Интеллектуально - познавательная игра «Умники и умницы»
методическая разработка по алгебре по теме

Павлова Галина Михайловна

·        Использование знаний и умений обучающихся, приобретённых на уроках математики.

·        Привитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуально - познавательная игра «Умники и умницы»

Цели:

  • Использование знаний и умений обучающихся, приобретённых на уроках математики.
  • Привитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний.
  • Развитие мыслительных процессов, творческого воображения, наблюдательности, памяти, внимания, навыков самостоятельной подготовки обучающихся.
  • Воспитание эрудированных и гармонично развитых личностей.

Оформление и необходимое оборудование:

Мультимедийный проектор, на котором высвечиваются слова ведущего, задания для участников.

Портреты великих математиков, карточки-задания, чёрный ящик, медали-жетоны для подсчёта правильных ответов.

Музыка.

План:

  1. Разминочный тур - «Гимнастика ума».
  2. «Историческая викторина».

(Если правильный ответ получен после первой подсказки, то на счёт команды поступает 5 баллов, если после второй 4 балла, после третьей 3 балла, после четвёртой 2 балла, после пятой – 1 балл)

  1. «Чёрный ящик».
  2. «Практический тур».
  3. «Математические обгонялки».
  4. «Игра со зрителями».
  5. Повеление итогов. Награждение.

Ход игры:

(На экране высвечивается эпиграф к мероприятию)

«Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит,

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Ты нам, математика, даёшь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодёжь

Развивать и волю, и смекалку».

Ведущий 1. Сегодня с нами те, кто хочет учиться с увлечением,

Все, кто любит тайны, загадки, приключения,

Все, кто любознателен, трудолюбив, настойчив.

Ведущий 2. Разрешите представить вам участников игры – это представители обучающихся 1 курса и 2 курса.

Дорогие участники игры, захватите с собой смекалку, настойчивость, смелость. А смелость, говорят, города берёт, и тогда победа всегда будет за вами. Успеха вам! Начинаем игру.

  1. Разминочный тур – «Гимнастика ума».

( За каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Вопросы для первой команды:

  1. Сколько цифр вы знаете? (Десять).
  2. Утверждение, требующее доказательства. (Теорема).
  3. Наименьшее трёхзначное число? (Сто).
  4.  Прибор для построения окружности? (Циркуль).
  5. Сколько нулей в записи числа миллион? (Шесть).
  6. Направленный отрезок? (Вектор).
  7. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус).
  8.  Величина развёрнутого угла. (1800).
  9. Что меньше    или 0,5? (меньше  ).
  10.  Диаметр окружности 8 м. Радиус? (4 м).

Вопросы для второй команды:

  1. На какое число нельзя делить?(На о).
  2. Утверждение, не вызывающее сомнений. (Аксиома).
  3. Наибольшее двухзначное число. (99).
  4. Прибор для измерения углов? (Транспортир).
  5. Сколько нулей в записи числа миллиард? (Девять).
  6. Простейшее геометрическое понятие. (Точка).
  7. Отношение прилежащего катета к гипотенузе. (Косинус).
  8. Величина прямого угла?  (900).
  9. Что меньше 0,7 или ? (меньше 0,7).
  10. Радиус окружности 6 см. Диаметр?  (12см).

  1. «Историческая викторина».

Во всём мне хочется дойти

До самой сути

В работе, в поисках пути

В сердечной смуте

До сущности протекших дней

До их причины, до оснований

До корней, до сердцевины

Всё время, схватывая нить

Судеб событий.

Жить, думать, чувствовать,

Любить, свершать открытья.

Ведущий. О многих открытиях, об учёных, которые совершали эти открытия, вы узнали на уроках. Сейчас мы вспомним некоторых из них. Итак, историческая викторина.

Цель команды: раньше соперника определить имя и фамилию учёного, используя сведения о нём, которые последовательно (информация за информацией) я буду приводить. В каждом случае даётся 5 подсказок. Если правильный ответ получен после первой информации: на счёт команды поступает 5 баллов, если после второй – 4 балла, после третьей – 3 балла, четвёртой – 2 балла, пятой – 1 балл.

Задание 1.

  1. Древнегреческий математик, мудрец (3 в. до н.э.)
  2. Отец геометрии.
  3. Автор первого трактата по геометрии.
  4. Великий труд его назывался «Начала».
  5. Некоторые из аксиом, предложенные им, и сейчас используются в курсе геометрии. Например, «Через любые две точки проходит прямая и притом только одна».

