Развитие приемов и методов решения учащимися 5-6 классов нестандартных текстовых задач.
методическая разработка по математике (5, 6 класс) по теме

Багаутдинова Флюра Асхатовна

        Общепризнанно, что решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений, навыков; ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения математики; одним из факторов их математического и личностного развития. Олимпиадная задача по математике – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. Нестандартные задачи - это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_5-6_kl.docx95.1 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие приемов и методов решения учащимися 5-6 классов нестандартных текстовых задач

Выполнила:

Багаутдинова Флюра

Асхатовна

учитель математики

ГБОУ СОШ с.Камышла

г. Самара 2016

Пояснительная записка     

        Общепризнанно, что решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений, навыков; ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения математики; одним из факторов их математического и личностного развития. Эффективное использование задач в процессе обучения в значительной мере определяет не только качество обучения математике, но и их воспитание, развитие индивидуальных сущностных качеств и степень их практической подготовленности к деятельности в различных сферах экономики, политики, науки, искусства.

        Анализ  результатов различных мониторингов и олимпиад  говорит о том, что решаемость задания, содержащего текстовую задачу, составляет в среднем около 30%. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеют техникой решения текстовых задач и не умеют  увидеть типовые задания, которые были отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого традиционного раздела элементарной математики.

       Олимпиадная задача по математике – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. При решении олимпиадных задач развивается творческое и логическое мышление, формируются способности нестандартно мыслить, проявляется самостоятельность, умение применять и использовать полученные знания в решении прикладных и практических задач. К сожалению, на уроках часто не хватает времени на решение и разбор таких задач.

Какая задача по математике может называться нестандартной? Хорошее определение приведено в книге « Как научиться решать задачи» авторов Л.М. Фридмана, Е.Н. Турецкого. Нестандартные задачи - это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения

Нестандартная задача в отличие от традиционной не может быть непосредственно в той форме, в которой она предъявлена, решена по какому-либо алгоритму. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамками одного решения. Необходим поиск решения, что требует творческой работы логического мышления и способствующий его развитию. Такая задача может быть очень простой, но с необычным содержанием, что требует при её решении напряжения ума и работы операций логического мышления.

При решении нестандартных задач развиваются воображения и фантазия, память и внимание, гибкость мышления, ум ребенка становится острее, формируются умения наблюдать, анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Рассуждения учащихся становятся - последовательными, доказательными, логичными, а речь - четкой, убедительной и аргументированной.

 Умение решать задачи – критерий успешности в учебе. Очень важно показать, как обычную жизненную ситуацию можно описать математической моделью.

Нестандартные задачи делятся на 2 категории:

I категория. Задачи, примыкающие к школьному курсу математики, но повышенной трудности - типа задач математических олимпиад.

II категория. Задачи типа математических развлечений.

Первая категория нестандартных задач предназначается в основном для школьников с определившимся интересом к математике; тематически эти задачи обычно связаны с тем или иным определённым разделом школьной программы. Относящиеся сюда упражнения углубляют учебный материал, дополняют и обобщают отдельные положения школьного курса, расширяют математический кругозор, развивают навыки в решении трудных задач.

Вторая категория нестандартных задач прямого отношения к школьной программе не имеет и, как правило, не предполагает большой математической подготовки. Это не значит, однако, что во вторую категорию задач входят только лёгкие упражнения. Здесь есть задачи с очень трудным решением

Материалы разработки могут быть использованы как в рамках урока (5 – 7 класс), так и на занятиях математического кружка или факультатива.

Цель работы: развитие у учащихся 5-6 классов практических навыков решения нестандартных текстовых  задач

Преподавание данного   курса   направлено  на достижение  следующей цели:  формирование умения применять знания в нестандартной ситуации на примере текстовых задач.

Исходя из цели, курс  решает следующие задачи:

  •    определить уровень  способностей  учащихся  и уровень их готовности к решению олимпиадных задач и к профильному обучению в школе, ВУЗе;
  •    систематизировать ранее полученные знания по решению текстовых задач;
  •    познакомить учащихся с ближайшим развитием методов решения текстовых задач и их разнообразием;
  •    научить применять разные методы  и приемы при решении текстовых задач.

Для успешного решения олимпиадных задач  необходимы следующие факторы:

  •   объем фактических знаний;
  •   развитые воображение, фантазия, интуиция;
  •   опыт самостоятельных решений;
  •   навыки владения основными мыслительными операциям

   ( анализ, синтез, сравнение, сопоставление, аналогия и т.д.);

  • постоянное совершенствование логических навыков.

