Методический материал на тему: «Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению математики через систему «Учись играя, играя - учи»
материал по алгебре по теме

По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент раз­личных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение при­менять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить знания, способности, дарования каждого ребенка. Разумная доза игры не помешает ни грамматике, ни физике, ни химии, ни истории, и конечно уж математике. Думается, что элемент игры на уроке, тем более после урока только способ­ствует педагогам.

Игра как особая форма активной деятельности ребят направлена на позна­ние окружающего мира и воздействие на него. Уже поэтому ее стоит вклю- чить в арсенал педагогических средств обучения, расширения кругозора, гимнастики ума школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc69.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ВСОШ №1

Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению математики через систему «Учись играя, играя - учи»

Учитель математики: Красникова Г.Д.

г. Елец

2013


  1. Вступление

По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент раз личных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение при менять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить знания, способности, дарования каждого ребенка. Разумная доза игры не помешает ни грамматике, ни физике, ни химии, ни истории, и конечно уж математике. Думается, что элемент игры на уроке, тем более после урока только способ ствует педагогам.

Игра как особая форма активной деятельности ребят направлена на позна ние окружающего мира и воздействие на него. Уже поэтому ее стоит вклю- чить в арсенал педагогических средств обучения, расширения кругозора, гимнастики ума школьника.

  1. Учебный процесс

1. Нетрадиционная форма урока

Существует несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каж дая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют одну общую цель: поднять интерес уча щихся к учебе и к математике и, тем самым, повысить эффективность обуче ния.

Для учащихся нетрадиционный урок переход в иное психологическое со стояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок - это возможность развивать свои творческие способности и личност ные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общение); с другой стороны, это воз можность для самореализации творческого подхода к работе, осуществление

*

собственных идей.

Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Например, урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры ( соревнований), урок контроля за знаниями - как защиту оценки, зачет - прак тикум, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) - как аукцион знаний, путешествие по теме.

2. Элементы игры на уроке

  1. Оргмомент

Дети встали, вместо привычных «Здравствуйте!», «Доброе утро», «Доб рый день» ребята могут услышать первые слова (а затем все вместе продол жают)

  • Чтоб водить корабли
  • Чтобы в небо взлетать
  • Надо многое знать
  • Надо много уметь

И при этом вы смекайте-ка друзья, Очень важная наука Математика.

  • Математика - царица всех наук
  • Слова из детской песни (или саму песню)

Дважды два четыре Дважды два четыре А не шесть, а не семь Это ясно всем.

  1. Устный счет (игровые моменты)
  • кроссфорды, ребусы
  • математическое лото
  • математическая эстафета
  • игра «Поражение цели»

На координатной плоскости отмечены темные и светлые точки.

Одна команда «поражает» темные «объекты» (называет координаты точек), другая - светлые (по очереди).

  1. Опрос
  • диктант «Оседлай коня»

Два ученика пишут диктант на доске, остальные поворачиваются к доске спиной (садятся на стулья как на коня, отсюда - название диктанта). Выполняет задание тот, у кого, оно прикреплено к крышке парты. Найди и выполни.

  1. Решение упражнений
  • задачи в стихах
  • веселые задачи
  1. Физкультминутка

Сосчитай - не ошибись: считаем до 30, вместо чисел, кратных трем, произносим «Ай да я!»

Каждой руке - свое дело: одновременно правой рукой рисуем прямо угольник, а левой - треугольник (или окружность и треугольник).

  • Сценка из истории математики

Сценка по теме

  1. Домашнее задание
  • головоломки
  • математические сказки
  1. Внеклассная работа
  1. Игры
  2. Вечера
  3. Праздники
  4. Конкурсы
  5. Внеклассные мероприятия
  6. Идет сложная реформа школы, поиск неиспользованных резервов воспитания, возвращение к здоровому смыслу формирования сво бодной и гармоничной личности. Игра - сфера сотрудничества, со дружества и сотворчества детей и взрослых дома и в школе. Игра - неповторимый и суверенный мир Детства, живущий по своим веч ным законам, хранящий бесценные реликвии прошлого. Игру можно смело отнести к величайшему изобретению людей за те бо гатейшие потенциалы, что в ней заложены исторически. Заложены мудростью народной, ее непреходящими ценностями воспитания человека.
  1. Вывод

Хочется, чтобы на уроке и дома господствовал активный, живой, творче ский дух детства: решались головоломные задачи, демонстрировались фоку сы и занимательные опыты, защищались фантастические проекты и дипло мы, проводились заочные путешествия, лишь математические суды, приме нялись викторины и т.д. и т.п.

Учебный процесс от этого только выиграет.

Литература:

Г.Д.Глейзер. Повышение эффективности обучения математике в школе: Книга для учителя. М.:Просвещение, 1989г.

\ Н.Карпушина. Нетрадиционная форма урока: замысел, организа ция, анализ.Математика. Приложение к газете «Первое сентября.» №9, 1998г.

В.И.Маркова. О творческой лаборатории учителей математики. М.Ш.№8,2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочная деятельность как одно из наиболее приоритетных направлений формирования мотивации учащихся основной школы к изучению математики на уроках.

Одной из основных целей современного образования является гармоничное развитие личности, ее творческих способностей на основе формирования мотивации, необходимости образования и самообразования ...

Учебно - методический материал по теме:"Формирование компетенций на уроках географии."

Активно преобразуется и становится более динамичной не только жизнь человека, но и расширяется интеллектуальное пространство. Требуется новый и качественный переход в подготовке и обучении будущих спе...

Приемы формирования у учащихся познавательного интереса при изучении математики

Как же формировать у учащихся познавательный интерес? Возникновение интереса у учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.Р...

Для учащихся, проявляющих интерес к изучению математики

Подобраны разные виды  задач, которые можно использовать для учащихся 5- 7 классов....

Доклад на тему: «Формирование у учащихся вычислительных навыков на уроках математики»

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.Проблема в изучении математики нарастает постепенно, как снежный ком....