Нестандартные приемы и методы решения задач, уравнений, неравенств и систем
материал для подготовки к егэ (гиа) по алгебре (11 класс) на тему

Кириллова Марина Николаевна
Научить детей видеть красоту математики, развивать и формировать интерес к ней — одна из важнейших задач математики. Именно стойкий и познавательный интерес является одним из инструментов, который стимулирует учащихся к более глубокому усвоению предмета, развивает их способности. В ходе решения математических задач, в особенности нестандартных, можно сформировать у учащихся элементы творческого мышления. Применение нестандартных методов требует от учащихся глубокого знания теоретического материала школьного курса математики с тем, чтобы они могли определить, как легче и быстрее ответить на поставленный вопрос. Метод неопределенных коэффициентов, функциональный метод, основанный на использовании свойств функций (четность, нечетность, периодичность, ограниченность), метод координат, умение свести задачу к конкретной геометрической модели помогут учащимся успешнее справляться с поставленными задачами. Встречаются задачи, которые с помощью традиционных алгоритмов решить затруднительно, и тогда на помощь приходят те самые нестандартные приемы и методы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nestandartnye_priemy.doc325 КБ

Предварительный просмотр:

«Нестандартные приемы и методы решения задач, уравнений, неравенств и систем»

Кириллова Марина Николаевна,

учитель математики и информатики

ОШ І-ІІІ ступеней №23

Симферопольского городского совета.

Научить детей видеть красоту математики, развивать и формировать интерес к ней — одна из важнейших задач математики. Именно стойкий и познавательный интерес является одним из инструментов, который стимулирует учащихся к более глубокому усвоению предмета, развивает их способности. В ходе решения математических задач, в особенности нестандартных, можно сформировать у учащихся элементы творческого мышления.

Применение нестандартных методов требует от учащихся глубокого знания теоретического материала школьного курса математики с тем, чтобы они могли определить, как легче и быстрее ответить на поставленный вопрос.

Метод неопределенных коэффициентов, функциональный метод, основанный на использовании свойств функций (четность, нечетность, периодичность, ограниченность), метод координат, умение свести задачу к конкретной геометрической модели помогут учащимся успешнее справляться с поставленными задачами.

Встречаются задачи, которые с помощью традиционных алгоритмов решить затруднительно, и тогда на помощь приходят те самые нестандартные приемы и методы. Рассмотрим несколько примеров.

  1. Использование свойств модуля.

Решить уравнение: .

Решение. 

, откуда .

Ответ. 

  1. Использование оценки значений выражений.

а) Решить неравенство:

Решение. ;    ;   ;

                .

                Тогда .

Значит, получаем уравнение , что возможно, если         

Ответ. .

б) При каких значениях параметра а, корень уравнения   принадлежит промежутку (1,5; 2) ?

Решение. . Т. к. , то . . Откуда получаем      .    Т.к.  1,5, то  . Откуда  n=4   и , т.е. , .

Ответ. .

  1.  Использование производной функции, определения касательной к графику функции.

При каком наибольшем отрицательном значении параметра а уравнение  имеет единственный корень?

Решение. .

   и .

Параллели 1, 2, 3, 4 – прямые вида  .

Условию задачи соответствует прямая 3, которая является касательной к графику функции  в точке .

Найдем уравнение этой касательной  .

.    ,  ;  ;    ,   ;  значит, , ,  т.е.

Ответ. -1,625.

  1. Использование геометрической модели при решении алгебраических задач.

а) Найти наименьшее значение выражения: .

Решение. .

Рассмотрим точки А(1;0),  В(0;1),  М(х;у) .

Тогда .

АМ+ВМ будет принимать минимальное значение, если М принадлежит отрезку АВ. Т.е. АВ и будет наименьшим значением  .

Ответ. .

б)  Решить уравнение: .

Решение. Легко убедится, что . Тогда рассмотрим такую модель:

Если D принадлежит АВ , то  принимает минимальное значение равное АВ. .

,

,

.

Получаем уравнение . Откуда .

Ответ. .

  1. Применение теоремы Виета к уравнениям высших степеней.

При каких значениях параметра а равнение имеет три корня, образующих геометрическую прогрессию?

Решение. Пусть  - корни данного уравнения, образующие геометрическую прогрессию. Тогда по теореме Виета     Из первых двух уравнений , а из третьего уравнения .

Откуда

Ответ. 14.

  1. Применение понятия монотонности функции и теорем о корне.

а)  Решить уравнение: .

Решение. Рассмотрим функцию

                                           

                                            .

 при любых значениях х. Значит, функция  возрастает на множестве R.

- корень уравнения.

На основании теоремы о корне, других корней нет.

Ответ. .

б)  Решить систему уравнений 

Решение. Перепишем первое уравнение системы в виде

Рассмотрим функцию   Тогда уравнение можно записать в виде . Т. к. функция  возрастающая, то х=у. Получаем  систему  

(2; 2) – решение системы.

Ответ. (2; 2).

Уже на этих примерах можно убедиться, что знания нестандартных приемов и методов помогают намного быстрее дать ответ на поставленный вопрос задачи. А значит, и помогут в сдаче ЕГЭ по математике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 6. АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА. КВАДРАТНЫЕ НЕРАВЕНСТВА. РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА ВЫСШИХ СТЕПЕНЕЙ. ДРОБНО-РАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...

Темы 10,11. ПОКАЗАТЕЛЬНО-СТЕПЕННЫЕ УРАВНЕНИЯ.ПОКАЗАТЕЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА.Теория. Ключевые методы решения задач. Упражнения.

Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также  абитуриентов к вступительным э...

План урока по теме "Решение тригонометрических уравнений, неравенств, систем уравнений".

Подбор разноуровневых тематических заданий для организации самостоятельной работы учащихся 10 классов....

Рабочая программа элективного курса "Алгебра плюс: полиномиальные алгебраические уравнения. Нестандартные способы решения тригонометрических уравнений, неравенств, систем"

Программа состалена на основе авторской программы элективного курса "Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики"....

Развитие приемов и методов решения учащимися 5-6 классов нестандартных текстовых задач.

      Общепризнанно, что решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений, навыков; ведущей формой учебной деят...

Урок-лекция по алгебре и началам анализа "Решение тригонометрических уравнений, неравенств и систем уравнений"

В данной лекции подробно указаны все способы решения тригонометрических уравнений, неравенств и систем уравнений....

Конспект урока для 11 класса по теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"

Конспект урока для 11 класса пр теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"...