Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
статья по алгебре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя — в основном координирующая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkm_na_urokah_matematiki.rar113.21 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с  17  по  21  августа 2015 года

   2 сессия: с  24  по  28  августа 2015 года

Выполнила: Валиева Фанузя Галимзяновна,

учитель математики,

ГБОУ СОШ им.М.К.Овсянникова

с. Исаклы

2015г.

Содержание

I.        Вводная часть        

II.        Основная часть        

Технология критического мышления        

Оценка результатов применения технологии        

Условия реализации технологии        

Заключение        

Список использованных источников        

  1. Вводная часть

В настоящее время методические аспекты формирования творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике недостаточно разработаны. Целенаправленное обучение школьников эвристическим приемам решения творческих задач не проводится. Методика работы над задачами ориентирована в основном на усвоение и применение готовых алгоритмов. Задача интеллектуального развития, формирования опыта творческой деятельности учащихся остается нерешенной. С одной стороны, обществу нужны творчески работающие кадры, способные самостоятельно находить способы решения возникающих задач, правильно ориентироваться в различных источниках информации. С другой стороны, школа не достаточно готовит молодых людей к творчеству, к творческой деятельности. Одной из важных задач школы является развитие всех учеников, но очень много внимания уделяется учащимся среднего уровня, что «обедняет» работу с учащимися, имеющими явную склонность к математике.

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность не приводит к развитию творческих качеств личности. Зачастую не используется весь арсенал средств формирования творческих способностей по такому предмету, как математика, который оказывает огромное влияние на развитие абстрактного и логического мышления учащихся. В частности, недооценивается стимулирующая роль творческой деятельности учащихся в обучении математике.

Итак, налицо противоречие между потребностью в методике целенаправленного формирования и развития творческой математической деятельности учащихся на уроках математики и фактическим состоянием практики формирования этой деятельности. Указанное противоречие обусловливает актуальность темы исследования.

В процессе работы было выявлено, что учащиеся плохо владеют такими приемами мыслительной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и зачастую могут ответить только на прямой поставленный вопрос.

С момента предыдущей аттестации, проанализировав свою педагогическую деятельность, выделила для себя следующее: в двух преподаваемых мной классах средний балл по математике был ниже общешкольного и составлял 3,4 балла. Кроме того, мной были отмечены низкая мотивация учащихся к учебе, невысокие результаты на олимпиадах и научно-практических конференциях.

Поэтому для себя я поставила цель: развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики.

Я представляла, что к этой цели можно прийти только через интерес к предмету. В дальнейшем, предположила, что повышения эффективности обучения и повышения интереса к предмету можно добиться путём систематического применения различных современных образовательных технологий в дополнение к традиционным формам обучения.

В педагогической деятельности ставлю несколько задач:

  1. развивать и укреплять интерес к математике;
  2. повышать эффективность восприятия информации учащимися;
  3. научить ответственно относиться к собственному образованию;
  4. прививать умение работать в сотрудничестве с другими;
  5. развивать способность адаптироваться к непрерывно изменяющемуся информационному пространству.

Прогнозируемые результаты деятельности обучающихся:

  • повышение учебной мотивации школьников;
  • способность обучающихся к самостоятельным оценочным суждениям;
  • умение ставить вопросы, выделять главное, делать сравнение, устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
  • умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
  • способность к исследовательской деятельности, поиску, анализу, к творческой переработке информации.

  1. Основная часть

Для решения поставленных задач была изучены и проанализированы нормативные документы Министерства образования и науки Самарской области, а также  педагогическая, психологическая и методическая литература.

Заметим, что необходимость включения в процесс обучения математике элементов творчества, признается всеми. Главные аспекты творчества выявлены в трудах известных философов и психологов: JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Анализ работ этих ученых показывает, что развитие творчества совершается в действии, на практике и в процессе этой деятельности рождаются способности к творчеству.

Творческая деятельность учащихся становится возможна только в рамках продуктивной модели обучения, ведь путем воспроизведения готовых знаний и деятельности нельзя обеспечить необходимое развитие творческих возможностей человека. Чтобы усвоить содержание опыта творческой деятельности, школьники должны встретиться с новыми для них проблемами, которые необходимо решить в процессе поиска. Опыт поиска не усваивается, если заранее сообщается информация об этом опыте. При получении такой информации учащиеся лишаются возможности и необходимости личного участия в поиске.

Технология критического мышления

Одной из продуктивных моделей обучения является технология критического мышления. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется  высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

В технологии развития критического мышления выделяются социо-культурный,  технологический и методический  аспекты.

Социокультурный аспект – основой его является идея  нравственного воспитания граждан открытого общества.  Чтобы подготовить ребенка к жизни в нем,  учебный процесс тесно увязывается с жизненными ситуациями, решением тех задач, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

В методическом аспекте - технология включает  совокупность методик, включающих приемы по видам учебной деятельности независимо  от предметного содержания.

Технологический аспект – основу составляет модель из трех стадий:  

•        вызов – постановка задач

•        осмысление– изучение нового материала

•        рефлексия – закрепление,  обобщение

Этап

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Возможные приёмы и методы

Вызов

1.Вызов у учащихся уже имеющихся знаний по вопросу.

2. Формирование мотивации ученика.

1.Ученик вспоминает, что знает по этой теме.

2. Формирует новые гипотезы, определяется в своих мотивах и целях.

  • Верные - неверные утверждения»;
  • «Перепутанные логические цепочки»;
  • Толстые и тонкие вопросы
  • Кластер
  • «Корзина идей»
  • составление таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал»;

Осмысление

1.Предлагает опорный текст.

2.Организует процесс чтения, дискуссии, понимания

1.Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии.

2.Подкрепляет и делает коррекцию своих целей.

3.Задает вопросы, пишет, выделяя главные фрагменты в новой информации.

  • «Верные - неверные утверждения»;
  • «Перепутанные логические цепочки»;
  • Толстые и тонкие вопросы;
  • Кластер
  •  «Корзина идей»
  • составление таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал»;
  • Чтение с пометками (инсерт)

Рефлексия

1. управляет подведением итогов.

2.Ставит новые вопросы. Оценивает деятельность ученика

1.Суммирует весь изученный материал.

2.Задает вопросы на будущее.

3.Делает самооценку своей работе

  • написание эссе, телеграммы, письма;
  •   «Синквейн»
  •  составление таблицы «Знаю – хочу узнать – узнал»;
  • Толстые и тонкие вопросы;

Приведем пример использования этой технологии на уроке в 11 классе.

Тема урока: Решение тригонометрических уравнений.

Вызов. Пройти тест (уровень 1). Чтобы ученики стали активными, нужно заинтересовать каждого. Поэтому урок начинаем с индивидуальной работы (не проверочной, а «для себя»,  «просто так»).

Доклад ученика 11 класса по теме:

 «6 различных способов решения одного уравнения:   »

Вопросы к автору.

Осмысление. Проанализировать уравнения, полученные в результате модификации исходного уравнения:

;

;

;

;

;

;

;

;

При каких значениях  уравнение имеет решение

.

Для каждого уравнения метод его решения записать в таблице.

Решить в тетради те уравнения, которые вызвали затруднения, пользуясь «методичкой» и сверяясь с решениями на доске.

Вопросы к авторам решений.

Рефлексия. Составить тест в логике ЕГЭ, причем в первой части правильно сформулировать вопрос, чтобы в ответе было целое число или десятичная дробь, вторая часть  должна соответствовать уровню сложности 15, 17 заданий  ЕГЭ и  должна содержать подробные решения. Оформить тест и ответы на бланках ЕГЭ (осваиваем правила заполнения бланков и требования к оформлению решений).

Оценка результатов применения технологии

Проблема контроля и оценки творческой деятельности учащихся имеет сложный многоаспектный характер. Необходимо учитывать многообразие индивидуальных возможностей школьников, поэтому при оценке деятельности учащегося следует сравнивать результаты предыдущей деятельности того же ученика с новыми.

Во-первых, необходимо целенаправленное длительное наблюдение за учащимися. Результаты тестов, самостоятельных и контрольных работ, статистику по выполнению обязательных и необязательных творческих заданий, количество оригинальных решений и нестандартных подходов можно фиксировать в сводной таблице. Применение в таблице системы знаков и цветовой гаммы должно стимулировать творческую активность учащихся.

Вторым способом оценки эффективности технологии является сравнительный анализ обучаемости по следующим параметрам:

  • способность к логическим действиям,
  • умение находить логические отношения,
  • способность классифицировать,
  • способность к фантазии и воображению,
  • пространственное воображение,
  • понимание и концептуализация информации,
  • владение математическим языком.

Динамика учебных достижений, качества знаний, среднего балла отслеживается путем сбора статистики по срезовым контрольным работам. Важным показателем результативности технологии являются наличие призеров и победителей в очных и дистанционных конкурсах и олимпиадах. Изменения мотивационной составляющей обучения можно выявить с помощью анкетирования и опросов.

Условия реализации технологии

Для реализации данной технологии необходимо наличие следующих ресурсов:

  • кадровый – учитель должен владеть этой технологией;
  • методический – научная, педагогическая литература, дидактические материалы, мультимедийные пособия;
  • психологическое сопровождение – организация индивидуального наблюдения, обработка результатов опросов и анкетирования;
  • материально-техническая база.

Заключение

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя — в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовка исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.

Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

Принципиальными моментами для технологии являются:

- активность субъектов в образовательном процессе;

- организация групповой работы в классе;

- развитие навыков общения;

- идея ценности личности;

- подход к образовательной технологии как средству и инструменту самообразования человека;

- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

Список использованных источников

  1. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
  2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
  3. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
  4. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
  5. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: «Просвещение», 2004, 173 с.
  6. Закон РФ об образовании
  7. Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  (Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)
  8. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
  9. ФГОС  полного общего образования.
  10. http://www.mon.gov.ru – сайт Министерства образования и науки РФ
  11. http://samregion.edu.ru  - сайт Министерства образования и науки Самарской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование – как один из способов развития творческих способностей обучающихся на уроках математики в 5 – 9 классах

В современной педагогике выделяется три уровня реа­лизации исследовательского обучения:• педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти учащемуся сам...

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики».

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики». Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, ...

Проектная деятельность - как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики

Статья по теме " Проектная деятельность- как направление работы по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики" по может учителю математики подготовиться к выступлению ...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Суть творческого развития в соответствии с требованиями ФГОС заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно и под руководством учителя найти решение задачи, постро...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики

Развитие творческих способностей обучающихся возможно при применении методов проблемного обучения и использовании на уроках математики творческих заданий, что повышает эффективность формирования позна...

Проектная деятельность - как направление работы учителя по развитию творческих способностей обучающихся на уроках математики

Данный материал поможет  учителю математики организовать учебный процесс, направленный на  развитие творческих способностей обучающихся и навыков исследовательской и проектной деятельности...