Стандартная схема решения текстовых задач такова:

  •    анализ условия, введение буквенных обозначений;
  •    схематическая запись условия в виде таблицы, схемы;
  •    составление модели (уравнения, неравенства, системы);
  • решение уравнения (неравенства, системы);
  • проверка корней (все ли имеют смысл в контексте условия задачи);
  • исследование, обобщения задачи или способа решения на видоизмененные условия.

Опыт показывает, что первые три пункта вызывают у учащихся наибольшие затруднения.  Для решения этой проблемы рассматриваются базовые задачи.

Ожидаемые результаты

После изучения курса учащиеся должны:

  • выбирать эффективные методы решения той или иной задачи;
  • уметь  применять  полученные  математические знания при решении задач;
  • уметь применять  дополнительную информацию для решения конкретных  текстовых задач.

Приложения

1.Из двух пунктов  А и В, находящихся друг от друга на расстоянии 120км, по прямолинейным дорогам, сходящимся в пункте С под углом 60°, одновременно выехали в С соответственно со скоростями 40км/ч и 60км/ч автобус и грузовик. Автобус прибыл в С на 1 час раньше грузовика. За какое время автобус проехал путь ВС?

2.Из бака, наполненного спиртом, вылили часть спирта и дополнили водой. Потом из бака вылили столько же литров смеси. После этого в баке осталось 49 литров чистого спирта. Сколько литров спирта вылили в первый раз и сколько во второй, если вместимость бака 64 литра?

3. Ваня, Миша, Алик и Вадим ловили рыбу. Оказалось, что количество рыб, пойманных каждым из них, образуют в указанном порядке арифметическую прогрессию. Если бы Алик поймал столько же  рыб, сколько Вадим, а Вадим поймал бы на 12 рыб больше, то количество рыб, пойманных юношами, образовывали бы в том же порядке геометрическую прогрессию. Сколько рыб поймал Миша?

4.В классе 38 человек. Из них 16 играют в баскетбол, 17 - в хоккей, 18 - в футбол. Увлекаются двумя видами спорта - баскетболом и хоккеем - четверо, баскетболом и футболом - трое, футболом и хоккеем - пятеро. Трое не увлекаются ни баскетболом, ни хоккеем, ни футболом.

Сколько ребят увлекаются одновременно тремя видами спорта?

Сколько ребят увлекается лишь одним из этих видов спорта?

Решение.


Воспользуемся кругами Эйлера.
http://gigabaza.ru/images/43/85112/5d09eb6a.jpg

Пусть большой круг изображает всех учащихся класса,

а три меньших круга Б, Х и Ф изображают соответственно баскетболистов, хоккеистов и футболистов.

Тогда фигура Z, общая часть кругов Б, Х и Ф, изображает ребят, увлекающихся тремя видами спорта.

Из рассмотрения кругов Эйлера видно, что одним лишь видом спорта -

баскетболом занимаются

16 - (4 + z + 3) = 9 - z;

одним лишь хоккеем

17 - (4 + z + 5) = 8 - z;

одним лишь футболом

18 - (3 + z + 5) = 10 - z.

Составляем уравнение, пользуясь тем, что класс разбился на отдельные группы ребят; количества ребят в каждой группе обведены на рисунке рамочкам:

3 + (9 - z) + (8 - z) + (10 - z) + 4 + 3 + 5 + z = 38,

z = 2.

Таким образом, двое ребят увлекаются всеми тремя видами спорта.

Складывая числа 9 - z, 8 - z и 10 - z, где z = 2, найдем количество ребят, увлекающихся лишь одним видом спорта: 21 человек.

Ответ.

Двое ребят увлекаются всеми тремя видами спорта человека.

Увлекающихся лишь одним видом спорта: 21 человек.

 Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие. Иногда с помощью арифметических действий решить задачу легче.

"Обитаемый остров" и "Стиляги"

5. Некоторые ребята из нашего класса любят ходить в кино. Известно, что 15 ребят смотрели фильм «Обитаемый остров», 11 человек – фильм «Стиляги», из них 6 смотрели и «Обитаемый остров», и «Стиляги». Сколько человек смотрели только фильм «Стиляги»?

Решение

Чертим два множества таким образом:

http://gigabaza.ru/images/43/85112/7e71df55.png

6 человек, которые смотрели фильмы «Обитаемый остров» и «Стиляги», помещаем в пересечение множеств.

15 – 6 = 9 – человек, которые смотрели только «Обитаемый остров».

