Конспект урока по теме "Формула суммы n первых членов конечной арифметической прогрессии".
план-конспект урока по алгебре (9 класс) по теме

Капочкина Антонина Николаевна

Конспект урока по теме "Формула суммы n первых членов конечной арифметической прогрессии". 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Здравствуйте.

Что называется арифметической прогрессией?

Что называется геометрической прогрессией?

Что общего между арифметической и геометрической прогрессиями?

Чем отличаются арифметическая и геометрическая прогрессии?

Запишите формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий.

Что нужно знать чтобы записать формулы n-го члена арифметической прогрессии?

Что нужно знать чтобы записать формулы n-го члена геометрической прогрессии?

(Работа с карточками.)

1.Используя формулу n –го члена арифметической прогрессии

аn = а1 + d (n – 1), запишите члены аn – 1  ,

аn – 2  ,  аn + 1 .

(Д,)

2.Найдите сумму 100 первых натуральных чисел, т.е.

1 + 2 + 3 + 4 +…+ 99 + 100.

Эта задача была решена великим немецким математиком Карлом Гауссом буквально за несколько минут в возрасте 8 лет.

Давайте попробуем ее тоже решить.

Какой это ряд чисел?

Какую прогрессию задает ряд натуральных чисел?

Назовите первый член и разность данной арифметической прогрессии.

Задайте данную прогрессию аналитически.

Какова же будет цель нашего урока?

Если в арифметической прогрессии отбросить все члены, следующие за каким- то  конкретным членом последовательности, например за , то получится конечная арифметическая  прогрессия

(Работа с карточками).

3.Конечная арифметическая прогрессия имеет вид 1,3, 5, 7, 9, 11. Найдите и сравните, указанные ниже суммы:

а) первого и последнего членов этой прогрессии: ………………………………………

б) второго и предпоследнего членов этой прогрессии: ………………………………….

в) третьего с начала и третьего с конца членов этой прогрессии ……………………….

Вывод: указанные суммы …………………

4.Найдите сумму членов арифметической прогрессии 1, 3, 5, 7, 9, 11.

1 + 3 + 5 + 7 + 9 + 11 =

Используя вывод, полученный в предыдущем задании, запишите числовое выражение для вычисления суммы членов этой прогрессии:

S =

Какую закономерность вы обнаружили при выполнении 3 задания?

В рассматриваемой в 3 и 4 заданиях конечной арифметической прогрессии чему будут равны  и ?

Так как искали сумму шести членов  будем обозначать сумму как .

Тогда как запишется формула для вычисления сумму членов этой прогрессии.

Как связано число 3 с этой конечной арифметической прогрессией?

А как связано число 3 с количеством членов этой арифметической прогрессии?

Т.е.  можно записать .

(Работа с карточками).

5.Используя формулу n –го члена конечной арифметической прогрессии из n членов, выразите, приведенные ниже суммы, через а1 и d:

а1 + аn             

а2  + аn – 1  =

а3  + аn – 2  

аn =

аn  + а1 =

а2 =

аn – 1  = а1 + d (n – 2) =

а2  + аn – 1  =

Чему равна сумма первого и последнего члена арифметической прогрессии?

Чему равна сумма члена, находящегося на втором месте от начала конечной арифметической прогрессии, и члена, находящегося на втором месте от ее конца?

Чему равна а3  + аn – 2  ?

Выскажите гипотезу о сумме членов равноотстоящих от концов прогрессии.

Выполните номер № 446(а,в).

(Устно).

Для арифметической прогрессии:

 а) Зная, что ,найдите  

б) зная, что  найдите

(Работа с карточками).

6.Повторите вывод формулы суммы шести членов арифметической прогрессии

2, 5, 8, 11, 14, 17, выполнив следующие действия.

1)Запишите сумму шести членов этой прогрессии в порядке их следования в прогрессии: S6 =  2 + 5 + ……………..

2)Запишите эту же сумму, расположив слагаемые в обратном порядке, т.е. от последнего к первому:

 S6 =  17 + 14 + ……………..

3)сложите почленно полученные равенства:

S6  =    2       +   5  + ……………..

S6  =  17       +  14 + ……………..

--------------------------------------------------

2S6 =  (2+17)+(5+14)+ ……………..

4)Установите число пар, суммы которых равны между собой, найдите S6 

S6 =  , где n = ……

5)Обобщите полученный результат и запишите формулу для вычисления суммы n членов конечной арифметической прогрессии а1 , а2 , а3 , …, аn.

Sn =.

