Учет стиля познавательной деятельности учащихся класса при организации самостоятельной работы на уроке
опыты и эксперименты по алгебре (6 класс) на тему

Волынкина Ирина Андреевна

Проблема развития мышления в процессе обучения занимает особое место в практической работе учителя. Много опубликовано оригинальных работ о развитии логического мышления и приемов умственной деятельности, о роли анализа и обобщения в ней, формировании ассоциаций, зависимости процесса  формирования умственных действий от способов  или типов ориентировки в заданиях, значении овладения обобщенными способами решения мыслительных операций.

Но вопросы развития мышления школьника, диагностика развития мышления, изменение действий учащихся, овладевших некоторыми мыслительными операциями и приемами, пути формирования у учащихся умения самостоятельно управлять своим мышлением , остаются до конца  нерешенными.

В данном проекте рассказано об эксперименте  формирования, развития и совершенствования общеинтеллектуальных умений, без которых вообще не может быть никакого мышления. Экспериментальная площадка была предоставлена МОУ СОШ №5 им. Ю.А.Гарнаева с УИОП г.о. Жуковский Московской области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

Тема проекта: Учет стиля познавательной деятельности учащихся класса при организации самостоятельной работы на уроке.

Выполнил:

МОУ СОШ №5 им. Ю.А.Гарнаева

г.о. Жуковский Московской области

Волынкина Ирина Андреевна

Жуковский 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

 Введение. Актуальность и значимость проекта для образовательной практики.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,..3

Цель и задачи проекта,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,4

Содержание проекта,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,5

Вывод,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,20

Литература,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 20

Введение.

Актуальность и значимость проекта для образовательной практики.

           Проблема развития мышления в процессе обучения занимает особое место в практической работе учителя. Много опубликовано оригинальных работ о развитии логического мышления и приемов умственной деятельности, о роли анализа и обобщения в ней, формировании ассоциаций, зависимости процесса  формирования умственных действий от способов  или типов ориентировки в заданиях, значении овладения обобщенными способами решения мыслительных операций.

           Но вопросы развития мышления школьника, диагностика развития мышления, изменение действий учащихся, овладевших некоторыми мыслительными операциями и приемами, пути формирования у учащихся умения самостоятельно управлять своим мышлением , остаются до конца  нерешенными.

          В данном проекте рассказано об эксперименте  формирования, развития и совершенствования общеинтеллектуальных умений, без которых вообще не может быть никакого мышления. Экспериментальная площадка была предоставлена МОУ СОШ №5 им. Ю.А.Гарнаева с УИОП г.о. Жуковский Московской области.      

Цель и задачи проекта.

  • Формирование, развитие и совершенствование общеинтеллектуальных умений обучающихся на основе учета стиля познавательной деятельности обучающихся.

  • Сделать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;
  • Эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
  • Индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий;
  • Совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность:
  • Организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся( моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.


Содержание проекта.

«Ученик-это не сосуд,

который надо заполнить,

а факел, который надо зажечь».

Эти слова Платона как нельзя лучше подходят под описание той громадной работы, которую проделывает каждый учитель, чтобы зажечь огонь знаний в душе любого ученика, чтобы сделать каждого ребенка успешным в той или иной области знаний и деятельности.

Большую помощь в этом оказала работа на экспериментальной площадке  на базе МОУ школы №5 им. Ю.А.Гарнаева  по учету стиля познавательной деятельности учащихся при организации самостоятельной работы учащихся на уроке, которая проводилась на протяжении четырех лет с 5-го по 8-й классы.

В течение этого времени у ребят изменялся и развивался свой стиль познавательной деятельности, увеличилось значение межличностного общения между учащимися, повысился (у некоторых понизился) интерес к самому процессу обучения, изменилась мотивация, скорость мышления, самостоятельность.

В рамках проекта были реализованы технологии индивидуализации познавательной деятельности: педагогическая рефлексия, тесты диагностики стилей познавательной деятельности, тесты ШТУР, разработка рекомендаций для   каждой группы учеников и индивидуальные рекомендации.