11 – 6 = 5 – человек, которые смотрели только «Стиляги».

Получаем:

http://gigabaza.ru/images/43/85112/6623181.png

Ответ. 5 человек смотрели только «Стиляги».

Задача №6. -Для одной лошади и двух коров выдают ежедневно 34 кг сена, а для двух лошадей и одной коровы -35 кг сена. Сколько сена выдают одной лошади и сколько одной корове?

Запишем краткое условие задачи:

 1 лошади и 2 коров -34кг.

 2 лошадей и 1 коров -35кг.

Можно ли узнать, сколько сена потребуется для 3 лошадей и 3 коров?

 (для 3 лошадей и 3 коров – 34+35=69 кг)

 Можно ли узнать, сколько сена потребуется для одной лошади и одной коровы? (69 : 3 – 23кг)

Сколько сена потребуется для одной лошади? (35-23=12кг)

 Сколько сена потребуется для одной коровы? (23 -13 =11кг)

 Ответ: 12кг и 11 кг

7.Семья состоит из мужа, жены и их дочери студентки. Если бы зарплата мужа увеличилась вдвое, общий доход семьи вырос бы на 67%. Если бы стипендия дочери уменьшилась втрое, общий доход семьи сократился бы на 4%. Сколько процентов от общего дохода семьи составляет зарплата жены?
Решение.

Если бы зарплата мужа увеличилась вдвое, общий доход семьи вырос бы на 67%, то есть зарплата мужа составляет 67% дохода семьи. Если бы стипендия дочери уменьшилась втрое, общий доход семьи сократился бы на 4%, то есть 2/3 стипендии составляют 4% дохода семьи, а вся стипендия дочери составляет 6% дохода семьи. Таким образом, доход жены составляет 100% − 67% − 6% = 27% дохода семьи.

Ответ: 27.

8. Банк начисляет 5% годового дохода. Первоначальный вклад равнялся 10 000 р. После начисления годового дохода вклад можно дополнить некоторой суммой. Найдите ее величину, если общий вклад через 2 года должен равняться 21 000 р.

Решение: Через один год вклад увеличится на 5% от 10 000 р., т. е. на 500 р. Поэтому после первого года вклад будет равен 10 500 р. Пусть S - дополнительный взнос. Тогда в начале второго года хранения вклад будет равен 10 500 + S рублей. После второго года он увеличится на 5% от этой суммы, т. е. на 0,05(10 500 + S) =525 + 0,05S рублей. Поэтому после второго года вклад будет равен (10 500 + S) +(525 + 0,05S) рублей. По условию этот вклад равен 21 000 р. Значит,

10 500 + S + (525 + 0,05S) = 21 000,

1, 05S = 9975,

S = 9500.

Ответ: 9500

Задачи на концентрацию смеси и сплавы

9. Имеются два слитка сплава золота с медью. Первый слиток содержит 230 г золота и 20 г меди, а второй слиток – 240 г золота и 60 г меди. От каждого слитка взяли по куску, сплавили их и получили 300 г сплава, в котором оказалось 84% золота. Определить массу (в граммах) куска, взятого от первого слитка.

Решение: Определим процентное содержание золота в обоих слитках.

1) 230 + 20 = 250 (г) – масса 1-го слитка, 230/250=0,92 (92%)процентное содержание золота в 1-м слитке.

2) 240 + 60 = 300 (г) – масса 2-го слитка, 240/300=0,8 (80%) – процентное содержание золота во 2-м слитке. Пусть х масса куска, взятого от 1-го слитка, (300 - х) – масса куска, взятого от 2-го слитка, получим уравнение 0,92х + 0,8 (300 - х) = 0,84*300, откуда х=100.

Ответ: 100 г.

10. Первый сплав серебра и меди содержит 70 г меди, а второй сплав – 210 г серебра и 90 г меди. Взяли 225 г первого сплава и кусок второго сплава, сплавили их и получили 300 г сплава, который содержит 82% серебра. Сколько граммов серебра содержалось в первом сплаве?

Решение:

Пусть х г серебра содержится в 1-м сплаве, тогда 70 / (х + 70) – какую часть 1-го сплава составляет медь, 90 / (210 + 90) – такую часть составляет медь во 2-м сплаве, кусок второго сплава 300 – 225 = 75 г, тогда получаем уравнение.

225 * (70 / (х + 70)) + 75 * (90 / 300) = (1 - 0,82) * 300, откуда х=430 г

Ответ: 430 г.

