Формирование ключевых компетенции студентов в процессе обучения математики
статья по алгебре на тему

Халиди Сауле Мухтаркызы

Главной задачей, вероятнее всего и является необходимость формирования у обучающихся навыков самопознания, самосозидания и самореализации, в целом, рефлексии. И тогда проблема реализации и выраженности профессиональной компетенции решается сама собой.  В этом учителю, преподавателю математики помогают элементы новых педагогических инновационных технологий, элементы которых, по возможности, необходимо  включать в каждый из своих уроков, занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГККП «Колледж общественного питания и сервиса» города Астаны

 «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ  КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ»

Халиди Сауле Мухтаркызы

Преподаватель математики

АСТАНА 2015

«Нам необходимо создать ядро национального интеллекта,

 нам нужны эрудированные люди,

способные конкурировать на международном уровне».

Н. А. Назарбаев

В современном мире часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, ясно излагать свои мысли и логически рассуждать.

Современные условия жизни требуют от учащегося не простого получения суммы знаний, а достижения определенного уровня компетентности в способах жизнедеятельности в современном обществе. Только такой учащийся сможет оправдать социальные ожидания нашего государства в становлении нового работника, который способен творчески решать сложные профессиональные задачи. Нашему обществу требуются высокообразованные, предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в случаях выбора, предвидя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности.

Именно с формированием компетентности будущего специалиста связывают сегодня качество профессионального образования.

Обладая высоким уровнем профессиональных компетенций, специалист способен находить рациональное решение в сложных профессиональных ситуациях, что значительно повышает эффективность его профессиональной деятельности. Сегодня востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь уже сложившимся творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом. Как известно, опыт невозможно прививать искусственно, а он прирастает за счет опыта самостоятельных решений, опыта самопознания и самоизменения.

Для современного профессионального образования весьма характерно внедрение инноваций – это основной способ повышения эффективности образовательного процесса.

В рамках данного подхода предусмотрена такая подготовка специалистов, у которых в процессе учебно-профессиональной деятельности будут сформированы компетенции, определяющие профессионализм и конкурентноспособность личности. Таким образом, основной целью обучения становится овладение обучающимися различного рода компетенциями.  

Компетенция – готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.

Внутренние ресурсы:  знания, умения, навыки, способы деятельности психологические особенности , ценности и т.д.

Внешние ресурсы: информация, люди, группы, организации и т.д.

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности обучающегося, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе. Одна из основных компетенций – профессиональная. И поскольку важность предмета «математика» подчеркивается сегодня обязательной сдачей  ЕНТ выпускниками, то актуальность проблем не вызывает сомнений.  К тому же часто приходится убеждать поваров, кондитеров, калькуляторов,  швей, художников – студентов разных специальностей, обучающихся в ТиПО, в том, зачем им нужна математика.

Профессиональная компетентность поваров, кондитеров, калькуляторов

Стремительное развитие пищевой индустрии, появление инноваций в сфере производственной технологии кулинарной продукции и новейшего торгово-технологического оборудования  предъявляют новые требования к профессиональной подготовке поваров, кондитеров учреждениями ТиПО.

Работодатель, как основной заказчик качества профессионального образования и одновременно потребитель его результатов, конечно, требует от повара, кондитера наличия профессиональной компетентности, мобильности, конкурентоспособности, личностных и профессиональных качеств, влияющих на производство качественной кулинарной продукции, а также и на успешность предприятия и коллектива, в котором он трудится. 

Цель каждого учебного заведения  нацелена на полномасштабную подготовку таких специалистов, у которых в процессе и в результате учебно-профессиональной деятельности будут сформированы компетенции, определяющие в целом  профессионализм и конкурентоспособность каждой отдельной личности.

Компетентностный подход в образовательном процессе ориентирован на такой результат образования, в качестве которого рассматривается не просто сумма усвоенной информации, тех же пресловутых ЗУН (знания, умения и навыки), а способность выпускника комфортно существовать и активно действовать в самых различных профессиональных и жизненных ситуациях.

Таким образом, основной целью обучения и образования становится овладение обучающимися различного рода компетенциями.  

Перечень ключевых образовательных компетенций определяется, исходя из фундаментальных, главных целей общего образования, на основе структурного представления социального опыта, а также опыта каждой уникальной личности. При этом важно, что основные виды деятельности студента позволят ему овладеть социальным опытом, получить  навыки комфортной, наполненной смыслом жизни и практической, активной деятельности в обществе.

Виды основных, формируемых и развиваемых компетенций: ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; информационная;   коммуникативная; социально-трудовая;  личностного самосовершенствования.

