«Опыт работы со слабоуспевающими учащимися по подготовке к ЕГЭ»
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме

Дубина Тамара Леонидовна

В данном материале я рассказываю какие технологиями применяю в своей работе. Делюсь немного своим опытом работы со слабоуспевающими учащимися. Более подробно остановилась о подготовке к ЕГЭ. И прилагаю разработку урока математики в 11 классе «Обобщающее повторение на основе банка данных ЕГЭ – 2013 в режиме онлайн».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_so_slabouspev.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

 

     

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 2

    станицы  Калининской  Калининского района    Краснодарского края



   



«Опыт работы

со  слабоуспевающими учащимися

по  подготовке к ЕГЭ»









                                                   











                                                                     подготовила:  учитель математики

                                                                             Дубина Тамара Леонидовна





2012 – 2013 учебный год

Меняются времена, но не меняются задачи учителя: 
• дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету;
• содействовать творческому развитию каждого ученика;
• вызвать у ребенка интерес к знаниям;
• воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя;
• стать им другом, раскрыть богатство их душ.

     

        Я уже более 25  лет работаю в школе, где образовательный процесс  меняется в соответствии с духом времени. Ученики тоже  меняются.  Это уже не те послушные мальчики и девочки, для которых слово учителя закон. Они стали другими.  Поэтому у учителя возникает потребность в изменении методов преподавания своего предмета, чтобы получить желаемый результат.  

    В нашем крае вот уже 10 лет идёт сдача экзаменов выпускниками в форме ЕГЭ. Из этих 10 лет в этом году я выпускаю восьмой раз 11 – й класс.

   Как учитель математики осваиваю новейшие достижения педагогической науки и практики по организации образовательного процесса на основе развивающих технологий.

    В своей работе, как и многие учителя, я применяю:

- технологию разноуровневого обучения;

- работа в мобильных группах по уровню подготовленности;

- работа в парах и по мини группам;

- карточки с теоретическим минимумом и алгоритмом решения заданий;

- тематические тренажёры;

- тесты для подготовки к ЕГЭ;

- элементы игровых технологий;

- проблемное обучение;

- здоровьесберегающие технологии;

- современные информацинно – коммуникационные технологии с использованием интерактивного оборудования;

- собственные и авторские презентации к урокам.

      В  моём кабинете математики есть компьютер и интерактивная доска. В настоящий момент в школе установили серверное оборудование и локальные сети, что дало возможность учителю выходить в Интернет, находясь на своём рабочем месте. Поэтому в последнее время я практикую занятия с непосредственным выходом в локальные сети прямо на уроке.

     Моя работа как учителя – предметника включает в себя:

-своевременную корректировку КТП;

-проведение мониторинга КДР;

- индивидуальный и дифференцированный подход в обучении на уроках математики;

- работа со слабоуспевающими выпускниками и получающими неудовлетворительные оценки за КДР;

-ведение диагностических карт;

- проведение и учет посещения дополнительных и индивидуальных занятий;

-постоянную связь: администрация - учитель - классный руководитель - родитель – ученик.

   

        К сожалению,  нынешние мои выпускники   довольно слабые по уровню подготовки. И поэтому приходится много времени уделять работе со слабоуспевающими. О которой я хочу немного рассказать.

   

     ЕГЭ – уже не новая форма проверки знаний ученика. Проверяя эти знания, мы довольно часто приходим к неутешительным результатам. Эти результаты не радуют чаще всего не только учителя, но и самого ученика. И это бывает потому, что ученик не владеет знаниями даже на базовом уровне. При этом очень часто оказывается, что в 10-й класс приходят дети, закончившие основную школу с трудом, т.к. имеют низкие учебные возможности вообще и по математике в частности. Или это могут быть дети, которые решили, что можно праздно провести еще 2 года в школе, после чего легко получить аттестат, как это произошло в 9-м классе. Но в этом они сильно заблуждаются. Надо учиться, да так, чтобы наверстать упущенное в 10 классе. Значит учить и научить так, чтобы, по возможности, каждый получил “зачет” на экзамене, мы должны всех, кто пришел учиться в зависимости от уровня их знаний и способностей, а также потребностей каждого отдельно взятого ученика.

