Выступление на методическом объединении математиков "Графический метод в решении уравнений"
учебно-методический материал по алгебре (8 класс) по теме

Козлова Надежда Владимировна

 Сообщение раскрывает индивидуальные особенности учащихся 8 класса в изучении темы графический метод в решении уравнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальные  и возрастные особенности учащихся 8 классов

Особенности развития детей подросткового возраста

Подростковый возраст – новый качественный этап в становлении человека. Его самыми характерными чертами являются: в физиологическом отношении - половое созревание, в психологическом – личностное самосознание, сознательное проявление индивидуальности. Подростковый период называют еще средним школьным возрастом.

        Личность подростка претерпевает серьезные изменения по сравнению с младшим школьником. Эти изменения имеют место, как в системе отношений подростка, так и его направленности и развития познавательной деятельности.

        В качестве  ведущей тенденции развития личности подростка необходимо отметить значение нравственных норм в регуляции его поведении; базой данного процесса является развитие логического мышления. Оно становится более абстрактным и обобщенным.

        Прогресс нравственного сознания подростка сказывается  и в формировании у него нравственных идеалов. Однако абстрактное мышление не отрывается от конкретного. Эти  особенности  познавательной деятельности подростка определяют специфику складывающихся идеалов подростка. Его идеалы могут носить ещё конкретный характер. В образе идеала он также не отделяет главного от  второстепенного. С другой стороны, в усвоении идеалов для подростка характерен некоторый отрыв от реальной жизни. В то же время для нравственных идеалов подростка специфичны масштаб и яркость. Эмоциональный отклик, вызывают люди, которые совершили какие-то героические поступки.

Наличие идеалов говорит о том, что подросток уже делает попытку видеть перспективу своего развития, оценивает своё поведение с точки зрения будущего «я». В этой связи повышается роль самовоспитания в формировании личности подростка. Эта мысль подчеркивается в работе А.Г. Ковалева.

        В подростковом возрасте активно развивается самосознание. Он стремится понять себя как личность. Одни свойства своей личности оцениваются им положительно, другие вызывают у него отрицательное отношение.

         В период активного развития самосознания необходимо вырабатывать у подростка адекватную самооценку. В противном случае можно столкнуться с таким негативным явлением, как отсутствие самокритичности.

  1. Познавательная деятельность подростка

В анализе познавательной деятельности подростка важно выявить две характеристики:

- степень развития логического мышления,

- умение управлять своей психикой.

Последнее связано с проблемой произвольности регуляции психики.

О произвольности можно говорить в связи с протеканием ряда психических процессов - восприятия, мышления, внимания.

Восприятие подростка качественно своеобразно. Чем старше подросток, тем все содержательнее, полнее, последовательнее оно. Усложняющаяся учебная деятельность, в процессе которой школьник проводит лабораторные работы, исследования на учебно-опытном участке, наблюдения за изменениями в природе и общественной жизни, развивают его интеллектуально.

        Исследования показывают, что качество восприятия подростка зависит от его отношения к воспринимаемому и в одних  случаях может быть глубоким и тонким, а в других – поверхностным и случайным. Процесс восприятия находится еще в стадии становления и нуждается в педагогическом руководстве.

        Важной особенностью восприятия является то, что часто подросток ограничивается восприятием какой – либо одной стороны предмета или явления. Это связано с тем, что подросток воспринимает то, что является для него наиболее впечатляющим, хотя и не всегда характерным. Проявляется и другая крайность – нередко школьник ограничивается самым общим восприятием предмета, без его анализа. Это приводит к ошибкам, например, при решении задач по геометрии  учащихся 7 классов. Так, они воспринимают треугольник, как треугольник вообще, не устанавливая, каков он: прямоугольный или равнобедренный, что значительно затрудняет решение задачи.

        Подросток способен к целенаправленному и организованному восприятию, но еще нуждается в руководстве учителя. Важно учить подростка ставить перед собой задачу наблюдения и действовать в соответствии с поставленной целью.

