урок открытия новых знаний в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Евтушенко Ирина Ивановна

Урок составлен на основе ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uonz_pryamougolnyy_parallelepiped.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№2»  г. Дальнегорска

Конспект урока

математики в 5 классе

«Прямоугольный параллелепипед»

подготовила

учитель математики

Евтушенко Ирина Ивановна

г. Дальнегорск

2013 год


Тема: «Прямоугольный параллелепипед»

Тип урока: ОНЗ

Базовый учебник: МуравинГ. М., Муравино О. В. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений.  – 2-е изд., стер. – М.:2013.

Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию понятий о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях, восприятию формулы для нахождения площади боковой поверхности прямоугольного параллелепипеда.

Задачи:

обучающие: сформировать представление о прямоугольном параллелепипеде, его  гранях, ребрах, вершинах; вывести формулу для нахождения площади поверхности прямоугольного параллелепипеда и выработать умения у учащихся применять ее при решения задач;

развивающие: развивать пространственное воображение, логическое мышление,

 наблюдательность, развивать устную и  письменную речь;

воспитательные: воспитывать чувство коллективизма,  уверенности в себе.

Планируемые результаты:

Личностные

Ученик получит возможность научиться: ясно, точно и грамотно излагать свои мысли; получит возможность для формирования коммуникативной компетентности в общении.

Метапредметные

Ученик научиться: использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира; осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в процессе достижения результата; осуществлять анализ с целью выделения признаков.

Ученик получит возможность научиться организовывать учебное сотрудничество со сверстниками.

Предметные

Ученик научиться: формулировать понятия о прямоугольном параллелепипеде и его измерениях; научиться вычислять площади поверхности прямоугольных параллелепипедов;

Ученик получит возможность: углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах.

Оборудование:

Демонстрационный материал: презентация, различные предметы имеющие геометрические формы, прямоугольный параллелепипед, куб.

Раздаточный материал: карточки с заданиями для актуализации знаний, таблицы для исследования элементов прямоугольного параллелепипеда, таблицы для самостоятельной работы, макеты прямоугольных параллелепипедов.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель:

1) включение учащихся в учебную деятельность – повторить все введённые этапы, ввести этап мотивации;

2) организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок: прямоугольный параллелепипед;

3) создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Слайд 1.послушай - и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. «Случайные открытия делают только подготовленные умы», сказал Блез Паскаль.

Слайд 2. Проведем блиц – опрос, проверяющий готовность к уроку.

Слайд 3.  Вычислите значения выражений и расшифруйте понятие о котором мы сегодня будем говорить.

Запишите тему урока «Прямоугольный параллелепипед»

Слайд 4. Названия многих геометрических тел идут из глубокой древности, причем произошли они от соответствующих предметов. Например, из Древней Греции пришли термины “конус” (предмет которым затыкали бочку), “пирамида” (огонь, костер), “цилиндр” (валик), “прямоугольный параллелепипед” (прямоугольные плоскости).

Организация учебного процесса на этапе 2:

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1) организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;

2) зафиксировать актуализированные способы действий в речи;

3) зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны);

4) организовать обобщение актуализированных способов действий;

5) организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания: анализ, сравнение, обобщение;

6)мотивировать к выполнению пробного действия;

7) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

8) организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании.

Слайд 5.В окружающем нас мире очень много предметов самых разных форм.

Посмотрите на экран. Что вы видите? На какие группы можно их разделить? По какому принципу вы разделили их?  Подумайте, что объединяет эти фигуры?        

Образно подумайте, на какую фигуру похожи эти предметы.

Знаете, как называется эта тело? Оглянитесь вокруг себя. Назовите три предмета, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда.

Слайд 6. Посмотрите на модель прямоугольного параллелепипеда. Что мы хотим узнать о параллелепипеде?

Слайд 7. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

организовать построение проекта выхода из затруднения:

- учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);

- учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

- учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.);

- учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Организация учебного процесса на этапе 4:

Возьмите модель параллелепипеда в руки, и давайте вместе рассмотрим его основные элементы, а результаты наших исследований мы будем заносить в таблицу:

1. Проведите ладонью по его поверхности. Из чего она состоит? Рассмотрите отдельные плоские части – это грани параллелепипеда. Запишите в таблицу. Какую они имеют форму? (прямоугольник)  Сколько всего граней? (6)Запишите в таблицу. Зафиксируйте противоположные грани, например, установите их равенство. Определите число равных граней.

