Главные вкладки

    План-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме:
    Сложение и вычитание смешанных чисел 5 класс

    Кузнецова Марина Николаевна

    Урок изучения нового материала.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    На какие группы мы можем разделить данные дроби?
    Чтобы сложить два смешанных числа, нужно сложить отдельно их целые и дробные части, сложить полученные результаты.
    Чтобы вычесть из смешанного числа смешанное число, нужно отдельно вычесть их целые и дробные части, сложить полученные результаты.
    Домашнее задание
    Спасибо за урок!
    Устный счет


    1
    0
    Справка
    1.
    К целой части прибавить целую часть.
    К полученной целой части прибавить дробную часть.
    Сформулировать правило сложения смешанного числа с натуральным.
    2.
    К целой части прибавить целую часть.
    К дробной части прибавить дробную часть
    К полученной целой части прибавить полученную дробную часть.
    Сформулировать правило сложения смешанных чисел.
    3.
    Из целой части вычесть целую часть.
    Из дробной части вычесть дробную часть
    К оставшейся целой части прибавить оставшуюся дробную часть.
    Сформулировать правило вычитания смешанных чисел. 
    4.
    Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
    Занимаем у целой части уменьшаемого единицу и представляем ее в виде неправильной дроби.
    Полученную дробь складываем с дробной частью уменьшаемого.
    Вычитаем отдельно целые части и дробные части.
    К оставшейся целой части прибавляем оставшуюся дробную часть.
    Сформулировать правило вычитания из смешанного числа дроби, причем дробь уменьшаемого больше дроби вычитаемого.
    Решение задач
    Стр. 175, № 1115
    Стр. 175, № 1116
    Учитель математики
    Кузнецова Марина Николаевна
    Сложение и вычитание смешанных чисел

    4
    – В

    7
    – О

    3
    – У

    4
    – Е

    5
    – Х

    4
    – П

    5
    – С
    У
    С
    П
    Е
    В
    Х
    О


    Домашнее задание:
    П. 29 (учить правила)
    Стр. 178, № 1136, 1137
    Сложение и вычитание смешанных чисел.
    Цель урока:
    Научится выполнять сложение и вычитание смешанных чисел.
    Физкультминутка
    Потрудились - отдохнём,
    Встанем, глубоко вздохнём.
    Руки в стороны, вперёд,
    Влево, вправо поворот.
    Три наклона, прямо встать.
    Руки вниз и вверх поднять.
    Руки плавно опустили,
    Всем улыбки подарили.
    Найдите лишний пример:
    Что такое смешанное число?
    Чему вы сегодня научились?
    Как сложить смешанные числа?
    Как вычесть смешанные числа?
    Астрид Линдгрен

    На какие группы мы можем разделить данные дроби?
    Правильные дроби
    Неправильные дроби
    = (3 + 2) + (
    ) = 5 +
    = 5


    = (5 – 3) + (

    )= 2 +
    = 2

    Предварительный просмотр:

    Учитель математики Кузнецова М.Н.

    Урок в 5 классе по теме:

     Сложение и вычитание смешанных чисел.

    Цели:

    Учебные: 

    1. Познакомить учащихся с алгоритмами сложения и вычитания смешанных чисел путем включения учащихся в практическую деятельность.
    2. Продолжить работу по развитию вычислительных  навыков.

    Развивающие:

    1. Развитие умения решать задачи изученных видов.
    2. Создание условий для формирования мыслительных операций.

    Воспитательная:

    1. Воспитывать чувство товарищества и  взаимовыручки.

    Ход урока

    I. Организационный момент.   

    Посмотрите, все ль в порядке:

    Книжка, ручки и тетрадки.

    Прозвенел сейчас звонок.

    Начинается урок.

    II. Проверка домашнего задания.

    Дата, классная работа.

    - Дома вы выполнили задание. Вы разгадали ребус. (Слайд 1)И какой же ответ?  (Астрид Линдгрен) (Слайд 2)

    Д/з.

    1. Выделить целую часть и расположить в порядке возрастания.

    18  -И    7  -А    14  -Р     11  -Т    9  -С      21  -Д

     5           5           5             5           5            5

    1 2/5  1 4/5  2 1/5   2 4/5   3 3/5  4 1/5

      А       С       Т         Р          И       Д

    2. Запиши в виде неправильной дроби и расшифруй.

    41/2-Д     2 3/7-Н   4 9/10-Р  32/5-И   14/6-Г   2 2/8-Е    3 ¾ -Л    5 1/6-Н


    15

    4

    17

    5

    17

    7

    9

    2

    10

    6

    49

    10

    20

    8

    31

    6

    Л

    И

    Н

    Д

    Г

    Р

    Е

    Н



    - А кто такая Астрид Линдгрен? Какую сказку написала эта шведская писательница? («Малыш и Карлсон») (Слайд 3)

    - Но к сожалению Карлсон улетел, но оставил письмо.

    Письмо: Ребята, я полетел искать старательных, внимательных, трудолюбивых, дружных, умеющих придти на помощь ребят. Найду – вернусь.)

    - Ребята, давайте быстрее встретимся с другом, для этого выполним математические  задания. Если мы их выполним правильно, то  у нас к возвращению Карлсона - сладкоежки получится большой общий торт. И у каждого – свой маленький.

    Первое задание.

    III. Устный счет

    1. Решение цепочек (стр. 175, № 1111).

    2/5 + 1/5 + 2/5 – 3/7 – 1/7 = 3/7

    5/17 + 7/17 – 12/17 + 7/9 – 4/9 = 3/9

    2. На какие группы мы можем разделить данные дроби: (правильные и неправильные дроби) (Слайд 6)

    9     5      8     10    24      15     7       12

    8    12    11     6     13      16     7       25

    - Какие дроби называются правильными?

