Урок - проект по теме "Действия с десятичными дробями"с применением здоровьесберегающих технологий
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Мрясева Ольга Зосимовна

Урок с применением здоровьесберегающих технологий : физкультурна пауза, минуты релаксации. Решая примеры, ребята узнают как правильно питаться, чтобы стать отличником.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_desyatichnye_drobi.rar1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-проект с применением здоровьесберегающих технологий.

Тема урока:

Действия с десятичными дробями.

Подготовлен урок учителем вместе с учениками. Ученики готовили дополнительный материал к уроку, учили стихи, учились делать презентацию.

Цели, задачи и ожидаемые результаты урока

Целью урока является решение следующих задач:

- образовательные:  обобщение знаний по теме, проверить умения и навыки учащихся, применение правил при выполнении действий над дробями.

- развивающие:  развитие монологической речи учащихся, поддержание  интереса к уроку математика через межпредметные связи, развитие логического мышления.

- воспитательные: развитие навыков самостоятельной работы при выполнении различных заданий на уроке

Тема урока:  Обобщение по теме  «Действия с десятичными дробями».

«Знания имей отличные по теме «Дроби десятичные»

Организационный момент

- подготовка к уроку;

1.   Вступительное слово учителя:

В средние века, как и в древности, учение о дробях считалось самым трудным разделом арифметики. Римский оратор и писатель Цицерон говорил, что без знаний дробей никто не может признаваться знающим математику. А у немцев сохранилась такая поговорка «Попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.

Наш урок пройдет в несколько этапов:

  1. Из истории возникновения десятичных дробей;
  2. Математическое лото;
  3. Контрольный тест;
  4. Решение логических задач;
  5. Подведение итогов.

I .Из истории возникновения десятичных дробей

Слово учителя:   Кто же придумал десятичные дроби, как они возникли? Об этом подготовил доклад один из учащихся класса.

1 ученик: Решать задачу облегчения вычислений ученые начали еще с древних времен. Но только в хv веке самаркандский астроном ал-Коши в трактате «Ключ к арифметике» разработал полную теорию десятичных дробей  и подробно изложил правила действия с ними.  Труды аль-Коши долго не были известны европейским ученым. А потребность в упрощении вычислений с десятичными дробями возрастала все больше и больше. Это было связано с развитием техники, производства, мореплавания, торговли. Нужно было быстро  и точно вычислять: складывать, умножать, вычитать и делить десятичные дроби, а способ их записи в виде обыкновенных дробей не давал возможности это делать.
Прошло полтора века после открытий ал-Коши, и вот талантливый фламандский инженер  и ученый Симон Стевен в своей книге «Десятая»  описал арифметические действия с десятичными дробями. Он же ввел для них символику, которая приближалась к современному виду. Популяризация десятичных дробей является огромной заслугой Стевина перед наукой. Обычно  он признается и их изобретателем.

В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий 

в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».


II. Математическое лото.

 Устная работа. Решение примеров, с повторением правил выполнения действий с десятичными дробями. Решая примеры, при верном ответе,  открывается фотография учеников класса на лыжной прогулке в лесу. Учитель приводит следующую информацию:

  1. Все зимние виды спорта, включая лыжный, очень полезны для полноценного роста и развития мальчишек и девчонок.
  2. Морозный воздух в  1,5  раза богаче кислородом, чем летний. К тому же содержит отрицательные ионы, которые тонизируют организм, укрепляют нервную и сердечно-сосудистую системы.

Слово учителя:   Почему же десятичные дроби мы изучаем специально? Чем заслужили они  такое большое внимание?  Какое значение дроби имеют в жизни человека? Об этом расскажут ученики класса. (Стихотворение читают по ролям).

Три десятых

В. Лифшиц

1 ученик: - Это кто из портфеля швыряет в досаде
Ненавистный задачник, пенал и тетради?
И сует свой дневник, не краснея при этом,
Под дубовый буфет,  чтоб лежал под буфетом?..

