Элективный курс по математике для учащихся 9 класса
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему

Элективный курс по математике для учащихся 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа элективного курса по математике

«Подготовка к новой форме итоговой аттестации»

для 9 классов.

Авторы: Алтухова

Елена Александровна

учитель математики

2014

Содержание

  1. Аннотация программы.
  2. Пояснительная записка.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание программы.
  5. Литература для учителя.
  6. Литература для обучающихся. 
  7. Приложение.

                 

Аннотация программы

Данная программа элективного курса своим содержанием может привлечь внимание учащихся 9 классов. В  девятом классе, дети начинают чувствовать тревожность  перед  экзаменами, пытаются как-то готовиться к ним, но самостоятельно повторять и систематизировать весь материал, пройденный за последние  года обучения, не каждому девятикласснику под силу. На занятиях этого курса  есть возможность устранить пробелы ученика по тем или иным темам. Ученик более осознанно подходит  к материалу, который изучался  в предыдущих классах, т.к. у него уже более большой опыт и богаче багаж знаний. Учитель помогает выявить  слабые места ученика, оказывает помощь при систематизации материала, готовит правильно оформлять экзаменационную работу.

 Стоит отметить, что навыки решения математических задач совершенно необходимы всякому ученику, желающему хорошо подготовиться и успешно сдать экзамены по алгебре, добиться значимых результатов при участии в математических конкурсах и олимпиадах.

Не исключено, что данный курс поможет ученику найти свое призвание в профессиональной деятельности, требующей использования точных наук или, по крайней мере, приобрести внепрофессиональное увлечение, пусть и не на всю оставшуюся жизнь.

Пояснительная записка.

      Цели обучения математике в образовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека.

      Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения – от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте людей, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.

         Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации. Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях.
Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются элективные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.
     Разработанный элективный курс может быть использован учителями математики при подготовке  учащихся  9 классов к новой форме  итоговой аттестации. В процессе подготовки к экзамену необходимо отрабатывать у учащихся умение четко представлять ситуацию, о которой идет речь, анализировать, сопоставлять, устанавливать зависимость между величинами. Важно знакомить учащихся с различными способами решения задачи, а не отдавать предпочтение какому-то одному способу. Ученик должен знать, что при выполнении работы он может выбрать любой способ решения, важно, чтобы задача была решена правильно.

    При подготовке к экзамену большое внимание следует уделять накоплению у учащихся опыта самостоятельного поиска решений, чтобы на экзамене каждый ученик был готов к полной самостоятельности в работе. В связи с выше сказанным, возникла необходимость в разработке и внедрении в учебный процесс элективного курса по математике по теме: «Подготовка к новой форме итоговой аттестации».

 В курсе заложена возможность дифференцируемого обучения, предполагает разнообразные виды деятельности такие как: семинарская, практическая, самостоятельная, групповая. Установление степени достижения учащимися промежуточных и итоговых результатов проводится на каждом занятии благодаря наблюдению учителя за работой учеников, использованию практикумов, самостоятельных работ, консультаций. Домашние контрольные работы включают в себя задания различной сложности, каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Проверка этих работ производится на занятиях, ученики самостоятельно оценивают свой уровень знаний по пройденному материалу. Наиболее  сложные задачи, вызвавшие затруднения  учащихся решаются совместно.

Формой итогового контроля может стать тестовая работа.

Задачи курса

  • Выявление и развитие математических способностей обучающихся;
  • Подготовка к новой форме итоговой аттестации.
  • Предоставить ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, определить готовность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;

Цель курса

  • Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к новой форме итоговой аттестации
  • Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
  • Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
  • Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач, линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к новой форме итоговой аттестации.
  • Работа элективного курса строится на  принципах научности, доступности, опережающей сложности, вариативности, самоконтроля, само и  взаимооценки.

Воспитательное назначение  курса.

       Обучение   потребует от учащихся умственных и волевых усилий, развитого внимания, воспитания таких качеств,  как  активность, творческая инициатива, умений коллективно-познавательного труда.

Требования к уровню подготовки учащихся: 

 должны иметь элементарные умения решать задачи обязательного и  повышенного  уровня сложности; точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической символикой и терминологией, применять рациональные приемы тождественных преобразований.

                             

Учебно-тематический план


п/п

Тема

Количество часов

Формы проведения

Образовательный продукт

Всего

Лекции

Практикум

1

Выражения и их
преобразования

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум, тестирование.

 Актуализация вычислительных навыков.
Развитие  навыков тождественных преобразований.

2

 Уравнения. Системы уравнений.

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум.

Овладение умениями решать уравнения различных видов, различными способами.

3

Неравенства. Системы неравенств.

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

урок-практикум, проверочная работа

 Овладение умениями решать неравенства различных видов, различными способами.

 

4

Функции. Графики.

3 ч.

0,5 ч.

2,5 ч.

Мини-лекция, урок-практикум, самостоятельная и проверочная работы.

Обобщение знаний о различных функциях и их графиках.

5

Арифметическая и геометрическая прогрессии

2 ч.

0,5 ч.

1,5 ч.

Комбинированный урок,
урок-практикум

Овладение умениями решать задачи на нахождение характерных элементов в прогрессии.

6

Текстовые задачи.

3 ч.

0,5 ч

2,5 ч.

Мини-лекция, групповая работа, тестирование

Овладение умениями решать текстовые задачи различных видов, различными способами.

7

Решение разнообразных задач по всему курсу.

