Технологическая карта урока "Все действия с десятичными дробями"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Пузикова Марина Викторовна

Урок обобщения и систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puzikova_m.v.tehnologicheskaya_karta_uroka.docx779.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока

Организационная информация

Тема урока

Все действия с десятичными дробями

Предмет

математика

Класс

5

УМК

Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.

Методическая информация

Тип урока

Урок обобщения и систематизации знаний

Цель

Обобщение знаний по теме «Действия с десятичными дробями» и усвоение учащимися практической значимости этого понятия в различных сферах деятельности человека.

Формируемые УУД:

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Умение работать в команде, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения

        

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составление плана и последовательности действий. Оценка результатов работы.

Поиск и выделение необходимой информации.

Структурирование знаний. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение:

– слушать и слышать друг друга;

– с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

– адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Задачи

урока

Образовательная:

Продолжить формирование метапредметных умений и навыков:

 - умение  применять алгоритмы при решении задач с десятичными дробями;

 - умение планировать свою деятельность при решении задач;

- умение контролировать свою деятельность при решении задач;

- умение рассуждать, обобщать, делать выводы;

- умение выполнять задания вычислительного и аналитического характера на всех этапах урока.

2. Продолжить формирование предметных умений и навыков:

- умение работать на компьютере

- умение проводить решения, пользуясь теоретическими сведениями.

Развивающая:

1.Продолжить развитие умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, обобщать изученные факты, выбирать рациональный способ решения.

2. Продолжать развитие логического мышления.

3. Развивать познавательный интерес учащихся к предмету.

Воспитательная:

1.Воспитание воли, умение доводить начатое до конца, преодолевать трудности.

2.Формировать самооценку знаний, критическое отношение к себе, творческую активность, аккуратность, дисциплину, внимание.

Формы обучения

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Средства обучения

Компьютеры, проектор, интерактивная доска, инструкции по выполнению работы + таблица для заполнения, подарочные сертификаты,  компьютерный тест, презентация, листы самооценки.

Педагогические технологии

Обучение в сотрудничестве, информационно – коммуникационная технология

Методы обучения

  1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся
  1. Методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа)

               Б. Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации)

  1. Методы передачи информации с помощью практической деятельности и тактильного кинестического ее восприятия (выполнение практического задания, анализ таблиц)
  1. Методы стимулирования и мотивации
  1. Эмоциональные (поощрения, создание ситуации успеха)

Б.  Познавательные  (побуждение к поиску альтернативных решений)

  1. Социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы)
  1. Методы контроля и самоконтроля

       А. Устные (индивидуальный опрос, фронтальный опрос)

       Б) Письменные  (программированный опрос, выполнение вычислительного задания)

       В) Самоконтроль и взаимоконтроль

(самоконтроль, парный контроль)


Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Формируемые УУД

Познаватель-

ные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1

2

3

5

6

7

8

9

10

1

Организационный этап

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие  учащихся.

Проверка  учителем готовности класса            к уроку; организация внимания;  зачитывает эпиграф к уроку

Улыбаются друг другу, слушают

1

Осознанное  и произвольное построение речевого высказывания

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

2

Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вступительное слово учителя.

Устный счет.

Повторение пройденного материала.

Решают примеры устного счета.

Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют компьютерный тест (более подготовленные)

8 -9

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации.

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Самоопределение

3

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Вместе с учениками определяет цель урока.

Определяют цель урока.

3-4

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Целеполагание

Постановка вопросов

Самоопределение  Учебная мотивация.

4

Закрепление знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания детьми.

Создает ситуацию, в ходе решения которой учащиеся делают необходимый вывод.

Вспоминают  правила работы с десятичными дробями. Записывают решения примеров в тетрадь. Разгадывают слово. Осуществляют взаимопроверку в парах. Выставляют результат в лист самооценки

6-8

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

Построение логической цепи рассуждений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формах

Планирование, прогнозирование

Умение слушать и вступать в диалог

Самоопределение.  Развитие познавательных интересов.

5

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Учащиеся сменили вид деятельности  и готовы продолжать работу.

2

6

Применение знаний и умений в новой ситуации

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление ос-мысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий  

Направляет работу учащихся.

 Выступает в роли тьютора для слабых учащихся при выполнении практического задания.

Самостоятельно решают задачи.  

Делают сравнительный анализ полученного ответа с числом указанным в подарочном сертификате.

Отвечают на проблемный вопрос. Учащиеся выполняют в командах практическое задание. Вычисления производят в тетради. Результат заносят  в таблицу.  

10

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

Построение логической цепи рассуждений.

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Интегрироваться в группу; Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Ориента-

ция в межлично-стных отношениях Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

7

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

 Отвечают на поставленные вопросы.

2

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в обсуждении.

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Задает творческое домашнее задание

Учащиеся записывают домашнее задание

2

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценкна

Нравственно - этическая  ориентация

9

Рефлексия.

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния,

мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Используя буквы слова ДРОБИ, скажите, каким для вас был урок?

Сдайте листы самооценки

Ответы учеников:

Д – динамичный

Р – развлекательный

О – обучающий

Б – бережливый, безупречный

И – интригующий.

Выставляют себе оценку за урок

1-2

Оценка своей деятельности и других людей

Смыслообразование

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку; Здравствуйте, ребята!  Давайте улыбнёмся  друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок.

Эпиграфом к  уроку возьмём слова древнегреческого политического деятеля, оратора и писателя Марка Туллия Цицерона « Без знания дробей никто не может признаваться сведущим в математике». Ребята, как вы понимаете данное высказывание (ответы учащихся).  Слайд 1

Учащиеся слушают учителя, улыбаются друг другу.

Отвечают на поставленный вопрос

II . Актуализация знаний.

-        Действительно, в науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби  используют значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.

Для того  чтобы успешно справиться с предстоящей работой, выполним ряд заданий.

Результаты, полученные на уроке, заносите в лист самооценки.

                                           Лист самооценки

ФИ________________________________________________

                

Название деятельности

Отметка

  1. Устный счёт

  1. Тест

  1. Работа в паре

  1. Работа в команде (оценивает вся команда)

        

        

  1.         Устный счёт (фронтальная работа)

Слайд 2, Слайд 3

  1. С помощью интерактивной доски выполнить задание (нужные блоки надо перетащить на соответствующее место):

Вставьте вместо звездочки знак действия, а вместо квадратика – число, чтобы получилось верное равенство:

        

C:\Users\Computer\Desktop\мама\урок\Рисунок2.png

        

C:\Users\Computer\Desktop\мама\урок\Рисунок6.png

C:\Users\Computer\Desktop\мама\урок\Рисунок5.pngC:\Users\Computer\Desktop\мама\урок\Рисунок3.pngC:\Users\Computer\Desktop\мама\урок\Рисунок4.png

В это время когда весь класс работает устно,  двое  учащихся выполняют тест на ноутбуках. (файл  ПузиковаМ.В..xlsx).  Лист 1 – I вариант, Лист 2 – II вариант.

Слушают учителя.

1. Учащиеся вспоминают определения,  правила, формулируют их. Решают примеры.

2. Выходят по одному  к доске и с помощью электронного маркера перетаскивают нужные блоки, при этом аргументируют свой ответ

3. Двое учащихся выполняют компьютерный тест.

4. Выставляют оценку в лист самооценки (одни за устную работу, другие за тест).

III. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.

Какие правила,  мы должны были вспомнить, чтобы  успешно справиться с заданиями устной и тестовой  работы?

- Сформулируйте тему урока.

- Действительно, тема нашего урока «Все действия с десятичными дробями». Слайд 4.

- Какую цель каждый из вас ставит перед собой на уроке.

- Откройте тетради. Запишите классная работа. На полях поставьте число.

 

Перечисляют правила:

  1. Сложение и вычитание десятичных дробей
  2. Умножение и деление десятичных дробей

 Формулируют тему урока «Все действия с десятичными дробями»

Отвечают на поставленный вопрос

Записывают в тетради классная работа.

IV. Закрепление знаний.

1. Работа в  парах. 

- Вы сможете прочитать,  куда мы свами отправимся, если правильно решите все примеры и ответы вставите в таблицу. Слайд 5 (Перемещение  в нужную ячейку таблицы происходит  по щелчку по нужной букве  с помощью триггера)

6,1 + 0,12     У

5,1:3              И

6,87:10          О

7,12*2           К

3,4*0,1           П

43,12*10       П

7:5                  К

Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг у  друга  (за каждый правильный ответ 1 балл).

431,2

0,687

1,4

6,22

0,34

14,24

1,7

П

О

К

У

П

К

И

- Молодцы! Это слово  - ПОКУПКИ.

 Решают предложенные задания в тетради. По одному выходят к доске и перемещают буквы в нужные позиции.

Обмениваются тетрадями, осуществляют взаимопроверку, выставляют оценку в оценочный лист.

V. Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Поднимает руки класс-это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки в стороны,

Пошире развернули на «четыре»

С силой их к плечам прижать - это «пять»

 Всем ребятам надо сесть - это «шесть».

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

VIVI  Применение знаний и умений в новой ситуации

Как вы думаете, что сейчас мы будем делать? (будем совершать покупки, т.е.  пойдём в магазин).

- Сейчас каждая команда отправиться в магазин.  

- На столах лежат папки. Ознакомьтесь внимательно с инструкцией.  Удачных  вам покупок.

 Направляет работу учащихся.

(работа в командах)

Команда № 1.

Инструкция по выполнению работы.

  1. Внимательно ознакомьтесь с ценами на конфеты.
  2. Произведите расчёт нужного количества товара, указанного в таблице.
  3. Результат занесите в таблицу.
  4. Запишите сумму, необходимую для совершения покупки.
  5. Рассчитайте,  хватит ли вам денежных средств, указанных в   сертификате,  для совершения покупки.

Название

Вес

Цена

Покупка

    Конфеты «Слимо»

1 кг

265 руб

400 гр

Конфеты

«Бури вестник»

1 кг

169 руб

500 гр

Конфеты

«Фант»

1 кг

193 руб

600 гр

Конфеты «Маленькое чудо» C:\Users\Computer\Desktop\мама\фгос\1966_s2.jpg

1 кг

339 руб

450 гр

Итого

C:\Users\Computer\Desktop\мама\фгос\15000 - копия.jpg

Команда № 2

Инструкция по выполнению работы.

  1. Внимательно ознакомьтесь с ценами на печенье.
  2. Произведите расчёт нужного количества товара, указанного в таблице.
  3. Результат занесите в таблицу.
  4. Укажите,  какая сумма вам была необходима для совершения  покупки.
  5. Рассчитайте,  хватит ли вам денежных средств, указанных в   сертификате,  для совершения покупки.

Название

Вес

Цена

Покупка

Печенье  «Алёнка» http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.vedun.ru/image/product/01/ALENKA_022_1.jpg&mb=imgdb_preview_1476

1 кг.

170,5  руб.

500 гр.

Печенье  «Зея»

1 кг.

160 руб.

700 гр.

Печенье «Овсяное» http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//img-fotki.yandex.ru/get/5406/128484475.47/0_819f4_37ac8a28_XL.jpg&mb=imgdb_preview_29

1 кг.

147 руб.

900 гр.

Печенье «Зодиак»

1 кг.

132 руб.

450 гр.

Итого

C:\Users\Computer\Desktop\мама\фгос\15000.jpg

Команда № 3

Инструкция по выполнению работы

  1. Внимательно ознакомьтесь с ценами на фрукты.
  2. Произведите расчёт нужного количества товара, указанного в таблице.
  3. Результат занесите в таблицу.
  4. Укажите,  какая сумма вам была необходима для совершения  покупки.
  5. Рассчитайте,  хватит ли вам денежных средств, указанных в   сертификате,  для совершения покупки.