2. Выделите вершины параллелепипеда. Запишите в таблицу. Сколько всего вершин? (8) Запишите в таблицу.

3. Проведите ладонью по поверхности параллелепипеда, выделив линию излома – это ребро параллелепипеда. Запишите в таблицу. Сколько всего ребер? (12)Запишите в таблицу. Выделите группы равных рёбер параллелепипеда и определите их число.

Посмотрим, что у вас получилось.

Элемент

Форма

Общее количество

Количество групп равных элементов

Грань

Прямоугольник

6

3 по 2

Вершина

Точка

8

-

Ребро

Отрезок

12

3 по 4

Выберите одну из вершин, определите число рёбер, сходящихся к этой вершине; сравните длины этих рёбер. Заметьте, что в каждой вершине сходятся три ребра разной длины, эти 3 измерения прямоугольного параллелепипеда – длина, ширина, высота.

Слайд 9. Запишите в тетради формулы вычисления объема и площади поверхности параллелепипеда.

Слайд 10. Найдите объемы фигур.

Слайд 11. Физкультминутка, работа в группах.

Слайд 12. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно соотнесение  работы с подробным образцом);

3) организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки*

(в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки);

4) по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

* В случае, когда учащиеся начинают осваивать процедуру грамотного самоконтроля возможно вербальное сопоставление работы с подробным образцом.

Организация учебного процесса на этапе

С помощью этого слайда вы выполните вычислительную работу, работая в группах. «Сделай сам», у каждой группы на столах лежат карточки с индивидуальными данными для выполнения работы, группа выполнившая работу сигнализирует об это поднятием рук.

3. Выявление места и причины затруднения

Цель:

1) организовать восстановление выполненных операций;

2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.);

4) на этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Организация учебного процесса на этапе 3:

Слайд 13. Как вы думаете, для чего нам нужно познакомиться с этой фигурой?  

Давайте представим, что

  1. Нам необходимо покрасить классную комнату.

Что нам необходимо для этого знать? (размеры классной комнаты, расход краски, количество краски)

  1. Необходимо выполнить модель прямоугольного параллелепипеда из проволоки.

Что нам необходимо для этого знать? (размеры прямоугольного параллелепипеда).

А чтобы выполнить все, о чем вы сказали, вам нужно стать исследователями.

Кто такие исследователи?

А какой объект мы будем исследовать?

Слайд 14. Вычислите объем воздуха в комнате.

Слайд 15. Вычислите объем сена в сарае.

Слайд 16. Вычислите объем земли, которую нужно выкопать, что бы сделать бассейн.

Слайд 17. Вычислите количество фанеры для ящика и объем этого ящика.

6. Первичное закрепление во внешней речи

Цель:

организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: фронтально.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Слайд 18. Ответьте на вопросы теста, выбрав правильный ответ.

Слайд 19. Проверим.


8. Рефлексия деятельности на уроке

Цель:

1) организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3) организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

4) организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

5) организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организация учебного процесса на этапе 9:

Слайд 20. Ответьте на вопросы.

Слайд 21. На уроке сегодня мы …

Домашнее задание: принести лист плотной бумаги, простой карандаш, линейку, ластик, ножницы, клей, №911, №913

Список использованной литературы:

1. Математика 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. [Муравин В. Г., Муравина О. В.

2. Математика. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобразоват. [Муравин В. Г., Муравина О. В.

3.  Дидактические материалы по математике для 5 класса [Муравин В. Г., Муравина О. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока открытия новых знаний, математика 5 класс, тема "Объем прямоугольного параллелепипеда"

В документе содержится примерный сценарий урока, разработанный в соответствии с элементами этапов урока открытия новых знаний....

Урок математики в 5 классе в технологии системно-деятельностного метода "Объем прямоугольного параллелепипеда" (урок открытия новых знаний).

Стандарты второго поколения предполагают переход с обьяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации"-возникло затруднение, значит надо  прекрат...

Конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" 5 класс

Представлен конспект урока "открытия" нового знания по теме: "Прямоугольный параллелепипед" (с УУД)...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС...

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс...