Урок в 5 классе "Сложение и вычитание десятичных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Урок математики в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 18.02.2013_otkrytyy_urok_v_5_klasse.pptx2.02 МБ
Файл pechatnaya_osnova.docx80.68 КБ
Файл razrabotka_uroka.docx93.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ Математики тропинки одолеем без запинки .. . Шевченко Елена Ивановна учитель математики МБОУ СОШ №4 г. Светлограда 18.02.2013

Слайд 2

Задача, конечно, не очень простая: Играя учить и учиться играя, Но если с учёбой сложить развлеченье, То праздником станет любое ученье!

Слайд 3

Цель нашего урока - закрепить и усовершенствовать навыки сравнения, сложения и вычитания десятичных дробей и вырабатывать умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Слайд 4

Вопрос для повторения: Как сравнить две десятичные дроби?

Слайд 5

Десятичные дроби сравнивают поразрядно, начиная со старшего разряда. 1,1872 1,188 <

Слайд 6

7,2 * 5,99 > 18 , 04 * 18 , 4 < 0 , 3 * 0 , 30 = 4 , 806 * 4, 93 < 9 , 4 0 4 * 9 , 44 < 7,0 40 * 7,0 4 =

Слайд 7

Закончите предложение: Если в конце десятичной дроби приписать 6 нулей, то… Из двух обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, … Большая дробь на координатном луче лежит … Из обыкновенной дроби в десятичную можно перевести только ту дробь, у которой… Целую часть от дробной части в десятичной записи числа отделяют …получится дробь, равная данной …у которой меньше числитель …правее меньшей дроби …знаменатель равен 10, 100, 1000 и т.д. … запятой

Слайд 8

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно: Записать дроби так, чтобы запятая была под запятой; Уравнять количество знаков после запятой; Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимание на запятую; В ответе поставить запятую под запятой.

Слайд 9

6,2 -4,8 1,4 +5,6 7 -2,4 4,6 +0,16 4,76 +4,94 9,7 -3,49 6,21 +0,07 6,28 -1,28 5 Устный счет:

Слайд 10

Восстановите запятые: 7,39 + 4,48 = 1187 , 4,2 + 2,06 = 626 , 18,01 - 2,9 = 1511 , 5 - 0,61 = 439 ,

Слайд 11

Тест

Слайд 12

ТЕСТ КАК ЗАПИСЫВАЕТСЯ ЧИСЛО ОДИННАДЦАТЬ ЦЕЛЫХ ВОСЕМЬ ТЫСЯЧНЫХ А) 11,08 Б) 11, 008 В) 11, 0008

Слайд 13

2) КАК ЧИТАЕТСЯ ЧИСЛО 7,0019 А) семь целых девятнадцать сотых Б) семь целых девятнадцать тысячных В) семь целых девятнадцать десятитысячных

Слайд 14

3. У ЧИСЛА 1, 25489 ЦИФРА 4 ЗАПИСАНА : А) в сотых Б) в тысячных В) в десятитысячных

Слайд 15

4. КАКОЕ ИЗ ЧИСЕЛ 3, 455; 3, 454; 3,544 РАСПОЛОЖЕНО НА КООРДИНАТНОЙ ПРЯМОЙ ПРАВЕЕ? А) 3,454 Б) 3,544 В) 3, 455

Слайд 16

5. КАКОЕ ИЗ ЧИСЕЛ 0,11 ; 0,8; 0,55 МОЖНО ЗАПИСАТЬ ВМЕСТО * > 0, 7 ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ ВЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО? А) 0,8 Б) 0,55 В) 0,11

Слайд 17

ОТВЕТЫ Б В Б Б А

Слайд 18

Путешествие

Слайд 21

Садимся в автобус

Слайд 22

12 + 92 = 212 48 + 22 = 7 1 + 308 = 408 53 – 17 = 513 4,8 + 2,2 = 7 1 + 3,08 = 4,08 945 – 545 = 4 9,45 – 5,45 = 4 53 – 1,7 = 51,3 12 + 9,2 = 21,2 Восстановите в записи примеров запятые:

Слайд 23

Вычислительный центр Дробное число в арифметику вошло, тайн немало принесло.