(Евклид)

Задание 2.

  1. Он один из первых учёных, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки.
  2. Он крупный изобретатель. Его изобретения широко известны.
  3. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю, когда принимаем ванну.
  4. Именно ему принадлежат слова «Дайте мне опору, и я переверну весь мир!»
  5. Ему принадлежит возглас «Эврика», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.

(Архимед)

                 Задание 3.

  1. Немецкий математик 19 века, современник Канта, Гёте, Бетховена.
  2. Он рано проявил математические дарования, в 17 лет сделал поразительное открытие в теории чисел, изобразил комплексные числа на координатной плоскости.
  3. Ему принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики».
  4. Его называли «королём» математики.

(Карл Гаусс)

Задание 4.

  1.  Родился в Нижегородской губернии.
  2. Профессор математики, а затем ректор Казанского университета.
  3. Свои идеи изложил в сочинениях: «О началах геометрии», «Воображаемая геометрия», «Новые начала геометрии с полной теорией параллельных линий».
  4. Он – это Коперник геометрии.Создатель новой (неевклидовой) геометрии.
  5. Его идеи нашли широкое отражение в современной физике (теория относительности).
  6. Его именем назван известный университет в Нижнем Новгороде.

(Николай Иванович Лобачевский)

Стихотворение В.Фирсова о Лобачевском.

Высокий лоб, нахмуренные брови.

В холодной бронзе – отражённый луч…

Но даже неподвижный и суровый,

Он как живой, спокоен и могуч.

Когда-то здесь, на площади широкой,

На этой вот Казанской мостовой,

Задумчивый, неторопливый, строгий

Он шёл на лекции – великий и живой.

Пусть новых линий не начертят руки –

Он здесь стоит, взнесённый высоко,

Как утверждение бессмертья своего.

Как вечный символ торжества науки.

  1. «Чёрный ящик»

Всё что видим мы – видимость только одна,

Далеко от поверхности мира до дна

Полагай несущественным явное в мире

Ибо тайная сущность вещей не видна.

Ведущий. Сейчас вы должны показать ваши знания о пространственных телах.

Задание 1.

В «чёрном ящике» - геометрическое тело, с которым вы знакомы все. Что это за тело?

Подсказки:

  1. С ним нужно быть осторожными (имеет острые углы).
  2. Эта модель присутствует в окружающем мире.
  3. Имеет определённое число рёбер, как и человек.
  4. Его можно изготовить из различных материалов.
  5. Состоит из плоских фигур (прямоугольников, треугольников).

(параллелепипед, тетраэдр)

Подведение итогов.

  1. «Логические задачи»

Тропинка к истине сложна,

И потому в мышленье чистом

Отвага дерзкая нужна

Не менее чем альпинистам!

Ведущий. В этом туре командам следует  правильно решить предложенные задачии разгадать головоломки.

  1. Задание.

Из спичек выложено число  . Превратить эту дробь в число  , не прибавляя и не убавляя данных чисел.(Ответ:  =  )

  1. Задание. «Составь из карандашей».

Расположите 6 карандашей так, чтобы они образовали 4 равносторонних треугольников.

  1. Задание.«Вычислите площадь каждой фигуры».

                         4а                                                        

 

             

                                                                         

(Ответ: S=S1+S2=2ab+ab=3ab)     (Ответ: S=S1+S2=2aa+2aa=4aa=4a2). 

Ведущий. Пока команды «берут высоту знаний» поиграем со зрителями.

  1. «Игра со зрителями»
  1. Банан разрезали на пять частей. Сколько сделали разрезов? (Четыре разреза).
  2. Сотая часть числа?  (Процент).
  3. Два сына и два отца съели три яблока. По сколько яблок съел каждый?   (По одному.Это были дед, отец и внук.)
  4. Сколько дней в году?  (365 или  366).
  5. Серёжа гостил у бабушки неделю и три дня. Сколько дней гостил Серёжа?  (Десять дней).
  6. У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у неё яблок?   (Три).
  7. Мальчик ссыпал вместе 3 кучки песка, а потом высыпал туда ещё две. Сколько стало кучек песка?    (Одна большая куча).
  8. Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней?     (48 яиц).
  9. Я – цифра меньше 10,

Меня тебе легко найти,

Но если букве «Я» прикажешь

Рядом встать, - Я – все!

Отец и дедушка, и ты и мать.       (Семь – Я).

