Мастер -класс "Современные средства оценивания результатов обучения в ГБОУ НиСПО (балльно - рейтинговая система)"
учебно-методическое пособие (алгебра) по теме

Павлова Галина Михайловна

Остро встаёт проблема разработки методологии и принципов оценивания результатов обучения. Для того, чтобы решить эту задачу я познакомилась с теоретическими основами балльно-рейтинговой системой оценки успеваемости обучающихся, разработала и внедрила в предмет «математика».

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АРЗАМАССКИЙ ТЕХНИКУМ СТРОИТЕЛЬСТВА И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

 «Современные средства (балльно - рейтинговая система)  оценивания результатов обучения в ГБОУ НиСПО».

Выполнила:  преподаватель математики

                                                                       ГБОУ НПО «ПУ-68» Павлова Г.М.

Арзамас

2012г.

Оглавление

Введение.        

Часть 1. Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Современные средства оценивания результатов обучения.        

Часть 2.        

ЧТО ТАКОЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА?        

Приложение 1. Балльно-рейтинговая система оценивания предмета « Алгебра и начала анализа»        

Приложение 2.        

Балльно-рейтинговая система оценивания предмета « Геометрия».        

Приложение 3.        

Значения рейтинговых баллов для отдельных видов учебной деятельности обучающихся.        

Список литературы:        

 

Введение.

Современный человек живёт в условиях, требующих высокого профессионализма для принятия решений в различных жизненных и производственных ситуациях. Всё это обусловливает высокие требования к выпускникам образовательных учреждений. Поэтому остро стоит проблема повышения качества образования. Под качеством понимается соответствие предмета некоторым заданным стандартам. По отношению к сфере образования качество представляет собой тот нормативный уровень, которому должен соответствовать обучающийся. Однако как определить, являются услуги образовательного учреждения качественными? Следовательно, остро встаёт проблема разработки методологии и принципов оценивания результатов обучения. Решение данной задачи требует серьёзных исследований, координации действий всех участников образовательного процесса. Для того, чтобы решить эту задачу я познакомилась с теоретическими основами балльно-рейтинговой системой оценки успеваемости обучающихся, разработала и внедрила в предмет «математика».

Часть 1. Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Современные средства оценивания результатов обучения.

Непомысляющие о качестве,

Пусть и не помышляют о культуре.

Н.К.Рерих.

1.        Понятие о качестве образования.

Качество в узком смысле – это качество результатов. Качество в широком смысле – это не только качество продукции, но и качество производственного процесса, условий, в которых он осуществляется: качество подготовки кадров, материальных и финансовых условий, качество управления. Для каждого образовательного учреждения показатели качества образования в узком смысле всегда специфичны. Они соответствуют той модели выпускника, которую определяют цели, задачи, содержание образования в данном учреждении, его кадровый потенциал, научно-методическое обеспечение и условия образования. Тем не менее,

 существуют показатели, которые определяют качество результатов на уровне государственных стандартов, поэтому они могут быть общими для всех образовательных учреждений:

•        Обученность учащихся;

•        Уровень сформированности общеучебных умений и навыков;

•        Уровень владения творческой деятельностью;

•        Уровень воспитанности;

•        Уровень развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах;

•        Уровень социальной адаптации.

Вот некоторые характеристики качества образования:

•        многоаспектность или многогранность качества (качества конечного результата образования и качество потенциала образовательных систем, обеспечивающих достижение этого качества; качество результатов воспитания и обучения; творческая и репродуктивная, знаниевая и деятельностная компоненты);

•        многоуровневость конечных результатов качества (качества выпускников ВШ, ССУЗОВ, ПТУ, общеобразовательных школ);

•        многосубъектность качества образования (оценка качества образования осуществляется множеством субъектов; основные субъекты: сами учащиеся и студенты; их родители; работодатели; общество в целом и государственные органы; сама система образования; представители её различных уровней и ступеней; исследователи системы образования; эти же субъекты по регионам, стране;

•        многокритериальность – качество образования оценивается набором критериев;

•        полихронность – сочетание текущих, тактических и стратегических аспектов качества образования, которые в разное время одними и теми же субъектами воспринимаются по-разному (выпускники в течение жизни, трудовой деятельности, со временем переоценивают качество своего образования, ценность отдельных дисциплин и преподавателей; общество и государство в зависимости от своего состояния пересматривают приоритеты в качестве и содержании образования и т.д.);

•        инвариантность и вариативность – выделяются инвариантные, общие качества для всех выпускников каждого уровня образования, каждой специальности или направления подготовки выпускников и специфические (именно для данного множества выпускников или образовательных систем).

Все перечисленные грани качества образования являются объективным проявлением сложности категории качества образования. Из вышеизложенного следует особая необходимость в исследовании всех этих аспектов качества образования, поиска разных аспектов компромиссов объективного (многоаспектности и многокритериальности, полихронности) и субъективного (в связи с множеством субъектов) характера.

Проще говоря, качество есть соответствие неким заданным стандартам, а управление качеством – процесс приведение системы к некоторому стандарту.

Управлять качеством образования – это значит целенаправленно воздействовать на объект с помощью экономических и правовых рычагов для получения требуемых значений качественных показателей.

Примером построения системы управления качеством образования может служить такая упрощённая схема (Приложение 1).

