Открытый урок по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Черемисина Лариса Викторовна

 

Учебный материал выбран в соответствии с календарно-тематическим планированием и общеобразовательной программой по математике. Урок предусматривал обобщение и систематизацию знаний  по изуФорма проведения урока в виде урока решения познавательных задач была выбрана не случайно. Такая структура урока позволяет сформировать умение переносить знания в новую нестандартную ситуацию. Все этапы урока были последовательными и логически связанными. На всех этапах урока применялись различные методы активизации учащихся, что не позволяло им устать от однообразия материала. Для проверки и оценки знаний учащихся использовались слайды с готовыми ответами для самопроверки, взаимопроверки. ченной теме с применением ИКТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 6-м классе "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел"

Цели урока:

Образовательные цели:

 - повышение заинтересованности в изучении предмета математики;

- закрепление  и усовершенствование вычислительных  навыков  работы с положительными и  отрицательными числами;

-  усиление прикладной и практической направленности изученной темы;

Развивающие цели:

- развитие мотивации в обучении;

- развитие умения искать и обрабатывать необходимую информацию;

- развитие логического мышления, памяти, внимания.

Воспитательные цели:

- воспитание самостоятельности, самооценки, активности, любознательности.

- привитие любви к природе,  повышение  интереса к народным приметам.

        

 

Оборудование: компьютер.

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний

Формы работы на уроке: индивидуальная,  коллективная; устная, письменная.

 Ход урока.

1.Организационный момент. (1 мин)

Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Сегодня наш урок немного необычен, у нас гости.

Давайте их поприветствуем: повернулись, улыбнулись и сказали... -Здравствуйте!

 Поприветствуйте друг друга: повернулись, улыбнулись и пожали руки.

Заняли свои места.

А девиз нашего урока:

Приобретать знания – храбрость,

Приумножать их – мудрость,

А умело их применять - великое искусство.

Мы с вами сегодня на уроке покажем наше искусство применять знания .

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Я предлагаю послушать вам сказку, а вы должны догадаться, кто герои сказки, равно как и нашего урока, и определить тему и цели урока. 

СКАЗКА.

“Жил на свете богач, очень богатый богач, самый богатый на земле, но все ему казалось, что он еще недостаточно богат.

И вот однажды пришел к этому самому богатому богачу самый бедный бедняк на свете и сказал:

– О, господин! Сияние твоих сокровищ слепит глаза. И все-таки у меня есть способ умножить твое богатство. А заодно и свое.

Богач прямо затрясся от жадности:

– Чего ты стоишь? Умножай скорее!

– А ты не будешь на меня в обиде? – опасливо спросил бедняк.

– Да ты что! Ведь ты хочешь умножить мое богатство!

– Конечно, умножить, – подтвердил бедняк.

– Так умножай, и дело с концом! – закричал богач, теряя терпение.

– Быть по-твоему, – ответил тот. – Раз, два, три! Готово!

Богач бросился к своим сундукам да как закричит:

– Что ты наделал, негодный?! Ты меня разорил! Где мое золото? Где алмазы? Где жемчуга?

– Были у тебя, теперь они у меня, – сказал бедняк.– Ведь ты же сам просил меня умножить! Я и умножил.

 Создание проблемной ситуации.

-Как вы думаете, почему так получилось?

 (Хитрый бедняк не сказал, на какое число будет умножать.)”

  • Какое действие с числами нужно знать, что бы ответить на этот вопрос? (умножение) С какими числами? (отрицательными)
  • Попробуем предположить, чему же посвящен сегодняшний урок?

(Умножению и делению чисел с разными знаками)

-Да. Правильно. Сегодня мы продолжим работать над умножением и делением положительных и отрицательных чисел. Задача каждого из вас – разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется – доработать то, что еще не совсем получается.

  3. Актуализация знаний.

  • А сейчас мы с вами сыграем в игру «Веришь – не веришь». Я буду читать математические предложения, а вы с помощью   карточек « Да» и «Нет» должны будете согласиться со мной или не согласиться.

 Верите ли Вы, что…

1) Чтобы умножить 2 числа с разными знаками, нужно их перемножить и поставить знак минус? (верно)

2) Чтобы разделить  2 отрицательных  числа нужно их разделить и поставить  знак минус? (не верно, знак минус не нужно ставить)

3) Чтобы умножить два отрицательных числа нужно  перемножить их модули? (верно)

4) Правда ли , что древние отрицательные числа называли врагами, а положительные друзьями? (верно)

5) Верите ли Вы, что произведение двух чисел с разными знаками всегда положительно; (нет)

6) Верите ли Вы, что частное двух чисел с разными знаками  всегда отрицательно; (да)

 (Повторить правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел.)

- В литературе есть высказывания, которые мы можем применить на уроке математики.

Условившись обозначать слово «друг» – положительным числом, а слово «враг» – отрицательным, можно получить интересное правило умножения чисел.

Друг моего друга - мой друг   (+) · (+)= (+)                  

Друг моего врага - мой враг    (+) · (-)= (-)

Враг моего друга - мой враг    (-) · (+)= (-)

Враг моего врага - мой друг    (-) · (-)= (+)


  • (Вспомнить мнемоническое правило. (Слайд 2)

-А следующий этап нашего урока «Не зевай, быстрей считай!»

-И начнем мы его с устной работы, потому что только тот дружит с математикой, кто хорошо считает устно. (Создание ситуации успеха через владение материалом прошлых уроков)

«Не зевай, быстрей считай!»