11. При смешивании 5%-ного раствора кислоты с 40%-ным раствором кислоты получили 140г  30%-ного раствора. Сколько граммов каждого раствора было для этого взято?

1 способ решения: Решение (с помощью системы уравнений):

       Проследим за содержанием кислоты в растворах. Возьмем для смешивания  х г  5%-ного раствора кислоты (или 0,05х г) и у г  40%-ного раствора (или 0,4у г). Так как в 140 г нового раствора кислоты стало содержаться 30%, т.е.  0,38140 г , то получаем следующее уравнение  0,05х  +  0,4у = 0,3∙140. Кроме того х + у = 140. Таким образом, приходим к следующей системе уравнений:

0,05х + 0,4у = 0,3 ∙140,

 х + у =140

Из этой системы находим  х = 40, у = 100. Итак, 5%-ного раствора кислоты следует взять 40г, а 40% - ного раствора следует взять 100г.

Ответ: 40г , 100г.

2 способ (старинный способ) решения.

       Друг под другом пишутся содержания кислот имеющихся растворов, слева от них и примерно посередине  -  содержание кислоты в растворе, который должен получиться после смешивания. Соединив написанные числа черточками, получим такую схему:

Рассмотрим пары 30 и 5; 30 и 40.В каждой паре из большего числа вычтем меньшее, и  результат запишем в конце соответствующей черточки. Получится такая схема:

   

25 +10 = 35 (частей всего)

140 : 35 =  4 ( г) -  приходится на 1 часть

4*25 = 100 (г) – 40%-ного раствора

10 * 4 = 40 (г) – 30% - ного раствора

       5% - ного раствора следует взять 10 частей, а 40%-ного  - 25 частей

(140 : 35 = 4 г приходится на одну часть), т. е. для получения 140 г 30%-ного раствора нужно взять 5%-ного раствора 40 граммов, а 40%-ного - 100 граммов.

Ответ: 40 г,  100 г.

12. Имеется серебро 12-й, 11-й и 5-й пробы. Сколько какого серебра надо взять для получения 1кг. серебра 9-й пробы?

Решение: Составим схему два раза: первый раз, взяв  серебро наименьшей и наибольшей пробой, а второй раз  - с наименьшей и средней пробой.                                                      

                                 5                                                                  12-9 = 3                           3+2 =5

            9                      

                           12                  9-5=4                                             4                              

                                                               

                                  5                                               11-9 =2                    

          9  

                      11                        9-5 =4                                  4

                                                                                                  В итоге: 5+4+4=13.

По схеме найденные доли, в которых нужно сплавить серебро наибольшей и средней пробы (4 и 4). Сложив затем доли серебра наименьшей пробы, найденные в первой и во второй раз( 3+2=5), получим долю серебра наименьшей пробы в общем сплаве. Таким образом, надо взять 5/13кг серебра 5 –й пробы, 4/13 кг серебра 12-й пробы и 4/13 кг. серебра 11 пробы.                  

13. В каких пропорциях нужно смешать раствор 50%-й и 70%-й кислоты, чтобы получить раствор 65% - 1 кислоты?

а)   Рассмотрим алгебраический способ решения:

     Пусть х г – масса 50%-й кислоты, y г – масса 70%-й кислоты, 0,5х г – масса чистой кислоты в первом растворе, 0,7у г. – масса чистой кислоты во втором растворе,  (x+y)г – масса смеси, 0,65(x+y)г  - масса чистой кислоты в смеси.  Составим уравнение :

0,5x+0,7y=0,65(x+y)  | : у≠ 0

0,5·  +0,7 =0,65·  +0.65

0,15   = 0,05

 =

 =

х:у=1:3

Получаем соотношение 1:3.

   Ответ: 1:3.

б) Рассмотрим  другой способ решения этой задачи. Он называется арифметическим (или старинным) способом.

Нарисуем схему:

                                                            50                                        5

               65

                                                              70                                         1 5

по которой видно, что для получения 65%-й кислоты нужно взять 50%-й и 70%-й кислоты в отношении 5:15=1:3.

14.   Свежие фрукты содержат 72 % воды, а сухие – 20 % воды. Сколько сухих фруктов получится из 20 кг свежих?

