Развитие творческих способностей учащихся - требование образовательных стандартов нового поколения
статья по алгебре по теме

Смирнова Наталья Васильевна

В статье рассмотрено понятие творческих способностей и основные направления развития творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся –  

требование образовательных стандартов нового поколения

В  настоящее время всё больше говорится о проблемах человека, его духовности, культуре, нравственности, образовании и интеллектуальном развитии. В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" одним из главных приоритетов является развитие системы поддержки талантливых детей. Интеллектуальный потенциал общества далеко не однороден. Выражение "одарённые ученики" весьма условно, поскольку рано проявившиеся способности ребёнка могут не получить ожидаемого развития, остаться нереализованными. Подлинно выдающиеся способности могут обнаружиться позднее.

Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес – наша  задача. Не только интересное делать, но и все, что нужно, делать с интересом – такую  цель мы ставим перед обучающимися.

Творческие способности – далеко   не новый  предмет   исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.  

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.  

Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей.

Воспитание творческих способностей детей  будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И сегодня мы попытаемся определить основные направления и педагогические задачи по развитию творческих способностей на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Я выделила четыре основных направления:

  1. Исследовательская деятельность
  2. Решение занимательных задач
  3. Участие в олимпиадах и конкурсах
  4. Метод проектов

1) Исследовательская деятельность. Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению материала. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать материал и находить новые способы решения задач.

Но в данном случае не достаточно исследования, если это просто факт поиска в условиях неопределенной ситуации, нужна мотивация исследовательского поведения.

Задача учителя будет заключаться в том, чтобы научить:

  1. видеть проблему;
  2. уметь выдвигать гипотезу;
  3. уметь наблюдать;
  4. уметь проводить эксперимент;
  5. уметь объяснять увиденное;
  6.  делать выводы.

Ориентировать ученика на решение злободневных проблем, нужно давая им нестандартные домашние задания, как по предмету, так и в рамках внеучебной деятельности.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Толстой).

Заставить мысль школьника работать – вот основная задача педагога.

Условия формирования исследовательских умений:

Целенаправленность и систематичность. Работу по развитию исследовательских умений желательно проводить постоянно (как в урочной, так и во внеурочной деятельности).

Мотивированность. Необходимо помогать учащимся увидеть смысл их исследовательской деятельности как возможность реализации собственных талантов и возможностей, как потенциал для саморазвития и самосовершенствования.

Творческая атмосфера. Необходимо поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их.

Личность педагога. Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию креативной рабочей обстановки, обладающий определёнными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.

Учет возрастных особенностей школьника. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для восприятия учащихся уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:

Умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).

Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).

Умение работать с информацией (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).

Умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика.

Умелое сочетание видов исследовательской деятельности научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а, значит, и подготовит к взрослой жизни.

2) Решение занимательных задач.

Мы, учителя не всегда понимаем что, как и зачем надо развивать и вообще надо ли это делать, если на уроке не хватает времени на отработку знаний, умений и навыков. Заниматься же развитием просто необходимо, и делать это надо систематически и целенаправленно. Великолепным способом решения данной проблемы являются:

  1. познавательные задачи;
  2. занимательность на уроке.

Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмыслением, и кончая операциями логического и творческого мышления.

Под занимательностью на уроке понимаются те компоненты урока (способы подачи учебного материала, специфические свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом, а иногда и с организацией обучения), которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у учащихся к учебному предмету и способствует созданию положительной эмоциональной обстановки учения.

Следует учитывать, что основу занимательности должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом. Целесообразно также учесть и воздействие занимательного обучения на мыслительную деятельность ученика. Положив оба эти фактора в основу получим следующее разбиение: организационная занимательность; информационная занимательность; внеучебные задания занимательного характера; учебные занимательные задания.

Под организационной занимательностью понимают занимательность, связанную с организацией урока и лишь косвенно- с учебным материалом (стимулирует).

Под информационной занимательностью понимают информацию учебно-познавательного характера, которое вызывает любопытство учащихся. Обычно эта информация не ставит перед учащимися проблемы, а заставляет их задуматься об общих вопросах математики (информирует, заставляет слушать).

Под внеучебными занимательными заданиями понимают задачи, не связанные непосредственно с программным материалом.

Под учебными занимательными заданиями понимают задания, непосредственно связанные с программным материалом и способствующие усвоению и закреплению его учащимися. Такие задания ценны тем, что они наряду с привитием школьникам интереса к учению, способствуют также развитию их познавательной активности и накоплению учебных знаний, умений и навыков.

3) Участие в олимпиадах и конкурсах.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест.

У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям к активному умственному труду и самопознанию.

По степени одаренности школьников исследователи  выделяют три группы обучающихся.

  1. Школьники с очень высоким общим уровнем развития интеллектуальных способностей, явно превышающих средний уровень; творческим подходом и настойчивостью в достижении цели. У этих детей сильно развитое чувство справедливости и очень широкие личные системы ценностей.
  2. Школьники с признаками специальной умственной одаренности в определенной области знаний, с предпочтением заниматься каким-то определенным видом деятельности.
  3. Школьники, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами, креативностью, продуктивностью мышления, способностью к лидерству.

      В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие:

  1. внутреннего деятельностного потенциала ученика;
  2. способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе;
  3. способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни;
  4. умения ставить цели и искать способы их достижения;
  5. потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей;
  6. ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей;
  7. постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

4) Метод проектов.

Одним из современных эффективных методов развития творческих способностей обучаемых следует считать метод проектов (или проектирования), который способствует решению учебно-познавательной проблемы, ее теоретической и практической реализации.

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Требования к учебному проекту:

  1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
  3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
  4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
  5. Подготовленный продукт должен представлен общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Типология проектов:

  1. по доминирующей в проекте деятельности;
  2. по предметно-содержательным областям;
  3. по количеству участников и характеру контактов в проекте;
  4. по продолжительности выполнения проекта.

И в заключение хотелось бы сказать, что в концепции стандартов образования нового поколения отмечено, что прочное усвоение знаний учащимися возможно при условии готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции "уметь учиться".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение иностранному языку в начальной школе в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

Данные методические рекомендации созданы на основе стандартов начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по иностранному языку с учётом планируем...

Адаптация коллектива образовательного учреждения к инновациям в ходе внедрения образовательных стандартов нового поколения (презентация к педагогическому совету)

Каждое новое поколение предъявляет учителю новые требования, и он становится современным учителем лишь в том случае, если он умеет учиться у своих учеников.(Ю.И. Латышев)...

«Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения».

Российское образование на современном этапе претерпевает  значительные перемены.  Процесс обучения повсеместно  сопровождается  внедрением новейших педагогических  технологий....

развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы с учетом требований ФГОС».

Несомненно, что развитием творческих способностей учащихся необходимо заниматься систематически и целенаправленно.Современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут ...

Основные подходы к оцениванию метапредметных результатов учащихся при переходе на образовательные стандарты нового поколения. Из опыта работы

В презентации представлены основные подходы к оцениванию метапредметных результатов  учащихся  при переходе на образовательные стандарты нового поколения. Из опыта работы....

Статья: "Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения"

Краеведение как одна из форм реализации требований государственного образовательного стандарта нового поколения...