ли значения k и b в этих функциях. (Меняются.)

 - Какие могут принимать значения k и b в функции  y = kx+b (k=0, b=0; k>0, b=0; k<0, b=0; k>0, b<0; k>0, b>0; k<0, b<0; k<0, b>0; k=0, b>0; k=0, b<0)

 (Анализируя разбиение функций на группы в зависимости от значений k и b, рассматриваем частные случаи линейной функции и составляем удобную и наглядную таблицу) (Работа со слайдом № 5).

- Но рассмотрение частных случаев линейной функции без построения соответствующих им графиков, будет не полным. Рассмотрим построение некоторых функций.

1. График функции у = k х, k 0  При b = 0 линейная функция у = k х + b имеет вид у = k х. Её график – прямая, проходящая через начало координат. Для построения этой прямой, достаточно задать какую-нибудь одну её точку, отличную от начала координат.

- Если k = 1, то функция имеет вид у = х, постройте её график.

 (Учащиеся выполняют построение рассмотренной функции в тетради)

- Чем является график данной функции для координатной плоскости?

(Прямая, является биссектрисой I и III координатных углов) ( Работа со слайдом № 6).

- Если k = - 1, то функция имеет вид у = - х, постройте её график.

(Учащиеся выполняют построение рассмотренной функции в тетради)

- Чем является график данной функции для координатной плоскости?

(Прямая, является биссектрисой II и IV координатных углов) ( Работа со слайдом № 7).

2. График функции у = b.

При k = 0 линейная функция у = k х + b имеет вид у = b.

(Учащиеся выполняют построение рассмотренной функции в тетради)

- Как расположен график данной функции?

(Её графиком является прямая, параллельная оси 0х и пересекающая ось 0у в точке с ординатой b) ( Работа со слайдом № 8).

Если не только k = 0, но и b = 0, то функция у = k х имеет вид у = 0.

(Учащиеся выполняют построение рассмотренной функции в тетради)

- Как расположен график данной функции?

(В этом случае её график совпадает с осью Ох) ( Работа со слайдом № 9).


IV. Физкультминутка



V. Практическая работа

Задание №1.

- Постройте график функции у = k х и определите в каких четвертях проходит данная функция.

№ 1: y = -2x;
№ 2: y = 2x;
№ 3: y = 1/4x.

(Правильность построения учащиеся проверяют по слайду № 10)

Задание №2.

- Постройте график функции вида y = b:

№ 1: y = -3;
№ 2: y = -1;
№ 3: y =  4;
(Правильность построения учащиеся проверяют по слайду № 11)

Задание №3. (учебник “Алгебра 7 класс” Ш. А. Алимов и др.)

а) Выполнить № 580 у доски

1) Балашова Анастасия. (Ответ: y(0) = -1; y(1) = 2; y(2) = 5)

2) Архипова Марина.  (Ответ: x = -1; x = 2; x = 1/3)

б) Архипова Татьяна   выполняет задание на карточке (задачи по экономике). (Ответ: 30000 руб.; 65 кг)

 



VI. Подведение итогов урока.

- Сделать выводы о влиянии значений параметров k и b на положение графиков. (При k = 0 линейная функция имеет вид у = b. Её графиком является прямая, параллельная оси 0х и пересекающая ось 0у в точке с ординатой b; Если k = 1, то функция имеет вид у = х, её график – прямая, являющаяся биссектрисой I и III координатных углов; Если k = - 1, то функция имеет вид у = - х, её график – прямая, являющаяся биссектрисой II и IV координатных углов; Если не только k = 0, но и b = 0, то функция у = k х имеет вид у = 0. В этом случае её график совпадает с осью Ох. )

VII. Домашнее задание: 

учебник “Алгебра 7 класс” Ш. А. Алимов и др.

№ 581 (2, 4, 6), № 584.

             

                Самоанализ урока

Урок «Линейная функция и ее график» является одним из важнейших при изучении линейной функции. На данном уроке рассматривается зависимость расположения графика функции от значений коэффициента k. Знания, полученные учащимися в процессе работы по данной  теме, являются базовыми и будут использоваться для дальнейшего изучения функций в старших классах.

Специфика проведения данного урока в том, что он частично-поисковый с использованием компьютерной презентации как при актуализации знаний учащихся, изучении нового материала и закреплении полученных знаний.  

Урок проводится в 7 классе, который по степени усвоения учебного материала и по результативности в практической деятельности учащихся условно делится на три группы, поэтому учебный материал подобран так, что есть индивидуальная работа учащихся. Использование разнообразных приемов и методов: словесно-логического, наглядного, репродуктивного, частично-поискового – помогает повысить мотивацию к изучению математики, помогает сохранить логические связки между этапами урока.