Были составлены карты стилей познавательной деятельности, на которых хорошо видно, как за 4 года менялся стиль мышления, расширялись каналы поступления информации, способы действия. Если в 5-ом классе ребят смешанного стиля мышлении было 28%, то в 6-ом- 50%, в 7-ом-70%, в 8-ом-53%; синтетического стиля(синтетиков) соответственно 10%,15%,15%,21%; аналитического стиля( аналитиков)-28%,30%,0%,11% и в группе риска 32% в 5-ом классе, 5%-в 6-ом, 15% от всех учащихся класса- в 7-ом и 8-ом классах.

Динамика этих изменений представлена на сравнительной диаграмме стилей  познавательной деятельности.

С учетом выделенных групп определялось содержание самостоятельной работы  для каждой  из них. При этом использовались различные виды деятельности  и учитывались все признаки стиля, чтобы самостоятельная работа  учащихся на уроке оптимально решала процесс усвоения материала. Также на основе сравнительной диагностики стилей познавательной деятельности была проведена коррекция при обучении детей, при этом использовались  рекомендации, разработанные классным руководителем и дополненные учителями-предметниками на педконсилиумах.

Немаловажным моментом  является совпадение или, наоборот, несовпадение способа действий учителя и учащихся, стиль изложения материала учебника и возрастные особенности ребят. Поэтому, для того чтобы  ученики почувствовали свой успех, учителя – предметники давали  задания, предусмотренные технологией проекта: на распознавание ошибок, поиск своих и чужих ошибок, индивидуальные задания повышенной трудности, проектные творческие задания - индивидуальные и групповые, кратковременные и долговременные, локальные задания на опережение, проекты-исследования, поиск математической информации, выпуск стенгазеты к неделе математики, ролевые задания (спектакль на геометрическую тему).

На диаграмме видно, что, несмотря на  предпринятые усилия, в группе риска остались несколько человек. Это связано с дерзким, вызывающим поведением (из крайности в крайность, от дурачества до упрямства), нежеланием вообще что-либо делать, потерей интереса в изучении отдельных предметов, а так же с отставанием в физическом развитии -3 чел. (разница в 1год к 8-ому классу стала очень существенно сказываться). Надо отметить, что  очень большое  влияние на детей не только  данной группы риска, но и остальных оказывает компьютерная зависимость: агрессивность, снижение успеваемости, замкнутость, ограниченность интересов,  отрицание всего, ослабление уровня чтения.

Проанализируем результаты успешности выполнения ШТУР за 4 года. По таблицам видно, что среди наиболее успешных  все эти годы были две ученицы И. Настя и Ш. Настя и успешными Т. Вадим и И. Максим. В 2007-2008уч. году эта группа составляла лишь небольшой процент испытуемых-22%, а в 2010-2011 уч. году – 48%, причем к этим успешным ребятам присоединились ученики, которые в 5-ом классе были наименее успешными. Тревожным остается факт, что в группе детей, имеющих низкий уровень умственного развития, остаются одни и те же ученики: С. Антон, С.Александр, Е.Александр, Л.Иван, хотя их средний балл изменился в сторону повышения, что для них является своего рода успехом.

Успешность выполнения ШТУР по группам.

№ подгрупп

пы

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Средний балл

%

Средний балл

%

Средний балл

%

Средний балл

%

1.

80

58%

73,7

53%

93,3

67,6%

91,6

66,5%

2.

58

42%

56,5

41%

74,8

54,2%

73,2

53,2%

3.

48,5

35%

45,7

33%

68,3

49,5%

65,5

47,5%

4.

37

27%

36,2

26%

49,5

35,9%

52,3

37,9%

5.

30,7

22,3%

30

21,7%

37,2

275

32

23,15

6.

21,8

16%

23

17%

23,5

17%

26

18,9%

Что  было сделано, чтобы исправить положение в классе? Какие конкретные задания необходимы  каждому учащемуся, чтобы он не чувствовал себя в чем-то ущербным, ущемленным?

Рассмотрим технологию учета стиля познавательной деятельности с 5-о по 8-ой классы.

Уроки математики - это не только теоремы, формулы, задачи; это  и развитие логического мышления, смекалки, сообразительности, внимательности, ответственности; это один из элементов эмоционального воздействия.

