Главные вкладки

    План-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме:
    Вычитание многозначных чисел. Свойство вычитания числа из суммы и суммы из числа

    Ненадщук Татьяна Юрьевна

    урок  систематизации и комплексного применения знаний, умений и навыков (урок повторения курса начальной школы.Основными целями ставятся:

    Ос

    1. обобщения и систематизации знаний по заданной теме, используя активные методы обучения;
    2. формирования умений логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки; ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) и свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_v_5_klasse.doc202.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по математике в 5 классе.

    Учитель: Ненадщук Татьяна Юрьевна, ГБОУ школа № 362.

    Тема урока: «Вычитание многозначных чисел. Свойство вычитания числа из суммы и суммы из числа» 

    Классификация урока в системе образовательных мероприятий: урок  систематизации и комплексного применения знаний, умений и навыков (урок повторения курса начальной школы)

    Цель урока:

    создать условия для:

    1. обобщения и систематизации знаний, используя активные методы обучения; 
    2. формирования умений логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки; ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) и свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

    Задачи:

    обучающие

    1. повторить понятия: «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность»
    2. овладеть умением:
    1. обобщать и систематизировать знания по теме «Вычитание»;
    2. выполнять задания по выбранному способу действия;
    3. выбирать наиболее рациональный способ решения задач, применять изученный материал при выполнении разнообразных видов заданий;
    4. наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал;
    5. объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;
    6. закреплять и повторять ранее пройденный материал.

    Развивающие:

    - развивать у учащихся умение работать в группе и индивидуально;

    - прививать интерес к математике и математическим наукам;

    - развивать культуру вычисления;  

    - развивать память, логическое мышление, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную).

    Воспитательные:

    - развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность;

    - воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение

    помогать товарищам.

    Фазы урока:

    Фаза 1. Начало урока

    Этапы:

    1. инициация (приветствие) -2 мин.
    2. погружение в тему (определение целей урока)-2 мин.
    3. определение ожиданий обучающихся (планирование личностного смысла урока) - 3 мин.

    Фаза 2. Работа над темой

    Этапы:

    1. проработка содержания темы (фронтальная работа обучающихся над темой урока) - 25 мин.
    2. Отработка полученных знаний (самостоятельная работа в парах) – 10 мин
    3. эмоциональная разрядка (разминка) - 3 мин.

    Фаза 3. Завершение урока

    Этапы:

    1. подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока) - 5 мин.

    Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

    1. формирование положительной учебной мотивации;
    2. повышение познавательной активности обучающихся;
    3. активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
    4. стимулирование самостоятельной деятельности;
    5. развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
    6. эффективное усвоение большого объема учебной информации;
    7. развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
    8. развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
    9. раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого обучающегося и определение условий для их проявления и развития;
    10. развитие навыков самостоятельного умственного труда;
    11. развитие универсальных навыков.

    Тип урока: урок – практикум (отработка и проверка знаний: вычитание, компоненты вычитания, вычитание многозначных чисел, свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа).

    Мотивация учащихся

     Этапы формирования мотивации:

    Этап вызывания исходной мотивации. С помощью яркой и эмоциональной вводной беседы учитель усиливает мотивы ориентации учеников на предстоящую работу, усиливает непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

    Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Используются чередования разных форм и видов деятельности (индивидуальной и фронтальной, устной и письменной, легкой и трудной и т.п.).

    Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение.

    Формы работы: задания подобраны так, чтобы работа на уроке имела:

    - отработку понимания на слух математической речи;

    -взаимопроверка, самостоятельная проверка учащимися своих работ;

    - работа группами по 2 человека.

    Виды учебной деятельности:

    -слушание (понимание на слух научной речи);

    -индивидуальная работа, работа в парах, в группе;

    -практические задания;

    -говорение;

    -мыслительный анализ;

    -самопроверка;

    -взаимопроверка.

    К концу урока учащиеся должны:

    - уметь читать и записывать числовые выражения, содержащие действие вычитания;

    - уметь выполнять вычитание многозначных чисел;

    - уметь решать задачи на вычитание;

    - уметь применять свойства вычитания числа из суммы и суммы из числа.

    Основные компоненты урока:

    1. Организационный — организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
    2. Целевой — постановка целей перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
    3. Коммуникативный — уровень общения учителя с классом.
    4. Содержательный — подбор материала для закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
    5. Технологический — выбор форм, методов и приемов обучения,
      оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного
      класса и т.п.
    6. Контрольно - оценочный — использование оценки деятельности
      ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
    7. Аналитический — подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности
      по организации урока.

    Оборудование к уроку:

    Тетради, чертежные принадлежности; карточки с заданием; компьютеры; демонстрационный проектор, экран; диск презентационным материалом в программе  PowerPoint;  часы.

    Ход  урока:

    1.Организационный момент

    Вот снова прозвенел звонок

    Пора начать нам наш урок

    Хотим решать, смекать, творить!

    И с математикой дружить!

    Учитель ставит  цели  и  задачи урока (продолжаем повторять материал 5 класса: натуральные числа, действия с натуральными числами, учимся решать задачи),   объясняет  форму  урока (работаем все вместе и в парах).