   Задача учителя – научить всех сидящих перед ним учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа для каждого учителя, работающего в выпускном классе.

    Итак, работу по подготовке к ЕГЭ следует начинать не только с изучения нормативных документов, но и с выяснения того, какую цель ставит перед собой прежде всего сам ученик, к чему он будет стремиться и каких результатов на экзамене собирается достичь: или ему нужно только получить аттестат, или хороший балл в сертификате для поступления в ВУЗ, а так же с систематизации и обобщения теоретического материала. При этом от слабого ученика мы требуем выучить необходимый минимум теоретических знаний, определенных программой и стандартом математического образования. Почему мы говорим только об этой категории учащихся? Потому, что это не менее трудоёмкая работа, чем подготовить к сдаче ЕГЭ хорошо успевающего ученика.

    В начале учебного года при составлении тематического планирования мы планируем уроки повторения. Но это черновой вариант, так как на момент непосредственного повторения что-то уже было повторено, а на что-то надо обратить внимание. Кроме того, к моменту систематического повторения уже есть демонстрационный вариант и т.д. С учетом всего перечисленного составляется диагностическая работа (а в настоящее время самому и составлять ничего не надо, есть готовые тексты на сайте в Интернете). После проведения такой работы идет корректировка уроков повторения, организуется работа по ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

    При объяснении нового материала каждый учащийся (прошу об этом) заполняет тетрадь по теории, который мы называем справочником, куда заносит основные определения, теоремы и примеры на применение теории, при этом в работу включаются различные виды памяти. И это помогает более быстрому пониманию и запоминанию изучаемого материла.

   Почему он (ученик) слабый? Чаще всего не потому, что он такой от природы, а нередко он становится таковым от того, что (к сожалению это часто так бывает) дома работает слишком мало или вообще ничего не делает. И Вы вправе сказать какую тетрадь по теории он будет вести? Да никакую! И мы его не заставим. Но такую тетрадь имеет всегда хорошо успевающие ученики. И первое время учащиеся с низкими учебными возможностями, работая в паре с ними, по ней могут повторить необходимую теорию, либо посмотреть образец выполнения заданий. А в дальнейшем обязательно добиваюсь того, что её заводит каждый из них.

     После объяснения нового материала идет его закрепление через систему задач. Причем слабоуспевающие учащиеся приступают к работе над задачами после повторного пояснения, повторения основных вопросов теории и алгоритмов. Работают они у доски, сменяя друг друга и сопровождая решение пояснением вслух.

   На следующем уроке идет устный счет, где проверяется знание теории, формул. После этой работы предлагается слабоуспевающим учащимся продублировать то же самое, но уже письменно на листочке. Проверку выполненной работы можно осуществлять самой или с помощью ученика-консультанта. Устная работа по следующим заданиям идет в паре или в мини группах с консультантами.

    Также в паре проверяется знание слабым учеником вопросов теории, когда сильный оценивает слабого, а слабый – сильного, т.е. идёт взаимоопрос.

   На следующем уроке, при наличии времени, проводится диктант по теории, но лучше его проводить следующим образом (в случае, конечно же, когда нужно проверить знание правил и формул): к доске вызывается ученик, в котором учитель уверен, что он к уроку готов всегда, и ученик работает с другой стороны доски, но так, чтобы этого не было видно (по возможности) остальным. При проверке класс обменивается тетрадями, идет взаимная проверка и оценка знаний теории. Оценки учитель выставляет в журнал и уже знает, как готов по теории каждый из учащихся класса. Если диктант ученик не написал, то он его должен пересдать, но уже во внеучебное время либо учителю, либо учащемуся-консультанту.

  При выполнении практической части слабому ученику выдаются задания части В составленные  из банка данных ЕГЭ или из сборника Семёнова и Ященко «ЕГЭ. 3000 задач. Часть В».

   Или карточка, в которой (в зависимости от того, на каком этапе изучения темы мы находимся) могут быть задания по образцу, либо одно из заданий частично решено и нужно довести это решение до конца, а другое (или другие) решить по аналогии. Проверить они себя могут  по готовым ответам.