Слайд 24

1 вариант 2 вариант Х=10,8 +3,25 Х=20,6 -11,1 -1,375 < 2 > 2 +9 , 425 + 7 , 625 -6 , 7 - 6,4 +13,7 + 11,6 х если

Слайд 25

1 вариант 2 вариант Х=10,8 +3,25 Х=20,6 -11,1 -1,375 <2 > 2 +9 , 425 + 7 , 625 -6 , 7 -6,4 +13,7 +11,6 х 14,05 4,3 11 18 2,95 1,575

Слайд 26

1 вариант 2 вариант Х=10,8 +3,25 Х=20,6 -11,1 -1,375 <2 > 2 +9 , 425 + 7 , 625 -6 , 7 -6,4 +13,7 +11,6 х 23,85 19 12,6 12,75 11,375 24,2

Слайд 27

Пересаживаемся в лодку

Слайд 28

Собственная скорость катера 23,4 км/ч . Сколько понадобиться времени, чтобы доплыть до острова Смекалистых, удаленного от вычислительного центра на расстоянии 78 км , если скорость течения реки 2,6 км/ч ? Вниз по реке

Слайд 29

S = 78 км V течения = 2,6км/ч V катера = 23,4 км/ч V по течению = = V катера + V течения V по течению = =23 ,4+2,6=26(км/ч) t = S : V t = 78 : 26 = 3 (ч) Ответ: понадобится 3 часа.

Слайд 30

Физкультминутка для глаз

Слайд 31

Выполни гимнастику для глаз по схеме:

Слайд 34

Остров Смекалистых Думай, пробуй и ищи. Трудно будет - не пищи! S = V *t a + b = = b + a

Слайд 35

На острове Смекалистых 3,*5* 2 ) **,5 3 ) *,2* 4) *6,*7* + *, 4* + 0,*** - 2,*8* - *,0* 4,187 18,548 1,447 26,865 3, 7 5 7 + 0 ,4 30 4,187 18 ,5 00 + 0, 048 18,548 4 ,2 30 - 2, 7 8 3 1,447 2 6, 8 7 5 - 0 ,0 10 26,865

Слайд 36

Город Угадайка

Слайд 37

Город Угадайка Угадайте, какое число задумано, если из него вычли 13,5 и к полученной разности прибавили 6,7 , то получили 24,75 ? -13,5 +6,7 ? 24,75 х

Слайд 38

Путешествие на поезде Трудность задач повышается, решение найти предлагается!

Слайд 39

Навстречу нашему поезду движется поезд со станции Поле Чудес со скоростью 65,7 км/ч , который вышел одновременно с нашим, идущим со скоростью 70,3 км/ч . Через сколько часов встретятся наши поезда, если расстояние между городом и станцией 680 км ? t - ? V 1 = 70,3 км/ч V 2 = 65,7 км/ч Город Станция 680 км

Слайд 40

t - ? V 1 = 70,3 км/ч V 2 = 65,7 км/ч Город Станция 680 км V сближения = V 1 + V 2 V сближения = 70,3+65,7=136 (км/ч) t = S : V сближения t = 680 : 136 = 5 (ч) Ответ : через 5 часов поезда встретятся

Слайд 41

П о л е Ч у д е с Ситуации в жизни такие: либо сложные, либо простые.

Слайд 42

П о л е Ч у д е с Х 0,001 Н 15,778 О 40,467 А 0,96 М 0,71 Р 0,0054 Н 15,728 0,26 + 0,45 = 37,4 + 3,067 = 12 + 3,728 = 6,28 – 5,32 = 0,03 – 0,0246= 12 – 11,999 = М Х Р А Н О К 11,6 Х 0,001

Слайд 43

В школу Живу без тела, Говорю без языка, Плачу без горя, Смеюсь без радости, Никому меня не видно, А всякому слышно . А) х-11,3=1,56 Б) х+14,3=15,65 В) 1-х=0,89 О Э У Х 0,11 12,86 0 1,35

Слайд 44

Да, много решено загадок От прадеда и до отца. И нам с тобой продолжить надо Тропу, которой нет конца!

