Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме

Никифорова Марина Николаевна

В работе представлен конспект урока математики в 6 классе по теме "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" и презентация к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока40.5 КБ
Office presentation icon Презентация1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

Цели:

  1. Обучение решению задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости;
  2. формирование умений, навыков различать прямую и обратную пропорциональные зависимости,
  3.  обучение учащихся выделять в условиях две величины, устанавливать вид зависимости между ними;
  4. развитие интереса к предмету, повышение наглядности в обучении;
  5. воспитание ответственности, дисциплинированности, внимательности.

Оборудование:

перфокарты, мультимедийный проектор, презентация, созданная в программе Microsoft Power Point.

Ход урока.

  1. Устные упражнения.

Работа с перфокартами. Учитель диктует предложение, ученики ставят «+»(верно) или « - » (неверно).

  1. Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в 3 раза, другая уменьшается в 3 раза.
  2. Зависимость между временем и расстоянием при постоянной скорости является прямой пропорциональностью.
  3. Зависимость между периметром квадрата и длиной его стороны является обратной пропорциональностью.
  4. Зависимость между грузоподъемностью машин и их количеством является обратной пропорциональностью.
  5. Две величины называют обратно пропорциональными, если при уменьшении одной из них в 2 раза, другая увеличивается в 4 раза.
  6. Возраст человека и размер его обуви обратно пропорциональны.
  7. Скорость и расстояние при постоянном времени движения обратно пропорциональны.
  8. Число дней работы трактора и площадь, которую он вспашет, прямо пропорциональны.
  9. Покупают одинаковые тетради. Количество тетрадей и стоимость покупки прямо пропорциональны.

Карта ответов:

— + —

+ — —

— + +

  1. Решение задач.

В гости к ученикам 6-а класса собрались приехать сказочные герои: дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин и почтальон Печкин. Они решили ехать на поезде и прислали письмо с вопросом:

« За 6 ч. поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 часа, если скорость была постоянной?»

-Во сколько раз уменьшилась первая величина – время? (В 3 раза)

-Во сколько раз уменьшилась вторая величина – путь? (В 3 раза)

-Какой вывод можно сделать? (При прямой пропорциональной зависимости во сколько раз уменьшилась одна величина, во столько же раз уменьшилась и другая величина).

-Помогли вы доехать нашим героям и встречаем гостей.

-Шарик решил вас угостить и сварить варенье, но вот беда: не может решить задачу, сколько ему потребуется сахарного песку. Давайте поможем.

Задача: «Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько сахарного песку надо взять на : 1) 12 кг ягод? 2) 3 кг ягод?»

Решение выполняется по вариантам: 1 вариант -1); 2 вариант -2).

Два ученика выполняют решение на закрытых досках, затем класс проверяет.

-Во сколько раз увеличилась первая величина? (В 2 раза)

-Во сколько раз увеличилась вторая величина? (В 2 раза).

-Во сколько раз уменьшилась первая величина? (В 2 раза).

-Во сколько раз уменьшилась вторая величина? (В 2 раза).

-Что происходит с величинами при прямой пропорциональной зависимости? (При прямой пропорциональной зависимости во сколько раз увеличилась или уменьшилась одна величина, во столько же раз увеличилась или уменьшилась и вторая величина).

-А у хозяйственного кота Матроскина к вам сразу две задачи. Во- первых, он хочет покрасить забор и ему необходима ваша помощь.

Задача «5 маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор: 1) 10 маляров? 2) 1 маляр?»

Учащиеся решают самостоятельно. Взаимопроверка со слайдов (передали тетради друг другу).

-Во сколько раз увеличилась в первой задаче первая величина? (В 2 раза).

-Что произошло со второй величиной? (Уменьшилась в 2 раза).

-Во сколько раз уменьшилась первая величина во второй задаче? ( В 5 раз).

-Что произошло со второй величиной? (Увеличилась в 5 раз).

-Какой вывод можно сделать? (При обратной пропорциональности во сколько раз увеличилась первая величина, во столько же раз уменьшилась вторая величина, и наоборот).

-Матроскин предлагает вторую задачу.

Задача «Двое рабочих могут выполнить задание за 10 дней. Сколько еще рабочих надо пригласить, чтобы все вместе они выполнили ту же работу за 4 дня?»

Один ученик решает у доски с объяснением.

-Достаточно ли было решить пропорцию? ( Нет.  Мы не ответили на вопрос задачи).

-Матроскину помогли, но у нас в гостях еще почтальон Печкин. А у него свои проблемы.

Задача «8 м сукна стоят столько же, сколько стоят 63 м ситца. Сколько метров ситца можно купить вместо 12 м сукна?»

-Во сколько раз увеличилась первая величина? ( В 12/8 раза).

-Что произойдет со второй величиной при прямой пропорциональной зависимости? (Она увеличится в 12/8 раза).

-Как можно было записать решение задачи по-другому? (63· 12/8).

-Почему? (во сколько раз увеличилась первая величина, во столько же раз должна увеличиться и вторая величина).

-Вы ответили на все вопросы гостей. Пока они уезжают, вы поработайте с учебником.

            Самостоятельно: № 778,770.

Проверка: комментирование с места.

  1. Подведение итогов.

-С какими зависимостями вы познакомились?

-Решите задачи устно, с объяснением, определяя вид зависимости:

-Когда Вася прочитал 10 страниц книги, то ему осталось прочитать еще 90 страниц. Сколько страниц ему останется прочитать, когда он прочитает 30 страниц?