Контроль знания учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневно контролируют учебную деятельность путём устных опросов в классе и путём оценки письменных работ. Это неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, она относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть ка минимум средними. Т.е., выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает «нормально», что, очевидно, ограничивает её ценность.

Современный подход к оценке результатов образования является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. В то время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики.

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь три качества:

•        они должны быть валидными (чётко соответствовать программам преподавания);

•        жёстко объективными и стабильными (то есть не подверженными изменениям, независимыми от времени или характера экзаменующегося);

•        доступными (то есть время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).

В практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценок. Анализ традиционных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество» трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий.

Субъективность оценки знаний связана в определённой мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или частей происходит путём проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умений, навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым преподавателем интуитивно, и часто не лучшим образом. Неясно, сколько нужно задавать вопросов для проверки всей темы, как сравнивать задания по их диагностической ценности.

Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения. Кроме того, к недостаткам существующей практики проверки и оценки знаний следует отнести стихийность, нерациональное использование методов и форм, отсутствие дидактической целенаправленности, игнорирование учителем характерных особенностей материала предмета и условий работы в классе, отсутствие систематичности в её проведении.

А также следует учесть роль психологических факторов, общую и специальную подготовку преподавателя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Всё это, так или иначе, влияет на результат проверки и оценки знаний.

2.        Оценка как элемент управления качеством.

Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определённого свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности (например, школьные оценки). Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученика:  абсолютные в том смысле, что сама по себе отметка свидетельствует о качестве знаний или поведения школьника, а относительные потому, что, пользуясь отметками, можно сравнивать их у разных детей. Нередко в психологической и особенно педагогической литературе понятия «оценка» и «отметка» отождествляются. Однако разграничения данных понятий крайне важно для более глубокого понимания психолого-педагогических, дидактических и воспитательных аспектов оценочной деятельности педагогов.

Оценка – это процесс, деятельность (или действие) оценивания, осуществляемая человеком. От оценки зависит вся наша ориентировочная и вообще любая деятельность в целом. Это одно из средств педагога  стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения её диагностической значимости и объективности.

Отметка (балл) является результатом процесса оценивания. Отождествление оценки и отметки, с психологической точки зрения, будет равносильно отождествлению процесса решения задачи его результату. На основе оценки может появиться отметка как её формально-логический результат. Отметка также является педагогическим стимулом, сочетающим в себе свойства поощрения и наказания: хорошая отметка – поощрение, плохая – наказание.

В учебно-воспитательном процессе можно говорить о различии парцианальных (частных, оценивающих часть) оценок и оценке успешности, наиболее полно и объективно отражающей уровень освоения учебного предмета вообще.

Парциональные оценки выступают в форме оценочных обращений и оценочных воздействий педагога на учащихся во время опроса, хотя и не представляют собой квалификацию успешности ученика вообще. В отличие от формального – в виде балла – характера отметки, оценка может быть дана в форме развёрнутых вербальных суждений, объясняющих для ученика смысл проставляемой затем «свёрнутой» оценке – отметке.

Исследователи установили, что оценка преподавателя приводит к благоприятному воспитательному эффекту только тогда, когда обучаемый внутренне согласен с ней. У хорошо успевающих учеников совпадение между собственной оценкой и оценкой, которую поставил им учитель, бывает в 46% случаев, а у слабо успевающих – в 11% случаев. Ясно, что воспитательный эффект оценки будет значительно выше, если учащимся станут понятны требования, предъявляемые к ним преподавателями.

Чрезвычайно важно, чтобы оценочная деятельность педагога осуществлялась им в интересах социально-психологического развития ребёнка. Для этого она должна быть адекватной, справедливой и объективной.

Широко известен ряд типичных субъективных тенденций или ошибок оценивания, к наиболее распространенным из которых относят:

•        Ошибки великодушия или снисходительности (выражаются в выставлении педагогом завышенных оценок),

•        ореола (связана с известной предвзятостью педагогов и проявляется в тенденции оценивать положительно тех учеников, к которым они лично относятся положительно, соответственно отрицательно оценивать тех, к которым личное отношение отрицательное),

•        центральной тенденции (проявляются у педагогов в стремлении избежать крайних оценок, например – не ставить двоек и пятёрок),

•        контраста (знания, качества личности и поведение обучающегося оцениваются выше или ниже в зависимости от того, насколько те же характеристики выражены у самого педагога, например, менее собранный и организованный преподаватель будет выше оценивать обучающихся, отличающихся высокой организованностью, аккуратностью и исполнительностью.),

•        близости (находит своё выражение в том, что педагогу трудно сразу после двойки ставить пятёрку, при неудовлетворительном ответе «отличника» педагог склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения),

•        логические ошибки (проявляются в вынесении сходных оценок разным психологическим свойствам и характеристикам, которые кажутся им логически связанными, например за одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и приметному в поведении обучающему выставляют разные отметки.

Педагог, вынося оценку, должен каждый раз обосновать её, руководствуясь логикой и существующими критериями. Опытные преподаватели знают об этом и постоянно обращаются к такому обоснованию, что и предохраняет их от конфликтов с обучаемыми. Именно педагогический субъективизм является главной причиной, по которой нынешние ученики отдают предпочтение компьютерным и тестовым формам контроля с минимальным участием учителя.