Название

Вес

Цена

Покупка

           

Черешня

1 кг.

500 руб.

500 гр.

         

Груши

1 кг.

85 руб.

700 гр.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=102965542-70-72&n=21

Бананы

1 кг.

75 руб.

900 гр.

Лимоны

1 кг.

130 руб.

450 гр

Итого

C:\Users\Computer\Desktop\мама\фгос\15003.jpg

         Команда № 4

Инструкция по выполнению работы

  1. Внимательно ознакомьтесь с ценами на овощи.
  2. Произведите расчёт нужного количества товара, указанного в таблице.
  3. Результат занесите в таблицу.
  4. Укажите,  какая сумма вам была необходима для совершения  покупки.
  5. Рассчитайте,  хватит ли вам денежных средств, указанных в   сертификате,  для совершения покупки.

Название

Вес

Цена

Покупка

           

        Капуста  

1 кг.

  30 руб.

3  кг.

          http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//malush.dp.ua/wp-content/uploads/2009/10/pomidor_3_500_2.jpg&mb=imgdb_preview_883

Помидоры

1 кг.

85 руб.

700 гр.

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//propohody.com/wp-content/uploads/2011/11/nie_trac_smaku_283753264.jpg&mb=imgdb_preview_1106

    Перец

1 кг.

130 руб.

450 гр.

http://www.bankoboev.ru/images/Njg4NTY=/Bankoboev.Ru_ogurcy_zelenye.jpg

    Огурцы

1 кг.

  85 руб.

900 гр.

Итого

C:\Users\Computer\Desktop\мама\фгос\15004.jpg

2. Обращает внимание на работу в командах.

3.Выступает тьютором для слабых учащихся при выполнении практического задания

Решают в командах задание.

Сверяют полученные ответы с числом указанным в сертификате, делают вывод.

VII. Подведение итогов урока.

После проведённых расчётов каждая команда представляет свой отчёт о покупках.

Результат проверяется с помощью слайда 7.

Выставление отметок.

Возле доски по одному от каждой команды представляют свои результаты.

За данный этап команда ставит оценку.

VIII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Придумать и решить задачу на различные действия с  десятичными дробями, которая может встретиться в жизненной ситуации.

Учащиеся внимательно слушают, записывают домашнее задание.

IX.Рефлексия.  Слайд 8

Используя буквы слова ДРОБИ, скажите, каким для вас был урок (ответы учеников).

Ребята, благодарю вас за работу. Надеюсь, что знания, полученные на уроке, помогут вам в жизни.  Одной из покупок я хочу поделиться с вами (учитель всех присутствующих угощает конфетами).

Ответы учеников:

Д – динамичный

Р – развлекательный

О – обучающий

Б – бережливый, безупречный

И – интригующий

Оценивают свою работу и работу одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида

Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи    практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...

Технологическая карта к уроку математики в 6 классе по теме "Действия с десятичными дробями", посвященный 70 летию Победы в Великой Отечественной войне

План-конспект к уроку математики в 6классе по теме "Действия с десятичными дробями"  в соответствии с требованиями ФГОС, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, презентация к у...

Разработка урока по математике в 5 классе "Десятичные дроби. Действия с десятичными дробями"

Цели урока.  Образовательные:Систематизация знаний по темам: «Десятичные дроби», «Сложение, вычитание, умножение, деление, округление и сравнение десятичных  дробей»....

Тема: « Все действия с десятичными дробями». Технологическая карта урока

Урок обобщения и систематизации знаний по теме " Все действия с десятичными дробями".    Обучение математике в 6 классе осуществлялось по учебнику Математика. 6 кла...

Технологическая карта урока: Действия с десятичными дробями.

         Требования ФГОС к урокам предусматривают самостоятедьную деятельность обучающихся.            Учитель во время проведения совреме...