    - Какие дроби называются неправильными?

    - Как по-другому представить неправильные дроби?

    - Из чего состоит смешанное число?

    (Кусок торта.)

    IV. Актуализация  знаний.

    Найдите лишний пример:

    2/8 + 3/8     14/12 – 7/12     7/9 + 1/9     3 1/7 + 2 3/7       18/27 -5/27

    - Попробуйте сформулировать тему урока  (Сложение смешанных чисел) (Слайд8)

    - Сегодня на уроке мы научимся выполнять сложение и вычитание  смешанных чисел, для достижения этой цели сформулируем  правила.

    V. Исследование

    Учащиеся работают в группах, выполняя задания различной  сложности. Все учащиеся делятся на 4 группы. На парту каждой группы раздается задание и справочный материал. Для решения задания нужно выбрать соответственное правило.

    Задание 1. Выполнение сложения 2 ½ + 3

    Задание 2. Выполнение сложения 2 1/4 + 1 2/4

    Задание 3. Выполнение вычитания 3 5/6 – 3/6

    Задание 4. Выполнение вычитания 5 1/4 - 3 2/4

    Справка

    1.

    1. К целой части прибавить целую часть.
    2. К полученной целой части прибавить дробную часть.
    3. Сформулировать правило сложения смешанного числа с натуральным.

    2.

    1. К целой части прибавить целую часть.
    2. К дробной части прибавить дробную часть
    3. К полученной целой части прибавить  полученную дробную часть.
    4. Сформулировать правило сложения смешанных чисел.

    3.

    1. Из целой части вычесть  целую часть.
    2. Из дробной части   вычесть дробную часть
    3. К оставшейся целой части прибавить  оставшуюся дробную часть.
    4. Сформулировать правило вычитания смешанных чисел.

    4.

    1. Если дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
    2. Занимаем у целой части уменьшаемого единицу и представляем ее в виде неправильной дроби.
    3. Полученную дробь складываем с дробной частью уменьшаемого.
    4. Вычитаем отдельно целые части и дробные части.
    5. К оставшейся целой части прибавляем оставшуюся дробную часть.
    6. Сформулировать правило вычитания из смешанного числа  дроби, причем дробь уменьшаемого больше дроби вычитаемого.

    VI. Обмен информацией.

    -Вы рассмотрели правила сложения и вычитания смешанных чисел. Что общего у них? ( Действия выполняются сначала с целыми числами, затем с дробными частями.)

    - Сформулируйте  правило сложения смешанных чисел. (Слайд 9)

    - Сформулируйте правило вычитания смешанных чисел. (Слайд 10)

    Стр. 174 учебника, правило                                    

    (Кусок торта.)

    VII. Применение

    - Вернемся  к примеру:

    3 1/7 + 2 3/7= (3+2)+(1/7+3/7)=5+4/7=54/7

    - Как убедиться, что сложение выполнено правильно?  (Вычитанием). Сделать проверку.

    54/7-31/7=(5-3)+(4/7-1/7)= 2+3/7= 23/7

    (Кусок торта.)

    VIII. Физкультминутка (Слайд )

    Потрудились - отдохнём,

    Встанем, глубоко вздохнём.

    Руки в стороны, вперёд,

    Влево, вправо поворот.

    Три наклона, прямо встать.

    Руки вниз и вверх поднять.

    Руки плавно опустили,

    Всем улыбки подарили.

    IX. Закрепление изученного материала

    1. Карлсон прислал телеграмму, но все слова перепутались. Давайте решим примеры и соотнесем их с ответами. (Слайд 11)

    3 7/13 – 4/13=                              4     –  В

    5 2/5+1/5=                                    7 4/6 – О

    10 2/3-6=                                      3 3/13 – У

    2 2/7+2 4/7=                                 4 6/7 – Е

    8 5/9-3=                                        5 5/9 – Х

    3/6+7 1/6 =                                   4 2/3 – П

    7 4/5-3 4/5=                                  5 3/5 – С              

    У

    С

    П

    Е

    Х

    О

    В

    (Кусок торта.)

    «Охота за пятерками»

    2. Работа над задачами.

    а)        Стр. 175, №1115.

    1. Прочитайте задачу.
    2. Сколько конфет в одной коробке?
    3. Сколько конфет в другой коробке?
    4. Как ответить на вопрос задачи?
    5. Решите задачу. Прочитайте ответ. (В двух коробках 4 4/8 кг конфет.)

    б)        Стр. 175, № 1116.

    1. Чему равна длина красной ленты?
    2. Что сказано про длину белой?
    3. Что значит на 2 1/5 м короче?
    4. Как будете решать эту задачу?

    Решите. Прочитайте ответ. (Длина белой ленты 1 2/5 метра.)

    (Кусок торта.)

    Вы – замечательные ученики: старательные, внимательные, дружные, помогаете друг другу.

    (прилетел Карлсон) Карлсон увидел, что вы такие ребята, каких он искал, и вернулся.   Мы дарим ему торт.

    X. Итог урока (вопросы Карлосона).

    1. Что такое смешанное число?
    2. Чему вы сегодня научились? ( Складывать и вычитать смешанные числа.)
    3. Как сложить смешанные числа?
    4. Как вычесть смешанные числа?

    Это вам поможет справиться  с домашним заданием.

    XI. Домашнее задание: Стр. 178, № 1136,1137

    XII. Рефлексия.

    Соберите заработанные кусочки в тортик. (3-5 частей – «5»)

     Оцените свой успех на уроке. ( «Мордочки»).

    Учитель оценивает работу учащихся. (Мордашка). (Слайд 13)