Ещё одной причиной необъективной педагогической оценки является недостаточная разработанность критериев оценивания. Поэтому педагоги ищут способы повышения стимулирующей роли пятибалльной шкалы. Можно выделить несколько таких способов:

- первый – выставление оценок со знаком «плюс» и «минус»;

- второй способ состоит в том, что цифровая балльная оценка дополняется словесной или письменной формой, в виде оценивающих высказываний, записей;

- третий способ заключается в опросе на коммукативные мотивы обучающихся. Каждому не безразлично, как к нему относятся товарищи, что они думают;

- ещё один способ – использование экранов успеваемости. Этот способ имеет недостатки, так как может воспитывать зазнайство у отличников и безразличие у отстающих, если надлежащим образом не нацелить обучаемых на правильное восприятие информации.

3.        Современные средства оценивания результатов обучения.

В программе модернизации образования среди основных направлений и задач на первом месте стоит совершенствование организации профессиональной подготовки специалистов, где отмечена  необходимость внедрения современных средств контроля образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного образования. С одной стороны – государственный образовательный стандарт, содержащий федеральный (обязательный) и региональный (вариативный) компоненты позволяет при построении образовательной программы специальности учесть региональные потребности. С другой стороны – должны повыситься значимость контроля выполнения требований к уровню подготовки специалистов на разных этапах обучения. Мониторинг качества образования в течение всего периода обучения – диагностирование входного, текущего и итогового уровня подготовленности обучающихся, степени сформированности у них уровня профессиональной направленности,  является одной из задач управления качеством образовательного процесса. Для проведения мониторинга качества и уровня подготовленности необходимы современные технологии контроля знаний.

Мониторинг – регулярное отслеживание качества усвоения знаний и умений в учебном процессе. Чем отличается мониторинг, как диагностирующая и контролирующая система в обучающем процессе от оценки знаний и умений, традиционно существующей во всех системах обучения?

Анализ традиционных методов проверки и оценки знаний показал, что при контроле знаний не устанавливается единых общепринятых и одинаково понимаемых целей, которых нужно достичь в процессе обучения.

Другой фактор, влияющий на обоснованность оценки, - наличие различных объектов контроля. Для одних педагогов объект оценки, - фактический материал, которые усвоили обучающиеся, для других – способность применять знания на практике, для третьих – способность переносить знания на решение новых задач ит.д. Соответственно, оцениваются различные стороны ответа, и разрабатывается своя система проверочных заданий.

В 60-70-е годы в связи с развитием программированного обучения и широким внедрением в учебный процесс технических средств обучения появились новые аспекты в изучении проблемы. В программированном обучении оценка выступает необходимым компонентом управления и несет информацию для коррекции учебного процесса. Это повышает требования к точности, надежности контроля, является обоснованием его критериев. В связи с этим рассматриваются качественные и количественные аспекты оценки, информационно-статистические методы измерения, надежность и эффективность различных видов проверочных заданий, способы проверки с помощью технических средств и ЭВМ (С.И.Архангельский, В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, А.Г.Молибог, Н.М.Розенберг, Н.Ф.Талызина, С.И. Шахмаев и др.). Исследователями этих проблем были сформулированы более четкие требования к качеству планируемых знаний, критериям и нормам оценок, выявлены преимущества и недостатки различных видов вопросов, разработаны методики контроля знаний.

 Наибольшая эффективность оценивания знаний обучающихся в конечном итоге определяется не заключительным опросом по всему материалу во время проведения дифференциального зачета, а отслеживанием качества усвоения знаний и умений в течение всего учебного процесса, что в наибольшей степени достигается исключительно с помощью педагогического мониторинга.

Мониторинг же отличается от обычной оценки знаний тем, что обеспечивает педагога оперативной обратной  связью об уровне усвоения учащимися обязательного учебного материала.

В настоящее время в школах и вузах преобладает смешанный тип управления, использующий как традиционные, так и современные формы и методы обучения и контроля. Широко распространенная в вузовской практике рейтинговая система оценивания позволяет:

- определить уровень подготовки каждого студента на отдельных этапах учебного процесса;

- получить объективную динамику усвоения знаний;

- дифференцировать значимость оценок, полученных обучающимся за различные виды работ;

- отразить текущей и итоговой отметкой количество вложенного труда;

- повысить объективность оценки.

Для определения рейтинга вводятся обязательные балы (за выполнение самостоятельной работы, решение задачи, сдача лабораторного практикума, результаты тестирования и др.) и дополнительные (написание рефератов, участие в конференциях, олимпиадах и т.д.) Даная система может быть успешно применена в школе и НиСПО, однако эффективна для учащихся старших классов.

В последние годы в российской системе образования широкий размах получило внедрение модульного обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что содержание обучения структурируется в модули, объем которых варьирует в зависимости от профильной и уровневой дифференциации обучающихся. Основателем модульной технологии является Дж. Рассел. В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам П.А. Юцявичене и ее учеников. Данная технология, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировала в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания.

Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:

- модульная технология предполагает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модулях;

- предусматривается чёткая структуризация содержания обучения, обеспечение учебного процесса методическими материалами и системой оценки контроля усвоения знания, позволяющей корректировать процесс обучения;- имеется возможность вариативности обучения, адаптации учебного процесса к индивидуальным возможностям обучающихся.