Решение: При решении подобных задач следует определить ту величину, которая не меняется при высыхании (уменьшении влажности). Неизменной в данных процессах остается масса сухого вещества, т. е. продукта, в котором полностью отсутствует вода. Если 20 кг фруктов имеют влажность 72 %, то жидкость составляет 20 × 0,72 = 14,4 кг, а сухое вещество имеет массу 20 – 14,4 = 5,6 кг. Масса сухого вещества не меняется при высыхании, поэтому в сухих фруктах, содержащих 20 % воды, сухое вещество составляет 80 %.  Следовательно, 5,6 кг являются 0,8 частью от общей массы сухих фруктов, а вся масса равняется 5,6/0,8=7 кг.

откуда  5,6кг-80%, хкг-100%  Можно было получить результат, составив пропорцию

5,6X100:80=7

Ответ: из 20 кг свежих фруктов получится 7 кг сухих.

15. В мешке 3 красных и 5 синих шариков. Из мешка достали 4 шарика. Можно ли утверждать, что среди них есть хотя бы 1 красный?

 - Что знаем из условия? (Есть 3 красных и 5 синих шариков. Взяли 4) –

http://refleader.ru/files/0/809df24736154ed0100eb2c6d31f75ef.html_files/1.png

Нарисуем мешок, а в нем шарики. - Составим все возможные варианты, когда из мешка достают 4 шарика.

красные

синие

3

1

2

2

1

3

0

4

 Что заметили? (Что всегда будет хотя бы 1 синий, а вот красных может не быть вообще.) - Как же ответить на вопрос задачи? (Нет.)

Список литературы

  1. Журнал «Математика в школе» «Учимся решать задачи». №36. 2004г.
  2. Журнал «Математика в школе». «Задачи на смеси и сплавы». №17. №11  2004г.
  3.  Бобровская, А.В.  Текстовые задачи курса алгебры средней школы. / А.Б. Бобровская.– 3-е изд., доп. и перераб.– Шадринск: Исеть, 1999.– 64 c: ил.
  4.  Ванцян, А.Г. Эти непростые "простые задачки" / А.Г. Ванцян // Практика образования.– 2007.– № 3.– C. 20-22.
  5.  Демидова, Т.Е. Текстовые задачи и методы их решения [Текст] / Т.Е. Демидова, А.П. Тонких.– М.: изд-во Моск. ун-та, 1999.– 261 с.: ил.
  6. Егеров В.К., Зайцев В.В., и др.; «2500 задач по математике с решениями для поступающих в вузы» Под редакцией Сканави М.И.- изд. «Оникс 21 век», «Мир и образование» 2003 г (100-154 стр)
  7. Корянов А.Г., Надежкина Н.В. Задание В13. Текстовые задачи.. Математика ЕГЭ2014.
  8. Проблемы реализации ФГОС при обучении математике в основной и старшей общеобразовательной школе: монография/ коллектив авторов: Иванюк М.Е., Липилина В.В., Максютин А.А.-  Самара: изд-во ООО «Порто-принт»,2014.
  9. Подготовка к решению олимпиадных задач по математике/
  10. Нестандартные задачи по математике. Алгебра. Учеб.пособие для учащихся 7-11 классов/Галкин Е.В. Челябинск: «Взгляд», 2004.
  11. 800 лучших задач по математике для подготовки к ЕГЭ для 9-11 классов/Балаян Э.Н.Ростов н/Д: Феникс, 2013
  12. Сборник задач по алгебре: Учеб. пособие для 8-9 кл. с угл. изучением математики/Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. М:Просвещение,2003.
  13. Севрюков П.Ф. М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь,2009
  14. Источник: http://refleader.ru/ujgbewjge.html
  15. Источник: http://refleader.ru/ujgbewjge.html

WWW.mathege.ru   Математика ЕГЭ 2013 (откр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Решение нестандартных текстовых задач в 5-6 классах"

Решение нестандартных текстовых задачЯ считаю, что в числе задач, стоящих перед школьным образованием, находится задача развития мыслительной деятельности у учащихся. Какой бы путь не избрал шко...

Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Элективный курс по теме: «РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ»

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Нестандартные приемы и методы решения задач, уравнений, неравенств и систем

Научить детей видеть красоту математики, развивать и формировать интерес к ней — одна из важнейших задач математики. Именно стойкий и познавательный интерес является одним из инструментов, который сти...

Презентация "Приемы и методы решения текстовых задач при подготовке к ОГЭ"

Известно, что решение текстовых задач представляет большие трудности для учащихся. В данной презентации показаны основные типы задач ОГЭ...

Презентация "Приемы и методы решения текстовых задач при подготовке к ОГЭ"

Известно, что решение текстовых задач представляет большие трудности для учащихся. В данной презентации показаны основные типы задач ОГЭ...