Бенефис логарифмической функции
презентация к уроку по алгебре (11 класс) на тему

Кочухова Ирина Михайловна

Представленная разработка урока  по теме "Логарифмическая функция" курса алгебры и начал анализа в 11 классе может быть проведена как на уроке, так и во внеурочное время. Урок построен в форме соревнования команд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon benefis_logarifmicheskoy_funktsii.doc359 КБ
Office presentation icon benefis.ppt2.27 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Солнечная средняя общеобразовательная школа № 1»

                     

                                                 

                                                                                 

                     Разработка

внеклассного мероприятия

по математике

  « Бенефис
логарифмической
функции»

Выполнила:

учитель первой категории

 Кочухова И.М.

 

п. Солнечный

Тема урока: «Бенефис логарифмической функции», 11 класс

Вид урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели:

  • обобщение и систематизация теоретического материала по данной теме;
  • отработка умений и навыков применения формул для преобразования логарифмических выражений и решения уравнений;
  • познакомить с историй логарифмов, областью их применения;
  • воспитание эстетических качеств и умения общаться

Оборудование: доска,  компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент, сообщение темы урока. (Слайд 1).

Класс разделен на три команды.

Учитель.  Что же такое бенефис? Бенефи́с (фр. benefice — доход, польза) — спектакль, устраиваемый в честь одного из выступающих актёров (например, как выражение признания его мастерства) или работников театра. Доход от таких представлений полностью поступал в пользу этого человека — за вычетом расходов по спектаклю.

Первый бенефис состоялся во Франции в 1735 году.

- Ребята, как вы думаете, как связать понятие  «бенефис» и   тему нашего  урока? Верно, сегодня на уроке мы с вами чествуем «Логарифмическую функцию», а доходом  от вашего выступления - будут ваши знания и умения. (Слайд 2). 

Функция – одно из основных математических и общенаучных понятий, выражающее зависимость между переменными величинами. В школьном курсе изучается немало функций: линейная, квадратичная, степенная, дробно-линейная, тригонометрические функции и др. Сегодня на уроке мы постараемся узнать и доказать, что функция логарифмическая – самая важная и интересная.

 (Слайд 3). Еще Г. Бокль заметил, что “Истинное знание состоит не в знакомстве с фактами, которое делает человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом”.

Есть в математике тема одна,
Логарифмической функцией называется она.
Логарифм появился, чтобы легче считать,
Логарифм – п о к а з а т е л ь, это надо знать!
(Слайд 4).

        Слово логарифм   происходит от греческого λογοφ (число) и ρίνμοφ (отношение) и переводится, следовательно, как отношение чисел. Выбор изобретателем (1594 г.) логарифмов Джоном Непером такого названия объясняется тем, что логарифмы возникли при сопоставлении двух чисел, одно из которых является членом арифметической прогрессии, а другое – геометрической. (Слайд 5).

(Слайд 6). Русский математик Аничков Д. С.  Так сказал о логарифмах: «Ежели под геометрическою прогрессиею, начинающеюся с единицы, подписана будет арифметическая прогрессия, начинающаяся с нуля, то числа, внизу подписанные, называются для верхних – логарифмы.

  Положим, что даны прогрессии:

  геом.      1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256,

  арифм.    0, 1, 2, 3,  4,  5,  6,    7,    8.

  Тогда логарифм  1 будет 0; логарифм  4  будет 2; а  логарифм 32 будет 5 и проч.»

Так, чем же важна,  интересна  и полезна логарифмическая функция? (Слайд 7).

 - Друзья, поверьте:                                                                                                                                                                
Самая интересная, полезная и лирическая                                                                                                                                                                                                  Это – функция логарифмическая.                                                                                                                                                                                                                

  • Проходит график через точку (1;0)

               И в том еще у графика есть соль,

             Что в правой полуплоскости он «стелется»,

             А в левую попасть и не надеется.

  • Сама же функция порою убывает,

              А командиром служит ей значенье а

              И подчиняется она ему всегда.

 При решении логарифмических уравнений необходимо помнить про нахождение области допустимых значений. (Слайд 8)

  • И уравнения решая
    Должны мы все не забывать,
    Что ОДЗ и логарифмы
    Вместе нужно записать!  
    (Слайд 9).  

Теперь полезность функции мы четко обоснуем

          И яркую картину нарисуем.
Вот вы когда-нибудь слыхали
О логарифмической спирали?
(Слайд 10).

Закручены по ней рога козлов

И не найдете вы на них узлов.