Под модулем понимается автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершённую единицу учебного материала, методическое руководство к усвоению и систему контроля. При данной технологии целесообразно «открывать» модуль блок-схемой, представляющей в сжатом виде содержание обучения, и завершить каждый модуль конспект-схемой, изображающей в компактной для усвоения форме весь теоретический материал модуля.

Одной из разновидностей развивающих технологий является модульно-рейтинговая система обучения. Модуль – это программа обучения, в которой объединено учебное содержание и технология овладения им, т.е. модуль выступает как средство обучения, включающее в себя целую программу действий, банк информации. Каждый учащийся получает советы: как рационально действовать, где найти нужный материал, Поэтому большую роль в применении модульной системы обучения играет подготовка педагога к проведению занятий. Весь курс предмета разбивается на общие модули (ОМ) – темы программы и частные модули (ЧМ) – темы уроков, разрабатывается рейтинговая шкала оценки знаний по теме (ОМ). В общем модуле осуществляется мотивация учащихся на изучение материала, определяется порядок изучения частных модулей, указываются вопросы для самоконтроля и контроля. На каждую группу оформляется карта прохождения модулей (ОМ и ЧМ), в которой учащиеся сами фиксируют результаты текущего и итогового контроля. Каждый модуль завершается написанием итоговой работой в тестовой форме. Тесты предназначены для проверки степени усвоения материала. Сдача модуля засчитывается, если обучающийся набирает не менее 50% баллов. В результате сдачи всех модулей учащийся, набравший не менее 50% баллов, получает оценку «хорошо». Оценка «отлично» ставится, если студент набирает более 80% баллов. Студенты, получившие по рейтингу оценки «удовлетворительно» или «хорошо», могут повысить их на экзамене. Текущий, промежуточный и итоговый этапы контроля можно проводить с использованием компьютеров.

Модульно-рейтинговая система обучения предоставляет учащимся возможность:

- работать самостоятельно;

-получать помощь у преподавателя и товарищей;

-усваивать учебное содержание при работе с первоисточником и дополнительной литературой;

- осуществлять самоконтроль;

- развивать личностные качества: самостоятельность и коллективизм.

Кроме того, меняется характер и содержание подготовки преподавателя

К занятиям: он продумывает не только как доступно объяснять материал, но и как лучше управлять деятельностью учащихся на уроке.

В современном образовательном процессе важную роль играет мотивация учебной деятельности обучающихся, возможность учёта различных достижений и оценивание готовности к продолжению образования по выбранному профилю. Отсюда возникает вопрос о разработке накопительной оценки индивидуального профиля учебных достижений или, заимствуя распространенный в мире англоязычный термин – «портфолио».

Портфолио – серия работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия и достижения в различных областях. Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. В нем отражается путь к успеху.

Портфолио помогает решать следующие задачи:

- постоянно поддерживать высокую мотивацию обучающихся;

- поощряет их активность и самостоятельность;

- расширяет возможности самообучения и самоконтроля;

- развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности;

- формирует умение учиться – ставить цели, планировать и организовать собственную учебную деятельность.

Часть 2.

ЧТО ТАКОЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА?

С 2012 -2013 учебного года в нашем училище разрабатывается балльно-рейтинговая система оценки и учета успеваемости, которая должна изменить привычные представления учащихся об учебе. Так как традиционная система почти совсем не учитывает то, что называется текущей учебной работой обучающихся.

В балльно-рейтинговой системе эти недостатки компенсируются. За определенные виды работ, выполняемые учащимися на протяжении всего семестра, выставляются баллы, определенное число баллов начисляется за экзамен или зачет, затем все эти баллы суммируются, и получается итоговый рейтинговый балл по предмету. Этот балл переводится в традиционную систему оценок.

Суть рейтинговой системы в следующем:

• итоговая оценка по дисциплине, которая вносится в зачетно-экзаменационную ведомость, уже в конце обучения, – в приложение к диплому, отражает не только итоги сдачи экзамена или зачета, но и результаты учебной работы в течение всего семестра;

• для того чтобы объективно оценить результаты работы студента, в учебный процесс вводится система разнообразных по форме и содержанию контрольных мероприятий (контрольных точек), каждое из которых оценивается определенным числом баллов (как правило, контрольными точками являются коллоквиумы, тестирования и др., за успешное выполнение которых студенту выставляются не оценки, как прежде, а начисляются баллы);

• итоговый рейтинг по дисциплине представляет собой сумму баллов, полученных студентом за прохождение контрольных точек, включая финальные (зачет/экзамен);

• итоговый контроль (зачет/экзамен) является частью общей оценки, а баллы по нему - частью итогового рейтинга, который накапливается при изучении дисциплины.

ВНИМАНИЕ: важное условие балльно-рейтинговой системы - своевременное выполнение установленных видов работ. Если контрольная точка по дисциплине пропущена по неуважительной причине или с первого раза не сдана, то при ее пересдаче, даже если студент отвечал хорошо, часть баллов снимается.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины накапливаются баллы, формируется рейтинг, который в итоге показывает успеваемость студента.

