Сложение, вычитание, умножение, деление обыкновенных дробей и смешанных чисел
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Кузьминых Надежда Васильевна

Урок математики в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_-_konspekt_uroka.doc311.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_-pole_boya_.ppt627 КБ

Предварительный просмотр:

               План - конспект урока по математике в 6 классе.

Тема урока: «Сложение, вычитание, умножение, деление обыкновенных дробей и смешенных чисел»

Девиз урока: «Тяжело в ученье легко в бою»

А. Суворов.

Урок-игра «Морской бой»

Цели урока: 1) проверить в игровой форме теоретические знания, навыки и        

                           умения по теме

                       2) активизировать мыслительную деятельность обучающихся    

                       3)способствовать развитию коллективизма, сплочённости,            

                         чувства  ответственности, культуры общения, культуры                      

                         диалога

Форма проведения: Игра «Морской бой»

Оборудование:

компьютер, проектор, презентация, карточки - задания

Программное обеспечение:

программа Microsoft Power Point,

Литература:

1)Математика 6 , Виленкин Н.Я.;

2)Дидактические материалы по математике – 6 под редакцией Чесноков А.С.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков

Ход урока:

1 Организационный момент. Объяснение правил игры.

2.Ход игры.

      -конкурс капитанов;

      -устный счет по дифференцированным карточкам трех  уровней сложности;

     - «блиц- турнир»

      -«бой» двух экипажей (обучающиеся выбирают разноуровневые задания    

       четырех  уровней сложности;  

3. Подведение итогов.

4.Дифференцированное  домашнее  задание 3 уровней сложности.

5.Рефлексия.

Правила игры:

  Слад 1. Класс разбивается  на два экипажа (2ряда). Выбираются капитаны экипажей. Капитаны составляют игровое поле и следят за ходом игры.

    Например, в данной игре игровое поле-квадрат 4х4 клетки

                                     

                         

1балл

2балла

3балла        

4балла        

    Посоветовавшись с командой, каждый капитан рисует корабли. В данной игре один корабль из двух клеточек и   два корабля по одной клетке.

Например,  команды используют следующее расположение кораблей.

             

     

  Слайд 2.  Каждая клеточка квадрата оценивается определенным баллом. Так клетки в строчке  1-оцениваются одним баллом;  в строчке 2- двумя баллами; в строчке 3-тремя баллами;   в строчке 4- четырьмя баллами. Распределение баллов по клеточкам может быть различным.

      В порту находятся 4 корабля. Право выбрать корабль предоставляется капитану корабля. Объявляется конкурс капитанов. Чей капитан быстрее решит задачу, тот выбирает первым.

      Право первого «выстрела» имеет команда, получившая наибольшее количество баллов-ответов в теоретической части, которая проводится по типу игры в «Брейн - ринг».

      На доске имеются игровые поля для каждой команды, которые заполняются по мере игры, и табло учета игры.

команда

баллы

      1

      2  

                                                                                         

       

             

       Пусть право «выстрела» завоевал 1 экипаж, тогда любой ученик (лучше соблюдать очередность) делает «выстрел» по полю своего соперника.

Пусть,  например, ученик экипажа 1  выбрал для выстрела клетку с координатами 2б. Капитан команды говорит «попал» (или «нет»). Учитель соответственно на доске, на поле команды 2 в случае «попадания» ставит знак х. В случае «нет»-   (точку)

  Например:

          а      б      в       г

 

×

 

В табло экипажа в случае попадания ставится балл, соответсвующий данной клетке (в нашем случае команда 1 получает 2 балла)

    Экипаж 2  получает задание номер 2б:  

     Далее ученик экипажа 2  делает «выстрел» по полю команды 1. Таким образом, все экипажи сделали  «выстрелы», получили задание в случае попадания и получили очки.

    По мере выполнения задания идет проверка правильности его решения. Если экипаж правильно решил задание,  то в табло вносится балл, соответствующий этому заданию.  Возможно,  уменьшение баллов  за качество и объяснения решения может быть как в устной, так и в письменной форме.

После проверки заданий экипажи проводят следующие выстрелы. Выигрывает команда, которая первая утопила все корабли команды - соперницы.  В случае игры двух экипажей  возможно одновременное окончание игры. Побеждает экипаж, набравший большее количество баллов.

Ход игры:

     Слайд 2.  Здравствуйте, ребята, садитесь.   Меня зовут Кузьминых Надежда Васильевна, а с вами я познакомлюсь по ходу урока. Сегодня у нас урок не совсем обычный. Это урок-игра «Морской бой». Цель урока: проверить, закрепить, устранить пробелы в знаниях и умениях по теме:

« Сложение, вычитание, умножение, деление обыкновенных дробей и смешанных чисел».

В бою участвуют экипажи 2 кораблей. Каждый экипаж  должен выбрать капитана (это должен быть сильный по математике ученик, хороший организатор) которому я предоставляю почетное право выбрать корабль, на котором они начнут «Морской бой». Для этого им нужно решить задачу. Чей капитан быстрее решит её, тот первым  идёт  выбирать корабль. У причала порта стоят 4 «боевых» корабля. Это известные в истории корабли:

 Слайд 5-9. Презентация «Легендарные корабли»

      1) «Орел»- первый русский парусный мореходный корабль. По своему  парусному вооружению и мореходности он не уступал лучшим голландским и английским кораблям того времени. Летом 1669 года ему пришлось отражать атаки, восставших против царя, казаков Степана Разина;

    2) каравелла «Санта – Мария»- один из кораблей,  на котором известный мореплаватель Колумб,  совершил первое плавание через Атлантический океан. Мореплаватели собирались достичь берегов Индии и Японии, но вместо этого неожиданно открыли новый материк – Америку (16век);

 

4) крейсер «Аврора»- крейсер Балтийского флота, водоизмещением 6700 тонн. Скорость 20 узлов. Холостой выстрел крейсера послужил сигналом к штурму «Зимнего дворца» во время Великой октябрьской социалистической революции 1917 года. Во время Великой Отечественной  войны крейсер участвовал в обороне Ленинграда;

     5) подводная лодка «Наутилус» - это непросто фантастическое судно, описанное в романе писателя Жюль Верна «20 тысяч лье под водой».  В  действительности был такой корабль. Его изобрел Роберт  Фултон. Пробное погружение произошло в 1801 году. Над водой «Наутилус»  шел под парусом, под водой с помощью гребного винта.

 

 Слайд 10. Капитаны начинают решать задачу.

                       

                      1 этап.  Конкурс капитанов    

                             

                            Задача для капитанов.

 

      1). Летела стая гусей,  а навстречу им летит гусь и говорит «Здравствуйте,  сто гусей, - отвечает ему вожак стаи, - если бы нас было столько, сколько теперь, да еще столько, да полстолька,  да четверть столько, да еще ты, гусь, с нами, так тогда нас было бы сто гусей. Сколько было в стае гусей?

Решение:

Пусть х гусей было в стае,  то используя условие задачи, составляем уравнение:

х + х + · х +  · х + 1 = 100

2,75 · х = 99

х = 9900 : 275

х=36

Ответ: 36 гусей было в стае.

     2).  В альбоме 1105 марок, число иностранных марок составило 30% от числа российских марок. Сколько иностранных и сколько российских марок было в альбоме?

  • Пока капитаны решают задачу, остальные учащиеся  участвуют в блиц – турнире.  (смотри слайд 11)  

   

Вопросы для брейн - ринга:

Слайд 12( на слайде показаны выборочные вопросы)                

для 1 экипажа:

  1. Какие дроби называются правильными?
  2. Как найти дробь от числа?
  3. Какие числа называются противоположными?
  4. Какие числа называются целыми?
  5. Чему равен модуль положительного числа?
  6. Что такое координатная прямая?
  7. Какое число называется четным?
  8. Сформулируйте признак делимости на 5.
  9. Что такое процент?

10)Что значит сократить дробь?

 Слайд 13( на слайде показаны выборочные вопросы)           

для 2 экипажа:

1) Какие дроби называются правильными?

2)Как найти число по заданному значению его дроби?

3)Какие числа называются взаимно обратными?

4)Какие числа называются натуральными?

5)Чему равен модуль отрицательного числа?

6)Сформулируйте признак делимости на 10.

7)Сформулируйте основное свойство дроби.

8)Сформулируйте признак делимости на 3.

9)Как умножить дробь на дробь?

    10) Назовите самое маленькое натуральное число.

 

Дополнительные вопросы:

1)Как разделить дробь на дробь?

2) Сформулируйте признак делимости на 9.

 

Слайд 14              2 этап Устный счет       

Ученики выбирают задания,  рассчитывая свои силы. Карточка устного счета рассчитана на 3 уровня сложности.

Карточка устного счёта. 1.Вычисли устно:


1балл


2балла


3 балла

3этап Игра « Морской бой»

Каждый учащийся имеет карту с заданиями

Задание 1   1балл

 Вычислите :

для 1 команды

а)  

б)  

в)  

г)   18:

для 2 команды

а)  12:

б)

в)

г) 14:

Задание 2      2 балла

Упростите выражение:

для 1 команды:

         

 

для 2 команды

         

   

Задание на 3 балла

Решите уравнение:

для 1 команды

1)     2) 2    3)      4) у-у =

для 2 команды

1)      2) (  3)          4) у-

Задание 4  4 балла

Решите задачу:

для 1 команды (краткое условие)

Задача 1

Куколки бабочек выносят температуру 60 холода, что составляет  температуры, которую выдерживают бабочки, и  температуры, которую выдерживают гусеницы бабочек. Определить, сколько градусов холода выдерживают бабочки и их гусеницы?

6: = 90 (бабочки);

6:= 450 (гусеницы).

Ответ: 90 и 450.

      Задача 2. (краткое условие)

В первом ящике 8 кг винограда, что в 1  раза больше, чем

во втором и в 1   раза меньше, чем в третьем. Сколько кг винограда во всех трех ящиках?

Решение:

1)8: 1=8:  =8 ·   = 7(кг) во 2 ящике

2)8 ·  1 =8 ·   = 9(кг) в 3 ящике

3)8+ 7+ 9 = 24(кг) в трех ящиках

Ответ: 24 кг.

Задача 3. (краткое условие)

Мост состоит из трех пролетов. Длина первого пролета 12 м, что в 1 раза больше, чем второго пролета и в 1  раза меньше, чем третий. Найти длину моста.

Решение:

  1. 12: 1 =12:  =12 ·  = 7(м) длина 2 пролета
  2. 12 · 1 =12 ·  = 19 (м) длина 3 пролета
  3. 12 + 7 + 19 =38 (м) длина моста

Задача 4. (краткое условие)

    В двух строительных бригадах 88 человек. В первой бригаде в 2 раза меньше людей, чем во второй. Сколько человек в каждой бригаде?

Решение:

Пусть х человек в 1 бригаде, тогда во 2 бригаде 2х человек. Так как в двух бригадах всего 88 человек , то составляем уравнение:

         1) х + 2 х  = 88

             3х = 88

             х =88:  =88· = 24 (человека) было в 1 бригаде.

      2) 24· 2 = 24  ·  = 48 (человек) во 2 бригаде.

      Ответ : 24 и 48 человек 

Задания для 2 команды

Задача 1 (краткое условие)

Белые журавли устраивают свои гнезда только в Якутии и на Оби. В Якутии их на 20% больше, чем на Оби, от общего числа белых журавлей, сохранившихся в природе. Сколько белых журавлей сохранилось в природе, если в Якутии на 60 особей больше, чем на Оби?

20%=0,2;

60:=300 (журавлей).

Ответ: 300.

Задача 2 (краткое условие)

В первом пакете 2 кг пшена, что в  раза больше, чем во  втором и в 1             раза меньше, чем в третьем. Сколько кг пшена во  всех трех пакетах?

 Решение:

  1. 2 : 1= 2 : = 2 · =   = 1,5( кг) пшена было во 2 пакете.
  2. 2 · 1 = 2 ·  =  = 2,5 (кг) пшена было в 3 пакете.
  3. 2 +  1,5 + 2,5 = 6 (кг) пшена было в трёх пакетах.

  Ответ : 6 кг.

                                 

Задача 3 (краткое условие)

В первый час Коля прошел 5 км, что в 1раза больше, чем во

второй час и в 1   раза меньше, чем в третий час. Сколько км прошел Коля?

  Решение:

  1. 5 : 1 = 5 :  = 5 ·  = 3 (км) прошел за 2 час.
  2. 5 · 1 = 5 ·  = 6 ( км) прошел за 3 час.
  3. 5 + 3 + 6 = 14 (км)  прошел Коля.

   Ответ : 14 км.

Задача 4 (краткое условие)

На двух животноводческих фермах работают 26 человек. На первой ферме работают в 1 раза больше людей, чем на второй. Сколько человек работают на каждой ферме ?

Решение:

Пусть х человек работает на 2 ферме, то 1х чело век работает в 1 бригаде.  Так как на двух фермах вместе работают 26 человек, то составляем уравнение:

1) х + 1 х = 26

2 х =26

х = 26

х = 26: =26 ·  =12 (человек) работает на 2 ферме.

2)12 · 1 = 12 ·  = 14 (человек) работает на 1 ферме.

Ответ: 12 и 14 человек.

 

                              Домашнее задание

Я прошу вас, оценить себя как вы усвоили эту тему, и выбрать карточку на своё усмотрение:

-  Розовая карточка, которая называется «Просто класс» на 1 балл.

- Желтая карточка, которая называется  «Супер  класс»

- Голубая карточка, которая называется «Высший класс»

- Кто как себя оценивает, тот такое домашнее задание и выбирает

Домашняя работа

1 группа – слабоуспевающие учащиеся (карточка на 1 балл)

2 группа – среднеуспевающие школьники (карточка на 2 балла)

3 группа – хорошо и отлично успевающие ученики (карточка на 3 балла)

1 группа 1 балл   Розовая карточка. (Просто класс)

№1 Решите уравнение

      1)      2)   3)   4)

   

  №2   Вычислите значение выражения :  

                                                                                 

1)                                            2)

        

2 группа  2 балла    Жёлтая карточка  (Супер  класс)

№1 Решите уравнение:

   1)         2)      3)     4)

№2   Вычислите значение выражения:

1)                                                   2)

3 группа  3 балла  Голубая карточка (Высший класс)

№1 Решите уравнение:

1) =     2)    3)      4)

   №  2 Вычислите значение выражения:                                                                                    

                                                                       

1)                                                  2)

     

                                                                     

     Результат каждого выстрела отражается на табло учета игры. В конце игры подсчитывается суммарный результат.   

Подведение итога игры. Награждение: вручение грамоты «Лучшему капитану», «Лучшему снайперу». «Команде - победительнице»

 Учитель благодарит за поддержку на уроке, активность, смелость.

Рефлексия  «Дерево чувств”. 

С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить своё настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, что  какому настроению соответствует  определенный цвет: красный – восторженное;  оранжевый – радостное, теплое; желтый – светлое, приятное; зеленый – спокойное; синий – неудовлетворенное, грустное;  фиолетовый – тревожное, напряженное; черный – упадок, уныние.

Учащиеся,  оценив свое настроение, наклеивают листочки на дерево.

                                                                                                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Отличие умножение и деления обыкновенных дробей от умножения и деления смешанных чисел"

Цель урока: систематизировать знания и умения детей, связанные с умножением и делением обыкновенных дробей и смешанных чисел на однозначное число; развивать умение работать с различными видами информа...

Урок математики в 5 классе "Виртуальное путешествие: Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел"

Урок «Виртуальное путешествие» разработан в преддверии празднования 20-летия Независимости РК и проведен в рамках районного семинара учителей математики. На каждом этапе урока применялись информ...

Открытый урок по математике в 5 классе "Путешествие с страну обыкновенных дробей и смешанных чисел"

Урок обобщения и систематизации знаний на тему "Действия с обыкновенными дробями и смешанными числами"...

Контрольная работа по теме: «Сложение, вычитание, умножение, деление и сравнение обыкновенных дробей» 5 - 6 класс

Данный материал содержит контрольную работу по теме: «Сложение, вычитание, умножение, деление и сравнение обыкновенных дробей» 5-6 класс. Здесь представлены дроби в виде умножения, де...

Урок-путешествие «Мордовии моей родные уголки» на тему: «Деление обыкновенных дробей и смешанных чисел»

Урок-путешествие «Мордовии моей родные уголки» на тему: «Деление обыкновенных дробей и смешанных чисел» с применением национально-регионального компонента.Задачи урокаобразоват...

Самостоятельная работа "Деление обыкновенных дробей и смешанных чисел"

Самостоятельная работа по теме "Деление обыкновенных дробей и смешанных чисел" для 5 класса...