 - устный счет / слайды/

Устно:

  • 1. Выполнить умножение: (слайд 3)
  •  8∙(-4) ;
  •  (-15)∙6;
  •  (-12) ∙ (-3);
  •  (-7)∙4;
  •  0∙(-5);

  • 2. Выполните деление: (слайд 4)

          (-24):(-8);

  • 64 : 16;
  • 0 : (-11);
  • (-12): (-6);
  • 15:(-0,3).

3. Решите уравнение: (слайд 5) 

-3x=21;

-9x=-45

-Хорошо ребята! Молодцы!

4.  Обобщение и систематизация знаний.

Математический диктант (слайд).

Диктант (в тетрадях )

Вариант 1

3,6:(-0,4);
-7·(-1,2);
-9,6:4;
-3·11/52;
-35/51: (-7).

Вариант 2

4,9: (-0,7); 
-2·(-3,4);
-5,2:26;
-2· 17/41;
-32/71: (-4).


Учащиеся выполняют проверку и ставят оценку.

5. «Задачу решай – число отгадай!»

№ 1157 у доски

6. Физкультминутка

Любая работа требует перерыва. Отдохнем!

Выполним восстановительные упражнения:

 Мы считали, мы решали

И на редкость все устали

Дружно встали, потянулись,

Наклонились, улыбнулись,

Разминаем кисти рук,

Посмотрим вдаль,

Потом вокруг,

Наклоняемся слегка,

Чтоб размять свои бока,

Упражняться нам не лень,

Будем добрыми весь день.

-А теперь продолжим.

7. Сравните, не выполняя вычислений:(слайд)

-178 ∙ 13             -178 ∙ (-13)                        

-5 ∙ 0            0 : (-5)

 

204 ∙ 17               -204 ∙ (-17)

1733 : 69              1733 ∙ (-69)

(дети выполняют это задание с последующей проверкой и объяснением )

8. Выполнение теста (слайд ).

-Когда-то в старину на Руси отсчет лет вели с 1 марта, с начала сельскохозяйственной весны, с первой весенней капели. Март был “зачинателем” года. Название месяца “март” идет от римлян. Они назвали этот месяц в честь одного из своих богов, узнать, что это за бог, вам поможет следующее задание.

-625: (-25);
-0,45:0,9;
-1,5·2;
-204:20;
-50: (-25);
3,2: (-2);
-0,25·(-2).

и

у

а

р

с

м

т

2

-1,6

-0,5

-3

0,5

25

-10,2

Ответ: Мартиус

-У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы (Слайд  )

В народе говорят: “ Март неверен, то плачет, то смеется”. С мартом связано много народных примет. Некоторые дни его имеют свои названия. Давайте сейчас все вместе мы составим народный месяцеслов на март.

Учащиеся у доски решают примеры, ответы которых являются числами месяца. На доске появляется пример, а затем день месяца с названием и народной приметой.

(Слайды )

1) -5,4y=-21,6

4 марта – Архип. На Архипа женщинам полагалось весь день провести на кухне. Чем больше она наготовит всякой еды, тем богаче будет дом.

2) -50,4:х=-8,4

6 марта – Тимофей-весновой. Коли в Тимофеев день снежок задулинами, то урожай на яровые.

3)  (40,8:(-1,7) - 6) ×(-0,4)

12 марта – Прокоп - перезимний дорогу рушит.

4) -0,25:5·(-260)

13 марта – Василий-капельник: с крыш каплет. Птицы гнезда завивают, а перелетные летят из теплых мест.

5) -29,12: (-2,08)

9. Домашнее задание

– Я предлагаю вам продолжить  подготовку самим месяцеслова на март.

 Стр. 201  №1174, № 1176 .

10.Рефлексия. 

-Сегодня на уроке мы закрепили правила умножения и деления положительных и отрицательных  чисел, разобрали задания, в которых используются эти правила.

 - Вы  сами оценили свои знания  и  выставили себе  оценки за выполненные задания. А теперь, посмотрим результаты работы сегодняшнего урока все вместе.

– Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?

-С каким настроением вы уходите с урока?

-Какие знания вам помогли сегодня?

- Какой итог вы для себя подвели?

-Что вы повторили?

Я вам желаю, чтобы ваше настроение всегда была только  со знаком плюс, в ваших сердцах цвела весна, и вы всегда радовались жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математике в 6 классе по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел"

Урок-повторения и обобщения. Основными воспитательными задачами которого являются: воспитание любви к природе, привитие интереса к народным приметам....

Урок по теме "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел" 6 класс

Урок изучения нового материала, объединяющий сразу две темы. Урок защищался как зачетная работа при прохождении курсов по введению ФГОС второго поколения и был высоко оценен ведущим курсов как урок, ф...

Серия уроков по теме: Деление положительных и отрицательных чисел.

Серия уроков (6 уроков), посвященных одной теме, связанных по смыслу друг с другом и позволяющих наиболее полно реализовать цели и задачи каждого урока....

конспект урока по математике "Деление положительных и отрицательных чисел"

Деление отрицательных и положительных чисел.  Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний. Оборудование: доска, сигнальные карточки, презентация на мультимедийном прои...

Конспекты уроков по теме: "Деление положительных и отрицательных чисел".

Тема:  Деление положительных и отрицательных чисел.  Цели: Образовательные:   отработка умений и...

«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел» Урок математики в 6 классе

Это урок изучения новой темы «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел». Цели и задачи урока:Закрепить правила умножения и деления чисел с разными знаками.Сформировать на...

Открытй урок на тему "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел", приуроченный к дню космонавтики

Открытй урок на тему "Умножение и деление положительных и отрицательных чисел", приуроченный к дню космонавтики....