    2.Устный счет

    1. В школьном хоре 41 человек,36 девочек, остальные мальчики. Сколько мальчиков в школьном хоре? (5.)
    2. В первой книге 80 страниц, а во второй на 26 страниц меньше. Сколько страниц во второй книге? (54).
    3. В 5-ых классах 76 человек, что на 18 человек больше, чем в 6-ых. Сколько человек в 6-ых классах.(58).
    4. В двух мешках 50 кг муки, во втором мешке 29 кг. Сколько килограммов муки в первом мешке? (21)
    5. В школе 700 учащихся – 13 перешли в соседние школы. Сколько учащихся осталось учиться в данной школе?(687).

    Учащиеся записывают выражения для решения задач и получают ответы. Учащиеся обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку.

    3.Повторение материала начальной школы.

    1. На какое действие все эти задачи? Какое действие сегодня будем повторять? Сформулируйте тему урока.
    2. Давайте еще раз запишем полученные выражения и прочитаем их.

    На доске записываются выражения:

    41-36                                80-26                                    76-18

                         50-29                           700-13

    1. Учащиеся читают разными способами: сорок один минус тридцать шесть; разность чисел…, число…уменьшили на … и т.д.
    2. Назвать уменьшаемое, вычитаемое, каким действием можно проверить вычитание, что такое разность, как изменится разность, если увеличить уменьшаемое на 5, вычитаемое на 5 ,и вычитаемое и уменьшаемое на 5.(учащиеся проверяют на одном из примеров и делают вывод)
    3. Придумайте свои задачи на вычитание (устно).
    4. Давайте вспомним, как выполняется вычитание многозначных чисел (слайд №1).

    Учащиеся комментируют.

    1. Работа в парах по карточкам: выполнить вычитание и проверить сложением.

    1. 56 725 409 -7 531 608

    1. 15 629 600 – 9 907 206

    1. 97 902 453 – 78 308 972

    2. 13 000 506 – 906 345

    Первые две пары, получившие верные ответы получают отметку «5».

    4.Работа над задачей

    В лагерь на первую смену приехали три отряда. В первом отряде 32 человека, что на 13 человек больше, чем в третьем. А во втором отряде столько, сколько в первом и третьем вместе. Сколько человек приехали в лагерь на первую смену?

    1. Прочитайте задачу.
    2. Что вы поняли из условия?
    3. Что надо знать, чтобы ответить на вопрос задачи?
    4. Можно ли узнать, сколько человек во втором отряде?
    5. Сколько человек в первом отряде? А что еще известно про первый отряд?
    6. Как узнать, сколько в третьем?

    Давайте сделаем краткую запись и составим план решения.

    Решите задачу.

    32-13=19 (чел.) – в третьем отряде.

    32+19=51 (чел.) – во втором отряде.

    32+19+51=102 (чел) – приехали в первую смену.

    5.Актуализация знаний по теме «Свойство вычитания числа из суммы и суммы из числа»

    Задача 1: В трамвае ехали 47 человек. На первой остановке вышли 15 человек, на второй еще 9.Сколько осталось в трамвае?

    47 -15 -9 = 23

    Как еще можно решить задачу? Узнать, сколько всего вышли.

    47 – (15+9)= 23

    А можно 47 – 9 – 15=23.

    Итак, чтобы из числа вычесть сумму чисел, нужно из этого числа вычесть каждое из слагаемых.

    Примеры: 39- (12+19)                                    62-(22+27)

                     45 – (17+25)                                   95- (37+53).

    А как удобнее и легче выполнять вычисления в этих примерах?

    39-19-12

    45-25-17

    60-22-27

    95- (37+53)

    Т.о. знание данного свойства позволяет нам выбрать самый удобный (легкий) способ решения примера.

    Задача 2. В трамвае ехали 47 человек. На первой остановке вошли 15 человек, на второй вышли 9.Сколько осталось в трамвае?

    (47+15)- 9

    Как еще можно решить задачу?

    47-9+15

    47-15+9

    Давайте найдем самый простой способ решения в следующих примерах:

    (67+18)-37

    (125+77)- 67

    (55+45)-69

    128+93-28

    325-125+75

    6.Отработка полученных знаний

    Работа за компьютером в парах на отработку свойств вычитания числа из суммы и суммы из числа.

    Учащиеся выполняют действия, выбирают правильные ответы и расшифровывают слово (эволюция).

    Для учащихся, испытывающих некоторые затруднения при выполнении этого задания, существуют подсказки, которыми можно воспользоваться в процессе работы.

    7. Подведение итогов урока.

    1. Оглашение оценок по результатам урока.
    2. Характеристика работы на уроке каждого ученика и класса в целом.
    3. Вывод о степени усвоения материала

    8. Домашнее задание

    1.Стр.48, №290,292

    2. Составить задачи:

    1. на действие вычитание
    2. на составление уравнения
    3. на вычитание числа из суммы
    4. на вычитание суммы из числа, записать их условия в тетради и решить.

    Аналитическая часть

    Новые ФГОС четко определили приоритеты общего среднего образования. Теперь перед каждым педагогом в равной мере стоят цели и обучения, и воспитания, и развития, и социализации личности обучающегося. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. С учетом требований ФГОС основного общего образования разработан открытый урок в 5-м классе. Урок построен в рамках разработки и внедрения индивидуального проекта по теме "Технология активных методов обучения в процессе интеграции учебной и внеурочной деятельности по математике как эффективный педагогический инструмент для осуществления обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся в рамках реализации новых государственных образовательных стандартов".

    Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

    Мне хотелось сделать свой урок интересным, познавательным для моих учеников, и, мне кажется, мне это удалось.