  1.  Кулёк невелик

Целой сотне велит:

      То сядь да учись,

      То встань, разойдись!          (Звонок).

  1. «Математические обгонялки».

(За каждое неповторяющееся слово 1 балл)

Ведущий. В этом туре командам следует как можно быстрее и больше составить математических слов и терминов начинающихся на букву «П».

(Парабола, параллельные прямые, перпендикуляр, пирамида, параллелепипед, плоскость, пространство, подобие, призма, пропорциональность, прямоугольник, процент, произведение и т.д.)

  1. Подведение итогов. Награждение.

Подводятся итоги.

Заключение:

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Притрагивайтесь к родникам –

Ничто не повторится.

За мигом миг, за часом час

Впадайте в изумление.

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновенье.

В дорогу ты возьми багаж

Учебник, ручку, карандаш,

Тетрадь и знаний саквояж.

Вперёд, дорогие ребята, к новым знаниям, к новым открытиям!

(Под гром аплодисментов участников и болельщиков конкурса проходит награждение участников и активных болельщиков конкурса.

Звучит музыка, все делятся между собой впечатлениями.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интеллектуально - познавательная игра «Умники и умницы»

Слайд 2

«Есть о математике молва, Что она в порядок ум приводит, Потому хорошие слова Часто говорят о ней в народе. Ты нам, математика, даёшь Для победы трудностей закалку. Учится с тобою молодёжь Развивать и волю, и смекалку».

Слайд 3

Гимнастика ума Сколько цифр вы знаете? * десять

Слайд 4

На какое число нельзя делить? * На Гимнастика ума Гимнастика ума

Слайд 5

Утверждение, требующее доказательства. Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума *теорема*

Слайд 6

Утверждение, не вызывающее сомнений. *Аксиома* Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума

Слайд 7

Наименьшее трёхзначное число? Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума

Слайд 8

Наибольшее двухзначное число. Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума

Слайд 9

Прибор для построения окружности *Циркуль* Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума

Слайд 10

Прибор для измерения углов Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума *Транспортир*

Слайд 11

Сколько нулей в записи числа миллион? Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума

Слайд 12

Сколько нулей в записи числа миллиард? Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума

Слайд 13

Направленный отрезок – это … Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума * вектор*

Слайд 14

Простейшее геометрическое понятие. Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума Точка

Слайд 15

Отношение противолежащего катета к гипотенузе. Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума Синус (sin)

Слайд 16

Отношение прилежащего катета к гипотенузе Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума Косинус ( cos )

Слайд 17

Величина развёрнутого угла. Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума 180 0

Слайд 18

Величина прямого угла Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума 9 0 0

Слайд 19

Что меньше 2/5 или 0,5? Гимнастика ума Гимнастика ума Гимнастика ума 2/5 ( 2/5 = 0,4 )

Слайд 20

Что меньше 0,7 или 4/5 ? Гимнастика ума Гимнастика ума 0,7 ( 4/5 = 0,8 )

Слайд 21

Диаметр окружности 8 м. А каков ее радиус? Гимнастика ума Гимнастика ума 4м

Слайд 22

Радиус окружности 6 см. каков ее диаметр? Гимнастика ума Гимнастика ума 12 см

Слайд 23

«Во всём мне хочется дойти До самой сути В работе, в поисках пути В сердечной смуте До сущности протекших дней До их причины, до оснований До корней, до сердцевины Всё время, схватывая нить Судеб событий. Жить, думать, чувствовать, Любить, свершать открытья.» «Историческая викторина»

Слайд 24

Задание 1. Древнегреческий математик, мудрец (3 в. до н.э.) Отец геометрии. Автор первого трактата по геометрии. Великий труд его назывался «Начала». Некоторые из аксиом, предложенные им, и сейчас используются в курсе геометрии. Например, «Через любые две точки проходит прямая и притом только одна».