Познакомьтесь, пожалуйста, Костя Жигалин,
Жертва вечных придирок ,    - он снова  провален.
И шипит, на растрепанный глядя задачник:
2 ученик: - Просто мне не везет! Просто я неудачник!.

1 ученик: В чем причина обиды его и досады?
Что ответ не сошелся лишь на три десятых!
Это сущий пустяк, и к нему, безусловно,
Придирается строгая Марья Петровна,

Три десятых…

Скажи про такую ошибку,
И, пожалуй, на лицах увидишь улыбку.
Три десятых… И все же об этой ошибке
Я прошу вас послушать меня без улыбки.

Если б, строя Ваш дом, тот, в котором живете,
Архитектор немного ошибся в расчете -

Что б случилось, ты знаешь ли Костя Жигалин?
Этот дом превратился бы в груду развалин!.

Ты вступаешь на мост, он надежен и прочен,
А не будь инженер в чертежах своих точен,
Ты бы, Костя, свалившись в холодную реку,
Не сказал бы спасибо тому человеку!

Вот турбина, в ней вал токарями расточен.
Если б токарь в работе не очень был точен,
Совершилось бы, Костя, большое несчастье.
Разнесло бы турбину на мелкие части.

Три десятых – и стены возводятся косо!
Три десятых – и рухнут вагоны с откоса!
Ошибись только на три десятых аптека -
Станет ядом лекарство, убьет человека….

Ты подумай об этом, мой друг, хладнокровно
И скажи – не права ль была Марья Петровна?
Если честно подумаешь, Костя об этом,
То не долго лежать дневнику под буфетом!

Слово учителя:   Десятичные дроби используют и в медицине.

3 ученик:  В медицине, например, известно, что «великан» среди микробов имеет размер 0,1 мм, а наибольший  мелкий вирус имеет размер 0,0000016 (мм).  Сравнивая размеры, медики определяют, чем вызвано заболевание  (микробом или вирусом?), и узнают, какая болезнь.

III .Контрольный тест;

Ответы 1,2,3 вариантов

1 вариант 

Крепкую нервную систему и способность к воспроизведению заученного материала нам обеспечивают: нежирная говядина, креветки, твердый сыр, печень.

2 вариант
Великолепную память обеспечивает холин-творог, горох, овсянка, желтки яиц.

3 вариант

Работоспособность и усидчивость обеспечивают зерновой хлеб, зеленый лук, гречка

Ребята проверяют ответы, сдают работы.


IV. Подведение итогов урока. Релаксация.

Литература

  1. Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И.  Шварцбурд. Математика, 5; Москва, «Мнемозина»,  2007 г.
  2. Журнал «Лиза»,№ 3, 2009 г., стр.44 (Статья «Встаем на лыжню»).
  3. Приложение «Здоровье» к газете «Комсомольская правда», сентябрь, 2003 г.  (Статья «Продукты для отличника»)
  4. Гайштут А.Г. , Развивающие задачи, 1987 г.
  5. Журнал «Математика в школе», № 3, 1987 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока математики в 5 классе на тему "Умножение и деление десятичных дробей" с применением технологии творческого развития

Разработка конспекта урока в 5 классе (по учебнику Виленкина),используется Технология Творческого развития. Подготовлен материал для работы в группах - все примеры задач, которые можно использовать на...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Действия с десятичными дробями" с применением ЭОР.

Обобщить и закрепить знания по теме «Десятичные дроби»....

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».В новых социально-экономическ...

Педагогический проект на тему «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках математики в 5-м классе как средство повышения учебной мотивации школьников»

Цель проекта – создание условий для сохранения психологического, эмоционального и физического здоровья учащихся как средство повышения учебной мотивации учащихся 5-х классов на уроках математики....

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Технологическая карта урока "Сложение и вычитание десятичных дробей с применением краеведческого материала".

Ознакомление обучающихся с играми времен М.Ю. Лермонтова через обобщение темы «Сложение и вычитание десятичных дробей»....