Выступление на педсовете или методическом объединении на тему: «Использование методов и форм психолого-педагогической диагностики в условиях дифференцированного и разноуровневого обучения»
консультация по теме

Савельева Светлана Анатольевна

Материал подготовлен для школы-интерната 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo.docx32.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»

Выступление на педсовете

или методическом объединении

 на тему:

«Использование методов и форм

психолого-педагогической диагностики  

в условиях дифференцированного и разноуровневого обучения»

Педагог-психолог

высшей квалификационной категории:

 С.А. Савельева

          В существующей практике обучения возникают проблемы, связанные с неоднородностью состава учащихся в классе.

         

          Дифференцированное (разноуровневое) обучение – (Селевко Г.К.) – 1) это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств; 2) это часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

         

          Дифференцированное обучение – это технология обучения в одном классе детей с разными способностями. Создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика.

         

         Дифференцированное обучение – (И.М. Осмоловская) – это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-психологические особенности личности, формируются группы учащихся с различающимися содержанием образования, методами обучения.

         

          Цель дифференциации процесса обучения - обеспечить каждому учащемуся условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных интересов, потребностей в процессе освоения содержания образования.

                         

          Основу дифференцированного обучения составляет психолого-педагогическая диагностика учащегося.

         

            В коррекционно-педагогическом процессе органично переплетаются задачи изучения ребенка и оказания ему психолого-педагогической помощи. Таким образом, формируются два направления диагностико-мониторинговой деятельности: диагностическое и контрольно-мониторинговое.

         

          В условиях специальной школы диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и как средство оптимизации этого процесса.

         

           Диагностическая работа строится с опорой на основные принципы:

  • Принцип комплексного подхода предполагает взаимодействие разных специалистов (врачей, психологов, педагогов) при определении причине механизмов психологической сущности и структуры нарушения развития ребенка. Каждое направление диагностики имеет дифференцированные цели и задачи.
  • Принцип системного подхода к изучению ребенка лежит в основе определения структуры дефекта развития и иерархии отклонений. При психолого-педагогическом изучении ребенка оценивается не только то, какие психические процессы нарушены, но и какие звенья структуры психической деятельности ребенка несовершенны (отстают в развитии), а какие сохранны.

• Принцип единства качественного и количественного анализа результатов обследования. Качественный анализ результатов исследования позволяет учитывать не столько факт выполнения или невыполнения задания, или количество выполненных заданий. Главным в оценке является качественный анализ процесса деятельности ребенка, что предполагает:

– выявление отношения ребенка к собственным ошибкам и результату деятельности;

– оценку регуляторных функций, обеспечивающих произвольные формы психической деятельности;

– анализ содержательной стороны деятельности и ее результатов;

– выявление особенностей реакции на замечания педагога или реплики товарищей;

– определение условий, позволяющих качественно улучшить деятельность ребенка;

– определение качественных особенностей психических процессов и уровня их развития.

  • Принцип структурно-динамического подхода ориентирован на изучение особенностей развития ребенка с точки зрения соответствия возрастным нормативам. Важно выявить, каков характер последовательности созревания и развития психических функций, как он соотносится с закономерностями онтогенеза. В условиях коррекционного обучения обязательно учитывается характер динамики развития каждого ребенка, так как она может отражать сущность отставания. Важно выявить условия, при которых затруднено выполнение задания и, главное, при каких условиях происходит значительное улучшение результатов деятельности, то есть выявить, какова истинная обучаемость ребенка, каковы его потенциальные возможности. Согласно концепции Л.С. Выготского о двух уровнях психического развития в процессе обследования ребенка изучается как уровень его актуального развития, так и «зона ближайшего развития». Анализ характера помощи взрослого, способности к переносу новых способов действий в измененные условия позволяет выявить особенности обучаемости воспитанника.
  • Принцип деятелъностного подхода. На различных возрастных этапах диагностическая работа должна строиться с учетом ведущей деятельности, ее основных структурных компонентов, уровня сформированности и перспектив развития основных возрастных новообразований. При обследовании ребенка школьного возраста особое внимание уделяется изучению его учебной деятельности, школьных навыков.

• Принцип ранней диагностики отклонений в развитии. Раннее выявление отклонений начало коррекционно-развивающей работы в раннем и дошкольном возрасте позволяют учитывать сензитивность различных функций и максимально использовать потенциальные возможности развивающегося мозга.

• Принцип единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа позволяет продуктивно использовать результаты обследования для построения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ.

          Индивидуальные образовательные потребности ребенка определяются с учетом показателей познавательного и личностного развития, выявленных при обследовании.

Требования к диагностической деятельности в специальном образовательном учреждении

• При организации диагностической деятельности следует опираться на действующие нормативно-правовые документы, а также на внутренние документы образовательного учреждения.

• Технологии диагностического исследования должны быть выстроены на научной основе и подвергнуты экспертизе.

• Участники диагностического процесса должны соблюдать «Кодекс этических норм и правил» при проведении процедуры обследования и при ознакомлении родителей с их результатами.

• При оценке результатов диагностики необходимо ориентироваться на потенциальные возможности ребенка, т. е. оценивать не только уровень актуального развития, но и зону ближайшего развития. При этом следует помнить, что любое достижение ребенка на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы.

• Диагностика в специальном образовательном учреждении не должна опираться лишь на выявление уровня усвоения образовательной программы (знаний, умений, навыков). Важно, каким способом эти знания освоены ребенком, насколько сформированы психологические механизмы для овладения новыми знаниями и представлениями, каковы должны быть условия (психолого-педагогические, оздоровительные, условия развивающей среды и др.) для более успешного развития детей.

• При выборе диагностических методик следует отдавать предпочтение критериально-ориентированным методикам, которые предполагают качественно-количественный анализ достижений ребенка.

• Любая диагностическая процедура должна быть целесообразной, т. е. специалисты должны четко понимать, с какой целью проводится обследование, как будут применены его результаты.

  • При обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик. Это широко известные специалистам методики и диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю. Левченко, Е.А. Стребелевой, У.В. Ульенковой, О.Н. Усановой, Л. С. Цветковой и др.

Психолого-педагогическая диагностика
как основа коррекционно-развивающей работы
школьного психолога с детьми

          Как правило, психологическая диагностика начинается с первых дней прихода детей в школу, с установления готовности их к обучению. Очень важно выявить, сформирована ли у ребенка адекватная учебная мотивация; умеет ли он общаться со сверстниками и взрослыми, каковы особенности обучения. Особое внимание психолог обращает на сформированность уровня произвольной деятельности; развитие психофизиологических функций (координации движений, мелкой моторики); развитие вербального и невербального интеллекта, необходимого для усвоения учебного материала. С помощью специальных психологических методик должны быть получены важные показатели общего психофизического и личностного развития ребенка, включающие следующее:

• Особенности эмоциональной реакции на ситуацию обследования и адекватность поведения в этой ситуации; выраженность эмоциональных проявлений (яркость, с сопровождением мимики и жестов; бедность, инертность; неадекватность); особенности контакта (активность, нежелание общаться, проявления страха); адекватность эмоционального реагирования на похвалу, порицание, неуспешность выполнения предложенного задания, наказание, степень выраженности (улыбается, плачет, кричит, бросает вещи, грубит и др.).

• Особенности внимания (произвольность, концентрация, устойчивость, способность распределения и переключения); способность к волевым усилиям и саморегуляции; работоспособность (когда и при каких видах работы наступает утомление).

• Особенности ведущей деятельности (учебной, трудовой, игровой): целенаправленность; наличие и стойкость интереса к заданию; темп деятельности и наличие навыка самоконтроля в ходе выполнения задания; самостоятельность в работе; использование помощи (организационной, наводящей, уточняющей, разъясняющей; особо отметить роль речевой регуляции).

• Особенности восприятия зрительного (величины, формы, цвета); слухового; пространственного (взаиморасположение частей, расположение изображения на месте, размеры изображения, различение правой-левой стороны и др.); целостность и обобщенность восприятия.

• Особенности мышления (операции с единичным и несколькими признаками, создание целостного образа из частей, способность к обобщению, абстрагированию, пониманию смысла и установлению причинно-следственных зависимостей).

• Особенности произвольной и непроизвольной памяти; объем и качество кратковременной и долговременной памяти (особо отметить словесно-логическую память).

• Особенности представлений (соответствие представлений реальному миру) и воображения (оригинальность, стереотипность, причудливость и др.).

• Особенности речи (понимание обращенной речи, активный и пассивный словарь, лексико-грамматичекое оформление высказывания, звукопроизношение, фонематическое восприятие).

• Особенности самооценки и уровня притязаний (адекватная, завышенная, заниженная); особенности направленности личности, наличие тенденции к беспокойству, страхам, тревожности; значимые для ребенка качества при построении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

          В рамках психологического обследования ребенку предлагается выполнить ряд заданий и ответить на вопросы, направленные на исследование его памяти, внимания, мышления и работоспособности, а результаты подвергаются качественному или качественно-количественному анализу. Также обращают внимание на уровень познавательной направленности ребенка, его социальную адаптивность, эмоциональные реакции на успех и неудачу, способность к волевой регуляции, другие личностные особенности.


         Этот подход достаточно подробно описан в работах С.Я.Рубинштейн, например «Экспериментальные методики патопсихологии». Это методическое руководство по применению отечественных апробированных экспериментальных методик исследования психики человека (сенсомоторной сферы, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы).


         Большой методический материал представлен в работах С.Д.Забрамной.