Внимание. Большую роль в жизни подростов играет непроизвольное внимание. Интересное дело, увлекательный урок настолько затрагивают школьника, что он способен работать длительное время и возвращаться к этой деятельности без всякого напряжения над собой.

         Вместе с тем  и произвольное внимание подростка становится более продуктивным, но его развитие тесно связано с отношением школьника к выполняемой деятельности, с тем, насколько он понимает её важность и серьезность.

        В связи с подвижностью подростка, его легкой возбудимостью, большим стремлениям к необычному, интересному его внимание быстро переключается и бывает неустойчивым. Имеется зависимость между успеваемостью ученика и быстротой его сосредоточенности на учебной работе. Наблюдения показывают, что хорошие ученики сразу включаются в работу, а слабоуспевающие – с большим опозданием, поэтому объяснения  учителя проходят мимо их сознания, и это вызывает у них непонимание или недостаточно четкое понимание материала.

        По данным специального изучения, внимание подростка в экспериментальных условиях может сохраняться устойчивым в течение 40 минут (но это при условии, что они хотят работать и сами поддерживают свое внимание). Устойчивость внимания подростка на уроке зависит от условий работы, от содержания материала (насколько оно увлекает школьника или представляется ему важным), от состояния ученика и его отношения к работе.

        Поэтому  учителю необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Перед началом изучения нового материала  надо дать серию заданий, подготавливающих учащихся к новому виду работы, способствующих концентрированию их внимания на предстоящей деятельности (например, яркий рисунок, неожиданная постановка вопроса, практическая задача и т.п.).

         Характерная особенность внимания подростка - его специфическая избирательность. Это приводит к тому, что в одних условиях ученик сосредоточен и углублен, полностью поглощен своим занятием, а в других условиях рассеян. Необходимо помнить, что внимание подростка в учебной работе в значительной степени определяется деятельностью учителя, его умением организовать работу ученика и осуществить контроль за её ходом.

        Поэтому целесообразно переключать внимание – менять виды учебной работы, формы изучения материала, способы решения задач (в частности, переходить от аналитического решения уравнений к графическому, о чём идет в данной работе)

        Цель работы заключается в том, чтобы заполнить у учащихся пробел знаний о графиках функций, построение которых необходимо для успешного изучения графического метода решения уравнений и их систем.

Ведь иногда получается так, что ученик получил «2» за решение уравнений графическим способом, и как выясняется не смог построить график функций, на которые разбил данное уравнение. Способные ученики проявляют большую находчивость и изобретательность в поисках решения математических проблем, но при этом стремятся к простоте, ясности, экономичности решений. Вполне объяснимо, что можно услышать вопросы от учащихся: «Зачем решать уравнение 2х+5=-х2+2 графическим методом, который займет больше времени, если можно его решить аналитически и получить точный результат?» И здесь учащиеся должны получить помощь и разъяснения от учителя.

Resource id #1284

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление для методического объединения с презентацией по теме: "Методы и приёмы работы воспитателей с проблемными детьми"

Материал может быть полезен педагогам (учителям, воспитателям), работающим в школе-интернате 8 вида...

Выступление на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникативных языковых компетенций"

Ниже представлена статья (текст выступления) на Методическом Объединении учителей иностранных языков "Диктоглосс как инновационный метод реализации комплексного подхода в развитии коммуникат...

Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования МБОУ ДО "БЦДО" на тему «Формы, способы и методы отслеживания результативности обучения по ДОП»

Система контроля освоения образовательной программы, пакет диагностических методик – важные компоненты её учебно-методического комплекса, позволяющие отслеживать качество воспитательно-образоват...

выступление на методическом объединении учителей географии тема "Методы контроля и оценки знаний. Учебные достижения обучающихся в соответствии ФГОС"

выступление на методическом объединении учителей географии тема "Методы контроля и оценки знаний. Учебные достижения обучающихся в соответствии ФГОС"...

Выступление на методическом объединении по теме: «Изучение литературы по вариативному использованию новых форм и методов»

ВАРИАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ –1) один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России; следствие осознания государством, обществом, образователь...