Слайд 45

Итог урока: Урок сегодня завершён, И каждый должен знать: Кто поработал хорошо Получит точно « ПЯТЬ ».

Слайд 46

Домашнее задание: № 1263 ( а,б ) № 1262 № 1268( в,г ) (по желанию)

Слайд 47

Спасибо за урок ! Молодцы!

Слайд 48

Ответьте на вопросы: Ты был активен на уроке? Сумел ли ты закрепить свои знания? Было ли тебе интересно? Я – молодец! У меня всё получилось! Надо решить ещё несколько примеров. Ну кто придумал эту математику ?!

Слайд 49

Сравните дроби: 6,37 * 6,299 10,1 * 10, 099 9,18 * 9, 1798 7,01 * 7, 018 9, 004 * 9,04 28,028 * 28,0209

Слайд 50

Заполните таблицу а 13 32 82 125 27 44 14 17 b 9 32 3 47 27 44 28 123 a+b 82 125 22 17 a-b 22 47 56 123 22 32 4 32 2 5 4 7 28 4 7 54 44 11 2 1 23 0 8 2 125 84 1 23 8 17 6 17 0

Слайд 51

Двое играли в теннис 4,5 часа. Сколько часов играл каждый из них?

Слайд 52

Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за один час 15,8 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь?

Слайд 53

Сколько пальцев на 10 руках?

Слайд 54

0,27+(1,78+5,73) 21,49+3,674+31,51 37,45-( 26,45-7,9 ) (13,88+8,46)- 2,46 1 56,674 2 3,1 3 7,78 4 18,9 5 19,88

Слайд 55

СРАВНИТЕ 3,741 и 3,739 18,99 и 20 50,07 и 49 5,7 и 6,6 14 и 7,8 9,2 и 9,021 47,001 и 47,0001 1,2 и 1,201



Предварительный просмотр:

Фамилия Имя ____________________________________класс_________________

Дата _________________

Тема _______________________________________________________________________

№ 1 Станция _________________________________________________________________

Вычисления: pic

№ 2. Собственная скорость катера  23,4 км/ч.  Сколько понадобиться времени, чтобы доплыть до острова. Смекалистых,   удаленного   от вычислительного   центра   на расстоянии  78 км,  если скорость течения  реки  2,6  км/ч?

Решение: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ: ______________________________________________________________________________

№3 Станция _______________________________

1 вариант                                                                                            2 вариант

     3,  .  5 .                         .  ,  2  .                                                             .   .   ,  5                                            .  6 ,  .   7   .

+  .  , 4  .                           2 ,  .  8   .                                                     +       0  ,   .   .   .                                      .  ,  0   .

   4 ,  1 8 7                        1 , 4  4  7                                                           1 8,  5  4  8                                    2 6 , 8  6  5

№ 4 Станция _______________________________

Угадайте, какое  число  задумано, если  из  него  вычли  13,5  и  к полученной  разности прибавили 6,7,  то  получили  24,75 ?

____________________________________        Ответ: ________________________

___________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

№ 5  Навстречу поезду движется поезд со станции Поле Чудес со скоростью 65,7 км/ч, который вышел одновременно с нашим, идущим со скоростью 70,3 км/ч. Через сколько часов встретятся поезда, если расстояние между городом и станцией 680 км?

Решение:      

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ:_____________________________________________________________________________

№ 6 Станция _________________________________

                                                                                          Вычисления:

  1. 0,26 + 0,45 =
  2. 37,4 + 3,067 =
  3. 12 + 3,728 =
  4. 6,28 – 5,32 =
  5. 0,03 – 0,0246 =
  6. 12 – 11,999 =



Предварительный просмотр:

5 класс  «Сложение и вычитание десятичных дробей

Цели:Обучающие: опираясь на сформированные знания и умения, имеющийся запас представлений, применять их при решении упражнений на новом уровне;

Развивающие: решение значительного количества упражнений, в том числе нестандартных, развивают способности учащихся, и оказывает влияние на математическое мышление учащихся;

Воспитательные: воспитание логической культуры мышления и речи, формирование учебных умений, воспитание честности при взаимоконтроле.

                                                    Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение.
  3. Устная работа.
  4. Коррекция знаний.
  5. Работа по теме урока.
  6. Итог урока
  7. Домашнее задание.
  1. Организационный момент.

   Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие по математической стране  (учитель показывает карту), в котором вам понадобятся ваши знания, умения и навыки  по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей». Много трудностей вам придется преодолеть, но я уверена, что вы с ними справитесь без труда.

   Итак, возьмите, пожалуйста, отпечатанные листочки, подпишите их, поставьте дату, напишите тему урока.

 Девиз нашего путешествия: «Математики тропинки одолейте без запинки». (Проецируется на экран)

  1. Повторение.

          Прежде, чем отправиться в путешествие, надо к нему как следует подготовиться, собрать необходимый багаж знаний. (повторение, сравнение десятичных дробей)

  • Как сравнить две десятичные дроби? (Сравнивают по щечку дроби)
  • Закончить предложение…….
  • Если в конце десятичной дроби приписать 6 нулей, то…
  • Из двух обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями меньше та, …
  • Большая дробь на координатном луче лежит …
  • Из обыкновенной дроби в десятичную  можно перевести только ту дробь, у которой…
  • Целую часть от дробной части в десятичной записи числа отделяют…

И, конечно, знание правил сложения и вычитания десятичных дробей (рассказывают друг другу)

(На экране постепенно по щелчку появляется по пунктам правило).

    Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

  1. Записать их друг под другом так, чтобы запятая была под запятой;
  2. Уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
  3. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятые;
  4. Поставить в ответе запятую под запятыми.

Кроме того, вспомним с вами свойства сложения и вычитания:

  1. Устная работа.

 (выполнить устно сложение и вычитание десятичных дробей проецируется на экран, восстановить запятые)

Выполнение теста с последующей взаимопроверкой.

          Кроме того, любое путешествие не обходится без маршрута. Как вы видите, на карте множество населенных пунктов, но мы побываем только в четырех из них. Наш маршрут выглядит следующим образом:

     1. Вычислительный центр.

     2. Остров Смекалистых.

     3. Город Угадайка.

     4. Станция Поле чудес.

      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. Коррекция знаний.

     Итак, отправляемся в путешествие. Чтобы добраться до Вычислительного центра, мы садимся в автобус. Заняли свои места! Поехали! Но что это? Нас останавливает инспектор ГИБДД. Наш водитель нарушает правила. Чтобы все уладить, нам надо исправить ошибки в примерах:

(I  и III  примеры выполняют сидящие на I  варианте, а   II  и  IV примеры сидящие на  II варианте)

  1. +54,1             2)  +19,73              3)    - 61,5              4)  -  49,6

                                   3,26                     6,  8                        0,38                     17,536

                                86,7                     25,81                         57,7                        32,136                  

      (Правильные ответы появляются по щелчку)

   Ура! Мы снова можем отправиться в путь.

5. Вычислительный центр.

        Мы подъезжаем к Вычислительному центру.

Восстановить запятые в записи примеров.

  Девиз: «Дробное число в математику вошло, тайн немало принесло».