         

           Сегодня я хотела бы остановиться на диагностике познавательной сферы учащихся. Я использую для этого следующий диагностический материал:

         

  1. Анкета «Уровень общей осведомлённости»;
  2. Методика «Сложи картинку» (Л.И. Переслени, О.И. Шуранова);
  3. Методика «Шифровка» (Пьерон-Рузер);
  4. Методика «10 слов» (А.Р. Лурия);
  5. Методика «Запоминание геометрических фигур» (по Ф.Е. Рыбакову);
  6. Тест Л.И. Переслени - краткий вариант (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров);
  7. Анкета «Мотивация» (Н.Г. Лусканова).

          Конечно, используются и другие методики для изучения уровня интеллектуального развития учащихся. Но динамика развития познавательной сферы отслеживается на основе данного комплекса методик. Они удовлетворяют всем требованиям, предъявляемым к диагностическим методикам.

         Результаты полного психологического обследования, в том числе уровня развития ВПФ, особенностей личностно-мотивационной сферы, эмоционально-волевой сферы, общения и т.д., оформляются в бланк психологического обследования.

          Работа с использованием данных методик проходит традиционным способом. В то же время имеются аналогичные методики в компьютерном варианте (методики комплекса Effecton Studio). Например,

«Объём слуховой смысловой памяти» – «10 слов»

«Объём образной памяти» - «Узнавание фигур»

«Методика исследования словесно-логического мышления» - Тест Л.И. Переслени

«Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой» - Анкета «Мотивация»

   

             Количественную оценку результатов диагностики высчитывает компьютер, что позволяет отслеживать динамику развития исследуемых характеристик.    

          Следующее направление – педагогическое – ориентировано на изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, а также умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы в условиях обучения.

         

          Психолого-педагогическая диагностика в работе учителя

         Процесс диагностики педагогом уровня развития интеллектуальных способностей учеников своего класса должен стать неотъемлемой частью его развивающей работы с ними. Психолого-педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. Чтобы оказывать эффективное педагогическое воздействие на учащихся, надо обладать объективными научными знаниями об их индивидуальных особенностях. Такие знания можно получить, если использовать методы диагностики.      

          В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую.    

         

          В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции:
1.Информационную
2. Прогнозирующую
3. Оценочную
4. Развивающую


          Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы: выявить относительный уровень развития ребенка, выявить уровень состояния педагогического взаимодействия, определить основные параметры будущей характеристики ученика.


         
Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы: способствовать выявлению потенциальных возможностей развития ученика.


         
Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы: иметь представление о результативности педагогического взаимодействия, определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.


         
Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы: использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития, создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.


          Основными задачами диагностики в начальной школе являются следующие задачи: определить уровни развития ребенка, обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону, увидеть отклонения, проанализировать полученные факты, установить причины изменений, выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

          Отбирая диагностические методики, учитель должен руководствоваться следующими критериями: возраст учащихся, особенности формирования детского коллектива, готовность учащихся к диагностическому исследованию, степень взаимодействия учащихся и педагога.

          Выбор методик изучения не должен быть случайным – его необходимо делать в соответствии с установленными критериями и показателями. Наиболее информативными методами диагностики являются следующие методы: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, социометрия, ранжирование, графический и рисуночный тест. 


          Метод бесед является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным аргументом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, основных и вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально-психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.

          Метод наблюдения дает возможность изучить участие ребенка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение.


          Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся класса.


         
Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нем.
       

          Графические и рисуночные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействие с педагогами и родителями.


         Также к диагностическим исследовательским методам относятся различные
тесты, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приемы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом - количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами.


         Диагностические исследования, которые проводит учитель, необходимы ему для того, чтоб организовать целенаправленную и эффективную работу с учащимися класса. Учителю необходимо отследить предварительные, промежуточные и конечные (итоговые) результаты своей деятельности. Это нужно для корректировки содержания форм и методов педагогической деятельности и создания необходимых условий для ее совершенствования в интересах лучшего обучения и воспитания школьников.


         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного и разноуровневого обучения (теория и практика)

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.Диффе...

Доклад-выступление по английскому языку по теме "Использование и практическое применение метода проекта на уроках английского языка"

В данном докладе можно узнать обо всех особенностях, этапах использования метода проекта на отдельно взятом уроке английского языка. Пример работы проекта представлен по учебнику Тимофеева В.Г "Up &am...

Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".

Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников  на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной на...

Технология дифференцированного и разноуровневого обучения на примере урока алгебры в 8 классе по теме «Решение неполных квадратных уравнений».

Из выступления на методическом объединении   учителей математики и физики ОУ Шигонской СОШ №1 «Образовательный центр» учителя математики 1 категории Гусаровой А.М....

Выступление с опытом работы по теме: "Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников".

Выступление с опытом работы по теме: "Использование проектного метода в патриотическом воспитании дошкольников".   Патриотическое воспитание по своей сути включает в себя след...

Методическая разработка. Выступление на заседании МО по теме: «Использование интерактивных методов обучения в процессе дистанционного преподавания географии»

Выступление на заседании МО по теме: «Использование интерактивных методов обучения в процессе  дистанционного преподавания географии»...