Формула Sn = будет справедлива и для n первых членов бесконечной арифметической прогрессии.

Что обозначают символы в формуле суммы членов арифметической прогрессии?

Вернемся к задаче, которую не смогли выполнить в начале урока, задаче Гаусса.

Чему же будет равна сумма 100 первых натуральных чисел?

Выполните упражнения №438(а).

Найдите сумму  членов конечной арифметической прогрессии, если первый и последний ее члены:

 = -1, =86.

Что известно в задаче?

Что нужно найти?

Какую формулу нужно применить?

7.Найдите сумму всех четных двузначных чисел, выполнив следующие действия:

  1. запишите три первых четных двузначных числа:
  2. установите, что заданная словесно последовательность, является арифметической прогрессией:
  3. установите число членов заданной арифметической прогрессии.

Каким является последнее двузначное четное число?

Как можно найти число членов заданной арифметической прогрессии, если известны

первый член прогрессии, разность прогрессии и ее последний член?

Запишите уравнение относительно переменной n и решите его.

  1. найдите Sn, если n = 45.

Давайте выделим схему решения задач, в которых последовательность задана словестно.

Какие этапы необходимо выполнить при выполнении таких задач?

8.Что означают обозначения а1 , аn ,

 n, Sn в записи формулы Sn = ?

Используя формулу n-го члена арифметической прогрессии,

 запишите еще одну формулу для вычисления суммы n членов конечной

арифметической прогрессии.  

аn = …………,  значит, Sn =

Данной формулой также можно пользоваться при вычислении суммы конечной арифметической прогрессии.

9.Составьте различные типы задач, комбинируя

 данные а1 ,  d, аn , n, Sn .

Заполните пропуски после стрелки,

 указав параметры, которые можно

 найти по выделенным данным.

1 ,  d, аn ) ®   Sn        (а1 ,  d, n) ®   Sn         (а1 ,  n, Sn ) ®   d         (а1 ,  d, Sn ) ® an                   

  (d, n, Sn ) ®    a1       (а1 ,  аn , n ) ®  Sn     

Назовите цель нашего урока?

Достигли мы этой цели?

Назовите формулы для вычисления

суммы арифметической прогрессии.

Мы с вами выделили типы задач,

 как вы думаете чем мы будем

заниматься на следующем  уроке?

               

Числовую последовательность,  каждый член которой начиная со второго равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d, называют арифметической прогрессией, а число d – разностью арифметической прогрессии.

Числовую последовательность,  все члены которой отличны от нуля и каждый член которой начиная со второго получается из предыдущего члена умножением его на  одного и того же число q, называют геометрической прогрессией, а число q называют знаменателем геометрической прогрессии.

И арифметическая, и геометрическая прогрессии являются последовательностями.

Они отличаются конструированием членов.

(Д).

.

Нужно знать, d.

Нужно знать, q.

(Д,)

аn – 1  =

аn – 2  =

аn + 1  =.

???...

Ряд натуральных чисел.

Арифметическую прогрессию.

=1, d = 1.

Вывести формулу для нахождения суммы n

первых членов арифметической прогрессии.

а) первого и последнего членов этой прогрессии:

1+11=12.

б) второго и предпоследнего членов этой прогрессии:

3+9=12.

в) третьего с начала и третьего с конца членов этой прогрессии

 5+7=12.

Вывод: указанные суммы равны.

1 + 3 + 5 + 7 + 9 + 11 =36

S = ( а1 + а6)*3.

.

Число 3 является  вторым членом этой арифметической прогрессии.

6/2=3,

3+3=6.

а1 + аn             

а2  + аn – 1  =

а3  + аn – 2  

аn =

аn  + а1   =+=

=2*+(n-1)d

а2 = +d

аn – 1  = а1 + d *

*(n – 2) = =+dn-2d

а2  + аn – 1  =

=2-d+dn=

=2+d

*(n-1)

Сумма равна 2*+(n-1)d.

Сумма равна 2*+(n-1)d.

Тому же.

Они равны и равны сумме первого члена прогрессии и последнего.

=64

=-40.

1)Запишите сумму шести членов этой прогрессии в порядке их следования в прогрессии:

S6 =  2 + 5 + ……=57.

2)Запишите эту же сумму, расположив слагаемые в обратном порядке, т.е. от последнего к первому:

 S6 =  17 + 14 + …=57.

3)сложите почленно полученные равенства:

S6  =    2 + 5 + 8+11+14+17

S6  =  17+ 14 + 11+8+5+2

2S6 =  (2+17)+(5+14)+(8+11)+(14+5)+(17+2).

