Здоровье через математику
статья по алгебре (5, 6 класс) на тему

Гиззатуллина Зинфира Габдулхаковна

Здоровье – это сумма слагаемых и произведение сомножителей, главными из которых являются, кроме хорошей наследственности – элементы образа жизни детства и школьных лет -когда формируется организм, его биологические, физические и умственные резервы, а затем – образ жизни десятилетий возмужания, зрелости, старости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_cherez_matematiku.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель математики высшей квалификационной категории МОУ "Старо-Уруссинская СОШ" Ютазинского муниципального района республики Татарстан Гиззатуллина З.Г.

                                       Здоровье через математику

  Слово «здоровье» в общепопулярном определении («Словарь русского языка» С.И.Ожегова) это «правильная нормальная деятельность организма».

  Здоровье – это сумма слагаемых и произведение сомножителей, главными из которых являются, кроме хорошей наследственности – элементы образа жизни детства и школьных лет -когда формируется организм, его биологические, физические и умственные резервы, а затем – образ жизни десятилетий возмужания, зрелости, старости. Чем раньше, шагая по годам жизни, человек познает собственную роль в формировании здоровья и руководствуется этим понятием, тем крепче его тело, тем выше интеллект, а значит – выше возможности реализации своих способностей.

  Слово «здоровье, как и слово «любовь», «красота», «радость» принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. В последние годы понятие «здоровье» применительно к школьникам чаще звучит в отрицательном значении (нет здоровья). Между тем здоровье школьников, как важнейший элемент качества жизни, необходимо рассматривать в контексте образования. Как же связаны между собой понятия «образование», «здоровье»? Слово «образование», очевидно, означает приведение человека к некоему идеальному состоянию, заданному высшими образцами современной культуры, в которой этот человек существует. Образование – процесс гармоничный. Здоровье в широком смысле слова выступает и как одна из целей в процессе получения образования, и как средство достижения «высокой гармонии», и, к тому же, как индикатор правильности выбора пути.

  Школьный возраст является одним из наиболее сложных этапов, во время которого организм ребенка достигает своей биологической зрелости. В этом возрасте наблюдаются глубокие нервно-психические и гормональные изменения, интенсивный рост , половое созревание, что обуславливает повышенную ранимость и восприимчивость детей и подростков к возникновению ряда заболеваний. Постоянно растущая заболеваемость детей и подростков, а также неблагоприятное влияние окружающей среды, психоэмоциональная обстановка, стрессы, учебные перегрузки и другое приводят к срыву адаптации, росту  хронических  заболеваний. Частота нарушений здоровья возрастает при поступлении в школу (1 класс), переходе к предметному обучению (5 класс), третьей ступени обучения (10 -11класс).

   В последние годы основной проблемой является ухудшение зрения и нарушения осанки учащихся, избыточный вес или недостаточная прибавка массы тела, учащение острой заболеваемости, отклонение от нормы артериального давления. Катастрофически снижается физическая активность, а вместе с теми интенсивность кровообращения. Вследствии чего снижается деятельность мозга, память, творческий мыслительный потенциал. Дети часами сидят у телевизоров, компьютеров, лишая организм необходимой физической нагрузки. Возникает проблема гиподинамии как дефекта образа жизни. Поэтому, помимо уроков физической культуры, СОЧ (спортивно-оздоровительный час), необходимо проводить на уроках физкультминутки для снятия переутомления, улучшения зрения, осанки т.д. Предусматривать уроки с подвижными играми на свежем воздухе, вовлекать детей в спортивно-оздоровительные кружки, секции.

 Я провожу интегрированный курс «Здоровье и математика», где наряду с задачами направленными на развитие памяти, мышления, кругозора и т.д. решаются задачи, посвященные проблемам физической активности, рационального питания, задачи на движение с применением правил дорожного движения. Проводятся встречи с врачами-специалистами (педиатр, окулист, стоматолог), уроки с подвижными играми на свежем воздухе, а также уроки по темам:

- «Уход за кожей лица, рук, ног, уход за ногтями»;

- «Выбор зубной щетки, зубной пасты»;

- «Механизм защиты организма»;

- «Опасности вокруг тебя»;

- «Готовность к любой экстремальной ситуации»;

- «Вред и польза медикаментов» и т.д.

  Не следует допускать давления на сознание детей. Выработать привычку к ЗОЖ  административными способами невозможно, но нужно стараться закрепить у детей привычки, обеспечивающие их рациональное поведение с позиции ЗОЖ..

    Введение нетрадиционных форм проведения уроков положительно влияет на психологический климат коллектива школьников, на их взаимоотношения; не будет сопровождаться давлением на психику детей, связанных с боязнью не справиться с заданием и получить неудовлетворительную оценку. Ниже приведенные задачи я использую на уроках интегрированного курса «Здоровье и математика».

    Задачи для 5-6 классов.

Цель: научить детей правильно определять энергетическую ценность продуктов с учетом физиологических норм питания.

 Сначала учащихся ознакомить с таблицей, где указано содержание (в граммах) белков, жиров, углеводов в различных продуктах.

1.Лена за день съедала: 300г говядины, 100г курятины, 100г сыра, 3 яйца, 200г рыбы.