В основе балльно-рейтинговой системы лежит несколько понятий, в которых, во избежание недоразумений, надо разобраться:

- нормативный рейтинг – это максимально возможная сумма баллов, которую студент может набрать за период освоения дисциплины. Нормативный рейтинг дисциплины зависит от длительности освоения дисциплины и составляет 50 баллов, если дисциплина изучается в одном семестре, 100 баллов - если дисциплина изучается в двух семестрах, 150 баллов - если дисциплина изучается в трех семестрах, и т.д. По каждому виду контроля также есть свой нормативный рейтинг, например, для текущего и рубежного контроля – по 30% от нормативного рейтинга дисциплины, для итогового контроля (зачетов и экзаменов) – 40 %;

- фактический рейтинг – это баллы, которые студент набирает по результатам текущего, рубежного и итогового контроля (зачета/экзамена);

- накопленный рейтинг – это фактический рейтинг по всем освоенным к данному моменту разделам дисциплины, включая их текущий, рубежный и итоговый контроль;

- проходной рейтинг – это минимум баллов, набрав который студент будет считаться аттестованным по дисциплине. Проходной рейтинг для дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга, например, 25,1 баллов для дисциплины с нормативным рейтингом 50 баллов; 50,1 баллов – для 100-балльной дисциплины; 75,1 баллов – для 150-балльной дисциплины и т. д. Если студент по итогам обучения набирает меньше проходного рейтинга – дисциплина считается неосвоенной;

- пороговый рейтинг – это минимальный фактический рейтинг семестрового контроля, набрав который, студент допускается до итогового контроля. Пороговый рейтинг дисциплины – более 50% от нормативного рейтинга семестрового контроля;

- относительный рейтинг дисциплины – это фактический рейтинг дисциплины, приведенный к единому, независимому от длительности освоения дисциплины виду;

- средний рейтинг за семестр – суммарный относительный рейтинг дисциплин, освоенных за семестр, отнесенный к количеству дисциплин в семестре.

ЗАЧЕМ НУЖНА БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА?

Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе. Как уже было сказано, объективность – главное требование, предъявляемое к оценке, - в традиционной системе реализуется не очень хорошо. В балльно-рейтинговой системе экзамен перестает быть «последним приговором», потому что он только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.

Во-вторых, балльно-рейтинговая система позволяет более точно оценивать качество учебы. Все знают, что тройка тройке рознь, как говорят преподаватели, «три пишем, два в уме». А в балльно-рейтинговой системе сразу видно, кто чего стоит. Например, возможен такой случай: за все текущие и рубежные контрольные точки получены наивысшие баллы, а за экзамен (мало ли что) - средний. В этом случае по общей сумме баллов все равно может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).

В-третьих, этой системой снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительную сумму баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета.

Ну и, наконец, качество подготовки к учебным занятиям обязательно повысится при введении балльно-рейтинговой системы, что немаловажно для занятия в будущем достойного места на рынке труда.

СТРУКТУРА РЕЙТИНГА ДИСЦИПЛИН И ОЦЕНКА

Итак, для набора рейтинга надо пройти определенные контрольные этапы:

•текущий контроль;

•рубежный контроль (коллоквиумы, тестирование, курсовые работы и т.п.);

•итоговый контроль (семестровый зачет и/или экзамен).

Рекомендуемый объем рейтинга составляет: за текущий контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины, за рубежный контроль - 30% от нормативного рейтинга дисциплины и за итоговый контроль - 40% от нормативного рейтинга дисциплины.

Текущий контроль осуществляется в течение семестра для дисциплин, имеющих практические занятия или/и семинарские занятия, лабораторные работы в соответствии с учебной программой. Он позволяет оценить успехи в учебе на протяжении семестра. Его формы могут быть различными: устный опрос, решение ситуационных задач, выполнение реферата по заданной теме и др.

Рубежный контроль проводится обычно 2-3 раза в течение семестра в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины. Каждое из рубежных контрольных мероприятий является «микроэкзаменом» по материалу одного или нескольких разделов и проводится с целью определения степени усвоения материала соответствующих разделов дисциплины. Вид рубежного контроля определяет кафедра. Наиболее популярными формами рубежного контроля являются коллоквиумы, контрольные работы, тестирование.

Итоговый контроль - это экзамен и/или зачет, установленный учебным планом. Они принимаются, как правило, в традиционной форме.

Накопление рейтинга по дисциплине происходит в соответствии с формулой:

R дисц.= R тек.+R руб.+R итог., где

R дисц.– фактический рейтинг студента, полученный им по окончании изучения дисциплины,

R тек. – фактический рейтинг по текущему контролю, выполненному в течение периода обучения,

R руб. – фактический рейтинг по рубежному контролю, выполненному в течение периода обучения,

R итог. – фактический рейтинг итогового контроля (зачета/экзамена).

Сколько баллов и за что выставляется? Соотношение оценок по видам контрольных мероприятий в рамках изучения конкретной дисциплины устанавливает кафедра при разработке графика изучения дисциплины.

В начале семестра преподаватель, ведущий занятия по дисциплине, к изучению которой приступают студенты, должен разъяснить ее рейтинговую структуру, сколько баллов можно получить за ту или иную работу или этап контроля, довести до сведения учебной группы информацию о проходном рейтинге, сроках, формах и максимальных баллах контрольных мероприятий по дисциплине, а также сроках и условиях их пересдач в текущем семестре.

После того, как студентами выполнено задание текущего контроля или пройдено рубежное тестирование, преподаватель оценивает работу и эту оценку вносит в рейтинговую ведомость (она дополняет журнал успеваемости, но не заменяет его!). При неудовлетворительном ответе студента на контрольной точке, его отказе отвечать или просто неявке на контрольное мероприятие в рейтинговую ведомость выставляется 0 баллов.

