Приемы формирования у учащихся познавательного интереса при изучении математики
статья по математике

Как же формировать у учащихся познавательный интерес? Возникновение интереса у учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.

Решение занимательных математических задач – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности. Уникальность занимательной задачи служит мотивом учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования у учащихся познавательного интереса

при изучении математики

Повышение качества математического образования не возможно без решения проблемы формирования у обучающихся учебной мотивации. Ведь учащийся, не осознавший и не понявший цели обучения, как свои собственные, не испытавший потребности в знаниях не может успешно учиться.

Согласно А.К. Марковой, в структуру учебной мотивации входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение, интерес [1]. Современная дидактика признает познавательный интерес определяющим мотивом учебной деятельности.

Как же формировать у учащихся познавательный интерес? Возникновение интереса у учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа.

Решение занимательных математических задач – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности. Уникальность занимательной задачи служит мотивом учебной деятельности. К занимательным задачам можно отнести задачи на перекладывание элементов или переливания, на отгадывание задуманного числа или зачеркнутой цифры, на составления магических квадратов, задачи на подсчет количества элементов фигуры или самих фигур, задачи, связанные с шахматными фигурами.

Немаловажную роль в формировании познавательного интереса играют дидактические игры. Включенные в урок игровые моменты делают процесс обучения интересным и занимательным, у детей создается рабочее настроение, которое помогает преодолевать трудности в усвоении учебного материала. В игровых формах обучения проявляется возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с элементами соревнования, непосредственности. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся, познают и запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру с большим интересом. Например, на уроках учащиеся с удовольствием разгадывают ребусы, а затем самостоятельно находят новые ребусы в книгах или придумывают их сами.

Доказательство теорем различными способами помогает воспитывать интерес к процессу изучения математического факта. Главное не навязывать то или иное доказательство, а с помощью вопросов анализа организовать поиск доказательства теоремы разными способами. Например, одной из самых важных теорем является теорема Пифагора, несколько доказательств которой можно найти вместе с учащимися на уроке. После её изучения в классе учащимся задается домашнее задание – отыскать другие доказательства теоремы Пифагора.

Для развития познавательного интереса при изучении математики полезны математические софизмы. По сути, математический софизм – это правдоподобное рассуждение, приводящее к неправдоподобному результату. Причём этот результат может противоречить всем нашим представлениям, но не так-то, просто найти незаметную, а подчас и довольно тонкую ошибку в рассуждении.

Для опровержения мнения о «сухости» математики в стихотворной форме произносятся правила, понятия, формулы, решаются задачи в стихах. Лирические минутки позволяют проникнуть эмоциям на урок математики, становятся тем эмоциональным аккомпанементом к уроку, который позволяет сделать его более эмоционально насыщенным.

Эстетический потенциал школьной математики в большой мере проявляется при изучении темы «Координатная плоскость» на интерактивной доске. «Красивые» задания на координатной плоскости задания пробуждают фантазию учеников, помогают им воочию увидеть красоту математики, непосредственно соприкоснуться с миром прекрасного прямо на уроке, в процессе выполнения учебно-познавательных заданий. Многие учащиеся сами затем с удовольствием составляют рисунки по координатам.

Отдельно хочется остановиться на использовании исторического материала для мотивации учебного процесса. Знакомство учащихся с именами людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни очень увлекает ребят, так как в большинстве случаев вызывает у них удивление и восхищение. Кроме того, такое содержание урока пробуждает в них исследовательский порыв, приводящий к интересным находкам и их реализациям в программе Power Point. Этот материал интересен всем, но особенно тем, кто увлекается не только математикой, но и историей, им любопытно, что у них есть возможность решать те задачи и доказывать те теоремы, которыми занимались люди много лет назад, реализовывать их современными способами.

Большую роль в формировании познавательного интереса играет применение на уроках современных информационных технологий. Компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для обеспечения наглядности на уроках. Например, на этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. В старших классах на уроках стереометрии использование УМК «Живая геометрия» делает сложный учебный материал более доступным учащимся. Современная трёхмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране. Разумное использование ИКТ повышает эффективность уроков во много раз, так как мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, поэтому и ученики не могут быть пассивным, активно принимают участие в процессе обучения.

Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке хорошо укрепляется за счёт опоры на жизненный опыт. Связь математики  с жизнью проявляется, например, в 5 классе при изучении темы «Действия с десятичными дробями» (квитанция по оплате за коммунальные услуги) или в 6 классе при изучении темы «Проценты» (услуги банка, подоходный налог, скидка в магазине). А в 6 классе при изучении темы «Сложение и вычитание рациональных чисел» известен старинный приём с «долгом» (отрицательные числа) и «доходом» (положительные числа). При изучении темы «Масштаб» ученики с увлечением участвуют в конкурсе на лучшую планировку квартиры или садового участка.

Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по математике, которая создает условия для более полной реализации потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений. Для учащихся, проявляющих интерес к математике, предлагаются факультативы. Назначение факультативных занятий – не только расширение и углубление теоретического материала, но и развитие умений применять полученные на уроках знания к решению нестандартных задач. Такая форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность школьников, развить интерес к предмету.

Следует отметить, что формирование познавательного интереса у учащихся – процесс длительный, требующий целенаправленной, долгой и систематической работы со стороны учителя и учащихся.

Действительно, для становления устойчивого познавательного интереса следует использовать не один приём, а множество в определённой системе, в комплексе, потому что ни один из них, сам по себе, не может играть решающей роли в формировании познавательного интереса всех учащихся.

Литература

  1. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и её воспитание у школьников. – М. Педагогика, 1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у учащихся познавательного интереса к предмету "География"

В работе изложены технологии, направленные на формирование познавательного интереса учащихся к предмету "География". Рассмотрено понятие "познавательный интерес", средства и формы обучения, ...

Развитие познавательного интереса к изучению математики

Установлены уровни развития, условия и пути формирования у учащихсяинтереса к знаниям.Описаны пути развития и укрепления познавательных интересов учащихся....

Методический материал на тему: «Формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению математики через систему «Учись играя, играя - учи»

По каждому предмету, изучаемому в школе, накоплен ассортимент раз­личных игр, которые стимулируют у ребят развитие мышления, умение при­менять на практике полученные на уроках знания, помогают выявить...

Развитие у учащихся познавательного интереса к изучению английского языка на основе интегративного подхода на уровне основного общего образования.

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося, как будущего активного деятеля. Ос...

Формирование у учащихся познавательного интереса к математике (из опыта работы)

В статье раскрываются необходимости возможность применения деятельностного подхода в процессе обучения математикеПроанализированы причины снижения познавательного интереса школьников к обучению ...

Для учащихся, проявляющих интерес к изучению математики

Подобраны разные виды  задач, которые можно использовать для учащихся 5- 7 классов....