«Решение квадратных неравенств с параметром»
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (8 класс) на тему

Буреева Людмила Алексеевна

Обучение умению решать уравнения с параметрами  различными способам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_kvadratnykh_neravenstv_s_parametrom.docx119.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Решение квадратных неравенств с параметром»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ФИО (полностью)

Буреева Людмила Алексеевна

Место работы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №10 г. Жигулевска

Должность

Учитель математики

Предмет

Алгебра

Класс

9-11

  1. Цель  : Обучение умению решать уравнения с параметрами  различными способам.

7. Задачи:

- обучающие: анализировать и осмысливать текст задачи, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, переформулировать условие, строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективного способа решения задач, постановка и формулирование проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование, смысловое чтение;

  1. -развивающие: целеполагание, планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, саморегуляция, через решение задач, развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, интеллектуальные качества: способность к “видению” проблемы, оценочным действиям, самостоятельности, гибкости мышления.;

-воспитательные: смыслообразование, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность.


Формируемые  УУД в рамках ФГОС при решении задач с параметрами:

Этапы решения задач

Формируемые УУД

Анализ условия (введение буквенных обозначений)

  • целеполагание;
  • выделение существенной информации;
  • формулирование задачи и прогнозирование способов решения;
  • абстрагирование;
  • аналогия;
  • классификация(типологизация);
  • знакосимволические действия.

Схематическая запись условия задачи в виде таблицы, схемы, графа с введенными буквенными обозначениями

  • планирование;
  • систематизация;
  • знакосимволические действия;
  • моделирование.

Составление модели (поиск аналога, привлечение из математики или физики известного закона)

  • создание способа решения залачи;
  • корректировка условия;
  • моделирование в графическом виде.

Решение уравнения, системы и т.д. (поиск неизвестного)

  • анализ и выявление существенной информации;
  • выведение следствий;
  • построение цепи рассуждений;
  • выдвижение и проверка гипотез;
  • преобразование модели.

Интерпретация модели (проверка и оценка решений, корней)

  • анализ;
  • выведение следствий;
  • конкретизация;
  • знакосимволическое действие (интерпретация).

Исследование (обобщение задачи или способа её решения для видоизмененных условий, другие подходы к решению)

  • анализ;
  • синтез;
  • поиск аналогов;
  • построение цепи рассуждений;
  • умение сжато передать содержание;
  • умение применять схемы, символы, модели;
  • создание способов решения проблем поискового, творческого характера.

Рефлексия

  • смыслообразование;
  • планирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;
  • волевая саморегуляция;
  • готовность к саморазвитию, к самообразованию;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения;
  • ставить и формулировать для себя новые задачи;
  • развивать мотивы и интересы своей образовательной деятельности.

Структура решений квадратных неравенств

  при разных значениях a,b,c.

 

реш:

реш:

реш:

реш:

реш:

реш: 

реш:

реш:

реш:

реш:

 

Аналогично определяется множество решений, если  a<0


Базовые задачи.

Первый тип – это задачи в которых требуется найти  значения параметра, при котором данное неравенство:1) выполняется при любом значении x; 2) выполняется ровно для одного значения x; 3) не выполняется ни для одного значения x. Решение этих задач основывается на исследовании знака дискриминанта и знака старшего коэффициента при x2.

Задача 1. При каких значениях параметра а неравенство

  выполняется при всех значениях х.

Решение: а=1, ветви параболы, направлены вверх. В зависимости от знака дискриминанта возможны три варианта:

не подходит, т.к. при x значение у<0

не подходит т.к. при х= хв  у=0

подходит, т. к. при всех х, у>0

Ответ: 

Задача 2

При каких значениях параметра а неравенство   не выполняется ни для одного значения  х.

Решение:

не подходит, т.к. при   выполняется  y>0

не подходит т.к. при x у>0

не подходит, т. к. при всех х, у>0

Ответ: таких   нет

Задача 3. При каких р неравенство  

а)выполняется при всех х; б) не выполняется ни для одного значения х; в)выполняется ровно для одного значения х


Решение:

а)

подходит

<0, D>0

не подходит, т.к. выполняется ни при всех х

0

, то

не подходит, т.к. выполняется ни при всех х

<0, D<0

не подходит т.к. при всех х, у<0

<0, D=0

не подходит т.к. при всех х, у≤0

Ответ:

а)

б)

в) p=-2

Второй тип – это задачи, в которых задано некоторое множество М, отличное от  R  и необходимо найти значение параметров, при которых данное квадратное неравенство выполняется на множестве М. Основной подход к их решению – нахождение нужного расположения корней квадратного трехчлена относительно множества М, а затем описать найденное расположение корней в виде  неравенств. Решение этих неравенств позволяет найти требуемые значения параметров.

Задача 4. При каких значениях параметра а неравенство

   выполняется при всех значениях х<2.

Решение:

y>0 при всех х,  т.е. при х<2

D<0

не подходит, т.к. на ,  y≤0

не подходит

не подходит

не подходит

Ответ:

Задача 5

При каких значениях параметра а неравенство

   выполняется при всех значениях х≥5.

Решение:

Ответ:

Задача 6

При каких значениях параметра а неравенство

   выполняется при всех значениях 1<х≤4.

Решение:

Ответ: .

Модифицированные задачи

Задача1

При каких значениях параметра m неравенство

   выполняется при всех значениях 1<х<2?

Ответ:

Задача 2

При каких значениях параметра а неравенство

   выполняется при всех значениях х.

Ответ:

Задача 3

При каких значениях параметра а неравенство

   выполняется при всех значениях х?.

Ответ:

Нестандартные задачи

Задача 1

При каких значениях параметра а неравенство

выполняется при всех x

Ответ: a

Задача 2

При каких значениях параметра p выполняется

  

для любого x

Ответ: [-7,5;+∞]

Задача 3

При  каких m неравенство выполняется для всех x

Ответ: [-6; 4]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс !Урок математики в 10 классе по теме «Решение квадратных уравнений с параметром»

Мастер-класс на региональном семинаре учителей математики  (февраль 2012 г.) «Развитие ключевых образовательных компетенций на примере урока математики в 10 классе по теме «Решение ква...

Решение квадратных уравнений с параметром в 9 классе

В работе рассмотрены примеры решения квадратных уравнений с параметрами по материалам ЕГЭ прошлых лет....

Конспект урока «Квадратные неравенства с параметром» (9 класс)

Тема урока «Квадратные неравенства с параметром» (9 класс)Цели урока:- обобщить материал по данной теме и применить его для выполнения заданий более высокого уровня сложности;- развивать память, мышле...

решение квадратных неравенств с параметром

Презентация Решение квадратных неравенств с параметром...

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"

План конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение квадратных уравнений содержащих параметры, решение нестандартных задач"...

Конспект урока по алгебре в 9 классе. Тема: Решение квадратных неравенств. Задания, сводящиеся к решению квадратных неравенств

             1. Образовательная: формирование навыков решения квадратных неравенств на основе свойств квадратичной функции....