Так как в классе преобладает кинестетический канал поступления информации, то на занятиях факультатива «Наглядная геометрия» в 5-6 классах ребят знакомили с именами выдающихся математиков, а ребята увлеченно добывали для себя и своих одноклассников новую информацию из книг и журналов. Ведь так развиваются умения и навыки самостоятельной работы и с учебником и другими источниками информации, возрастает желание работать на уроке самостоятельно, появляется уверенность в своих силах, воспитывается трудолюбие, терпение, воля, активность. А эти качества только способствуют адаптации учащихся 5-6 классов к новому многопредметному обучению.

 Чтобы помочь организовать самостоятельную работу на уроке ученики получали памятки-алгоритмы - своеобразная опора в виде описания их действий. Это помогло избежать многим затруднений. Постепенно порядок действий запоминался, и знание переходило в умение.

При столкновении с трудностями ребята обращались к учителю за помощью. Учитель, учитывая их индивидуальный стиль познавательной деятельности, оказывал помощь, в крайнем случае, тем, кто хотел сразу получить готовый ответ, нерешительных поддерживал, а слабым подробно объяснял непонятый ими материал.

Например, при изучении темы « умножение и деление десятичной дроби на натуральное число» для аудиалов предлагался устный счет на время, устный тренажер, математический диктант.

Задание: Найти площадь прямоугольника со сторонами 1м и 2 м, 0,1м и 2м, 10м и 0,2м.

Для визуалов предлагалась самостоятельная работа, тест с выбором ответа, карточки математического лото, письменные задания с взаимопроверкой, коррекционные карточки.

Для кинестетов- решение задачи с использованием реальных предметов- моделей прямоугольников.

Задание: Измерить длину и ширину прямоугольника и найти его площадь.

После таких дифференцированных заданий ребята стали успешнее справляться с их выполнением, упражнения не вызывали отторжения.

Домашняя работа тоже может быть интересной для любого стиля деятельности . Для расширения количества каналов поступления информации ученики получали задачи в рисунках, кросснамбер, составление своего небольшого кроссворда по математике. Эти задания дали возможность проявить свои «скрытые» способности менее успешным ученикам.

Задача

Ответ

Цвет

Задача

Ответ

Цвет

1) НОД (100;350)                                                                                                                            

красный

1) НОД (100;350)                                                                                                                            

50

красный

2) НОК (260; 732)

зелёный

2) НОК (260; 732)

47580

зелёный

3)13х + 12х + 15 = 240

жёлтый

3)13х + 12х + 15 = 240

9

жёлтый

4) (14х – 2х) : 17 = 312

оранжевый

4) (14х – 2х) : 17 = 312

442

оранжевый

Стимулом для дальнейшего развития более сильных учеников  смешанного стиля явилась небольшая исследовательская работа - поиск и решение старинных задач. Здесь акцент был поставлен на умение ребенка к самообразованию, умение работать в группе, делиться знаниями с товарищами. При этом у ребят повышался интерес  к изучению предмета математики.

В настоящее время новые реалии жизни требуют новых методов обучения. Речь идет об использовании компьютерных технологий, которые позволяют индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий. С их помощью можно организовать учебно-исследовательскую деятельность учащихся - моделирование, метод проектов, презентации, развивая тем самым у школьников творческую активность (в противовес компьютерному зомбированию).

В 5-6 классах примерами такой деятельности для учеников-синтетиков может служить моделирование из буквы Т, создание своих узоров мозаики из Т (тетрамино), орнаментов из пентамино, танграм, а также конструирование моделей фигур из оригами, модульного оригами для визуалов и кинестетов.

В 7-ом классе для анслитиков-синтетиков - это уже подготовка презентации к уроку с последующим ведением урока вместе с учителем, разработка презентаций по занимательной геометрии (групповая исследовательская деятельность) под  общим названием «Большое и малое в геометрии».

Ребята всегда проявляли больший интерес к теме, когда учитель при объяснении нового материала или при закреплении применяет презентацию, где используется Интернет чисто информативно для расширения кругозора и эрудиции. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включались в работу, так как задания были доступны для всех детей с разными стилями.

Для стимулирования познавательной активности  и самостоятельности  использовались игровые  формы и методы обучения для всех стилей  познавательной деятельности, чтобы каждый из них был успешен.

Приведем примеры.

Тема: «Решение уравнений»(7класс).

Задание (для визуалов, кинестетов и рефлексивных): Найти ответ на вопрос: Каковы родственные связи между А.П.Ганнибалом и А.С.Пушкиным?

