Бинарный урок (теория вероятностей и статистика + информатика) по теме «Вычисление простейших статистических характеристик с помощью формул ЭТ Excel»
методическая разработка по алгебре (7 класс) по теме

Изучение "Элементов логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей" начинается уже с 5 класса (в учебнике Виленкина Н.Я. и др. встречаются комбинаторные задачи), но изучение теоретического материала начинается с 7 класса (учебник Макарычева Ю.Н., Миндюк Н.Г. идр.). В 7 классе изучается тема "Статистические характеристики", но на нее отводится немного часов.

Вероятностно-статистические представления занимают важное место в системе знаний и представлений современного человека. Без минимальных знаний по статистике и теории вероятностей сегодня трудно правильно воспринимать социальную, политическую, экономическую информацию, принимать на ее основе обоснованные решения. Современные физика, химия, биология исходят из представления, согласно которому все явления природы носят статистический характер, и законы этих наук могут получить достаточно полную и точную формулировку только в терминах теории вероятностей и статистики. Статистические методы и понятия занимают важное место в современной психологии, лингвистики, истории, археологии и других науках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный урок (теория вероятностей и статистика + информатика)    по теме «Вычисление простейших статистических характеристик с помощью формул ЭТ Excel»

Воробьёва Наталия Аркадьевна, учитель математики

Маслова Нина Николаевна, учитель информатики

Обоснование межпредметного курса.

В связи с изменениями «Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Математика» (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года. №21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089) и программ по математике впервые введены элементы теории вероятностей и статистики.

В «Требованиях к уровню подготовки выпускников» говорится, что в результате изучения математики ученик должен уметь извлекать информацию, представленную в таблицах, составлять таблицы, вычислять средние значения результатов измерений. В «Общей характеристике учебного предмета» обращается внимание на то, что элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение.

Изучение «Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей» начинается уже с 5 класса (в учебнике Виленкина Н.Я. и др. встречаются комбинаторные задачи), но изучение теоретического материала начинается с 7 класса (учебник Макарычева Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др.). В 7 классе изучается тема «Статистические характеристики», но на нее отводится немного часов.

Вероятностно-статистические представления занимают важное место в системе знаний и представлений современного человека. Без минимальных знаний по статистике и теории вероятностей сегодня трудно правильно воспринимать социальную, политическую, экономическую информацию, принимать на ее основе обоснованные решения. Современные физика, химия, биология исходят из представления, согласно которому все явления природы носят статистический характер, и законы этих наук могут получить достаточно полную и точную формулировку только в терминах теории вероятностей и статистики. Статистические методы и понятия занимают важное место в современной психологии, лингвистике, истории, археологии и других науках.

Таким образом, без минимальных знаний по теории вероятностей и статистике у учащегося не могут быть сформированы умения ориентироваться в поступающей статистической информации, правильно принимать на ее основе решения, не может сложиться адекватное представление о современной научной картине мира.

Но из сказанного выше также следует, что вероятностно-статистические понятия занимают важное место и в других науках, следовательно, их изучение не должно ограничиваться рамками предмета математика. Должен быть расширен круг понятий и задач, рассматриваемых и на других школьных предметах.

Следует отметить, что в дополнениях к учебникам математики в темах, связанных со статистикой, задач довольно много. Предполагается, что такие задания учащиеся будут выполнять вручную, но использование компьютера при их решении может значительно уменьшить объем работы, сократить время их выполнения. При изучении табличного процессора, текстового редактора, баз данных также могут систематизироваться и закрепляться знания и умения по теории вероятностей и статистике.

Введение в содержание школьного курса математики вероятностно-статистического материала влечет за собой необходимость в изменении содержания школьного курса информатики. В свою очередь, включение стохастических понятий и методов в курс информатики должно способствовать не только более глубокому их пониманию, но и более качественному освоению понятий и методов самой информатики. Следовательно, реализация межпредметных связей математики и информатики посредством включения вероятностно-статистического материала, позволяет говорить о повышении эффективности и качества обучения, в том числе, этим дисциплинам

Тип урока: объяснительно-демонстрационный с элементами практикума.

Вид урока: учебный и трудовой практикум.

Программно-дидактическое обеспечение: ЭВМ типа IBM. Локальная сеть. ОС Windows XP. ППП MS Office 2007, задание в виде ЭТ.

Цели и задачи:

        актуализировать теоретические знания учащихся статистических понятий;

        познакомить со встроенными в электронные таблицы статистическими функциями;

        сформировать умение использовать электронные таблицы при решении статистических задач.

  1. получение знаний и формирование умений по сбору, группировке, анализу и наглядному представлению статистических данных с применением электронных таблиц;
  2. повысить интерес учащихся к интегрируемым предметам, сформировать умение переносить полученные знания с одного предмета на другой.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

        как записать формулу в MS EXCEL.

Учащиеся должны уметь:

        применять свои знания на практике.

