Технология дифференцированного и разноуровневого обучения (теория и практика)
статья по алгебре по теме

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

1.            Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

2.            Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

3.            Индивидуальные дифференцированные задания.

4.            Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

5.            Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

6.            Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного задач и примеров для обязательного выполнения.

7.            Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

8.            Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология дифференцированного и разноуровневого обучения (теория и практика)

Горяева Зоя Эрднигоряевна,        

  учитель математики

МКОУ «Камышовская ООШ»

с.Камышово

Лиманского района,

Астраханской области.

Введение.

Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т.п. Информационные технологии дают нам все новые возможности. Как научить детей полноценно жить в динамичном, быстро изменяющемся мире? Личностно-ориентированные технологии предполагают учет индивидуальных особенностей каждого ученика, а поскольку основной целью базового школьного образования является интеллектуальное и нравственное развитие личности, то это очень важно для гуманистического направления в педагогике. Процесс образования должен быть дифференцированным с учетом:

•        природных задатков;        •        способностей.

       Психолого-педагогические основы дифференцированного обучения.

       Понятия дифференциации, индивидуализации обучения и соотношения между ними.

Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение - это:

1.        Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой  учащихся, составленной с учетом у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);

2.        Часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это:

        создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;

        комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс  строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. (М.Н. Скаткина “Дидактика средней школы”).

Дифференциация по общим способностям осуществляется на основе учета общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития: памяти, мышления, уровня внимания, познавательной деятельности.

Решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности опираются на дифференцированный подход к обучению как средству формирования положительного отношения к учёбе, познавательных способностей.

Каждый педагог должен понимать, что без индивидуализации не может быть развивающего обучения является специальное формирование обобщенных приемов умственной деятельности, которые делятся на две группы – алгоритмического и эвристического типа. Различные виды индивидуального и дифференцированного подхода в обучении помогают создавать необходимые условия для развития у учащихся этих приёмов умственной деятельности.

В практике обучения математике чаще всего дифференцируют по степени трудности самостоятельные работы и домашние задания, с учётом уровня способностей учеников и их склонностей к предмету.

Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного. Дифференцированно в обучении можно подходить на любом этапе урока.

Учащиеся, медленно усваивающие знания, проходят в основном те же этапы в процессе обучения, что их товарищи, но для этого им требуется значительно больше времени.

Если не учитывать индивидуальные особенности этой категории учащихся, не осуществлять дифференцированную работу с ними на уроках, не оказывать необходимую своевременную помощь, то уже на уроке у них будет накапливаться отставание в усвоении учебного материала. Интерес к учению может ослабеть, что приведёт к снижению успеваемости.

Нельзя признать плодотворной практику, когда всем учащимся без учёта их определившихся склонностей предлагают одно и  тоже задание. В этом случае преподаватель пытается оценить способности одновременной работы со всем классом и с отдельными учащимися.

Дифференцированный подход к учащимся обеспечивает успех в учении, что ведет к пробуждению интереса к предмету, желанию получать новые знания, развивают способности учащихся.

Зададим себе вопросы: Что снижает интерес к предмету? Как исправить это положение? Для учащихся слабо осваивающих этот предмет к снижению интереса ведет:

•        повышенная требовательность учителя;  •        непосильные задания;

•        отсутствие знаний;   •        серьёзные отставания по предмету;

Как решать данную проблему?

        выяснить причину отставания;

        определить действительный уровень его знаний;

“Возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы. Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.

Всеми силами и способами возбуждать угасший или угасающий интерес к изучению предмета.

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Организация  работы по применению дифференцированного подхода

Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.

1.        Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).

2.        Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

3.        Индивидуальные дифференцированные задания.

4.        Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).

5.        Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

6.        Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного задач и примеров для обязательного выполнения.

7.        Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

8.        Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

В своей работе часто используется дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме,  вызываются  3-4 человека к доске, даются им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий. В заключении хочется сказать, что дифференциальный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

•при закреплении.  •        при проверке домашнего задания.•        на самостоятельной работе.

 Говоря о личностно-ориентированном обучении, необходимо обратить внимание на дифференциацию по частным способностям к отдельным предметам.

Мы ведь давно уже осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для развития всех и каждого, в соответствии с их способностями и возможностями, особенностями их психического развития, характера. Ведь все дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И это необычайно важно.

В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:

•        помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

•        слабому – выполнить посильный объем работы.

Уровневая  дифференциация относится к адаптивным технологиям, то есть к таким которые обеспечивают конструирование адаптивной образовательной среды.

Адаптивная образовательная среда предусматривает:

        создание благоприятного психологического климата на уроке и условий активного учения каждого ученика;

        использование учебного времени с максимальной пользой для ученика в соответствии с его индивидуальными способностями;

        взаимосвязанную деятельность учителя и ученика.