   В процессе работы при возникших затруднениях обращается за помощью или к учителю, или к своему консультанту. Домашнее задание стараемся при погружении в тему задавать дифференцированно, при этом с предварительным его разбором или с указанием используемого теоретического материала, или с карточкой-образцом. Проверку домашнего задания так же осуществить можно по-разному: или это проверка по образцу, или это самостоятельное выполнение аналогичных заданий, либо это традиционная проверка тетрадей учителем. Проверяя любую письменную работу ученика, мы обычно ошибки подчеркиваем, ученик дома делает работу над ошибками. На уроках же повторения в конце учебного года домашнее задание слабых учащихся проверяю сама и во всех проверяемых работах слабого записываю правильное решение или указываю, необходимый вопрос из теории.  

     Занятия-консультации для слабоуспевающих провожу отдельно. На этих занятиях без ущерба для учебного процесса каждый из пришедших идет по своему им самим выбранному маршруту подготовки к экзамену. Без стеснения задает любой интересующий его вопрос, решает любое задание из тех, которые он на уроке не понял или не научился решать.

Большое подспорье в подготовке к ЕГЭ принадлежит КДР, РДР, ДДР.

Условия выполнения КДР максимально приближены к ЕГЭ. В наших интересах не давать учащимся списывать с целью видения реальной картины знаний учащихся и выявления западающих тем.  

Учителем регулярно анализируются ошибки учащихся, вносятся соответствующие корректировки в КТП, составляются тематические тренажеры, а также тренировочные варианты, которые отрабатываются как на уроках, так и на дополнительных занятиях. После проверки диагностических работ, ученики, как на уроке, так и на консультации отрабатывают навыки выполнения тех упражнений, где допущена ошибка. Для каждого ученика, допустившему ошибку, составляется свой маршрут ее ликвидации. Затем они сдают зачёт по проделанной работе. На каникулах учащиеся получают задания в форме ЕГЭ, сдают на проверку и получают проверенную работу эти учащиеся (слабые) опять же с решением. Для ученика, допустившему ошибку, снова составляется свой маршрут ее ликвидации.  Наравне с неверными решениями учеников, основанных на незнании или ошибочном использовании фактов, теорем, способов решения, «бичом» любого человека является невнимательное выполнение задания. Особенно это относится к слабоуспевающим учащимся с их невниманием и неумением концентрироваться. В этом случае инструментом профилактики ошибок и описок также должно быть развертывание действий учащихся, то есть детальное расписывание решения задачи. Своего рода «защитой » является правило: лучше быстро писать, чем неверно считать в уме.

    Консультации непосредственно перед экзаменом провожу для слабоуспевающих учащихся отдельно. Ведь с ними надо будет многое вновь повторить и отработать, т.к. до экзамена по математике были уже другие экзамены. При этом никому из них не запрещено присутствовать на консультации для других групп учащихся. Было бы желание, и это очень даже приветствуется. На этих консультациях мы полностью разбираем еще раз все задания части В, которые они пытались решать дома.

Т.к. основные темы на данный момент  в 11 классе уже изучены, и мы вышли на финишную прямую по подготовке к ЕГЭ, для стимулирования интереса и необходимости подготовки к ЕГЭ, в этот период я часто провожу в 11 классе обобщающее повторение на основе банка данных ЕГЭ в режиме онлайн. При этом сохраняя разноуровневый подход, проводя работу в группах, воспитывая чувство коллективизма. Этот вид работы вызывает интерес к решению тестовых заданий даже у самых слабо подготовленных учащихся.

           В классе сформированы четыре группы: А,Б,В,Г. Группы сидят как за круглым столом. В каждой группе выбран консультант, он распределяет обязанности, готовит учащихся к защите заданий, выставляет групповую оценку, индивидуальную оценку. За основу берется один из КИМов. Каждая группа получает  лист с нормами оценивания работы и планом работы. На доске заранее приготовлена таблица для ответов, по мере выполнения заданий учащиеся записывают ответы. Если группа справится с заданием раньше отведенного времени, то каждый может зарабатывать индивидуальную оценку.

В диагностических картах напротив номера выполненного задания ставят себе балл, если считают, что решили верно, и вопрос, если задание вызвало затруднение, затем эти вопросы будут разбираться на консультациях. По мере необходимости  консультанты помогают слабоуспевающим.

