Стратегия выбора решения задачи рациональным способом при возможности ее решения несколькими способами
статья по алгебре по теме

Храмова Татьяна  Васильевна

Статья об обучении в выборе стратегии при решении задач несколькими способами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strategiya_resheniya_khramovoyt.v.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила

зам.директора по УВР МОУ СОШ №33 г.Владимира,

 учитель математики

Храмова Т.В.

Знай, куда идёшь. Знай зачем идёшь.

Если не знаешь, остановись и подумай.

Иногда полезней вернутся.

 Древнее индийское изречение

Изучение математики в основной школе направленно на достижение следующих целей:

1)в направлении личностного развития

-развитие логического и критического мышления, культура речи, способности к умственному эксперименту;

-формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;

-воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

-формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; и т.д.

2)в метопредметном направлении  

3)в предметном направлении

(стандарты второго поколения “Математика”М”Просвещение” 2010)

В связи с этим в начальном обучении математики велика роль текстовых задач.

Центральное место в технологии подготовки к ЕГЭ и ГИА занимает обучение школьников приёмом мыслительного поиска способа решения задач. Для этого необходимо перед учащимися постоянно разворачивать всю картину поиска нужного решения. Поэтому целью моей экспериментальной работы стало выявление стратегии выбора решения задачи рациональном способом при возможности её решения несколькими способами.

Для её реализации была поставлена задача: Определить и исследовать познавательную стратегию учащихся пятого класса по решению задач несколькими способами .

1)Было проведено анкетирование в первой четверти

Вопрос: Кто может решить задачу несколькими способами?

а)Могут 29%

б) затрудняются 39%

в) не могут и не хотят 32%

2)Подготовительная работа для самостоятельного осмысления выбора стратегии учащихся

3)Выработка общей памятки для решения задач

4)Осмысление и описание учащимися индивидуальных стратегий

5)Коллективное обобщение и оптимизация познавательной стратегии решения задач.

Перед учащимися была поставлена цель: разработать памятку для решения задач более простым, коротким (рациональным) способам, при условии что задачи решаются не сколькими способами.

Первоначально учащимся предлагалось задача и давалось несколько минут для обдумывания решения, затем желающим предлагалось рассказать о том, как

-учащийся понял задачу;

-выделил условие и вопрос задачи;

-составил план решения;

-проанализировал согласно данным задачи;

-выполнил решение;

-проверил результат.

задача №133( учебник Н.Я.Виленкин.”Математика – 5 ”)

Для перевозки зерна выделили 3 машины. На одну  из них грузили по 3тонны зерна, на вторую на 1 тонну больше, чем на 1ую , а на третью машину в 2раза меньше зерна чем на 2ую. Сколько зерна перевезли эти машины, сделав по 3 рейса каждая?

1способ – Кате Л.

Поняла задачу о 3-х машинах и 3х рейсов

Составила план решения задачи

Узнала сколько перевезла 1ая машина

  1. 33=9(т)

Грузоподъемность 2ой машины

2)3+1=4(т)

Перевезла 2 машина

3)43=12(т)

Грузоподъемность 3ей машины

4)4/2=2(т)

Перевезла 3яя машина

5)23=6(т)

Перевезли всего зерна

6)9+12+3=27(т)

Проверила результат

2способ – Наташа Т.

Поняла условие

Записала условие

Поставила вопрос

Нашла грузоподъёмность 2ой машины

1)3+1=4(т)

Нашла грузоподъемность 3ей машины

2)4/2=2(т)

Нашла сколько перевозят 3 машины за 1 рейс

3)3+4+2=9(т)

Нашла сколько перевозят 3 машины за 3 рейса

4)93=27(т)

Проверила решение

Затем учащимся задавался вопрос: “Какое решение вам понравилось больше? Почему?”

Большинство конечно одобрили 2ой способ решения за четкость и меньшее количество действий.

На последующих уроках я ставила перед учащимися цель: постараться осознать свои действия в решение задач и описать их максимально подробно. Помогала им в этом памятка (взята у О.Л.Беловой СШ №14 город Ковров из сборника “Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников” Владимир 2010)

ПАМЯТКА

1.Читай задачу, представляй образы, как бы рисуя картинки в своём воображении.

2.Читай задачу больше 1 раза, как правило на 2ой – 3ий раз ты обратишь внимание на детали текста.

3.Читая задачу, подчёркивай числа, думай, вспоминай и представляй, что обозначает каждое число.

4.Объясни, в чём смысл задачи. Выдели ключевой вопрос тот, который является самым главным.

5.Нарисуй рисунок, нарисуй схему или сделай краткую запись к задаче.

6.Проговори задачу по своим опорным схемам.

7.Запиши необходимые решения.

8.Запиши ответ.