Разноуровневое обучение

Под разноуровневым обучением понимают такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладеть учебным материалом по отдельным учебным предметам школьной программы на разном уровне (“А”, “В”, “С”) но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей. материалом, творческому его применению.

В процессе разноуровневого обучения главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия ученика.  Группа  “А”- базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем предметам школьного цикла. Если ученик успешно достигает запланированного данным стандартом уровня знаний, умений, навыков, то и получает в соответствии с достигнутыми результатами отметки, если учащиеся претендуют на более высокий уровень знаний, то его необходимо оценивать исходя из более высоких требований к знаниям, умениям и навыкам. Если оцениваются не усилия, а знания, да еще на базовом уровне, да ещё в сравнении с сильными учащимися, у средних и слабых практически нет стимула прилагать усилия для достижения лучшего результата. Только тогда, когда ученик знает за что его  оценивают- он понимает  зачем ему стараться. Такой подход учит ребят ценить не столько сами отметки, сколько знания.

Деятельность учителя при организации разноуровневых  групп состоит в:

•        делении учащихся на группы (по уровню знаний, способностям)

•        разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями знаний

•        оценивании деятельности учащихся.

Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для первой группы (группа “А”)

1. Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.

2. Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях.

3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Для второй группы (группа “В”)

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.

3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.

4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.

Для третьей группы (группа “ С”)

1. Развивать устойчивый интерес к предмету.

2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.

3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения учащихся.

Задачей учителя является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива учащихся на личность каждого из них с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности. .

Разработка разноуровневых заданий для обучения математике учащихся  5-9 классов.

Задания составляются в двух вариантах: вариант I предназначается для группы базового уровня, вариант II — для группы повышенного уровня. Вариант I содержит большое количество простых тренировочных упражнений с постепенным пошаговым нарастанием трудности. Во II варианте преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и применения нестандартных приемов решения. В каждом варианте упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастающей сложности. Однако это возрастание в разных вариантах проходит с разным ускорением. Вариант I строится таким образом, что переход от одного упражнения к другому связан с небольшим варьированием данных или с незначительными усложнениями формулировки задания. Такой подход позволяет решить важную дидактическую задачу — предоставить слабым учащимся возможность на каждом шаге преодолевать только одну какую-либо трудность. Во II варианте    сложность  заданий  возрастает  в  значительно  более высоком темпе. Это позволяет быстрее пройти начальный этап формирования соответствующего умения и выйти на усложненные комбинированные задания.

  Примеры разноуровневых заданий  

Самостоятельная  работа  по теме «Сложение и вычитание многочленов» алгебры VII класса.

Вариант  I

1.  Закончите выполнение сложения и вычитания многочленов:

а)    (5х—3у) + (4х—8у)=5х—3у+4х—8у =

б)     (2х4+7х3) — (х4—Зх3)=2х4+7х3 -  х4 + 3х3=

2.   Раскройте скобки, перед которыми стоит знак «плюс» или знак «минус», используя соответствующее правило:

а)   За2+(5а+4);              в)  17bс — (b — 10с);

б)   7х3+(-х2-Зх);            г) 14у3 – (у2-2у+1).

3.   Раскройте скобки и выполните приведение подобных членов:

а)   18а+(3b — 15а);    в)   (30x + 60)+(12 — 2х);

б)   15х— (13 — х);      г) (2,5а —4,3) —(9,5а+ 2,7).

4.  Упростите выражение:

а)   (1,2а + 3b) + (2а-4,2b);      б)   (14ху — З2х2) — ( —5 ху +15х2);

в)   (3x2 — 2ху + 4у2) — ( — 2х2 — ху —5 у2).

5.  Упростите выражение и найдите его значение при а=5:

а)   (4а2 — 2а+13) — (а2 — 5а+11) —14;     б)   (15а —26) — (З2а+8) + (26 —а).

6.   Докажите, что при любом а значение выражения

      (2а+5) + (а — 1) — (За+2) равно 2.

7.   Тетрадь  стоит а коп., а  блокнот b коп.  Коля  купил 3  тетради и один  блокнот, Вася купил 9 тетрадей и  7  блокнотов, а  Игорь — 2  тетради и 3  блокнота. Сколько денег уплатил каждый из них? Все вместе?

Однородные задания

            1.    Мастер  сделал 27 деталей за  3 ч, а  ученик - 10 деталей за 2,5 ч. У кого из них производительность выше?

            2. Игорь может выполнить всю работу за 3 ч.,  Саша– за 4 ч., Вася –

за 5 ч,  Толя – за 6 ч. Кто быстрее выполнит работу: Игорь вместе с Толей, или  Саша  вместе с Васей?

В каждый вариант наряду с тренировочными задачами целесообразно включать задачи  развивающего характера, решение которых связано с проявлением смекалки, сообразительности. Многие исследователи отмечают, что отставание слабых учащихся по математике связано с низким уровнем их развития, что не только сильным, но и слабым учащимся надо предлагать задания, требующие нестандартных решений. Конечно, для слабых учеников  составлены простые, достаточно «прозрачные» задачи на соображение, для сильных — более сложные задачи.

 Задания творческого характера    I   вариант

1.  Не выполняя вычислений, определите, положительным или отрицательным числом является значение выражения:

а) 3,2 •1,6 — 36;     б)  10 — 26,01: 3.

2.   В числе 52* замените знак «*» цифрой так, чтобы получилось четное число, кратное 9.

3.   При измерении роста учеников в конце учебного года оказалось, что Коля на  4 см выше, чем Петя. За лето Коля вырос на 3 см, а Петя на 5 см. Кто из мальчиков стал выше и на сколько?

Задания  первой группы (группа “А”)    вариант 1

1.  От прямоугольного листа жести со сторонами а м и b м отрезали квадратный кусок со стороной х м. Какова площадь оставшейся части?  Выберите  из данных  ответов  верный.

а)  х2 + аb; б) х2 — аb; в)  аb — х2; г)   (а — х) • (b—х).

2.  Решите уравнение: 13(х— 1) —4(х + 2) =  6х— 1. Для этого:

 1)   раскройте скобки;

2)  члены, содержащие х, перенесите в левую часть уравнения, а свободные члены — в правую;

3)   приведите подобные члены;

4)  решите получившееся линейное уравнение.

 5.  Решите уравнение:     26 — 4х = 12х — 7(x + 4).

Для самоконтроля:

1)  после раскрытия скобок должно получиться уравнение:

 26 — 4х = 12х — 7x —28.

2)   после переноса слагаемых и приведения подобных членов должно получиться уравнение:

 — 9х= - 54.

6.  Решите уравнение:

а) 2х+3(10 — х) = 28 + х;               б) 3(2 — х) — 5(3х + 1)=6 — х.

Теоретические тесты, зачёты, проверочные и самостоятельные работы обязательно  делятся на основную и дополнительную части

  Приведу примеры таких работ:  

Теоретический тест по теме «Площади фигур». 8 класс           Вариант  1

1   Выберите верные утверждения:

 а) площадь прямоугольника  равна произведению двух его сторон;

б) площадь квадрата  равна квадрату его стороны;

в) площадь прямоугольника  равна удвоенному произведению двух его соседних сторон

2. Закончите фразу: Площадь ромба равна половине произведения:

а) его сторон;

б)его стороны и высоты, проведённой к этой стороне;

в) его диагоналей.

3. По формуле S=ab можно вычислить площадь:

А) параллелограмма;  Б) треугольника  В) прямоугольника.

4. Площадь трапеции АВСД с основаниями а и b и высотой h вычисляется по формуле:

 a)  S= a:b:2 •h     б)  S= (a+b) :2• h     в)   S= (a+b) •h:2

5. Выберите верное утверждение.  Площадь прямоугольного треугольника  равна:

а )половине произведения его стороны на какую-либо высоту;

б) половине произведения  его катетов;

в) произведению его стороны на проведённую к ней высоту.

Заключение.

Описанная система дифференцированных заданий применяется мною уже в течении нескольких лет.  Считаю , что разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями.

Предлагая  задания творческого характера,  не рассчитывала на то, что учащиеся, тем более слабые, смогут самостоятельно их выполнить , однако результаты показывают, что творческие задания стимулируют  познавательную активность слабых школьников.

Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению.

                                          Список литературы

Селевко Г.К. Современные  образовательные  технологии. Издательство «Народное образование, 1998г

1.  Журнал «Математика в школе» № 5 1991.  

2.  Журнал «Математика в школе» № 3 1991.  

 3 Ананченко К. О., Перлин Д. Е. Осуществление методики дифференцированного подхода в обучении математике. Витебск, 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению "Технология модульного обучения.Теория и практика"

Вашему вниманию представлена презентация к выступлению на педагогическом совете по теме "Технология модульного обучения.Теория и практика", содержащая тезисы выступления....

Личностно ориентированное обучение: теория и практика. Сообщение на тему «Личностно ориентированный подход как современная ориентация педагогической деятельности»

Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только хорошие и отличные оценки? Увы, этой мечте не суждено сбыться, всем понятно, что у каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные спос...

Технология дифференцированного и разноуровневого обучения на примере урока алгебры в 8 классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений».

Из выступления на методическом объединении   учителей математики и физики ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр» учителя математики 1 категории Гусаровой А.М....

Использование современных педагогических технологий на уроке информатики: от теории к практике

Внедрение новых образовательных технологий на уроках «Информатика и ИКТ» ведет к постоянному обновлению и модернизации необходимых ЗУН. Требуется формирование информационной компетентности...

Статья " Игровые технологии на уроке математики: от теории к практике."

  Для учителя актуальными всегда остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы воспитанники знали и любили его предмет?- Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на у...