Напишите название станции на листочке. Здесь вам предлагается восстановить цепочку вычислений. Задание выполняется по вариантам, подчеркните свой вариант на листочке. Задание выполняем самостоятельно. (Задание проецируется на экран).

pic

     Кто раньше решит, тот подумает над заданиями из рубрики «Не скучай!»: поставьте правильно запятую, чтобы было верно равенство:

32+18=5           42+17=212

3+108=408       57-4=17

736-336=4        63-27=603

 (Задание напечатано на отдельных листах) Для проверки  вызываются 2 ученика. Пока они пишут, мы разбираем задания из рубрики  «Не скучай!» 

3,2 +1,8=5                                    4,2+17=21,2  

3+1,08=4,08                                 5,7-4=1,7

7,36-3,36=4                                  63-2,7=60,3

Проверяем задание самостоятельной работы. Обменялись листочками. (Решение проецируется на экран). Если ваш сосед все сделал правильно, то можете ему смело ставить оценку «5». Поставьте разборчиво свою подпись под оценкой.

6. Вниз по реке.

 Пересаживаемся в лодки. Плывем к острову Смекалистых вниз по реке. Решим задачу:

  Собственная скорость катера 23,4 км/ч. Сколько понадобится времени, чтобы доплыть до о. Смекалистых, удаленного от Вычислительного центра на расстоянии 78 км, если скорость течения реки 2,6 км/ч?  

(На экране проецируется условие задачи, речка с островом и лодкой).

Решение:

-Что требуется найти в задаче?

-Время движения.

-А что для этого нужно знать?

-Расстояние и скорость.

 - Скажите, а если катер плывет вниз по реке, то плывет он плывет по течению или против?

-По течению.

-А как, зная собственную скорость катера и скорость течения, найти скорость по течению?

-К собственной скорости  катера прибавить скорость течения.

-Запишем формулу V по теч. = Vcоб. +Vтеч. (проецируется на экран)

   Подставим в нее данные и вычислим: Vпо теч. =23,4+2,6=26(км/ч)   (проецируется на экран).

Теперь, зная скорость катера по течению, можем вычислить время. Напомните мне, пожалуйста,   формулу.        

 -  t=S:V  (проецируется на экран)

  -Подставим в нее числа и вычислим: t=78:26=3(ч) (проецируется на экран).

Ответ: понадобится 3ч до острова Смекалистых.

  1. На острове Смекалистых.

Девиз: «Думай, пробуй и ищи,

Трудно будет - не пищи!»

После небольшого плавания мы наконец-то пришвартовываемся к берегу. Высаживаемся на берег. Здесь вам предлагается проявить математическую смекалку, чтобы справиться со следующими заданиями: (проецируются на экран)

                         1)   + 3,*5*               2)  +  **,5            3) _  *,2*                4)   _ *6,*7*

                                  *,4*                            0,***               2,*8*                         *,0*

                                4,187                        18,548                1,447                       26,865

         Вставьте вместо звездочек цифры так, чтобы было верно равенство. Задание выполняем на листочках самостоятельно по вариантам:

1 вариант-  1) и 3);                                                 2 вариант- 2) и 4) примеры.

Кто раньше решит, тот думает над заданиями рубрики «Не скучай!»

Проверяем правильность выполнения заданий о. Смекалистых. (На экране проецируется правильное решение. Учитель проверяет и ставит оценку.)

      Садимся в лодки. Плывем к городу Угадайка. И вот мы у цели.

  1. В городе Угадайка.

Решите задачу:

Угадайте, какое число я задумала, если из него вычесть 13,5, к полученной разности прибавить 6,7, то получится 24,75?

-Каким способом можно решить задачу?

-Выполнить действия в обратном порядке.

- А еще?

-С помощью уравнения.

Давайте решим ее с помощью уравнения. (Вызвать ученика к доске.)

Решение. 

Пусть х - задуманное число. Если из него вычли 13,5, то разность будет равна                (х-13,5). Когда к полученной разности прибавить 6,7, то получим ((х-13,5)+6,7)  или  24,75.

Составляем уравнение:  (х-13,5)+6,7=24,75

                                           х-13,5=24,75-6,7

                                           х-13,5=18,05

                                           х=18,05+13,5

                                           х=31,55              

Ответ: задуманное число- 31,55.