           Во время выполнения работы консультант ведёт учёт работы каждого учащегося группы в оценочном листе. После сверки ответов с ответами ОНЛАЙН каждый учащийся выставляет себе оценку и говорит своему консультанту, консультант выставляет свою оценку за работу в группе.

Большинство учащихся подходит к самооценке самокритично и объективно.

Данный опыт работы показываю на открытых уроках и мероприятиях педагогам своего учреждения и района.

   В заключении еще раз хочется сказать, по моему мнению, чтобы слабоуспевающий учащийся сдал экзамен успешно, нужно много сил и времени затратить на то, чтобы он заговорил, научился узнавать примеры на применение того или иного теоретического материала и правильно его применил. В любом случае по возможности создавать условия для саморегуляции, самоконтроля, чтобы он знал, что ему всегда помогут, расскажут и покажут как правильно нужно решать и что для этого использовать.

Успех на экзаменах складывается т.о. из знания теории, умения распознавать знакомую ситуацию в указанном задании, применять алгоритмы и формулы и конечно же вера в свои силы!

Подготовка к экзаменам – это целенаправленное сотрудничество Управления образования и методического кабинета района, администрации школы, педагога - психолога, учителей-предметников, классных руководителей, учащихся и их родителей. Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ЕГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзаменов.

К данному выступлению прилагаю разработку открытого урока.

Приложение.

Урок математики. «Обобщающее повторение на основе банка данных ЕГЭ – 2013 в режиме онлайн», 11-й класс.

Дубина Тамара Леонидовна,

учитель математики МБОУ СОШ №2

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  1. проверка и закрепление ЗУН по решению заданий из банка данных к ЕГЭ;
  2. закрепление навыков работы в группе;
  3. воспитание положительной мотивации по подготовке к экзаменам.
  4. подготовиться к мартовской КДР

Задачи урока:

        1.   С учащимися слабого уровня:

а) закрепить умение решать задания типа В1, В2, В3, В4, В10, В5, В7;

б) ликвидировать пробелы в знаниях по тематике прошлой КДР.

2.    С учащимися среднего уровня:

а) закрепить умение решать задания вех типов.

3. Воспитательная задача: развитие чувства коллективизма.

Оборудование: мультимедийная установка, Интернет (тест по математике: 14 случайных задач), цветные магнитики, раздаточный материал.

Раздаточный материал: диагностические карты для слабоуспевающих; карточки с дополнительными заданиями для слабоуспевающих, оценочный лист для группы, цветные листочки для записи ответов.

На доске приготовлена  таблица и магнитики. С помощью магнитиков на доске будут вывешиваться ответы, полученные при решении заданий каждой группой учащихся.  

А

Б

В

Г

В1

В2

В3

В4

В5

В6

В7

В8

В9

В10

В11

В12

В13

В14

План урока:

  1. Организационный момент.  
  2. Проверка домашнего задания.  
  3. Обобщающее повторение. Самостоятельная работа в группах.

       Самостоятельная работа слабоуспевающих по карточкам.

  1. Проверка выполненных заданий.
  2. Подведение итога.
  3. Домашнее задание.  

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1мин)

      В классе сформированы четыре группы: А,Б,В,Г. Группы сидят как за круглым столом, столы составлены по два стол к столу.   В каждой группе выбран консультант, он распределяет обязанности, готовит учащихся к защите заданий, выставляет групповую оценку, индивидуальную оценку. За основу берется один из КИМов. Каждая группа получает  лист с нормами оценивания работы и планом работы. На доске заранее приготовлена таблица для ответов, по мере выполнения заданий учащиеся записывают ответы. Если группа справится с заданием раньше отведенного времени, то каждый может зарабатывать индивидуальную оценку.

  Учитель сообщает учащимся тему урока, эпиграф к уроку, цель и поясняет, что во время урока постепенно будет использоваться тот раздаточный материал, который находится у них на столах, объясняет, почему выбран данный тип урока.

  1. Проверка домашнего задания. (на перемене)

    Дома учащиеся выполняли варианты прошедшей краевой диагностической работы. На перемене заранее (с целью экономии времени) они сверяют свои ответы с ответами, спроецированными на экране, и сдают их на проверку учителю.

