Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Качурина Татьяна Александровна

Тема: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Цель урока:  повторить, закрепить и проверить знания учащихся по данной теме

 Задачи урока:

  • закрепить алгоритмы сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел; отработать их при решении примеров, уравнений, задач;  

·          развивать внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность;

·         воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе, умению внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников.

 Тип урока: урок рефлексии

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки

Скачать:


Предварительный просмотр:

13.03.2013

Тема: Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Цель урока:  повторить, закрепить и проверить знания учащихся по данной теме

 Задачи урока:

  • закрепить алгоритмы сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел; отработать их при решении примеров, уравнений, задач;  
  •  развивать внимание, память, речь, логическое мышление, самостоятельность;
  • воспитывать чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе, умению внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников.

 Тип урока: урок рефлексии

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки

План и ход урока

I.Организационный момент.

Я рада видеть вас на уроке. Проверьте всё ли у вас готово к уроку, всё ли в порядке. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям. Передайте частичку своего хорошего настроения другому.

II. Самоопределение к деятельности.

-  Ребята, какую тему мы  с вами изучали  на протяжении последних уроков?

 Тема урока: «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел»

- Как вы считаете, мы готовы к выполнению контрольной работы или нам нужно ещё повторить и отработать какие-то правили, задания?

Цель урока:

Повторить, закрепить знания по данной теме, подготовиться к контрольной работе.

- Я предлагаю вам свой план работы на уроке, какие у вас есть предложения?

III. Актуализация знаний

  1. Разделите выражения на группы:

-20 +60;

 3,5 –(-2,9);

 -11,3 +4,7;

 -18 +18;

 -4,9 +(-2,9);

 -5,5 -3,5;

  15- 37;

-1,6 + (-1,4);

 -369 +(-31).

Объясните, по какому признаку вы это сделали?

  1. Повторяем правила
  • Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел.

  • Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками.

  • Сформулируйте правило вычитания чисел.

  1. Вычислите устно

  1. Как найти длину отрезка АВ на координатной прямой?

        Назовите координаты точек А(   )  и В (  ),

Найдите длину отрезка АВ =

Сколько целых чисел расположено между А и В ?

Индивидуальная работа около доски

     IV. Применение правил на практике.

         Открываем тетради записываем число, классная работа и тему урока.

  1. Решите уравнения

1 ряд:  6,5 – х = 8, 3                    2 ряд: -3           3 ряд: -4, 2 – х = 1,3  

Знайка, как самый образованный и любознательный, часто рассказывал своим друзьям о чём-то новом и интересном. Однажды он рассказал об одном известном математике. Его имя вы узнаете, если правильно выполните следующее задание.

  1. Кто быстрее?  Найдите значения выражений:

  1. 27, 3 – (-2,6) =

  1. -3,3 -     + (-3,4) =  

  1. -13 -      - ( -11,2) =

  1. (    +    )  -    =        

Рене Декарт – французский математик, физик и философ. Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую.

        V. Физкультминутка

Вы хорошо справились с заданиями, поэтому Незнайка  приглашает Вас в свой Солнечный цветочный город. Утро здесь начинается с зарядки. Давайте и мы с вами проведём физкультминутку.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше –выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь.

Встали. Сели. Спинки выпрямите.

Продолжаем.

VI.   Решите задачу.

В течение недели температура воздуха изменялась соответственно на 3,2°;   -4,1°; - 0,8°; 2,4°; -1,9°; 0,2°; -1,5°. Найдите температуру в начале недели, если к концу недели она составила 8°.

VII.         Самостоятельная работа.

Проверка умения применять правила на практике. Самопроверка.

Вариант 1.

  1. Вычислите:
  1. -1,3 +0,8
  2. -2,5 – 6,7

3)  -6,8 - ( -6,6)

4) -1 

    2. Решите уравнение: 4,2 ·0,8 – х = 4,2

Вариант 2.