Моллюсков многих и улиток

Ракушки тоже все завиты.

И как сказал поэт великий Гете:

«Вы совершеннее строенья не найдете!»

         И эту спираль мы повсюду встречаем:

         К примеру, ножи в механизме вращая.

         В изгибе трубы мы ее обнаружим –

         Турбины тогда максимально послужат!

В подсолнухе семечки тоже закручены (Слайд 11). 
И паука все плетенья заучены.
Наверняка, и том вы не знали,
Галактики тоже кружат по спирали!  

Итак, начинаем нашу конкурсную часть урока с Представления команд (каждая команда по очереди выступает с презентацией своей команды). (Слайд 12).

Первый конкурс команд: Лови ошибку! Необходимо установить соответствие между данными первого и второго столбиков таблицы. Каждая исправленная ошибка принесет команде 1 балл. (Слайд 13-14).

Понятия

Формулы

1.Определение  логарифма числа по заданному основанию

2. Основное  логарифмическое тождество.

3. Формула  логарифм произведения.

4. Формула  логарифм частного.

5. Формула  логарифм степени.

6. Формула  логарифмического перехода от одного основания к другому основанию.

7. Логарифм, значение которого равно единице

8. Логарифм, значение которого равно нулю

9. Запись числа через логарифм

Следующий конкурс: «Логарифмический дартс».

Один представитель от команды с завязанными глазами выбирает поле и решает примеры. Каждый решенный правильно пример приносит команде 1 балл, чья команда быстрее справится с заданием получает,  дополнительный балл. (Слайд 15).

 Конкурс: «Основные свойства функции». Необходимо перечислить все свойства логарифмической функции, представленной на графике. (Слайд 16).

Следующее конкурсное  задание: «Найти область определения функции». (Слайд 17). Верное решение – 2 балла.

Найти область определения функции.

Софизм (от греч. sóphisma — уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Аристотель называл софизмы "мнимыми доказательствами", в которых обоснованность заключения кажущаяся и обязана чисто субъективному впечатлению, вызванному недостаточностью логического или семантического анализа. Убедительность на первый взгляд многих софизмов, их "логичность",  обычно связана с хорошо замаскированной ошибкой,  с принятием  ложных посылок за истинные, несоблюдением  допустимых способов рассуждения (правил логического вывода), использования "неразрешенных" или даже "запрещенных" правил или действий, например деления на нуль.  Итак, следующий конкурс «Софизм».  (Слайд 18-19). За разгаданный софизм команда получает 5 баллов.                      

  Очевидно, что ¼ > 1/8

После приведения

к основанию ½:  ( ½ )2 > ( ½ )3 

После логарифмирования

по основанию 10:  lg ( ½ )2 > lg ( ½ )3 

По свойству логарифмов:   2  lg ( ½ ) > 3 lg ( ½ )

После сокращения на lg ( ½ ):            2 > 3

                 В чём ошибка?

 И заключительный конкурс: «Проба сил».  Командам необходимо выполнить по три задания. Каждое верно решенное задание принесет команде 2 балла. Если команда выполняет вперед всех, значит получает еще 3 балла. (Слайд 20-22).

  • Найти значение выражения:
  • Реши уравнение:
  • Найдите количество целых решений неравенства:  

Подведение итогов. (Слайд 23).

Закончить наш урок хочется словами Джона Непера: «Я старался, насколько мог и умел, отделаться от трудности и скуки вычислений, докучность которых обычно отпугивает весьма многих от изучения математики». Желаю вам не бояться трудностей в изучении такой интересной дисциплины, как математика. Успехов вам в пути!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Исследование показательной и логарифмической функций с помощью производной. (Показательная и логарифмическая функция в задачах типа В14 ЕГЭ).

Задания данного теста соответствуют теории по теме «Исследование показательной и  логарифмической функций с помощью производной» в пределах учебного материала для выпускников 11 класса. Они предн...

Конспект обобщающего урока "Логарифмическая функция. Методы решения логарифмических уравнений", алгебра 11 класс.

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием индивидуальной, фронтальной, коллективной форм работы. Используются разноуровневые задания.Урок позволяет создать условия для развития творчески...

Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства.

Обобщающий урок по алгебре и началам анализа в 11 классе на тему :"Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства."Цель урока: - обобщение и систематизация знаний, на...

Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства

Урок алгебры и начал математического анализа  в 11 А классе по теме « Логарифмы. Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства»....

Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"

Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция.  Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...