а) Если девочка так будет питаться каждый день, она похудеет или потолстеет?

б) На сколько граммов белка больше, чем нужно, съедала Лена за день?

в) На сколько дней должно хватить белков, съеденных Леной за день при нормальном питании?

      2.Сколько и каких продуктов можно съедать за день десятилетнему ребенку для получения нормального количества белков?

      3.Саша съел за завтраком 100г творога и 100г каши. За обедом 200г говядины. Что ему нужно съесть на ужин, чтобы не превысить норму потребления белков?

      4.В чем содержится больше углеводов: в 1кг картофеля, в 200г сахара, 200г хлеба или 50г меда?

      5.Скольки граммам капусты по содержанию углеводов равна одна конфета, одно мороженое?

      6.В чем больше жиров: в 10 яйцах, 50г сыра или 100г говядины?

    Задачи для учащихся 8 класса:

  Цель: научить  оценивать свои энергозатраты.

  Сначала ознакомить детей с таблицей энергозатрат при различных видах деятельности в течении 1 часа на 1кг веса.

 Подсчитайте энергозатраты девушки, имеющей вес 50кг. Примерный расчет:

 Подъем  7.00

 Интенсивная утренняя зарядка  7.00 – 7.15                    2,5ккал × 50кг × 0,25час = 31 ккал

 Утренний туалет  7.15 – 7.30                                           1×  50 × 0,25 =13 ккал

 Завтрак  7.30 – 7.45                                                           1,5 × 50 × 0,25 = 19 ккал

 Дорога в школу (4км/ч) 7.45 – 8.15                                  3 × 50 × 0,5 = 75 ккал

 Занятия в школе (включая 2 урока физкультуры) 8.30 – 14.00         675 ккал

 Поездка на общественном транспорте 14.00 – 14.30     2.5 × 50 × 0,5 = 63 ккал

 Занятия в кружке кройки и шитья  14,30 - 16.00            1,5 ×  50 × 1,5 = 113 ккал

 Возвращение домой  16.00 – 16.30                                   2,5 × 50 × 0,5  = 63 ккал

 Выполнение домашних заданий  16.30 – 19.00               1,5 ×  50 × 2,5  = 188 ккал

 Просмотр телевизора (сидение)   19.00 – 23.00               1,5 ×  50 ×  2 = 150 ккал

 Сон 23.00 – 7.00                                                                  1 ×  50 × 8  = 400 ккал

 Подсчитайте свои энергозатраты за день:

 а) с обычной физической нагрузкой;

 б) с повышенной  физической нагрузкой;

 в) с пониженной физической нагрузкой;

     Нестандартные задачи на движение с применением правил дорожного движения:

  1. Отрабатывают математические понятия применяемые в формулах движения: «скорость», «время», «пройденный путь»;
  2. Совершенствуют навыки перевода единиц, применяемые в формулах на движение;
  3. Повторяют с учащимися элементарные правила дорожного движения.

 Например.

  1. На расстоянии 40 км от пешехода движется автомобиль со скоростью 36 км/ч. Как должен поступить пешеход, которому нужно пересечь дорогу шириной 6м? Скорость пешехода 1,5 м/с.
  2. Ширина проезжей части дороги 9м. Скорость движения школьников 0,9 м/с. Успеют ли они перейти пешеходный переход на зеленый сигнал светофора, если длина колонны школьников 18 м, сигнал горит 20 с? Как должны идти дети?
  3. Автомобиль движется так, что каждые 200 м проходит за 10 с. Нарушает ли водитель правила дорожного движения, если на обочине стоит знак ограничения скорости до 45км/ч?

 Каждый школьник  хочет стать и быть здоровым. Здоровье дает реализацию способностей, высокий интеллект, интересную и полезную работу, самодостаточность и благополучие. Быть здоровым – это цель. Для достижения цели нужны знания. Знание – всего лишь книжный свод истин, если они не применяются на практике. Путь от знаний к практике – желание использовать знания. Но желание может остаться мечтой, если не мобилизовать свою волю, не мотивировать себя на реализацию знаний. Последний рубеж от знаний к практике – это действие, это внедрение полезных привычек, искоренение вредных. Чем раньше школьник поймет значение самоконтроля, чем раньше поймет свою собственную роль в формировании своего здоровья, тем реальнее будут достижения разумно поставленных перед собой целей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»

Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВУАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА VIII ВИДА»

Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы постоянно попадают в общественно-политические, социальные, бытовые ситуации. От уме...

Через математику к здоровью

Укрепление психического и физического здоровья детей и забота о нем – одна из главных задач школьного образования. Известно, что эффективность обучения детей в школе во многом зависит от состоян...

Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.

В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната....

Роль классного руководителя в духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива

Статья раскрывает роль классного  руководителя  в  духовно – нравственном воспитании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через создание детского коллектива....

Патриотическое воспитание учащихся с ограниченными возможностями здоровья через музыкальную деятельность при проведении общешкольных мероприятий в школьном музее «Судьба».

Историческое значение каждого русского человекак измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма. Н.Г.Чернышевский...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».

  Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ ...