План-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме:
Сложение и вычитание смешанных чисел 5 класс

Кузнецова Марина Николаевна

Урок изучения нового материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


На какие группы мы можем разделить данные дроби?
Чтобы сложить два смешанных числа, нужно сложить отдельно их целые и дробные части, сложить полученные результаты.
Чтобы вычесть из смешанного числа смешанное число, нужно отдельно вычесть их целые и дробные части, сложить полученные результаты.
Домашнее задание
Спасибо за урок!
Устный счет


1
0
Справка
1.
К целой части прибавить целую часть.
К полученной целой части прибавить дробную часть.
Сформулировать правило сложения смешанного числа с натуральным.
2.
К целой части прибавить целую часть.
К дробной части прибавить дробную часть
К полученной целой части прибавить полученную дробную часть.
Сформулировать правило сложения смешанных чисел.
3.
Из целой части вычесть целую часть.
Из дробной части вычесть дробную часть
К оставшейся целой части прибавить оставшуюся дробную часть.
Сформулировать правило вычитания смешанных чисел. 
4.
Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
Занимаем у целой части уменьшаемого единицу и представляем ее в виде неправильной дроби.
Полученную дробь складываем с дробной частью уменьшаемого.
Вычитаем отдельно целые части и дробные части.
К оставшейся целой части прибавляем оставшуюся дробную часть.
Сформулировать правило вычитания из смешанного числа дроби, причем дробь уменьшаемого больше дроби вычитаемого.
Решение задач
Стр. 175, № 1115
Стр. 175, № 1116
Учитель математики
Кузнецова Марина Николаевна
Сложение и вычитание смешанных чисел

4
– В

7
– О

3
– У

4
– Е

5
– Х

4
– П

5
– С
У
С
П
Е
В
Х
О


Домашнее задание:
П. 29 (учить правила)
Стр. 178, № 1136, 1137
Сложение и вычитание смешанных чисел.
Цель урока:
Научится выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.
Физкультминутка
Потрудились - отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Найдите лишний пример:
Что такое смешанное число?
Чему вы сегодня научились?
Как сложить смешанные числа?
Как вычесть смешанные числа?
Астрид Линдгрен

На какие группы мы можем разделить данные дроби?
Правильные дроби
Неправильные дроби
= (3 + 2) + (
) = 5 +
= 5


= (5 – 3) + (

)= 2 +
= 2

Предварительный просмотр:

Учитель математики Кузнецова М.Н.

Урок в 5 классе по теме:

 Сложение и вычитание смешанных чисел.

Цели:

Учебные: 

  1. Познакомить учащихся с алгоритмами сложения и вычитания смешанных чисел путем включения учащихся в практическую деятельность.
  2. Продолжить работу по развитию вычислительных  навыков.

Развивающие:

  1. Развитие умения решать задачи изученных видов.
  2. Создание условий для формирования мыслительных операций.

Воспитательная:

  1. Воспитывать чувство товарищества и  взаимовыручки.

Ход урока

I. Организационный момент.   

Посмотрите, все ль в порядке:

Книжка, ручки и тетрадки.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинается урок.

II. Проверка домашнего задания.

Дата, классная работа.

- Дома вы выполнили задание. Вы разгадали ребус. (Слайд 1)И какой же ответ?  (Астрид Линдгрен) (Слайд 2)

Д/з.

1. Выделить целую часть и расположить в порядке возрастания.

18  -И    7  -А    14  -Р     11  -Т    9  -С      21  -Д

 5           5           5             5           5            5

1 2/5  1 4/5  2 1/5   2 4/5   3 3/5  4 1/5

  А       С       Т         Р          И       Д

2. Запиши в виде неправильной дроби и расшифруй.

41/2-Д     2 3/7-Н   4 9/10-Р  32/5-И   14/6-Г   2 2/8-Е    3 ¾ -Л    5 1/6-Н


15

4

17

5

17

7

9

2

10

6

49

10

20

8

31

6

Л

И

Н

Д

Г

Р

Е

Н



- А кто такая Астрид Линдгрен? Какую сказку написала эта шведская писательница? («Малыш и Карлсон») (Слайд 3)

- Но к сожалению Карлсон улетел, но оставил письмо.

Письмо: Ребята, я полетел искать старательных, внимательных, трудолюбивых, дружных, умеющих придти на помощь ребят. Найду – вернусь.)

- Ребята, давайте быстрее встретимся с другом, для этого выполним математические  задания. Если мы их выполним правильно, то  у нас к возвращению Карлсона - сладкоежки получится большой общий торт. И у каждого – свой маленький.

Первое задание.

III. Устный счет

1. Решение цепочек (стр. 175, № 1111).

2/5 + 1/5 + 2/5 – 3/7 – 1/7 = 3/7

5/17 + 7/17 – 12/17 + 7/9 – 4/9 = 3/9

2. На какие группы мы можем разделить данные дроби: (правильные и неправильные дроби) (Слайд 6)

9     5      8     10    24      15     7       12

8    12    11     6     13      16     7       25

- Какие дроби называются правильными?

- Какие дроби называются неправильными?

- Как по-другому представить неправильные дроби?

- Из чего состоит смешанное число?

(Кусок торта.)

IV. Актуализация  знаний.

Найдите лишний пример:

2/8 + 3/8     14/12 – 7/12     7/9 + 1/9     3 1/7 + 2 3/7       18/27 -5/27

- Попробуйте сформулировать тему урока  (Сложение смешанных чисел) (Слайд8)

- Сегодня на уроке мы научимся выполнять сложение и вычитание  смешанных чисел, для достижения этой цели сформулируем  правила.

V. Исследование

Учащиеся работают в группах, выполняя задания различной  сложности. Все учащиеся делятся на 4 группы. На парту каждой группы раздается задание и справочный материал. Для решения задания нужно выбрать соответственное правило.

Задание 1. Выполнение сложения 2 ½ + 3

Задание 2. Выполнение сложения 2 1/4 + 1 2/4

Задание 3. Выполнение вычитания 3 5/6 – 3/6

Задание 4. Выполнение вычитания 5 1/4 - 3 2/4

Справка

1.

  1. К целой части прибавить целую часть.
  2. К полученной целой части прибавить дробную часть.
  3. Сформулировать правило сложения смешанного числа с натуральным.

2.

  1. К целой части прибавить целую часть.
  2. К дробной части прибавить дробную часть
  3. К полученной целой части прибавить  полученную дробную часть.
  4. Сформулировать правило сложения смешанных чисел.

3.

  1. Из целой части вычесть  целую часть.
  2. Из дробной части   вычесть дробную часть
  3. К оставшейся целой части прибавить  оставшуюся дробную часть.
  4. Сформулировать правило вычитания смешанных чисел.

4.

  1. Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
  2. Занимаем у целой части уменьшаемого единицу и представляем ее в виде неправильной дроби.
  3. Полученную дробь складываем с дробной частью уменьшаемого.
  4. Вычитаем отдельно целые части и дробные части.
  5. К оставшейся целой части прибавляем оставшуюся дробную часть.
  6. Сформулировать правило вычитания из смешанного числа  дроби, причем дробь уменьшаемого больше дроби вычитаемого.

VI. Обмен информацией.

-Вы рассмотрели правила сложения и вычитания смешанных чисел. Что общего у них? ( Действия выполняются сначала с целыми числами, затем с дробными частями.)

- Сформулируйте  правило сложения смешанных чисел. (Слайд 9)

- Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел. (Слайд 10)

Стр. 174 учебника, правило                                    

(Кусок торта.)

VII. Применение

- Вернемся  к примеру:

3 1/7 + 2 3/7= (3+2)+(1/7+3/7)=5+4/7=54/7

- Как убедиться, что сложение выполнено правильно?  (Вычитанием). Сделать проверку.

54/7-31/7=(5-3)+(4/7-1/7)= 2+3/7= 23/7

(Кусок торта.)

VIII. Физкультминутка (Слайд )

Потрудились - отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

IX. Закрепление изученного материала

1. Карлсон прислал телеграмму, но все слова перепутались. Давайте решим примеры и соотнесем их с ответами. (Слайд 11)

3 7/13 – 4/13=                              4     –  В

5 2/5+1/5=                                    7 4/6 – О

10 2/3-6=                                      3 3/13 – У

2 2/7+2 4/7=                                 4 6/7 – Е

8 5/9-3=                                        5 5/9 – Х

3/6+7 1/6 =                                   4 2/3 – П

7 4/5-3 4/5=                                  5 3/5 – С              

У

С

П

Е

Х

О

В

(Кусок торта.)

«Охота за пятерками»

2. Работа над задачами.

а)        Стр. 175, №1115.

  1. Прочитайте задачу.
  2. Сколько конфет в одной коробке?
  3. Сколько конфет в другой коробке?
  4. Как ответить на вопрос задачи?
  5. Решите задачу. Прочитайте ответ. (В двух коробках 4 4/8 кг конфет.)

б)        Стр. 175, № 1116.

  1. Чему равна длина красной ленты?
  2. Что сказано про длину белой?
  3. Что значит на 2 1/5 м короче?
  4. Как будете решать эту задачу?

Решите. Прочитайте ответ. (Длина белой ленты 1 2/5 метра.)

(Кусок торта.)

Вы – замечательные ученики: старательные, внимательные, дружные, помогаете друг другу.

(прилетел Карлсон) Карлсон увидел, что вы такие ребята, каких он искал, и вернулся.   Мы дарим ему торт.

X. Итог урока (вопросы Карлосона).

  1. Что такое смешанное число?
  2. Чему вы сегодня научились? ( Складывать и вычитать смешанные числа.)
  3. Как сложить смешанные числа?
  4. Как вычесть смешанные числа?

Это вам поможет справиться  с домашним заданием.

XI. Домашнее задание: Стр. 178, № 1136,1137

XII. Рефлексия.

Соберите заработанные кусочки в тортик. (3-5 частей – «5»)

 Оцените свой успех на уроке. ( «Мордочки»).

Учитель оценивает работу учащихся. (Мордашка). (Слайд 13)    


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Цель  урока: формирование навыков сложения и вычитания смешанных дробей Задачи:- обучающие: (формирование позн...

Сложение и вычитание смешанных чисел.

Урок на тему:«Сложение и вычитание смешанных чисел»  ...

"Сложение и вычитание смешанных чисел" 5 класс

Представляю обобщающий урок математики в 5 классе "Сложение и вычитание смешанных чисел" . Урок проводится в различных ф...

конспект урока "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Без знания дробей никто не можетпризнаваться знающим математику./Цицерон/ ...

Проект урока по математике. 6 класс. "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Проект урока по математике.6 класс."Сложение и вычитание смешанных чисел". Урок закрепления знаний и способов деятельнос...

урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел"

Конспект урока в 5 классе по теме "Сложение и вычитание смешанных чисел" (урок закрепления знаний в форме урока-сказки)....