-За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 часа?

-Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят 5 петухов?

-Трое пошли – три гвоздя нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?

Вывод: эти задачи решить нельзя. Нельзя ответить на поставленные вопросы однозначно. Здесь зависимости другого характера.

-Придумайте задачи, в которых прослеживается зависимость, отличная от прямой или обратной пропорциональности.

IV.   Домашнее задание.

Придумать и решить по одной задаче на прямую и обратную пропорциональности.

Литература:

  1. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд «Математика,6»
  2. А.В.Шевкин «Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов»
  3. А.В.Шевкин «Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах. Книга для учителя». 
  4. http://svetlanal.narod.ru/anim.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

За 6 ч. поезд прошел 480 км. Какой путь прошел поезд за первые 2 часа, если скорость была постоянной? Дядя Федор 6 ч. – 480 км 2 ч. – х км

Слайд 4

Во сколько раз уменьшилась первая величина – время? Во сколько раз уменьшилась вторая величина – путь? Какой вывод можно сделать? В 3 раза В 3 раза При прямой пропорциональной зависимости во сколько раз уменьшилась одна величина, во столько же раз уменьшилась и другая величина

Слайд 5

Для варки варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песку. Сколько сахарного песку надо взять на : 1) 12 кг ягод? 2) 3 кг ягод?

Слайд 6

1 вариант 6 кг ягод – 4 кг песку 12 кг ягод – х кг песку Ответ: надо взять 8 кг песку. 2 вариант 6 кг ягод – 4 кг песку 3 кг ягод – х кг песку Ответ: надо взять 2 кг песку.

Слайд 7

Во сколько раз увеличилась первая величина? -Во сколько раз увеличилась вторая величина? -Во сколько раз уменьшилась первая величина? -Во сколько раз уменьшилась вторая величина? -Что происходит с величинами при прямой пропорциональной зависимости? В 2 раза В 2 раза В 2 раза В 2 раза При прямой пропорциональной зависимости во сколько раз увеличилась или уменьшилась одна величина, во столько же раз увеличилась или уменьшилась и вторая величина.

Слайд 8

5 маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор: 1) 10 маляров? 2) 1 маляр?

Слайд 9

1 вариант 5 маляров – за 8 дней 10 маляров – х дней Ответ: за 4 дня. 2 вариант 5 маляров – за 8 дней 1 маляр – х дней Ответ: за 40 дней.

Слайд 10

Во сколько раз увеличилась в первой задаче первая величина? -Что произошло со второй величиной? -Во сколько раз уменьшилась первая величина во второй задаче? -Что произошло со второй величиной? -Какой вывод можно сделать? В 2 раза Уменьшилась в 2 раза В 5 раз Увеличилась в 5 раз При обратной пропорциональности во сколько раз увеличилась первая величина, во столько же раз уменьшилась вторая величина, и наоборот

Слайд 11

Двое рабочих могут выполнить задание за 10 дней. Сколько еще рабочих надо пригласить, чтобы все вместе они выполнили ту же работу за 4 дня?

Слайд 12

8 м сукна стоят столько же, сколько стоят 63 м ситца. Сколько метров ситца можно купить вместо 12 м сукна?

Слайд 13

8 м сукна – 63 м ситца 12 м сукна – х м ситца Ответ: м ситца.

Слайд 14

-Во сколько раз увеличилась первая величина? -Что произойдет со второй величиной при прямой пропорциональной зависимости? -Как можно было записать решение задачи по-другому? -Почему? Во сколько раз увеличилась первая величина, во столько же раз должна увеличиться и вторая величина

Слайд 15

№ 778 № 770.

Слайд 16

-Когда Вася прочитал 10 страниц книги, то ему осталось прочитать еще 90 страниц. Сколько страниц ему останется прочитать, когда он прочитает 30 страниц? -За 2 ч поймали 12 карасей. Сколько карасей поймают за 3 часа? -Три петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят 5 петухов? -Трое пошли – три гвоздя нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?

Слайд 17

Я все понял, мне очень понравилось! Я не очень хорошо понял, но хотел бы понять! Я ничего не понял!

Слайд 18

Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд «Математика,6» А.В.Шевкин «Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов» А.В.Шевкин «Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах. Книга для учителя». http://svetlanal.narod.ru/anim.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости"

Урок обобщения и закрепления материала по теме "Прямая и обратная пропорциональная зависимости". На уроке показана практическая значимость пропорций в жизни человека. В конспекте используются ЭОР....

Конспект урока математики для 6 класса "Полет на планету МИФ" по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости».

Тип урока: закрепление и проверка ЗУН.Форма урока: урок-соревнование.Цели урока:Отработать умение решать задачи с помощью пропорции.Дальнейшее развитие вычислительных навыков, умение решать уравнения,...

Конспект урока математики в 6 классе "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"

Конспект урока математики в 6 классе "Прямая и обратная пропорциональные зависимости"...

Технологическая карта урока по математике. 6 класс Тип урока: открытие новых знаний Тема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.

Технологическая карта урока по математике. 6 классТип урока: открытие новых знанийТема: Прямая и обратная пропорциональные зависимости.Цели:I. Образовательно-развивающая:1. Выведение  и  усв...

План-конспект урока "Прямая и обратная пропорциональная зависимость"

Урок повторения и систематизации знаний в 6 классе...