ВОСПИТАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ.
статья по алгебре (7 класс) по теме

Иостман Нина Михайловна

В статье рассмотрены аспекты работы учителя на уроке математики в коррекционной школе по воспитанию мировоззрения учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_mirovozzreniya_uchashchikhsya_dlya_stati.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ АЛГЕБРЕ.

        Формирование  мировоззрения при изучении математики возможно только на базе усвоенных ими фактических знаний курса и связь математики с действительностью, практикой способствует осмысленному, сознательному усвоению материала.

        Специфичность отражения математикой действительности и определяет основные направления воспитания мировоззрения в процессе ее преподавания, а именно:

  • Показ связи математики с действительностью, материального происхождения математических понятий
  • Разъяснение роли абстракции, логики в познании окружающего мира
  • Раскрытие роли практики в развитии математики и прикладного значения математических результатов

Основными задачами при изучении курса математики  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья кроме систематического изучения курса математики не менее важными являются общекультурные, мировоззренческие, философские, а именно:

  • Философские аспекты естествознания,
  • Методы научного познания в математике
  • Как делаются открытия в математике
  • Эксперимент в естественных науках
  • Геометрия и искусство
  • Применение вычислительной математики в исторических исследованиях
  • История науки от Архимеда до наших дней
  • История великих открытий
  • Великие открытия в контексте исторической эпохи
  • Психология научного творчества (на примере биографий ученых- математиков)
  • История математики в жизнеописаниях ее творцов

К началу изучения систематических курсов алгебры и геометрии учащиеся уже понимают, что математика изучает общие свойства объектов и явлений окружающего мира, причем от ряда свойств реальных предметов (цвет, масса, материал и т.п.) и явлений  приходится отвлекаться; математика оперирует абстрактными понятиями (число, множество, геометрическая фигура), что дает возможность делать обобщенные теоретические выводы, применяемые в практике.

Развитие этих представлений учащихся, еще из-за небольшого жизненного опыта примитивных и в силу возрастных особенностей недостаточно осознанных,  и является задачей учителя. В 7-9 классах  возможности показа реального смысла математических понятий расширяются за счет использования понятий и знаний, получаемых учащимися при изучении предметов естественнонаучного цикла – физики, биологии, химии, географии.

        Для закрепления и углубления понимания значения математического аппарата важно, чтобы изучение формально-оперативных действий постоянно сопровождалось показом их приложений.

Одним из главных приемов в преподавании математики является проблемный подход. Показ возникновения проблемы, привлечение учащихся к активному участию в ее постановке, уточнении, поисках решения, сопоставление полученных результатов с исходной задачей способствует воспитанию у учащихся таких качеств, как активность, развитие логического мышления, потребность в критическом осмыслении свой деятельности.

        Возможность  осуществления проблемного подхода в курсе «Алгебра 7-9»  во многом заложена в учебниках. Математические понятия могут возникать разными способами – из теоретических соображений (например, целесообразность введения дробного показателя степени); с позиции содержательной «смысловой» деятельности (например, необходимость введения иррациональных чисел), но они включаются в рабочий аппарат научной теории, описывающей окружающий мир, только если раскрыт их реальный смысл и обеспечена их согласованность со всей системой, введенной ранее.

Важнейшим понятием курса является понятие функции, которое определяется в самом общем виде в 7 классе как однозначная связь явлений, что дает учащимся возможность получить представление как о связи различных разделов математики, так и других учебных предметов об окружающем мире. Это обусловлено тем, что исторически математика была тесно связана с естественными науками, где свойства предметов и явлений стараются измерить, охарактеризовать их числом, что дает возможность применить к изучению свойств и связей между ними аппарат числовых функций.

Не менее важным для воспитания мировоззрения является тема о приближенных вычислениях. И дело не только в том, что её явная прикладная направленность подчеркивает практическую значимость математических методов. Дело еще и в том, что при изучении этой темы подчеркивается специфика отражения действительности в математических абстракциях – приближенный, упрощенный, относительный характер этого отражения. Большое значение имеет эта тема еще и потому, что здесь можно показать, как работает при решении разного рода задач интуиция и здравый смысл. Например, на вопрос «Имеет ли смысл в одной и той же задаче измерять одну величину с точностью до миллиметра, а другую – до метра?», обычно дается отрицательный ответ. Но стоит перевести этот вопрос на язык реальной ситуации (найти массу проволочной сетки, на которую пошло 2 км проволоки диаметром 2 мм) как ошибочность ответа становится очевидной.

Большие возможности для воспитания мировоззрения представляют текстовые задачи – простейшая, но достаточно четкая модель применения математики к изучению действительности, в которой содержится три характерных момента: перевод реальной задачи на математический язык, исследование внутри модели и сопоставление результата с исходной задачей. Задачи дают возможность привлечь внимание учащихся к тому, что происходит вокруг нас, приучить использовать математические знания для изучения и переосмысливания действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида "Я выбираю профессию"

Это мероприятие разработано для учащихся 5-9 классов коррекционной школы. Оно направлено на развитие познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету...

"Веселый математический поезд" игра для учащихся 3-4 классов коррекционной школы

Игра командная в виде путешествия по математическим станциям....

" Своя игра" по математике для учащихся 8-9 классов коррекционной школы

Игра является аналогом телевизионной игры "своя игра".В игре участвют 3 команды.Вместо денег учащиеся зарабатывают баллы, учет которых ведет жюри. Команда, набравшая нибольшее количество баллов, стано...

Юридические границы подросткового возраста Мероприятие для учащихся 7-8 классов коррекционной школы

ТЕМА: Юридические границы подросткового возраста Цели воспитательного мероприятия Способствовать правовому воспитанию учащихся. Ознакомить с уголовной и административной ответственностью под...

Мониторинг ЗУН по природоведению, географии учащихся 5-9 классов коррекционной школы VIII вида

Мониторинг, отражающий общеучебные ЗУН по природоведению и географии в 5 - 9 классах коррекционной школы VIII вида...

Мониторинг ЗУН по биологии учащихся 6-8 классов коррекционной школы VIII вида

Лист мониторинга, отражающий общеучебные ЗУН по биологии учащегося коррекционной школы VIII вида...

Олимпиадные задания по биологии для учащихся 6-7 классов коррекционной школы VIII вида

Олимпиадные задания по биологии (II тур) для учащихся 6-7 классов....