План урока

1.        Организационный момент. 2 мин

2.        Постановка целей и задач занятия. Ознакомление с планом занятия. 3 мин

3.        Повторение простейших статистических понятий (презентация). 10 мин

4.        Объяснение нового материала. 10 мин

5.        Практическая работа на закрепление: 15 мин

6.        Подведение итогов. Выставление оценок. 5мин

Ход урока

  1. Ребята, на прошлом занятии мы познакомились  с ЭТ Excel, научились создавать формулы в электронных таблицах Excel.
  1. А сегодня мы научимся создавать формулы и решать  задачи, известные вам из курса «Теория вероятностей и статистика». Для этого нам необходимо повторить такие понятия: среднее арифметическое, мода, медиана, размах и научиться вычислять их с помощью электронных таблиц. Тема нашего урока  «Вычисление простейших статистических характеристик с помощью  формул  Excel».
  2. Повторение простейших статистических понятий (Презентация).

 

  1. Объяснение нового материала.

Учащимся предлагается посмотреть на экране файл Статистика.xls.

        Лист Среднее арифметическое

В ячейку, выделенную цветом, вставляем  формулу:

 В ячейку С7: =(B7+B8+B9+B10+B11+B12+B13+B14+B15+B16/10)

        Лист Мода

Выполняем сортировку чисел , находящихся в ячейках B7 – B16.

В ячейку С7: записать наиболее часто встречающееся число.

        Лист Медиана

Выполняем сортировку чисел , находящихся в ячейках B4 – B12.

В ячейку С4 вставляем формулу: =В8.

Выполняем сортировку чисел , находящихся в ячейках D4 – D11.

В ячейку Е4 вставляем формулу: =(D7+D8)/2.

        Лист Размах

Выполняем сортировку чисел , находящихся в ячейках B5 – B17.

В ячейку С5 вставляем формулу: =В17-B5.

  1. Практическая работа на закрепление (Листы Задание1 и Задание 2 файла Статистика.xls).

Задание 1.

Задание 2. Таблица заполняется заранее подготовленными данными.

  1. Подведение итогов. Выставление отметок. Домашнее задание.

Литература

1. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Приказ министерства образования РФ [Текст] // Информатика и образование. 2004. № 4.

2. О введении элементов комбинаторики, статистики и теории вероятности в содержание математического образования основной школы [Текст] // Математика в школе. 2003. № 9.

3. Стандарт основного общего образования по информатике и информационным технологиям [Текст] // Информатика и образование. 2004. № 4.

4. Яглом, А. М. Вероятность и информация [Текст] / А. М. Яглом, И. М. Яглом. М., 1957. 159 с.

5. Колмогоров, А. Н. Введение в теорию вероятностей. [Текст] / А. Н. Колмогоров, И. Г. Журбенко, А. В. Прохоров. М.: Наука, 1982. 160 с.

6. Ткачева, М. В. Элементы статистики и вероятность [Текст]: Учебное пособие для учащихся 7–9-х классов общеобразовательных учреждений / М. В. Ткачева, Н. Е. Федорова. М.: Просвещение, 2004. 112 с.

7. Макарычев, Ю. Н. Алгебра: элементы статистики и теории вероятностей [Текст]: Учебное пособие для учащихся 7–9-х классов общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк; под общ. ред. С. А. Теляковского. М.: Просвещение, 2003. 78 с.

8. Мордкович, А. Г. События. Вероятности. Статистическая обработка данных [Текст]: Дополнительные параграфы по курсу алгебры 7–9-х классов общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. М.: Мнемозина, 2003. 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"

В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни»

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ внеурочных занятий по теории вероятностей и статистики «Вероятность и статистика в нашей жизни» 1 час в неделю, 34 часа в год...

Разработки уроков для 7 класса по теме: " Теории вероятности и статистики".

Уроки разработаны по УМК автора Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк, М. "Просвещение" 2011г....

Методика применения элементов групповой работы на уроках алгебры в 11 классе при изучении темы ""Вычисление площадей криволинейных фигур с помощью интеграла".

Межличностное общение в процессе учебы способствует формированию таких качеств личности, как желание и готовность помочь друг другу, ответственность за результаты деятельности, способность поддерживат...

Методическая разработка практического занятия теоретического обучения по дисциплине «Информатика» по теме: «Обработка статистической информации с помощью программы Microsoft Excel»

Методическая разработка практического занятия теоретического обучения по дисциплине «Информатика» по теме: «Обработка статистической информации с помощью программы Microsoft Excel&ra...

Условная вероятность. Умножение вероятностей. Дерево случайного эксперимента. 10 класс. К учебнику Ю.Н. Тюрин,..ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКА

Формируемые результаты:Предметные: формировать умение складывать и вычитать многочлены.Личностные: формировать умение формулировать собственноемнение.Метапредметные: формировать умение строить логичес...

«ГРАФЫ. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ ТЕОРИИ ГРАФОВ» (материал к уроку по теории вероятностей и статистики по теме: «Графы»)

Теория графов широко применяется в решении экономических и управленческих задач, в программировании, химии, конструировании и изучении электрических цепей, коммуникации, психологии, социологии, лингви...