Задача №509 ( учебник Н.Я. Виленкин ”Математика – 5 ”)

Длина беговой дорожки вокруг поля стадиона 400м. За 6 минут 40 секунд Андрей пробежал 4 круга, а Николай 5 кругов. На сколько метров в секунду скорость Николая больше скорости Андрея?

1 Способ – Миша А.

Прочитал задачу 3 раза

Подчеркнул слово скорость, пробежали,

на сколько

Нашёл на сколько кругов больше пробежал Николай

1)5-4=1(к)

На сколько расстояние Николая больше

2)400*1=400(м)

Перевел минуты в секунды

3)6минут 40 секунд = 400 секунд

4)400/400=1(м/с)

Записал ответ

2 Способ – Сергей Е.

Прочитал задачу 2 раза

Представил себя и  моего друга

Понял, что минуты нужно перевести в секунды

Нашёл расстояние которое пробежал Андрей

1)400*4=1600(м)

Нашёл расстояние который пробежал Николай

2)400*5=2000(м)

Перевел минуты в секунды

3)6минут40секунд = 400 секунд

Нашёл скорость Андрея

4)1600/400=4(м/с)

Нашёл скорость Николая

5)2000/400=5(м/с)

Сравнил скорость Николая и Андрея

6)5-4=1(м/с)

Записал ответ

Провели анализ решения задач, конечно учащимся был одобрен короткий путь решения.

Как видно из приведённых размышлений ученики начинают “видеть” за словами конкретные предметы, записывая условия, представляют  реальные вещи, а не абстрактные слова. Запись выполняется правильно большинством, однако правильно решить задачу получается не у всех, об этом говорит анализ итоговой контрольной работы за 1ое полугодие.

Входная – К.Р. октябрь

Итоговая – К.Р. декабрь

Решили задачу правильно

39%

47%

Допустили ошибки:

А)В выборе арифметических действий

28%

13%

Б) В вычислениях

12%

5%

Далее было предложено ,учащимся обменятся стратегиями решений одних и тех же задач с помощью вопросов по принципу ТОТЕ:

Два пешехода вышли одновременно навстречу друг другу и встретились через 2,5 ч. Скорость первого пешехода равна 4,2 км/ч, а  скорость второго 5,2 км/ч. Какое расстояние было между пешеходами вначале движения.

1 Способ

2 Способ

Т1:                                            1)Как ты понял условие и вопрос задачи ?

2)Что способствует пониманию?

3)Как ты отобразил условие и вопрос задачи?

- несколько раз прочитал задачу

-мысленно представил себе движущихся пешеходов

-отдельно выписал ,что дано и что необходимо найти .

- несколько раз прочитал задачу, записал данные и вопрос задачи;

- прочитал задачу, представил подобную реальную ситуацию;

- читая задачу начертил схему движения, на чертеже отметил данные и вопрос задачи.

О:                                     4)Как родился план решения?

5)Из каких этапов состоит решение задачи ?

6)Какова последовательность этапов решения?

7)Что во внутреннем плане действий помогло тебе искать решения?

8)Что ты представлял, вспоминал, чувствовал?

9)Как родилось окончательной решение?

- вспомнил решение подобных задач

- представил задачу в картинках

- начертил таблицу

- перебрал несколько вариантов заполнения таблицы согласно условию задачи

- вспомнил формулу для решения задач на движение

- вижу картинку движения пешеходов, вспоминаю свои ощущение при ходьбе, слышу шум дороги, думаю какое это движение, вспоминаю подобные задачи по этой теме, ещё раз читаю задачу, записываю все формулы по данной теме, из них выбираю нужные и составляю выражение

- смотрю на свой чертеж и согласовываю его с формулами по данной теме, записав выражение, понимаю, что предварительно надо найти скорость сближения

Т2:                                                           10)Что помогло?

11)Что мешало?

12)Что ты делал в случае затруднения?

13)Что ты делал когда понимаешь, что не можешь решить задачу?

- ещё раз мысленно представил себе ход решения задачи

- вспомнил метод решения данной задачи и решил её

- вычислив значения расстояние каждого пешехода  понял, что нужно их сложить

- были сомнения, просмотрел ещё раз весь ход решения, попробовал решить другим способом, убедился, что моё решение правильное;

- посмотрел свои записи решения, ещё раз обратился к чертежу, понял, что использовал именно те формулы, которые надо для этого вида движения

Е:                                       14)Как ты понял, что решаешь задачу верно?

15)Что стало последнем шагом?

16) как ты убедился, что решение верно?

- выбрал ответ по смыслу задачи

- сделал проверку в таблицы

- сверил ответы с одноклассниками

- сделал проверку устно, ответ сошёлся с одноклассниками, подчеркнул ответ;

- получил реальный результат в решение использовал все данные, проверил единицы измерения

Но данный анализ обмена стратегиями по принципу ТОТЕ  для учащихся 5 класса оказался  сложным.