В конце семестра текущий и рубежный рейтинг суммируется.

Для допуска к сдаче зачета/экзамена по дисциплине необходимо выполнение следующих условий:

- фактический рейтинг семестрового контроля должен составлять более 50% от нормативного рейтинга семестрового контроля для дисциплины (Rфакт.сем > 50%Rнорм семестр), т.е. должен быть достигнут пороговый рейтинг;

- должен быть выполнен объем аудиторных занятий (включая посещение лекций), предусмотренный учебным планом.

Для того чтобы быть допущенным к сессии, фактический семестровый рейтинг по каждой изученной в семестре дисциплине должен быть более 50% от ее нормативного семестрового рейтинга. В этом случае студент получает в зачетную книжку «выполнено» по изученным дисциплинам.

Если набранный в семестре рейтинг по дисциплине 50% или менее 50% от ее нормативного семестрового рейтинга, но более 15% от нормативного рейтинга семестрового контроля, студент может «добрать» недостающее количество баллов на пересдачах контрольных мероприятий. Напоминаем, что при пересдачах даже при блестящем ответе невозможно получить максимальный балл, установленный для данной контрольной точки, из-за того, что часть баллов, как правило, снимается кафедрой (исключение – пропуск занятия по уважительной болезни). Поэтому к освоению учебного материала надо подходить основательно, чтобы сдавать контрольные точки с первого раза.

Если студент из-за регулярных пропусков контрольных точек или систематической неуспеваемости набрал в семестре низкий рейтинг (15% или менее 15% от нормативного семестрового рейтинга дисциплины), он не допускается к пересдачам контрольных точек, считается не освоившим дисциплину и отчисляется из университета.

И еще одно условие: высокий рейтинг студента по итогам контрольных мероприятий не освобождает его от обязанности по посещению лекционных, семинарских и практических занятий, которые, в случае пропуска, должны быть отработаны в обычном порядке (не путать с пересдачей контрольных мероприятий!).

После зачета/экзамена в рейтинговую и экзаменационную ведомости вносятся баллы за него и получается некая сумма, которая и есть итоговый фактический рейтинг по дисциплине. Он выражен в баллах (допустим, от 28 до 50). К сожалению, в зачетки и приложение к диплому надо выставлять балл по принятой в России традиционной шкале: отлично-хорошо-удовлетворительно-неудовлетворительно. Поэтому после того, как баллы будут внесены в рейтинговую ведомость, осуществляется пересчет рейтинга в оценку по традиционной шкале в соответствии с приведенной ниже схемой:

Рейтинговый балл Оценка по традиционной шкале

(в % от макс. балла за дисциплину)

85,1 - 100 % Отлично

65,1 – 85 % Хорошо

50,1 – 65 % Удовлетворительно

0 % Неудовлетворительно

Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости строится на регулярной работе в течение всего семестра и на систематическом контроле преподавателем уровня учебных достижений студентов. Это означает следующее – чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя. В графике контрольных мероприятий, с которым студенты знакомятся в начале семестра, указаны даты прохождения контрольных точек. Помните: время – тоже один из критериев оценки!

Балльно-рейтинговая система позволяет объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулирует их познавательную активность и помогает планировать учебное время. Кроме того, балльно-рейтинговая система поможет развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в учёбе.

Деканаты по окончании каждого семестра будут составлять и размещать на своих стендах и на сайте университета сводные рейтинг-листы, так что все смогут увидеть, какую позицию занимает каждый студент факультета. Может, кому-то это и неважно, но быть лидером и занимать высшую ступеньку рейтинга – всегда престижно.

Приложение 1. Балльно-рейтинговая система оценивания предмета « Алгебра и начала анализа»

Специальность «Автомеханик и водитель автотранспортных средств»

Тема учебной дисциплины

Кол-во

часов

Баллы

Зачётные

единицы

1

2

3

4

5

1.

Введение.

1

0,7

Посещение занятий - 0,1

Ведение конспекта – 0,1

Вводный контроль – 0,5

2.

Действительные числа.

Развитие понятия о числе (начало).  

29

10

6,7

Посещение занятий - 0,1

Ведение конспекта – 0,1

Ответы на вопросы – 0,5

Решение примера (задачи)-2

Самостоятельная работа – 0,5

Домашняя работа – 1

Контрольная работа – 0,5

Презентация - 2

3.

Корни, степени, логарифмы.

Степень с действительным показателем.

10

6,7

Посещение занятий - 0,1

Ведение конспекта – 0,1

Ответы на вопросы – 0,5

Решение примера (задачи)-2

Самостоятельная работа – 0,5

Домашняя работа – 1

Контрольная работа – 0,5

Презентация -2

4.

Показательная функция

8

6,9

Посещение занятий - 0,1

Ведение конспекта – 0,1

Ответы на вопросы – 0,5

Построение графика – 0,2

Решение примера (задачи)-2

Самостоятельная работа – 0,5

Домашняя работа – 1

Контрольная работа – 0,5

Презентация - 2

5.

Степенная функция.

11

7,9

Посещение занятий - 0,1

Ведение конспекта – 0,1

Ответы на вопросы – 0,5

Составление таблиц - 1

Построение графика – 0,2

Решение примера (задачи)-2

Самостоятельная работа – 0,5

Домашняя работа – 1

Контрольная работа – 0,5

Презентация -2

6.