3 ч.

 

3 ч.

Тестирование

Умение ориентироваться  в  заданиях первой части и выполнять их за минимальное время. Умение работать с полным объемом теста ГИА.

Содержание программы.

Тема 1. Выражения и их преобразования  (2ч)

Алгебраические и числовые выражения. Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок.

Тема 2. Уравнения. Системы уравнений  (2ч)

Способы решения различных уравнений (линейных, квадратных и сводимых к ним, дробно рациональных и уравнений высших степеней).

Тема 3. Неравенства. Системы неравенств (2ч)

Способы решения различных неравенств (числовых, линейных, квадратных). Метод интервалов. Область определения выражения. Системы неравенств.

Тема 4. Функции. Графики  (3ч)

Находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; строить графики линейной функции, прямой и обратной пропорциональности, квадратичной функции; интерпретировать в несложных случаях графики реальных зависимостей между величинами, отвечая на поставленные вопросы.

Тема 5. Прогрессии (2ч)

Определение арифметической и геометрической прогрессий. Рекуррентная формула. Формула п -ого члена.. Сумма п первых членов.

Тема 6. Текстовые задачи (3ч)

Задачи на проценты. Задачи на «движение»,   на «концентрацию», на «смеси и сплавы», на «работу».

Тема 7. Решение разнообразных задач по всему курсу. Заключительное занятие (3ч)

Ожидаемые результаты:

На основе поставленных задач предполагается, что учащиеся достигнут следующих результатов:

  • Овладеют общими универсальными приемами и подходами к решению заданий теста.
  • Усвоят основные приемы мыслительного поиска.
  • Выработают умения:
  • самоконтроль времени выполнения заданий;
  • оценка объективной и субъективной трудности заданий и, соответственно, разумный выбор этих заданий;

Структура курса

Курс рассчитан на 17 занятий. Включенный в программу материал предполагает повторение и углубление следующих разделов алгебры:

  • Выражения и их преобразования.
  • Уравнения и системы уравнений.
  • Неравенства. Системы неравенств.
  • Функции. Графики  
  • Арифметическая и геометрическая прогрессии.
  • Текстовые задачи.

Формы организации учебных занятий

Формы проведения занятий включают в себя лекции, практические работы, тренинги по использованию методов поиска решений.
Основной тип занятий  комбинированный урок. Каждая тема курса начинается с постановки задачи. Теоретический материал излагается в форме мини лекции. После изучения теоретического материала выполняются практические задания для его закрепления.
Занятия строятся с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, их темпа восприятия и уровня усвоения материала.
В ходе обучения периодически проводятся непродолжительные, контрольные работы и тестовые испытания для определения глубины знаний и скорости выполнения заданий. Контрольные замеры обеспечивают эффективную обратную связь, позволяющую обучающим и обучающимся корректировать свою деятельность.
Систематическое повторение способствует более целостному осмыслению изученного материала, поскольку целенаправленное обращение к изученным ранее темам позволяет учащимся встраивать новые понятия в систему уже освоенных знаний.

Литература для учителя.

  1. Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014 / Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухов
  2. Математика. 9 класс. Тесты для подготовки к ГИА-2014. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика / Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухов
  3. ГИА 2014 по математике. Тренировочные варианты экзаменационных работ / Е.А. Бунимович, Л.В. Кузнецова, Л.О. Рослова и др.
  4. ГИА по математике 2014. 20 вариантов / Л.О. Рослова, Л.В. Кузнецова, С.А. Шестаков, И.В. Ященко
  5. Варианты ГИА по математике 2014. 3 модуля, 30 вариантов / И.В. Ященко и др.
  6. ГИА 9. Математика: сборник заданий 2014 / Л.Д. Лаппо, М.А. Попов
  7. ГИА 2014 по математике. Типовые тестовые задания / И.В. Ященко, С.А. Шестаков и др.
  8. Геометрия. Все типы заданий ГИА-9 и ЕГЭ. Решаем задачи – повторяем теорию / Б.И. Вольфсон
  9. ГИА 2013. Математика. 3 модуля. 30 вариантов типовых тестовых заданий / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, и др.

Литература для обучающихся.

  1. Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2014 / Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухов
  2. Математика. 9 класс. Тесты для подготовки к ГИА-2014. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика / Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухов
  3. ГИА 2013. Математика. 3 модуля. 30 вариантов типовых тестовых заданий / И.В. Ященко, С.А. Шестаков, и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов « Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10-11 классов, расчитана на 70 часов (35 ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе). Цель курса - создание условий для формирования и развития у обуча...

Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...

Программа элективного курса по математике для учащихся 10-го класса "Практикум по математике"

    Программа рассчитана на 34 часа. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 класса к итоговой аттестации математике за курс полной средней школы и ...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 9 класса "Систематизируем курс математики: от простого к сложному "

Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и будет способствовать повышению эффективности подготовки обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике за курс основн...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 10-11 классов "Математика: избранные вопросы "

Программа элективного курса рассчитана на 68 часов и предназначена для учащихся 10-11 классов, изучающих математику на базовом уровне. Цель курса - создание условий для развития у обучающихся нав...

Авторская программа элективного курса по математике для учащихся 5-6 классов "Школаюных математиков"

Для занятий  кружка «Школа юных математиков» предлагаются часы, которые, с одной стороны, тесно примыкают к основному курсу, а с другой – позволяют познакомить учащихся с новыми идеями и методами...