Чтобы найти генеалогический корень рода Пушкиных, ребятам пришлось найти алгебраический корень уравнения.

Тема: «Формулы сокращенного умножения»(7Класс).

Задание ( для синтетиков-аналитиков): Вставить недостающие элементы.

Ребятам интересен не только результат их работы, но и сам процесс. Здесь они учатся искать свои и чужие ошибки самостоятельно и коллективно. Урок превращался в дебаты. А как известно, в споре рождается истина. И даже менее успешный ученик поправлял, а то и объяснял более успешному.

Тема: «Свойства степени»(7класс).

Следующее задание для аналитиков: Найти соответствие между примерами и ответами и узнать в какой стране были какие денежные единицы.

Когда учащиеся находят соответствие между примерами и ответами, между понятиями, они при этом не только повторяют, закрепляют материал, но и узнают для себя что-то новое.

Таким образом, через ненавязчивое изучение материала появилась возможность поднять их уровень осведомленности. Сравните:

6 класс

Средний балл в %

7 класс

Средний балл в %

Осведомленность общественно-политическая

23,6

46,3

Осведомленность научно-культурная

38,7

47

Область усвоения

Общественно-гуманитарный цикл

24,4

33

Область усвоения

Естественно-научный цикл

36,3

36,1

Область усвоения

Физико-математический цикл

28,1

43,9

В 8-ом классе осознание ценностей, многие переосмыслили свои жизненные цели, некоторые изменили стратегию поведения, а у кого-то из учащихся изменилось мировосприятие. Отсюда противоречия между концентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью общения со сверстниками, между притязанием на взрослость и самостоятельность и зависимостью тот взрослых, отсутствием жизненного опыта.

Поэтому необходимо помочь ребятам осознать свои актуальные потребности, сориентировать ребят на достижение успеха, на преодоление их внутренних противоречий, на более эффективное усвоение знаний.

Так как практически у  всего класса  открыты визуальный, аудиальный и кинестетический каналы поступления информации, то появилась возможность расширить применение  информационно-познавательных игровых форм обучения. Как пример можно привести разложение квадратного трехчлена на множители.

Задание (ориентировано на визуалов, синтетиков-аналитиков и на импульсивно-рефлесивных детей): Используя свои результаты и данные таблицы, узнайте собственные названия  альфа-звезд в некоторых созвездиях.

Следующее задание для этой же группы школьников может быть задание на соотнесение ответов и понятий.

Тема: «Сокращение алгебраических дробей»(8 класс).

Опыт показывает, что  ребята синтетического стиля мышления наиболее успешно справляются с такими заданиями.


Вывод.

В заключении можно сказать, что данные технологии индивидуализации познавательной деятельности учащихся позволили  успешно модифицировать задания, связанные с текстом, с занятиями по учебнику,  с использованием раздаточного материала, чтобы адаптировать их ко всем стилям обучения , представленным в классе, и снизить факторы риска.

Результаты обследования интеллектуальных качеств, влияющих на обучение и развитие способностей, результаты ШТУР и исследования индивидуального стиля учащихся и применение соответствующих заданий для всех групп ребят обеспечили получение хороших результатов для развития познавательной деятельности каждого ребенка.

Мы, учителя, являемся посредниками между обществом и ребенком, именно мы создаем условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, именно мы можем и должны сохранить ее неповторимость, раскрыть ее потенциальные способности, а так же  именно мы, в конце концов, стоим на защите интересов детства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Учет стиля познавательной деятельности учащихся при организации учебного процесса"

В данной статье я, как классный руководитель, рассказываю, как можно определить стиль познавательной деятельности учащегося и использовать эту информацию при организации учебного процесса....

Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).

Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...

Организация самостоятельной деятельности учащихся при проведении словарно-орфографической работы на уроке русского языка в С(к)ОУ VIII вида.

Одним из важнейших этапов урока русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида является словарно-орфографическая работа. Представление нового слова из «Словаря» должно формировать заинте...

Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии

В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...

Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики"

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формиру...

Организация познавательной деятельности учащихся как формирование метапредметных учебных умений на уроках биологии

           В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самост...

"Развитие учебно-познавательной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках информатики

Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые перспективы в сфере образования. Важнейшей задачей системы образования является применение методов обучения, о...