Логарифмическая функция.

19

7,9

Посещение занятий - 0,1

Ведение конспекта – 0,1

Ответы на вопросы – 0,5

Составление таблиц - 1

Построение графика – 0,2

Решение примера (задачи)-2

Самостоятельная работа – 0,5

Домашняя работа – 1

Контрольная работа – 0,5

Презентация –2

7.

Системы уравнений.

9

6,7

Посещение занятий - 0,1

Ведение конспекта – 0,1

Ответы на вопросы – 0,5

Решение примера (задачи)-2

Самостоятельная работа – 0,5

Домашняя работа – 1

Контрольная работа – 0,5

Презентация –2

8.

Тригонометрические формулы.

Основы тригонометрии.

74

31

7,2

Посещение занятий - 0,1

Ведение конспекта – 0,1

Ответы на вопросы – 0,5

Решение примера, уравнения, задачи – 2

Диктант – 0,5

Самостоятельная работа – 0,5

Домашняя работа – 1

Контрольная работа – 0,5

Презентация –2

9.

Тригонометрические уравнения.

24

6,7

Посещение занятий - 0,1

Ведение конспекта – 0,1

Ответы на вопросы – 0,5

Решение примера, уравнения, задачи – 2

Самостоятельная работа – 0,5

Домашняя работа – 1

Контрольная работа – 0,5

Презентация –2

10.

Тригонометрические функции.

17

7,9

Посещение занятий - 0,1

Ведение конспекта – 0,1

Ответы на вопросы – 0,5

Составление таблиц - 1

Построение графика – 0,2

Решение примера (задачи)-2

Самостоятельная работа – 0,5

Домашняя работа – 1

Контрольная работа – 0,5

Презентация –2

Итого за 1 курс:

140

65,3

Шкала оценивания по предмету «Алгебра и начала анализа»

«отлично» - от 74,5 до 100 баллов;

«хорошо» - от 54 до 74,5 баллов;

«удовлетворительно» - от 34 до 54 баллов;

«плохо» - от 20 до 34 баллов;

«очень плохо» - 15 баллов.

Приложение 2.

Приложение 2.1

Балльно-рейтинговая система оценивания предмета « Геометрия».

        

Тема учебной дисциплины

Кол.

часов

Баллы

Зачётные  единицы

1

2

3

4

5

1.

Введение.

2

0,1

0,2

Посещение занятий - 0,05

Ведение конспекта – 0,1

Ответы на вопросы – 0,05

Решение задачи -0,25

2.

 Параллельность прямых и плоскостей.  

15

1,5

Посещение занятий - 0,05

Ведение конспекта – 0,1

Составление конспекта – 0,2

Ответы на вопросы – 0,05

Решение задачи -0,25

Схематический рисунок – 0,1

Самостоятельная работа – 0,5-1

Тестирование – 1,5

Домашняя работа – 0,3

Контрольная работа – 5

 

3.

 Перпендикулярность прямых и плоскостей.

16

1,6

Посещение занятий – 0,05

Ведение конспекта – 0,1

Составление конспекта – 0,2

Ответы на вопросы – 0,05

Решение задачи -0,25

Схематический рисунок – 0,1

Самостоятельная работа –0,5- 1

Тестирование – 1,5

Домашняя работа – 0,3

Контрольная работа – 5 

4.

Дифференцированный зачёт

1

20

 

Итого за 1 семестр:

33

50

Допуск к зачёту не менее 15,5 баллов

5.

 Многогранники.

20

1

2

1,2

0,15

5

0,2

2

3

7

1,5

0,3

5

1

Посещение занятий - 0,05

Ведение конспекта – 0,1

Составление конспекта – 0,2

Ответы на вопросы – 0,01

Решение задачи -0,25

Составление таблицы – 0,1

Схематический рисунок – 0,1

Самостоятельная работа – 1

Тестирование – 3,5

Домашняя работа – 0,3

Изготовление модели – 0,3

Контрольная работа – 5

 Выступление с докладом – 1

6.

Повторение за 1 курс

2

 0,1

0,2

0,05

0,5

Посещение занятий - 0,05

Ведение конспекта – 0,1

 Ответы на вопросы – 0,01

Решение задачи -0,25

7.

Дифференцированный зачёт

1

20

 

 Итого за 2 семестр:

23

50

Допуск к зачёту не менее 15,5 баллов

Итого за 1 курс:

56

100

Шкала оценивания по предмету «Геометрия» за семестр:

«отлично» - от 42,5 до 50 баллов;

«хорошо» - от 42 до 32,5 баллов;

«удовлетворительно» - от 32 до 25,1 баллов;

 «неудовлетворительно» - меньше 25 баллов.

Шкала оценивания по предмету «Геометрия» за 1 курс:

«отлично» - от 85 до 100 баллов;

«хорошо» - от 84 до 65 баллов;

«удовлетворительно» - от 64 до 50,2 баллов;

 «неудовлетворительно» - меньше 50 баллов;

                                          Приложение 2.2

ведомость промежуточных аттестаций

Семестр:  1, 2

Специальность: «Автомеханик и водитель автотранспортных средств»

Курс, группа: 1 курс, 11

Дисциплина:  « Геометрия»

Фамилия, имя, отчество преподавателя: Павлова Галина Михайловна.

