Открытый урок по теме "Задачи на среднее"
учебно-методический материал (алгебра, 6 класс) по теме

Семёнова Наталья Вячеславовна

Урок- закрепление по теме "Задачи на среднее". Основная цель - отработать приёмы решения задач  на "среднее".  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok_15.10.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 6 Б классе.

Тип урока: Рефлексия.

Тема: «Среднее арифметическое»

Основные цели:

Образовательные:

  • закрепить  алгоритм  нахождения «среднего арифметического» , отрабатывать  понятие «средней скорости», «средней урожайности», «средней стоимости» и тренировать умение решать задачи на нахождение этих величин  на практике, строить  математическую модель для решения задач;
  •  точно и последовательно выстраивать рассуждения, переходя от частного к общему;
  •  оценивать собственную деятельность на уроке.

Воспитательные:

  • воспитывать  познавательную  активность, умение работать в группах,     коллективе,
  • воспитывать чувство ответственности, самоконтроля, математической культуры; настойчивость в достижении цели, умение не растеряться в проблемных ситуациях.
  • формировать потребность в приобретении новых знаний.ъ

Развивающие:

  • развивать внимательность, логическое  мышление;  умение систематизировать и применять полученные знания в практической деятельности.
  • активизировать мыслительную деятельность в процессе выполнения заданий;
  • способствовать самостоятельному конструированию новых знаний по теме;
  • развивать умение высказывать собственные суждения, аргументировать свою точку зрения;

Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная и групповая с элементами исследовательской деятельности.

Ход урока:   1. Организационный момент.

                       2.Проверка домашнего задания.

                       3. Актуализация знаний.  Числовая викторина.

                       4. Практикум. (Включение в систему знаний).

                       5. Проверка .

                       6. Рефлексия деятельности.

                       7. Домашнее задание.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

– Какое новое понятие вы «открыли» на прошлом уроке? (Понятие среднего арифметического).

- Одним из заданий домашней работы было : найти средний рост , среднюю массу ,средний возраст и средний балл по математике вашего класса. Давайте проверим как вы справились с этим заданием и познакомим наших гостей с математическим портретом 6 Б класса.

Итак, мальчики какие результаты получили вы?

Результаты мальчиков.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

среднее

Возраст

12

12

11

12

12

12

11

12

12

12

12

11

12

11

11,7

Рост (см)

169

157

145

155

163

154

155

150

154

146

170

156

152

153

155,6 см

Вес (кг)

78

72

34

57

69

55

51

53

53

45

66

39

35

59

54,7кг

Оценка

4

3

5

5

5

4

5

4

4

3

3

5

3

4

4,1

Что получили девочки?

Результаты девочек.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

среднее

Возраст

12

12

12

12

11

12

12

11

11

11

12

12

11,7

Рост (см)

149

165

151

155

150

158

150

140

168

154

162

156

154,8

Вес (кг)

41

72

63

44

39

46

38

28

74

48

40

48

48,4

Оценка

4

4

4

4

4

4

3

4

3

4

5

3

3,8

- У кого возникли затруднения? Где?

- Каким алгоритмом ребята  вы пользовались для нахождения этих средних значений? (Ответы)

- Мы продолжим с вами изучать данную тему. Скажите а где в жизни , практической деятельности применяется тема «Среднее арифметическое»?

 А может кто –нибудь сформулирует учебные цели нашего урока.

 - Определить значимость данной темы в практической деятельности. Учебная цель  нашего урока – научиться решать задачи на среднюю скорость, урожайность, покупку и.т.д. А работать вы будете в группах. Правила работы вы знаете. В каждой группе есть организатор-консультант.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

-Проведём числовую викторину. Каждая команда получает по 2 вопроса и находит ответ, используя определение среднего арифметического и знания, полученные ранее.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

1.Чему равно среднее арифметическое 10 чисел, если их сумма 44.

2. За 1/3ч пешеход прошёл 1,2 км. Найдите его скорость.

1.Отгадайте число, среднее арифметическое  которого и числа 11 равно 10.

2. Автомобилист ехал 1,5 ч со скоростью 80 км/ч . Какой путь он преодолел?

1. Чему равно среднее арифметическое 5 чисел, если их сумма 27.

2. За 10 кг картофеля покупатель заплатил 235 рублей. Найдите цену картофеля.

1.Отгадайте число, среднее арифметическое которого и числа 8 равно 13.

2. С поля площадью 5 га собрали 24 ц гречихи. Найдите урожайность гречихи.

- Проверка результатов . Числа выписываются на доске ( вывешиваются на магнитах). Затруднения возникли ?Где?

- А теперь задание общее. Каждой группе необходимо определить среднюю полугодовую температуру 2-х городов.

Месяц

март

апрель

май

июнь

июль

август

средняя

1 город

4С

10 С

18 С

20С

30 С

20 ⁰С

17 С

2 город

9 С

17 С

22 С

25 С

27 С

32 С

22 С

- Для городов Москвы и Сочи какие  подходят значения этой средней температуры?

 ( Москва – 17 С, Сочи - 22С). А почему? ( Сочи расположен ближе к экватору, температура воздуха там выше, а Москва дальше от экватора.)

- А можно ли было нам найти среднегодовую температуру этих городов?

 (Нет , т. к. в Москве в зимние месяцы отрицательная температура….)

- А теперь давайте расположим результаты числовой викторины в порядке возрастания и расшифруем некоторое слово.

3,6

4,4

4,8

5,4

9

17

18

22

23,5

120

с

т

а

т

и

с

т

и

к

а

- Вам знакомо оно? Что оно означает?

- Статистика (от лат. Status – состояние) – наука, изучающая, обрабатывающая и анализирующая количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни Экономическая статистика изучает изменение цен, спроса и предложения на товары, прогнозирует рост и падение производства и потребления.
Медицинская статистика изучает эффективность различных лекарств и методов лечения, вероятность возникновения некоторого заболевания в зависимости от возраста, пола, наследственности, условий жизни, вредных привычек, прогнозирует распространение эпидемий.
Демографическая статистика изучает рождаемость, численность населения, его состав (возрастной, национальный, профессиональный).
Есть еще статистика финансовая, налоговая, биологическая и т.д.
Математическая статистика – наука, основанная на законах теории вероятностей. Среднее арифметическое - одна из числовых  характеристик, которая  помогает статистам в обработке данных. А кроме среднего арифметического в статистике ещё используют такие понятия как среднее геометрическое, среднее гармоническое. Вы ,обрабатывая таблицу температур,  попробовали себя в роли статистов метереологии.

- А теперь « вернёмся « к городу Сочи. Чем знаменателен этот город?

1)Курорт.

2)Столица 22 –ой зимней олимпиады 2014 года. Ребята а вы знаете олимпийского чемпиона - лыжника, нашего земляка , который будет представлять Россию в Сочи и бороться за олимпийскую  медаль? (Никита Крюков). Мы гордимся им  и будем обязательно за него болеть.

3) Город, в котором плодородные земли и богатый урожай фруктов, овощей.

3. Практикум .

 Каждой группе необходимо решить свою задачу.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

В лыжном спринте спортсмен прошёл круг длиной 1,4 км за 3,5 мин и  два круга той же длины  за 4 мин. Найдите среднюю скорость лыжника.

( 0,56 км/мин)

С виноградника площадью 10 га собрали 8,5 ц с одного гектара и с поля площадью 15 га по 6 ц с гектара. Найдите среднюю урожайность. (7 га)

Добираясь до Сочи на машине, туристы в первый день проехали 10 часов со скоростью 90 км/ч и во второй день 8 часов со скоростью 72 км/ч. Найдите среднюю скорость туристов. (82 км/ч)

Покупая талисманы Сочинской олимпиады в подарок, Петя заплатил за 2 леопарда - 180 руб, 3 лисичек  165 руб и белого мишку – 75 руб. Сколько в среднем стоит его подарок? 70 руб

Проверка. ( Устно ответы и по слайдам решение )

- Что общего в этих задачах?

-  Что их отличает?

Так как найти среднюю скорость? Среднюю урожайность? Среднюю стоимость?

 Давайте запишем эти  формулы в тетрадь :

Средняя скорость = весь путь / всё время;

Средняя урожайность = весь урожай/ вся площадь;

Средняя стоимость = вся стоимость / всё количество;

4.Рефлексия деятельности.

- Какой материал изучали сегодня на уроке?

- Какими алгоритмами пользовались?

- достигли цели урока?

- С какими трудностями столкнулись?

- Дайте оценку своей работе

  • я всё понял и могу и могу объяснить этот материал другому
  • я сам всё понял, но другому объяснить не смогу;
  • для полного понимания мне надо повторить теоретический материал;
  • я ничего не понял.

Если останется время, то. А сейчас 2 минуты отдыха. Включите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов или существ, которые вас окружают. 

Например, среднеарифметическое:

  • Портфеля и рюкзака ( ранец)
  • Женщины и рыбы ( русалка ) 
  • Мужчины и коня ( кентавр)
  • Яблока и персика ( нектарин )

5.Домашнее задание. 

№267(2), 268 (1 или 2 на выбор);

 по желанию составить задачу на нахождение средней величины, решить её и сопроводить иллюстрацией.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе "Среднее арифметическое"

Методическая разработка открытого урока в 5 классе....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ ТЕМА: «ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ» 6 КЛАСС

ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ПРИЧИНАМИ     ГУСИТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ЧЕХИИ, С ХОДОМ    ГУСИТСКИХ ВОЙН, ИХ ИТОГАМИ И  ИСТОРИЧЕСКИМ  ЗНАЧЕНИЕМ. ...

Открытый урок в 5 классе "СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ.СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ" (ФГОС)

Технологическая карта урока № 145. (Открытый рок ФГОС)Школа: МАОУ Абатская СОШ №1.Учитель математики: Бурмистрова Елена Юрьевна.Класс: 5 "а", 5 "б".Дата проведения: 22.04.2013. Тема урока: Средне...

Методическая разработка открытого урока по математике для 5 класса. Тема урока "Среднее арифметическое"

Тип урока: изучение нового материала (первый из пяти по данной теме).Цель урока: создание условий для формирования понятия среднего ...

Открытый урок в 5 классе "Среднее арифметическое"

Конспект урока и презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Среднее арифметическое"...