Слайд 25

Задание 2. Он один из первых учёных, работавших на войну, и первая жертва войны среди людей науки. Он крупный изобретатель. Его изобретения широко известны. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю, когда принимаем ванну. Именно ему принадлежат слова «Дайте мне опору, и я переверну весь мир!» Ему принадлежит возглас «Эврика», прозвучавший вслед за сделанным им открытием. Архимед

Слайд 26

Задание 3. Немецкий математик 19 века, современник Канта, Гёте, Бетховена. Он рано проявил математические дарования, в 17 лет сделал поразительное открытие в теории чисел, изобразил комплексные числа на координатной плоскости. Ему принадлежат слова: «Математика – царица наук, арифметика – царица математики». Его называли «королём» математики. Карл Гаусс

Слайд 27

Задание 4. Родился в Нижегородской губернии. Профессор математики, а затем ректор Казанского университета. Свои идеи изложил в сочинениях: «О началах геометрии», «Воображаемая геометрия», «Новые начала геометрии с полной теорией параллельных линий». Он – это Коперник геометрии.Создатель новой (неевклидовой) геометрии. Его идеи нашли широкое отражение в современной физике (теория относительности). Его именем назван известный университет в Нижнем Новгороде. Николай Иванович Лобачевский

Слайд 28

«Чёрный ящик» «Всё что видим мы – видимость только одна, Далеко от поверхности мира до дна Полагай несущественным явное в мире Ибо тайная сущность вещей не видна.»

Слайд 29

Задание С ним нужно быть осторожными (имеет острые углы). Эта модель присутствует в окружающем мире. Имеет определённое число рёбер, как и человек. Его можно изготовить из различных материалов. Состоит из плоских фигур

Слайд 30

«Тропинка к истине сложна, И потому в мышленье чистом Отвага дерзкая нужна Не менее чем альпинистам!» Гимнастика ума «Логические задачи»

Слайд 31

Задание 1. «Спички вам не игрушка» Из спичек выложено число 1/7 . Превратить эту дробь в число 1/3 , не прибавляя и не убавляя данных чисел.

Слайд 32

Задание 2. «Составь из карандашей». Расположите 6 карандашей так, чтобы они образовали 4 равносторонних треугольника.

Слайд 33

Задание 3. «Вычислите площадь каждой фигуры». 2а а 4а в 2а 2в а

Слайд 34

« Игра со зрителями » Банан разрезали на пять частей. Сколько сделали разрезов? Сотая часть числа? Два сына и два отца съели три яблока. По сколько яблок съел каждый? Сколько дней в году? Серёжа гостил у бабушки неделю и три дня. Сколько дней гостил Серёжа? У Марины было целое яблоко, две половинки и четыре четвертинки. Сколько было у неё яблок? Мальчик ссыпал вместе 3 кучки песка, а потом высыпал туда ещё две. Сколько стало кучек песка? Три курицы за три дня снесли три яйца. Сколько яиц снесут 12 кур за 12 дней? Я – цифра меньше 10, Меня тебе легко найти, Но если букве «Я» прикажешь Рядом встать, - Я – все! Отец и дедушка, и ты и мать. Кулёк невелик Целой сотне велит: То сядь да учись, То встань, разойдись!

Слайд 35

«Математические обгонялки ». В этом туре командам следует как можно быстрее и больше составить математических слов и терминов начинающихся на букву «П».

Слайд 36

Заключение: «Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Притрагивайтесь к родникам – Ничто не повторится. За мигом миг, за часом час Впадайте в изумление. Всё будет так и всё не так Через одно мгновенье. В дорогу ты возьми багаж Учебник, ручку, карандаш, Тетрадь и знаний саквояж . »

Слайд 37

Вперёд, дорогие ребята , к новым знаниям , к новым открытиям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя

Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора...

Вопросы заочной интеллектуально-познавательной игры по биологии и химии «Умники и умницы».

Заочная игра включает вопросы, выходящие за рамки учебника, способствует развитию у школьников развитию навыка поиска нужной информации из разных источников, расширяет кругозор....

внеклассное мероприятие по литературе "Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")

"Литературно-познавательная игра "Умники и умницы" (по "Слову о полку Игореве...")...

Сценарий познавательной игры "Умники и умницы"

Разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое было проведено в 7 классе в рамках предметной недели. Материал о птицах  предполагает расширение полученных знаний на уроке, развити...

Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» для 10 класса. Тема: «Русь и Золотая Орда»

Учебно-познавательная игра «Умники и умницы» по теме: «Русь и Золотая Орда». Игра проводится как обобщающий урок по теме или как внеклассное мероприятие. Это позволяет систематизировать, обобщить и за...

Интеллектуальная литературная игра «Умники и умницы». «Коты и кошки в мировой литературе».

Викторина по произведениям русских  и зарубежных писателей, главными героями которых являются коты и кошки....

Интеллектуальная историческая игра «Умники и умницы» ( 6-9 классы).

задания для учеников 6-9 классов в интеллектуальной игре "Умницы и умники"...