№ п/п

Фамилия

и инициалы

Баллы за 1 семестр

Подпись

преподавателя,

дата

Баллы за 2 семестр

Подпись

преподавателя,

дата

Задолженность

Сумма

баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Алексеев.А.

26

26

52

2

Быков С.

25,5

31

0

56,5

3

Быстров В.

40

42

- 8

74

4

Вахтеров В.

0

0

0

5

Ворончихин В.

0

0

0

6

Данилюк Д.

31

38

69

7

Замураев А.

28

26

54

8

Калинкин А.

26

28

54

9

Кондаранцев Д.

0

0

0

10

Карасёв В.

31

32

63

11

Копнов С.

30

32

62

12

Котенко Р.

25,5

28

53,5

13

Л  Лопаткин А.

32

31

-4

59

14

М Мхиторян Г.

30

32

62

15

    Пичугин Н.

32

32

64

16

    Полетаев Р.

34

36

70

17

    Пылаев Д.

26

30

56

18

    Разбежкин М.

30

31

61

19

    Ромашкин А.

27

28

55

20

    Сёмин Д.

30

31

61

21

    Тимченко Вас.

25,2

26

51,2

22

    Тимченко Вик.

32

31

63

23

    Фисай Ю.

0

0

0

24

    Яшин А.

26

26

52

Примечание: в графе 3 выставляются баллы, набранные обучающимся с начала семестра на день проведения первой аттестации; в графе 5  - баллы, набранные обучающимся  в период от первой аттестации на день проведения второй; в графе 8 - сумма баллов по столбцам 3, 5 и 7.

Приложение 3. Значения рейтинговых баллов для отдельных видов учебной деятельности обучающихся.

Вид учебной деятельности

Баллы

Максимум за

2 семестр

0.

Посещение занятий

0, 05

1,1

1.

Ведение конспекта урока  и работа с ним

0,1

2,2

2.

Составление конспекта урока  по учебнику

0,2

1,2

3.

Устные ответы на вопросы

0,01

0,2

4.

Работа с формулой (применение формул)

1

5.

Решение задачи, примера или уравнения

0,25

5,5

6.

Построение графика

2

7.

Письменные ответы на вопросы

1

8.

Работа с таблицей

0,5

9.

Составление таблицы

0,1

0,2

10.

Выполнение чертежа, схематического рисунка, изготовление модели

0,1

2,1

11.

Самостоятельная работа (1-2 задания)

0,5-1

1,5-3

12.

Тестирование

3,5

7

13.

Домашняя работа

0,3

1,5

14.

Классная контрольная работа

5

5

15.

Презентация по заданной теме (разделу)

1(2)

16.

Выполнение домашней контрольной работы

0-3

17.

Написание и выступление с докладом

1-2

1

18.

Написание реферата, проекта

2-3

Итого за семестр:

30 баллов

Список литературы:

  1. Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных оценок // Высшее образование в России. №3, 2003.
  2. Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г., Савельев Б.А. О технологии оценки качества знаний // Высшее образование в России. №3, 2003.
  3. Сергеев В.С. Рейтинговая система оценивания качества учебной деятельности студентов//БГСХ, 2003, 16с.
  4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: Уч. пособие. М. 2003
  5. Хубаев Г.О построении шкалы оценок в системах тестирования // Высшее образование в России. №1, 2004.
  6. Шакура С.Д., Оценка и самооценка при безотметочном обучении/Акад. Последипломного образования Мн. :АПО 2000 – 19с.
  7. Оценочная шкала знаний: странности и ошибки - http://mozg.by/content/otsenochnaya-shkala-znanii-strannosti-i-oshibki
  8. Правила аттестации - http://www.edubelarus.info/uploads/proekti/pravila_attestacii.pdf
  9. Современные средства контроля знаний учащихся - http://www.zarplata.ru/a-id-14804.html
  10. А.Ю. Клыбин  Рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов в  

профессионально- педагогическом вузе./Нижний Новгород.,2005.

       11. Ш.А.Аманашвили, Воспитательная и образовательная функции оценки    умения /

             Ш.А.Амонашвили. М., 1984.

       12. М.М.Шалашова, Современные средства оценивания результатов обучения.  

            Арзамас, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Одним из весомых достоинств данной системы является создание ситуации выбора, что позволяет каждому учащемуся проявить себя в соответствии со своими возможностями и интересами, а учителю – осуществлят...

Современные средства оценивания результатов обучения

Из книги А.П. Чернявской, Б.С. Гречина  В пособии представлены 11 конспектов лекций по современным средствам оценивания результатов обучения, контрольный тест и задания для самостоятельной...

Сообщение "Портфолио как одно из средств оценивания результатов обучения в школе".

В сообщении излагаются основные цели создания портфолио, основные подходы к формированию портфолио....

«Тестирование как средство оценивания результатов обучения"

В мастер-классе представлены материалы по теме  «Тестирование как средство оценивания результатов обучения». Здесь даётся определение термину "тест", а также описываются вид...

«Современные средства оценивания результатов обучения»

Из книги А.П. Чернявской, Б.С. Гречина  В пособии представлены 11 конспектов лекций по современным средствам оценивания результатов обучения, контрольный тест и задания для самостоятельной...

Современные средства оценивания результатов обучения

Формы и методы оценки образовательных достижений учащихся - оценка качества усвоения обучающимся содержания  учебных дисциплин "Обществознание" и "История....