Пересечение и объединение множеств
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Волкова Любовь Ивановна

План-конспект урока с использованием виртуальной лаборатории из ИУМК Е.А. Бунимовича и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnozhestva.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Глебовская сош

Волкова Любовь Ивановна

учитель математики

План-конспект урока + презентация

Тема: Пересечение и объединение множеств

Цель: Познакомить обучающихся с операциями пересечения и объединения множеств.

Задачи:

  • дать определение пересечения множеств;
  • дать определение объединения множеств;
  • сформировать умения нахождения пересечения и объединения множеств.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование: компьютеры; проектор; презентация «Леонард Эйлер», инновационный учебно-методический комплекс Бунимовича Е.А., Булычева В.А. «Вероятность и статистика в школьном курсе математики». Учебник для 7-11 классов общеобразовательных учреждений. Виртуальная лаборатория, слайд 12.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Фронтальная работа с классом:

Учитель. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1. Из каких чисел состоит множество натуральных чисел?

Ученики. (1,2,3,4…)

Учитель.

2. Какой буквой обозначается множество натуральных чисел?

Ученики. (N)

Учитель.

3. Назовите чётные цифры.

Ученики. (0,2,4,6,8).

Учитель. Обозначим это множество буквой А.

4. Какие чётные цифры содержаться в множестве натуральных чисел?

Ученики. (2,4,6,8)

Учитель.

5. Какое множество чисел образуют вместе множества A и N?

Ученики.

Результаты фиксируются на доске.

Учитель.

6. Какие арифметические действия над числами вам известны?

Ученики.  (Сложение, вычитание, умножение, деление).

III. Объяснение нового материала.

Учитель.

Оказывается операции сложения и умножения можно выполнять и над множествами. Только у этих операций другие названия. Вернёмся к вопросу 4. Какие элементы множеств А и В мы нашли?

Ученики. (Общие).

Учитель. Операция нахождения общих элементов множеств называется пересечением. Какое множество мы получили, отвечая на вопрос 5?

Ученики. Мы получили множество, которому принадлежат или элементы множества A или элементы множества В.  

Учитель. Эта операция называется объединением. Значит, какая у нас тема урока? Ученики. «Пересечение и объединение множеств».

Учитель. Какова цель нашего урока?

Ученики. Познакомиться с операциями пересечения и объединения множеств.

Учитель. Чему вы должны научиться на уроке?

Ученики. Находить пересечение и объединение множеств.

Учитель. Откройте тетради и запишите тему урока. На странницах 34 и 36 учебника прочитали определения пересечения и объединения множеств. Рассказали друг другу. Чтобы наглядно объяснить операции над множествами, их изображают в виде кругов, которые называют кругами Эйлера. Кто знает, чем занимался этот математик?

Ученики. (Ответы учащихся).

Демонстрация презентации «Леонард Эйлер».

Учитель. На с.36 прочитали замечание 4 и следующий за замечанием абзац.

Какие союзы в русском языке соответствуют операциям пересечения и объединения множеств?

Ученики. Союзы «и» и «или».

Учитель. (Используется виртуальная лаборатория (ВЛ). Круги Эйлера. Слайд 12.) Прочитали задание. (Демонстрация результатов выполнения операций пересечения и объединения множеств.) У операций пересечения и объединение множеств есть обозначение. (В редакторе формул показывается обозначение операций пересечения и объединения множеств.) Записали эти знаки в тетрадях.

Ученики. (Записывают знаки).

Учитель. Операции пересечения и объединения множеств выполняют не только для двух, но и трёх, четырёх и т.д. множеств.

IV. Закрепление изученного.

Сейчас сели за компьютеры. На экранах есть задание. Выполнили его. Запустили ВЛ. Используйте редактор формул. Для трёх множеств составьте смешанные операции. Результат вы увидите на экране.

Ученики. (Выполняют задание, используя ВЛ.)

Учитель. (Оказывает дифференцированную помощь).

Учитель. Сейчас вернулись на свои места.

Открыли задачники. Выполним задания под № 3.15(а, б); № 3.12(а, б).

Ученики выходят поочерёдно к доске.

V. Итог урока.

Учитель. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Ученики. Познакомились с операциями пересечения и объединения множеств. Познакомились с биографией Л.Эйлера.

Учитель. Что вам понравилось сегодня на уроке? Что не понравилось?

Ученики высказываются.

VI. Домашнее задание. П.3, с.34-40; № 3.15(в, г); № 3.12(в, г). № 3.24 – по желанию.

Учитель. Спасибо за урок.

Источники:

  • А. Г. Мордкович. Учебник и задачник. 9 класс;
  • Инновационный учебно-методический комплекс. Е.А. Бунимович,  В.А. Булычев,  В.В. Калманович.
  • Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Пересечение и объединение множеств".

В презентации рассматриваются такие понятия как "множество", "подмножество", "элемент множества", "конечные и бесконечные множества", "пустое множество","пересечение и объединение множеств". Презентац...

Пересечение и объединение множеств

Презентация к уроку алгебры 8 класс по теме "Пересечение и объединение множеств"(учебник Макарычев Ю.Н. и др. издательство МНЕМОЗИНА)...

Пересечение и объединение множеств.

Задания, которые  формируют начальное об объеинении двух множеств; учат находить на "карте множеств" область множества, которое является пересечением и объединением двух других множеств; учат опр...

Презентация для урока по теме "Пересечение и объединение множеств". 8 класс.

Данная презентация содержит материал для изучения новой темы и её закрепления (задания из учебника)....

Пересечение и объединение множеств

Урок объяснения нового материала по математике в 9 классе с использованием виртуальной лаборатории из  инновационного  учебно-методического комплекса Е.А.Бунимовича, презентация о Л.Эйлере....