4)Установите число пар, суммы которых равны между собой, найдите S6 

S6 =  , где n = 6.

5)Обобщите полученный результат и запишите формулу для вычисления суммы n членов конечной арифметической прогрессии а1 , а2 , а3 , …, аn.

Sn = .              

первый член арифметической прогрессии,

- n-ый член арифметической прогрессии,

n – число членов арифметической прогрессии,

-сумма n первых членов бесконечной арифметической прогрессии.

По формуле суммыn первых членов арифметической прогрессии

Конечная арифметическая прогрессия, первый и последний ее члены.

Найдите сумму  членов конечной арифметической прогрессии.

Sn =.

Sn  =  = 1275.

  1. 10,12,14.
  2. заданная словесно последовательность действительно является арифметической прогрессией, т.к. каждый ее член, начиная со второго равен сумме предыдущего числа и одного и того же числа  2, т.е. а1 =10, а2 = 12, d = 2.
  3.  

Последнее двузначное четное число 98.

Для этого нужно, используя формулу n-го члена,  составить уравнение  и решить его относительно n.

98 = 10 + 2(n-1)

98 = 10 +2n -2

98 = 8 +2n

n =45.

      4. Sn =  = 2475.

  1. Установить тип прогрессии.
  2. Найти число членов этой прогрессии.
  3. Найти необходимые элементы для вычисления суммы конечной арифметической прогрессии.
  4. Найти сумму.

первый член арифметической прогрессии,

- n-ый член арифметической прогрессии,

n – число членов арифметической прогрессии,

-сумма n первых членов бесконечной арифметической прогрессии.

Sn =  = .

Вывести формулу для нахождения суммы n

первых членов арифметической прогрессии.

Да.

Sn = ,

Sn = .

Решать задачи.

Методическая разработка к уроку.

1.Используя формулу n –го члена арифметической прогрессии аn = а1 + d (n – 1), запишите члены аn – 1  , аn – 2  ,  аn + 1 

аn – 1  =

аn – 2  =

аn + 1  =

2.Конечная арифметическая прогрессия имеет вид 1,3, 5, 7, 9, 11. Найдите и сравните, указанные ниже суммы:

а) первого и последнего членов этой прогрессии: ………………………………………

б) второго и предпоследнего членов этой прогрессии: ………………………………….

в) третьего с начала и третьего с конца членов этой прогрессии ……………………….

Вывод: указанные суммы …………………

3.Найдите сумму членов арифметической прогрессии 1, 3, 5, 7, 9, 11.

1 + 3 + 5 + 7 + 9 + 11 =

Используя вывод, полученный в предыдущем задании, запишите числовое выражение для вычисления суммы членов этой прогрессии:

S =

4.Используя формулу n –го члена конечной арифметической прогрессии из n членов, выразите, приведенные ниже суммы, через а1 и d:

а1 + аn             

а2  + аn – 1  =

а3  + аn – 2  

аn =

аn  + а1 =

а2 =

аn – 1  = а1 + d (n – 2) =

а2  + аn – 1  =

5.Повторите вывод формулы суммы шести членов арифметической прогрессии

2, 5, 8, 11, 14, 17, выполнив следующие действия.

1)Запишите сумму шести членов этой прогрессии в порядке их следования в прогрессии: S6 =  2 + 5 + ……………..

2)Запишите эту же сумму, расположив слагаемые в обратном порядке, т.е. от последнего к первому:

 S6 =  17 + 14 + ……………..

3)сложите почленно полученные равенства:

S6  =    2       +   5  + ……………..

S6  =  17       +  14 + ……………..

--------------------------------------------------

2S6 =  (2+17)+(5+14)+ ……………..

4)Установите число пар, суммы которых равны между собой, найдите S6 

S6 =  , где n = ……

5)Обобщите полученный результат и запишите формулу для вычисления суммы n членов конечной арифметической прогрессии а1 , а2 , а3 , …, аn.Sn =                

6.Найдите сумму всех четных двухзначных чисел, выполнив следующие действия:

1)запишите три первых четных двухзначных чисел:

2)установите, что заданная словесно последовательность, является арифметической прогрессией:

а1 =          а2 =          d =  

3)установите число членов заданной арифметической прогрессии.

Для этого, используя формулу n- го члена и решите составленное уравнение относительно переменной n.

аn = 98, т.к. это последнее двузначное четное число. Учитывая, что аn = а1 + d (n – 1),, запишите уравнение относительно переменной n.

Решение:

4)найдите Sn = , если n = …..

7.Что означают обозначения а1 , аn , n, Sn в записи формулы Sn = ?Используя формулу n-го члена арифметической прогрессии, запишите еще одну формулу для вычисления суммы n членов конечной арифметической прогрессии.  

аn = ……………………………, значит, Sn =

8.Составьте различные типы задач, комбинируя данные а1 ,  d, аn , n, Sn .

Заполните пропуски после стрелки, указав параметры, которые можно найти по выделенным данным.(а1 ,  d, аn ) ®                           (а1 ,  d, n) ®               (а1 ,  n, Sn ) ®         (а1 ,  d, Sn ) ®                           (d, n, Sn ) ®                          (а1 ,  аn , n ) ® 

Анализ урока.

Урок в 9 «в» классе проводился Капочкиной А.Н.

Тема урока: Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии.

Данная тема занимает важное место в изучении темы «Арифметическая прогрессия».

Тема «Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии» будет широко применяться в дальнейшем изучении материала, также она находит свое применение при решении нестандартных задач, развивает интерес учащихся к математике, дает возможность  для знакомства учащихся с историей математики, применяется в для решения практических  задач.

На уроке изучались такие дидактические единицы, как  формулу суммы n членов арифметической прогрессии, свойство членов равноотстоящих от конца арифметической прогрессии. Также на уроке выделяются типы задач, которые можно определить используя формулы суммы n членов арифметической прогрессии.

Учебная задача урока :  используя конкретные примеры, обобщить их на случай n членов, вывести совместно с учащимися формулу для вычисления сумму n членов арифметической прогрессии.

Данная цель была сформулирована учащимися на мотивационно- ориентировочном  этапе.

Тип урока – урок изучения нового, каждому учащемуся была предоставлена карточка с заданиями, которые способствовали выводу формулы n  членов арифметической прогрессии. Также использование карточки дает возможность эффективно использовать время урока. Методы обучения: индуктивный, частично-поисковый. Методы обучения соответствовали поставленной цели.

Общая структура урока:

  1. Выдача домашнего задания.

  1. Мотивационно-ориентировочная часть.

На этом этапе урока  актуализируются знания учащихся необходимые для вывода формулы, выясняется необходимость в выведении формулы сумму n членов арифметической прогрессии, ставится цель урока. Проблемная ситуация ставится используя исторические сведения.

  1. Содержательная часть.

На этом этапе урока осуществляется вывод формулы для вычисления суммыn членов арифметической прогрессии, выделяются типы задач.

  1. Рефлексивно- оценочная часть.

На этом этапе урока подводились итоги.

Домашнее задание в начале урока не проверялось, т.к. вопрос по его выполнению у учащихся не возникло.

Для создания мотивации учения была поставлена проблемная ситуация, решение которой без использования формулы для вычисления суммы n членов арифметической прогрессии, требовало затрат времени; также для создании мотивации использовалась история математики.

Система упражнений и заданий на различных этапах урока соответствовала поставленным целям, однако в задание №3, предложенном учащимся, была непонятная формулировка задания и вывод, сделанный в результате выполнения задания нигде не был записан.

Речь студентки во время урока была четкой, математически грамотной.

План урока был выполнен, поставленные цели достигнуты.

При повторном проведение урока следует уточнить формулировки некоторых заданий.

Общая оценка урока - 4 «хорошо».

   

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Сумма п-первых членов геометрической прогрессии"

Наданном уроке выводится формула суммы п-первых членов геометрической прогрессии,показывается её применение при решении стандартных задач, а также в жизненных ситуациях. Инсценировка учащимися историч...

конспект урока по теме "Сумма n-первых членов геометрической прогрессии"

Урок изучения нового материала. Вывести формулу сумму n-первых членов геометрической прогрессии, расширить и углубить знания о прогрессиях, формировать умения применять данную формулу при решении зада...

конспект урока по алгебре в 9 классе по теме "Арифметическая прогрессия"

первый урок по теме арифметическая прогрессия, введение формулы общего члена и свойства арифметической прогресси...

Презентация к уроку по теме: Сумма n первых членов геометрической прогрессии

Презентация к уроку в 9 классе по алгебре по теме "Сумма n первых членов геометрической прогрессии"...

Конспект урока по теме: "Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии"

Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения учащихся по теме «Арифметическая прогрессия». Подготовка к ГИА по математике.Задачи урока: Обучающий аспект: обобщить и систематизи...

Урок и презентация к уроку по теме: Сумма п-первых членов арифметической прогрессии

Урок, презентация и анализ урока в 9 классе по теме " Сумма п-первых члекнов арифметической прогрессии"...