Задание выполнено. Молодцы! Пересаживаемся на поезд. Занять свои места. Направляемся к станции Поле чудес.

  1. Путешествие по железной дороге.

Чтобы ехать было нескучно, решим задачу. (Условие проецируется на экран.)

Задача. Навстречу нашему поезду движется поезд со станции Поле чудес со скоростью 65,7 км/ч, который вышел одновременно с нашим, идущим со скоростью 70,3 км/ч. Через сколько часов встретятся поезда, если расстояние между городом и станцией 680 км?

(На экране проецируется схема, которую вместе заполняем.)

-Что требуется найти в задаче?

      - Время, через которое встретятся поезда.

- Что для этого надо знать?

      -  Расстояние и скорость.

- Расстояние у нас известно, а вот скорости у нас две. Наши поезда сближаются, поскольку      идут  навстречу друг другу. Зная их скорости, как найти скорость сближения поездов?

 -Vсбл.=V1+V2   (проецируется на экран). Запишем ее. Подставим в нее данные числа и вычислим.

  Vсбл=70,3+65,7=136(км).

Итак, за каждый час они сближаются на 136 км. Как теперь узнать время, через которое они встретятся?

- t=S:Vcбл. 

   t=680:136=5(ч)

Ответ: через 5 часов встретятся поезда.

  1. Станция Поле чудес.

Наш поезд прибыл на станцию Поле чудес. И что же мы здесь видим? Посмотрите на это дерево: множество бабочек разместились на его ветках. Чтобы узнать, как называется эта бабочка, надо выполнить действия и в кружочки вписать буквы, соответствующие найденным ответам на крылышках бабочек.

(Задание проецируется на экран.)

  1. 0,26+0,45=

  1. 37,4+3,067=
  2. 12+3,728=

  1. 6,28-5,32=

  1. 0,03-0,0246=

  1. 12-11,999=

-Первый пример разбираем вместе, остальные выполняете самостоятельно. Проверяем вместе. (На экране проецируется слово.)  Теперь вы узнали название бабочки. А знаете ли вы, что она, как и птицы, улетает на зимовку? Она летит из Северной Америки в Южную Америку, преодолевая расстояние более трех тысяч километров.

12. Домой. (решить уравнения и разгадать зашифрованное слово)

13. Итог урока.

-Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями. Давайте вспомним, а какую задачу я ставила перед вами в начале урока?

-Применить свои знания, умения и навыки по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

-Как вы считаете, справились вы с этой задачей?

-Справились.

-Мне бы хотелось оценить работу следующих учащихся…

  1. Домашние задание  будет для вас таким: придумайте примеры с зашифрованными словами на сложение и вычитание десятичных дробей, но чтобы оно было интересным и познавательным.

   А закончить урок мне бы хотелось словами:

« Да, много решено загадок от прадеда и до отца,

И нам с тобой продолжить надо тропу, которой нет конца».

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Урок-путешествие "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Обобщающий урок по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" составлен для учащихся пятых классов. Ребята отправляются в увлекательное путешествие по зоопарку, которое сопровождается яркой и красо...

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Урок позволяет, в игровой форме, повторить и закрепить материал по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в процессе решения различных заданий, провести коррекцию знаний по теме "Сравнение деся...

Конспект + презентация урока математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Конспект открытого урока математики, проведенного в 9 «А» классе ГБС(К)ОУ общеобразовательной школы № 8 VIII вида г. Ейскана тему «Сложение и вычитание десятичных дробей»27.02.2013 г.Учитель : В...

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема урока: "Сложение и вычитание десятичных дробей"Предмет:  математика.Класс: 5.Автор урока: Пестрикова Наталья Григорьевна, учитель математики и информатики.Образовательное учреждение: Г...

урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Здесь представлен открытый урок по математике  с презентацией "Сложение и вычитание десятичных дробей"...