  1. Вычислите:
  1. 3,1-4,9
  2. -2,4 + 8,7
  3. -2,3 – (-2,5)
  4. -3,2 +
  1. Решите уравнение: 2,3 · 0,6 – х = 2,3

VIII. Рефлексия деятельности( итог урока)

IX. Домашнее задание

Домашнее задание

История

Задание

Примеры

              «Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана, и на две книги разделена...» Так была названа громадная книга, написанная в 1709 г. одним из самых образованных людей России XVIII в. Она содержала не только сведения из арифметики, но и основы знаний по алгебре, геометрии, астрономии, метеорологии. Эту книгу можно назвать энциклопедией математических знаний того времени. Автор этой книги родился в 1669 г., а умер в 1739 г.  Кто был автором первого русского учебника арифметики?

1)Ломоносов;

2)Радищев;

3)Магницкий.

Вы узнаете его имя, если выполните следующее задание:

а) Решите приведённые примеры;

б) Выберете наибольший  и наименьший  результаты;

в) От модуля наименьшего результата отнимите наибольший  результат;

г) Возьмите только целую часть и отнимите от неё число 3- полученное число и будет являться ответом.

а)-0,47 - 0,75 ;  

б) + (-1);  

в) –0,36-0,83;

г) 

д)-5,2+ 4,7;  

е) 0,55 + (-0,84);  

ж)  

з)    

и) ;

к) 2,56+(- 3,13);

л)-4+2

Домашнее задание

История

Задание

Примеры

              «Арифметика, сиречь наука числительная, с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана, и на две книги разделена...» Так была названа громадная книга, написанная в 1709 г. одним из самых образованных людей России XVIII в. Она содержала не только сведения из арифметики, но и основы знаний по алгебре, геометрии, астрономии, метеорологии. Эту книгу можно назвать энциклопедией математических знаний того времени. Автор этой книги родился в 1669 г., а умер в 1739 г.  Кто был автором первого русского учебника арифметики?

1)Ломоносов;

2)Радищев;

3)Магницкий.

Вы узнаете его имя, если выполните следующее задание:

а) Решите приведённые примеры;

б) Выберете наибольший  и наименьший  результаты;

в) От модуля наименьшего результата отнимите наибольший  результат;

г) Возьмите только целую часть и отнимите от неё число 3- полученное число и будет являться ответом.

а)-0,47 - 0,75 ;  

б) + (-1);  

в) –0,36-0,83;

г) 

д)-5,2+ 4,7;  

е) 0,55 + (-0,84);  

ж)  

з)    

и) ;

к) 2,56+(- 3,13);

л)-4+2



Предварительный просмотр:

Лист самоконтроля учени ___ 6 Б класса _________________________________

План урока

1)Я знаю, я понимаю, я могу, я умею  ставим    «+»

2) Понял, но не всё ставим     « ±»

3) SOS. Не понял, мне нужна помощь  ставим     « - »

Повторяем правила

Устный счёт

Координатная прямая

Уравнения

  1. 6,5 – х = 8, 3  
  2. -3       
  3. -4,2 – х = 1,3      

-4 

Найти значение числового выражения

  1. 27, 3 – (-2,6) =

  1. -3,3 -     + (-3,4) =  

  1. -13 -      - ( -11,2) =

  1. (    +    )  -    =        

Задача

В течение недели температура воздуха изменялась соответственно на 3,2°;   -4,1°; - 0,8°; 2,4°; -1,9°; 0,2°; -1,5°. Найдите температуру в начале недели, если к концу недели она составила 8°.

Самостоятельная работа

Оцените себя:

«5» - все задания решены правильно

«4» -  четыре правильных ответа

«3» - три правильных ответа

Дополнительное задание

 

Отметьте темы, вызывающие затруднения

  1. Координатная прямаяC:\Users\Vito\Pictures\1233782525_14.jpgC:\Users\Vito\Pictures\1233782491_13.jpg
  2. Сложение отрицательных чисел
  3. Сложение чисел с разными знаками
  4. Вычитание
  5. Уравнения
  6. Задача


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни» Японская пословица Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

Слайд 2

1) -20 +60 2) 3,5 – (- 2,9) 3) -11,3 +4,7 4) -18 +18 5) - 4,9 +(- 2,9) 6) - 5,5 -3,5 7) 15- 37 8) - 1,6 + (- 1,4) 9) - 369 +(- 31) Разделите выражения на группы

Слайд 3

27,3 – (-2,6) = - 3,3 - + (-3,4) = -13 - - 35, 3 = ( + ) - = 5 Найдите значение выражения

Слайд 4

Рене Декарт ( 1596 – 1656) 0 1 - 1 A В



Предварительный просмотр:

Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода

 Основные цели

  1. Формирование способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма рефлексивного мышления.
  2. Повторение и закрепление учебного материала.

Структура урока

1.  Самоопределение к деятельности.  Учитель формулирует цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. При этом включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых уроков.

        2.  Актуализация знаний.

1)Организуется повторение используемых способов действий (норм) — понятий, алгоритмов (правил), свойств — с фиксацией соответствующих эталонов.

2)   Проводится самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности), которая завершается самопроверкой учащимися по готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок.

3.  Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи).
Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения.  Учащиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

        4.  Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания).  Пошагово применяя эталоны, соответствующие зафиксированным способам действий (нормам), учащиеся выявляют, в чем именно заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют их на основе правильного применения эталонов.

         5.  Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления).  Обсуждаются типовые ошибки и проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение.

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.  Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.

7.  Включение в систему знаний и повторение.  При положительном результате деятельности на предыдущем этапе учащиеся выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном — учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с консультантом).

8.  Рефлексия деятельности (итог урока).  Учащиеся анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызвавшие затруднение, оценивают свою деятельность на уроке. В завершение учащиеся фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.

Алгоритм конструирования урока рефлексии

 

  1. Анализ типичных ошибок и затруднений по изучаемой теме.
  2. Составление списка способов действий (норм) — понятий, алгоритмов свойств, которые требуют тренинга и коррекции ошибок.
  3. Подбор заданий самостоятельной работы на этапе актуализации знаний на применение зафиксированных способов действий (норм).
  4. Проектирование способа повторения с учащимися выбранных норм и ихфиксации, а также способа предъявления соответствующих эталонов.
  5. Конструирование диалога по постановке учебной задачи.
  6. Проектирование деятельности учащихся, не допустивших ошибок (подбор заданий, планирование способов их предъявления и проверки, включение в консультационную деятельность и пр.).
  7. Конструирование диалога по построению проекта выхода из затруднения.
  8. Подбор заданий для самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,
  9. Подготовка образцов выполнения самостоятельных работ.
  10. Составление списка норм для этапа повторения, выбор соответствующих заданий  и форм работы.
  11. Проектирование способа коррекции ошибок на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  12. Определение способа проведения этапа рефлексии.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел(презентация к уроку)

Материал  презентации хорошо подойдет при обобщении знаний учащихся по данной теме. В нее включены тренировочные упражнения, дающие возможность применить свои знания и умения при решении различны...

Разработка урока по теме: " Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" и презентация к уроку.

«Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».Урок для учащихся шестого класса. Урок-турнир. Эта форма проведения урока предполагает сочетание групповой и индивидуальной работы на у...

Презентация для интерактивной доски "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс

Презентация для интерактивной доски "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" 6 класс.Задания для обучения и развития учащихся. Данный материал может быть использован для уроков закре...

Урок с применением ЦОР по математике по теме: "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Урок- обобщение с применением ЦОР содержит:Конспект урокаПрезентацию к урокуЦОР...

Конспект нестандартного урока по математике для 6 класса на тему: «Сложение и вычитание Положительных и отрицательных чисел».

Конспект нестандартного урока по математике  для 6 класса на тему: «Сложение и вычитаниеПоложительных и отрицательных чисел»....

Конспект урока "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Урок закрепления изучаемого материала. На уроке используется ИКТ, элементы здоровьесберегающей технологии. На уроке ислоьзуются различные формы организации деятельности обучающихся - работа в паре с с...

Презентация по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел".

Данная презентация составлена для применения на уроках математики в 6 классе  общеобразовательной школы по теме  "Сложение и  вычитание ...