 Продолжая решать задачи несколькими способами учащиеся пришли к выводу , что не всякий короткий путь решения является  рациональным.

Задача №1275 ( учебник Н.Я. Виленкин ”Математика – 5 ”)

Одна деталь имеет массу 13.26 кг, вторая -14,43 кг, третья -1,66 кг, а четвертая -!5,875 кг. Найдите общую массу этих четырех деталей и округлите результат до десятых долей килограмма.

1 Способ – Миша А.

- прочитал задачу 3 раза

-подчеркнул слово деталь, их 4

 мысленно представил себе детали машины

-отдельно выписал ,что дано и что необходимо найти .

- вспомнил решение подобных задач

- представил задачу в картинках

- начертил таблицу

- перебрал несколько вариантов заполнения таблицы согласно условию задачи

-выполнил сложение всех деталей ,а затем округлил

- выбрал ответ задачи

- сделал проверку в таблицы

- сверил ответы с одноклассниками

2 Способ – Сергей Е.

-прочитал задачу 2 раза

- записал данные и вопрос задачи;

- прочитал задачу, представил подобную реальную ситуацию;

- читая задачу начертил схему  и заполнил таблицу

- вспомнил , как учительница говорила о приближенных значения

-нашел приближенные значения каждой детали

- выполнил сложение приближенных значений

- округлил результат

- попробовал решить другим способом, убедился, что моё решение правильное;

- Сравнили результаты и сделали вывод при первом решении разность между точным и приближенным значением составляет 0,025 кг, а во втором 0,075 кг, значит для получения более точного результата следует сначала вычислить, а потом округлить.

На основе выявленных стратегий класс объединился и совместно выработал единую универсальную стратегию,  которую оформили на большом ватмане и поместили ,на

стенд.

Универсальная стратегия

  1. Читаю задачу, подчеркиваю слова
  2. Если не понял задачу, читаю её повторно, обращаю внимание на числа и представляю, что обозначает каждое число.
  3. Записываю условия задачи кратко или рисунком, схемой, таблицей.
  4. Ещё раз читаю вопрос задачи.
  5. Анализирую, что я знаю, что не знаю и как узнать неизвестное. Если необходимо, составляю схему решения задачи.
  6. Определяю, сколько действий необходимо выполнить  при решении задачи. Какое действие первое, второе и т.д.
  7. При решении задачи задаю себе вопрос, почему я выбрал это действие. Вспоминаю, что говорил учитель на уроке, свой опыт решения задач или представляю картинку к этой задачи, если возможно.
  8. Пишу решение и ответ
  9. Проверяю, правильно ли я решил задачу: спрошу у родителей, соседа, учителя.
  10. Я молодец, умница, у меня сегодня получилось, значит, я могу решить и другие задачи.

Из приведенной работы можно сделать следующие выводы:

1)Успешно решать задачи учащимся помогают внутренние образы (у одних учеников это рисунки, связанные с условием задачи, у других - перенос успешного опыта решения подобной задачи для решения новой)

2)На этапе чтения условия полезно провести первичный анализ: Что дано Что найти;

проанализировать связь этих данных.

3)Анализ собственных действий учениками неизбежно приводит к развитию новых мыслительных операций, что является одним из способов развития стратегий и, таким образом, личностного опыта ученика.

4)Опыт самоанализа положительно влияет на обучаемость в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока геометрии в 10 классе школы глухих "Решение задачи разными способами".

В методической разработке урока представлены: образец оформления доски, схемы записи решения задачи двумя способами, рекомендации по решению задач, виды работ на уроке с учащимися, имеющими слож...

Решение задач различными способами.

В работе рассматриваются решения одной задачи различными способами, для формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, развития творческих способностей и умения учеников выбрать из разли...

Стратегия выбора решения задачи рациональным способом при возможности ее решения несколькими способами

Статья об обучении в выборе стратегии при решении задач несколькими способами....

урок в 5 классе"Решение задач алгебраическим способом"

это урок повторения,обобщения и систематизации знаний. в 5 классе начинаетсяподготовка к математическому моделированию, а этот урок одно из звеньев цепочки, он позволяет повторить знания по теме и обо...

Электронный образовательный ресурс на тему: "Решение задач алгебраическим способом"

Обучающая презентация на тему Решение задач алгебраическим способом...

Различные методы решения задач как способ активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках математики

Показать влияние решения задач различными способами   на уроках математики на развитие мыслительной деятельности, познавательной активности школьников, логического мышления....

Самостоятельная работа для 5 класса по теме "Решение задач табличным способом"

В документе представлены задачи, которые решаются табличным способом,  в виде карточек....