  1. Закрепление и повторение ранее изученного материала. Групповая работа. 

Решение случайно выпавших 14 заданий из базы ЕГЭ в режиме онлайн на сайте: http://ege-online-test.ru/1conn.php по Интернету.

  1. вначале все учащиеся по группам решают задания: В1, В2, В3, В4, В10, В5, В7, В8.

В группах идёт обсуждение решения каждого задания, решения записываются в тетрадях, в тетрадях выделяются ответы. В диагностических картах напротив номера выполненного задания ставят себе балл, если считают, что решили верно, и вопрос, если задание вызвало затруднение, затем эти вопросы будут разбираться на консультациях. По мере необходимости  консультанты помогают слабоуспевающим.

   После обсуждения ответов, консультант выбирает верный на его взгляд ответ, записывает его на карточку и прикрепляет на переносную доску напротив своей группы и номера задания.

 Если ответы у всех групп совпадают, то учитель вбивает его в компьютер.

Если хотя бы у одной группы ответ отличается от остальных групп, то идёт защита своего ответа. По одному человеку от групп, давших разные ответы, показывают своё решение на доске. Ищем ошибки в решении.

  1. После выполнения указанных номеров, слабоуспевающие начинают работать по индивидуальным карточкам, составленным с учётом пробелов  в их знаниях по перечисленным номерам. С консультацией учителя по необходимости.
  2. Остальные продолжают работать в группах и выполнять оставшиеся задания по той же схеме. Прорешиваем столько заданий на сколько хватит времени урока.

4. Проверка выполненных заданий.

 Во время выполнения работы консультант ведёт учёт работы каждого учащегося группы в оценочном листе. После сверки ответов с ответами ОНЛАЙН каждый учащийся выставляет себе оценку и говорит своему консультанту, консультант выставляет свою оценку за работу в группе.

  1. Подведение итога. Затем учитель выводит оценку каждому учащемуся по следующему критерию:

     выполнили все задания, что успели за урок верно – 5,

   1-2 ошибки – 4,

   3 ошибки – 3.

У слабых учащихся берём тетради на проверку.

Вопросы, вызвавшие затруднения, отмеченные вопросом в диагностических картах разбираем на консультации.  

В конце ещё раз на экране: несколько советов по подготовке к ЕГЭ.

  1. Домашнее задание

Номера, напечатанные на листочках, раздать на перемене.

  1.  По сборнику Семёнова на экране: 
  2. В1№ 60,126,            В12 № 586,648,
  3. В2№197,198,           В13 №1612,1648,  
  4. В4№301,351,           В14 №1999,2067,    
  5. В10 №386, 394,       В6 №2428, 2450,
  6. В5№940,697,           В9 №2864,2943,
  7. В7 №1145,1271,      В11№ 3101,3115.
  8. В8 №1675,1775,
  9. В3 № 2374, 2375,

Списки групп:

№ группы

Группа А

 Группа Б

Группа В

Группа Г

Консультант

Максаков Евген.

Садовская Нат.

Надымова Люб.

Горбуля Мария

Список группы

Скребецкая Кс.

Реук Артём

Шитухина Ан.

Буря Анастасия

Жарков Анат.

Соколова Тат.

Шалапин Алекс.

Зайцев Михаил

Свиягина Натал.

Филобок Евген.

Огаркова Екат.

Бруяка Дмитрий

Толстой Иван

Старцев Влад.

Турчанов Сергей

Симиненко Юл.

Овчинникова М.

Евсюкова Елена

Волошина Анна

Терехова Алевт.

Котенко Анаст.

Помощь

слабо

успевающему

Жарков-Максаков,

Скребецкая - Буря

Садовская – Свиягина,

Соколова – Филобок,

Шалапин – Зайцев

Огаркова – Симиненко,

Турчанов – Старцев

Горбуля - Котенко

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...

опыт работы "Особенности работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков"

Обобщение опыта работы по формированию у учащихся сознательных и прочных вычислительных навыков...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

Статья "Опыт работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка".

В данной статье я делюсь опытом работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка. Привожу примеры из личного опыта работы с "особенными" детьми....