Урок в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Нестандартный открытый урок применения знаний. В связи с 85-летием Рубцовского района форма урока выбрана нетрадиционная:  урок-путешествие по Рубцовскому району. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе

Тема урока: Действия с десятичными дробями

Тип урока: урок применения знаний  

Форма урока: урок-путешествие  

Цели:

  1. организовать деятельность учащихся по применению знаний для выполнения действий с десятичными дробями в нестандартной ситуации,
  2. актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы,
  3. развивать навыки самоконтроля,
  4. воспитывать волю, настойчивость для достижения конечных результатов,
  5. развивать познавательный интерес учащихся.

Ход урока.

  1. Оргмомент.  Проверка готовности учащихся к уроку. Приветствие учащихся

  1. Постановка целей урока

Тема  нашего урока: «Действие с десятичными дробями».

-Как вы думаете, какие цели мы перед собой поставим на данный урок?

 Учащиеся выдвигают свои предложения, среди которых предполагаются следующие:

- закрепить умение выполнения сложение, вычитание, умножение десятичных дробей, умножение и деление на различные единицы.

- закрепить умение применять имеющиеся знания в нестандартных ситуациях: при решении упражнений на  нахождение дроби от числа, при нахождении среднего арифметического.

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель:

Урок  не совсем обычный. В связи с 85-летием Рубцовского района  предлагаю провести его в форме урока-путешествия по Рубцовскому району.

Игровой момент «Полетное повторение» (термин «полетное повторение почерпнут из книги В.Ф.Шаталова «Психологические контакты». М.1992)

На доске карта Рубцовского района  (Приложение 10) и запись:

    1      -0.8                      +0.6

*20                       :0.1

*0.1                       *0.04

:0.2                        +4

:5                           :44

Ответ последнего примера 0,1 и учитель предлагает учащимся ещё одно задание: «Как из 0.1 получить 1?»      

  1. Комплексное  применение знаний, умений, навыков
  1. Узнаем дату образования Рубцовского района.

Игра «Лучший счетчик».


пример       ответ                      пример       ответ

16 . 0,125         2                       2 - 4 . 0,25               1

0.07 .  100             7                       0,81 : 0,9               9                                                                                

1 - 0,2 . 5          0                       3,8 - 0.6 . 3             2

20 . 0.25                5                      2 . 0.8 + 3 . 0.8       4

Учитель называет ученика, успешнее других справившегося с данным заданием, а учащиеся из полученных ответов и составляют дату образования Рубцовского района - 27.05.1924.

2. Игра «Поле чудес»

Учитель: «Первопоселенцы селились обычно по берега рек, на возвышенных местах или на освещенных солнцем лесных полянах у озер. Иногда вокруг деревушек на многие верста не было другого жилья. Годом возникновения первой деревни  Рубцовского района считают 1749г. А название деревни зашифровано. Название двойное, что не было редкостью в  XVIII веке. Большинство сибирских деревень получало свое название от имен тех  крестьян,  которые первыми в них поселились, лишь некоторые назывались по рекам, на которых они располагались. Крестьяне чаще употребляли то название, которое происходило от имени первооткрывателей.  Вы сможете узнать название деревни, расшифровав его. Но для этого необходимо выполнить следующие задания:

  1. 4х+х=0,9
  2. 22,5-0,822,5
  3. 0,01 от 20
  4. (2+0,15)∙0,5
  5.  от 9
  6. 3,49х+6,51х, если х=0,1
  7. 3х+20-х=48
  8. (8,5-х)׃0,1=1
  9. Найти число, если 0,5 от него

равны 0,6

  1.  5,3+27∙0,1
  2. (1-0,5∙0,2)
  3. х-0,2х=0,64
  4. 1,93:0,1+70 ·0,01
  5. 16 ·0,125:0,2
  6. (2,4-0,82: )·2
  7. 5х+3,2+7х=4,4

Дополнительно:    Вычислите: 120:( + 0,75)»

Учащиеся дифференцированно выполняют задания и под руководством учителя, используя таблицу значений букв, заполняют нижеприведенные таблицы.

Таблицы для заполнения учащимися

Используя данную таблицу, учащиеся узнают название первой деревни Рубцовского района -  Бобкова-Склюиха.

1

2

3

4

5

6

7

        8        

9

10

11

12

13

14

        

В этой таблице зашифровано название реки, на которой расположено данное село – Алей.

7

10

15

16

Таблица значений букв

 а

б

в

е

10

0,2

1

0,7

и

й

к

л

0,8

0,1

1,2

8

о

с

х

ю

4,5

1,5

20

2,7

3. Учитель приводит следующие исторические сведения:

 «Алей  имеет  866 километров в длину. Река  является одной из наиболее нужных рек края. В Рубцовском районе особенно страдают от недостатка влаги земли, расположенные в его южной части. Наибольший вред сельскому хозяйству приносят засухи. В начале века сход жителей села Весёлый Яр неоднократно посылали ходоков в Государственную Думу, с наказом, в крае настоятельно просили «строить орошения».  Первая очередь Алейской оросительной системы (АОС) построена в 1932-1939 г., а с 1976-2 очередь, которая протекает по территории п. Куйбышево.

О поселке Куйбышево известно мало. Но нам известна дата образования Куйбышевского сельсовета. Вы сможете её назвать, решив следующую задачу:

« Найдите:

а) Среднее арифметическое чисел: 30,5; 21,7; 43; 14,5; 35,3;

б) Среднее арифметическое чисел: 1,02; 0,97; 1,01;

в) Значение выражения: 93·2,7+2,7.»

Ответ. 29.01.1971

4. Учитель: «До 1861г. в культурном отношении Алтай был один из самых отсталых регионов страны.

Всего 16 начальных школ.

В 1850г. Возни кла школа в с. Локоть,

в 1900 в с. Рубцовское,

а 1923г. в с. Локоть ФЗУ ( школа фабрично-заводского ученичества).

Сколько школ сейчас в районе вы сможете узнать, выполнив следующую цепочку действий:

                         x4                           +?                                         : 0,3                       +26,3

Ответ: 30 (в 2004  году)

  1. Постановка домашнего задания

Учитель предлагает учащимся задание на дом на выбор:

№1608(1) или составить занимательное задание по теме «Действия с десятичными дробями»

VI. Рефлексия:

  1. Что нового узнали?
  2. Нужно ли Вам знания, полученные  на этом уроке?  
  3. Удалось ли каждому из вас реализовать поставленные в начале урока цели?
  4. Какие трудности возникали на уроке?
  5. Над чем надо поработать дома и на последующих уроках?
  6. С каким настроением заканчиваете урок?

 

«Спасибо, дети, за урок!»

1,11

?

0,25


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: "Десятичные дроби"

Тема "Десятичные дроби" изучается учащимися в 5 классе по учебнику "Математика",  5 класс, автор Н.Я Виленкин, В.И.Жохов. Данная тема находит широкое применение в физике, химии, биологии и других...

Урок математики в 5 классе. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Тип урока: обобщение – систематизация знаний.Цели урока:  закрепление вычислительных навыков, повторение правил сложения и вычитания десятичных дробей,  формирование умений выполнять действи...

Конспект урока по теме "Понятие десятичной дроби.Чтение и запись десятичных дробей"

Разработка урока соответствует идеям системно-деятельностного обучения и требованиями ФГОС ОО, содержит технологическую карту,конспект, сценарий....

Презентация к уроку "Урок – смотр знаний в 5 класс по математике. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»."

Презентация к уроку:Урок – смотр знаний в 5 класс по математике.Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»....