 Рациональное распределение времени между этапами урока позволяет рассмотреть объемный материал. Для предупреждения перегрузок и снятия психофизического напряжения учащихся, в середине урока предусмотрена физкультминутка.

В ходе урока комплексно решаются образовательная, развивающая и воспитательная задачи. Их полному решению способствует структура урока. Учитывая специфику данного урока, большую часть урока занимает изучение нового материала, направленная на получение знаний и закрепление изученного материала.

В ходе урока осуществляется постоянный контроль  качества  знаний, умений и навыков: беседы, фронтальный опрос, индивидуальная работа.

Весь урок поддерживается  хорошая психологическая атмосфера. Между учителем и учениками идет полноценное общение.

Считаю, что все поставленные задачи удалось реализовать в ходе урока.

Приложение


Карточка


  1. Предложение задано функцией Qs = 0,01P + 200. Какова цена предложения, если продается 500 мотоциклов в месяц?





  1. Предложение задано функцией Qs = 5P + 15. Сколько кг огурцов будет продано в день по цене 10 рублей за килограмм?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Графиком линейной функции является прямая линия 0 х у 1 1

Слайд 4

Для построения графика линейной функции достаточно найти координаты двух точек и отметить их на координатной плоскости. Отмечаем координаты точек 0 1 х у 3 2 2 5 4 4 3 1 -2 -1 -2 -1 5 7 6 6 X 1 = 1 , y 1 = - 1 X 2 = 3 , y 2 = 3

Слайд 5

0 x y 0 x y 0 x y 0 x y 0 x y 0 x y 0 x y 0 x y 0 x y

Слайд 6

k = 1 ; y = x х у 0 1 1 Прямая, являющаяся биссектрисой I и III координатных углов у = x

Слайд 7

k = - 1 ; y = - x х у 0 1 1 Прямая, являющаяся биссектрисой II и IV координатных углов у = - x

Слайд 8

k = 0 ; у = b х у 0 1 1 х у 0 1 1 у = b; b > 0 у = b; b < 0 Прямая, параллельная оси Ох и пересекающая ось Оу в точке с ординатой b.

Слайд 9

k = 0 ; у = 0 График совпадает с осью Ох х у 0 1 1 у = 0

Слайд 10

y = -2x y = 2x y = x /4 0 1 х у 3 2 2 5 4 4 3 1 -2 -1 -2 -1 5 7 6 - 3 - 3 0 1 х у 3 2 2 5 4 4 3 1 -2 -1 -2 -1 5 7 6 0 1 х у 3 2 2 5 4 4 3 1 -2 -1 -2 -1 5 7 6 -4 -3 Прямая находится в I и III четвертях Прямая находится в I и III четвертях Прямая находится в II и IV четвертях

Слайд 11

- 3 - 3 0 1 х у 3 2 2 5 4 4 3 1 -2 -1 -2 -1 5 7 6 - 3 - 3 0 1 х у 3 2 2 5 4 4 3 1 -2 -1 -2 -1 5 7 6 - 3 - 3 0 1 х у 3 2 2 5 4 4 3 1 -2 -1 -2 -1 5 7 6 y = -3 y = -1 y = 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Линейная функция и ее график» алгебра 7 класс

Тема урока: «Линейная функция и ее график» алгебра 7 классУрок обобщающего повторения. Цели урока: обобщить и систематизировать изученный материал; упражнять учащихся в построении графиков  ...

Алгебра 7 класс. Тема урока "Линейная функция"

Данный урок проводится в 7 классе Тема урока "Линейная функция"...

Конспект урока по алгебре в 7 классе. Тема урока: «Линейная функция и ее график»

Цель урока: осуществить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, выявить уровень усвоения знаний и умений.Задачи:        1) образовательная: выработка ...

Конспект урока по алгебре в 7 классе. Тема урока: «Линейная функция и ее график»

Цель урока: осуществить повторение, обобщение и систематизацию материала темы, выявить уровень усвоения знаний и умений.Задачи:        1) образовательная: выработка ...

урок по алгебре 7 класс. Тема урока "Линейная функция"

Урок алгебры в 7 классе по теме "Линейная Функция"...

Технологическая карта урока Тема урока: «линейная функция». Алгебра, 7 класс.

- изучить определение линейной функции, - ввести и изучить алгоритм построения графика линейной функции, - отработать навык распознавания линейной функции по заданной формуле, графику, словесному опис...

Технологическая карта урока "Линейная функция. Построение графиков в одной системе координат" Урок алгебры в 7 классе

Урок алгебры в 7 классе с применением программы "Живая математика" и разными формами работы...