Урок математики в 5 классе по теме «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Хасанова Гузель Нурбаяновна

Урок математики в 5 классе по теме «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 11.10.2013

Урок №35. Тема: «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»

Класс: 5б

Цели урока:

  • Образовательные:
    Научить учащихся записывать свойства сложения и вычитания при помощи букв.
    Сформировать умения применять эти свойства при решении задач.
  • Развивающие:
    Развивать умение обобщать полученные знания.
    Формировать познавательные умения (наблюдение, сравнение, сопоставление).
    Развивать умение выдвигать и обосновывать свои высказывания.
  • Воспитательные:
    Расширять кругозор учащихся.
    Воспитывать наблюдательность и внимательность.

Учебник: Виленкин Н.Я. Математика 5.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка учителем и дежурными готовности класса, кабинета к уроку. Сбор тетрадей с домашним заданием. Ответы на вопросы, возникшие при выполнении домашнего задания.

II. Актуализация знаний.

Учитель. На доске записаны выражения, найдите их значения, применяя для упрощения вычислений свойства сложения и вычитания.

    46 + 554 =

    (157 + 25) + 5 =

    0 + 7 =

    319 – (19 + 180) =

    (27 + 35) – 15 =

    48 – 0 =

    48 – 48 =

Появляются решения:

    46 + 554 = 554 + 46 = 600 – переместительное;

    (157 + 25) + 5 = 157 + (25 + 5) = 187 – сочетательное;

    0 + 7 = 7 + 0 = 7 – свойство нуля;

    319 – (19 + 180) = 319 – 19 – 180 = 300 – 180 = 120 – вычитание суммы из числа;

    (27 + 35) – 15 = 27 + (35 – 15) = 27 + 20 = 47 – вычитание числа из суммы;

    48 – 0 = 48;

    48 – 48 = 0 – свойство нуля.

III. Изучение нового материала.

Учитель. Итак, мы знаем, что вместо чисел можно ставить буквы, тогда числовое выражение превратиться в буквенное. С помощью выражений записанных на доске, вместе выведем буквенную запись свойств сложения и вычитания.

Учитель работает у доски, учащиеся комментируют каждый шаг и записывают свойства в тетрадь.

Число 46 можем заменить буквой a , а число 554 – b. Тогда первое свойство запишется:

1. a + b = b + a - переместительное;

Число 157 можем заменить буквой a , число 25 – b, а число 5 – с. Тогда второе свойство запишется:

2. (a + b) + c = a + (b + c);

Число 7 заменим буквой a, тогда свойство нуля примет вид:

3. 0 + а = а + 0;

Число 319 можем заменить буквой a , число 19 – b, а число 180 – с. Тогда свойство вычитания суммы из числа запишется:

4. a – (b + c) = a – b – c;

Число 27 можем заменить буквой a , число 35 – b, а число 15 – с. Тогда свойство вычитания числа из суммы запишется:

5. (a + b) – c = a + (b – c)

(a + b) – c = (a – c) + b;

Число 48 можем заменить буквой a , тогда свойство нуля запишется:

6. a – 0 = a

a – a = 0.

Свойства сложения:

    a + b = b + a – переместительное.

    (a + b) + c = a + (b + c) – сочетательное.

    0 + а = а + 0 – свойство нуля.

Свойства вычитания:

    a – (b + c) = a – b – c – вычитание суммы из числа.

    (a + b) – c = a + (b – c),

    (a + b) – c = ( a – c) + b – вычитание числа из суммы.

    3. a – 0 = a, a – a = 0 – свойство нуля.

IV. Физминутка. Структура Фолоу Зе Лидер.

V. Первичное закрепление.

  1. Выполняется структура Финк-Райт-Раунд Робин.

 Выполнить задания № 337, 338, 339 (а) первый и третий стол – первую часть (применение свойств записанных до знака равенства), а второй и четвертый стол – вторую (применение свойств после знака равно). Затем учащиеся обсуждают получившиеся ответы.

№ 337. Запишите сочетательное свойство сложения с помощью букв a, b, c. Замените буквы их значениями: a = 9873, b = 6914, c = 10 209 – и проверьте получившееся числовое равенство.

(a + b ) + c = a + (b + c )

1, 3 стол                                                                        2 ,4 стол

(9873 + 6914) + 10 209 = 16 787 + +10 209 = 26 996         9873 + (6914 + 10 209) = 9873 + +17 123 = 26 996

№ 338. Запишите свойство вычитания суммы из числа с помощью букв a, b, c . Замените буквы их значениями: a = 243, b = 152, c = 88 – и проверьте получившееся числовое равенство.

a – (b + c) = a – b – c

1, 3         стол                                         2 ,4 стол

243 – (152 + 88) = 243 – 240 = 3         243 – 152 – 88 = 91 – 88 = 3

№ 339(а). Запишите свойство вычитания числа из суммы двумя способами. Проверьте получившиеся числовые равенства, заменив буквы их значениями:

а) а = 98, b = 47 и c = 58.

2. Выполнить задания № 341 – 344.

Под буквами а, б задания учитель выполняет у доски, под буквами в, г – самостоятельно с последующей проверкой. № 343, 344 а – учитель, под буквой б – самостоятельно. Для проверки на обороте крыла доски заготовлено решение.

VI. Подведение итога.

Учитель:

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Какие задания мы сегодня выполняли?

- Для чего нам нужно знать правила сложения и вычитания?

VII. Домашнее задание: П 9 (выучить буквенную запись свойств сложения и вычитания), № 364, 365.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме " Буквенная запись свойств сложения и вычитания"

При планировании урока "Буквенная запись свойств сложения и вычитания" обращалось внимание на доступность, выделение главного в содержании, высокую информированнос...

презентация и конспект урока математики 5 класс (Виленкин) "Буквенная запись свойств сложения и вычитания"

архив содержит презентацию и подробный конспект урока . презентация построена с помощью триггеров и гиперссылок . В презентации присутствует физкультминутка....

Технологическая карта урока математики на тему "Буквенная запись свойств сложения и вычитания".

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИШкола МБОУ Гордеевская СОШУчитель Грошек Т.В.Предмет Математикакласс5№ урока30Тема урокаБуквенная запись свойств  сложения и вычитания.Цели урокаНаучит упрощ...

Открытый урок по математике 5 класс «Буквенная запись свойств сложения и вычитания»

Открытый урок по математике 5 класс«Буквенная запись свойств сложения и вычитания»...