Наша  задача – рассмотреть  профессиональную  компетенцию, которая включает в себя все названные виды компетенций с ориентацией, уклоном на конкретную специальность, в нашем случае, профессиональная компетенция ориентирована на поваров, кондитеров.

Итак, профессиональная компетенция складывается из основных компетенций, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе и результате изучения дисциплины «Математика».  

Математика как учебная дисциплина обязательна в образовательном процессе практически для каждой специальности, профессии, в каждом учреждении основного и профессионального образования. Поэтому можно считать, что математика  является одним из основных средств познания для каждого обучающегося.

Изучение математики способствует формированию у студентов логического мышления, развитию их интеллектуальных способностей, прививает умение точно и логически мыслить, аргументировать свои утверждения, развивать абстрактное мышление, творческое воображение, так популярную и востребованную сегодня креативность мышления.

Основной задачей обучения математике является математическое обеспечение специальной подготовки, т.е. вооружение обучающихся математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения специальных дисциплин, разработки курсовых и дипломных проектов, для профессиональной деятельности и продолжения образования.

Таким образом, математика является одним из опорных предметов обучающихся: она обеспечивает возможность успешного изучения других дисциплин, занимает ведущее место в формировании научно-теоретического мышления.

Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки студентов. При обучении математике формируются умения и навыки умственного труда, планирования своей работы, поиска рациональных путей ее выполнения, критической оценки результатов. Изучение дисциплины «Математика» является составной частью в системе подготовки каждого специалиста.

Рассмотрим последовательно все составляющие виды профессиональной компетенции. Следует отметить, что все эти виды предполагают активное и постоянное использование инновационных образовательных технологий и современных технических средств обучения.

Итак, во-первых, ценностно-смысловая компетенция. Имеется в виду, что студенты понимают, осознают  значение и роль математики в развитии научно-технического прогресса. Для формирования и развития такой компетенции используются все межпредметные связи в процессе обучения обучающихся для сознательного овладения ими основными теоретическими и практическими знаниями, умениями, навыками (теми же ЗУН). Осознанное применение математических знаний, умений и вычислительных навыков при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин способствует формированию у учащихся ценностно-смысловой компетенции.

Во-вторых,  учебно-познавательная  компетенция.   Здесь  главным становится   такое развитие компетенций обучающихся, которое может осуществляться в форме самостоятельной познавательной деятельности: умения работать с учебником, таблицами, опорными конспектами, алгоритмами, основными понятиями и определениями. В процессе обучения студенты учатся планировать свою работу, решать проблемные ситуации и задачи.

При изучении разделов геометрии развиваются такие компетенции:

  • владения измерительными навыками;
  • использования ЗУН при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин.

Навыки использования вероятностных, статистических методов познания вырабатываются при изучении раздела «Основы теории вероятностей и математической статистики».

Развитие исследовательских умений и навыков происходит в процессе решения задач на исследование функций с помощью производных.

Овладение основными интеллектуальными операциями, такими как:

  • анализ;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • синтез;
  • выявление причинно следственных связей;
  • формирование определенного уровня аналитического, логического, комбинаторного и алгоритмического стилей мышления;
  • умения генерировать идеи и определять средства для их решения,

являются составными частями учебно-познавательной компетенции учащихся.

В-третьих, информационная компетенция.  Это компетенция навыков работы учащегося с различного рода информацией. Она формируется в процессе  и  в  результате  подготовки  студентами, например, рефератов в рамках предмета «математика». При этом активно развивается умение самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию с использованием современных информационных технологий.

В-четвертых, коммуникативная компетенция.  Она формируется в процессе всего обучения. В ходе реализации этапа закрепления изученного материала учащимся оказывается консультативная помощь, как сильным, так и слабым, а они, в свою очередь,  консультируют своих соседей. Поэтому обучающиеся на уроках не только совершенствуют свои  интеллектуальные способности, но и активно осваивают этические нормы  общения. В процессе обучения студенты учатся правильно задавать вопросы и столь же верно строить свои ответы, аргументировать свои высказывания.

Компетенции личностного самосовершенствования.  Освоение способов интеллектуального самосовершенствования и развития происходит в случаях возможности полного развития всех видов мышления: логического, оперативного, абстрактного. В процессе обучения математике  у студентов формируется общая культура мышления,  и усваиваются модели поведения, развиваются и закрепляются личностные качества: аккуратность, ответственность, трудолюбие, умение выбирать правильное решение, концентрация внимания, сообразительность.

Итак, сегодня остается очень обсуждаемым и поэтому актуальным  вопрос о целях образования и их практическом применении. Очень проблематичной является возможность успешной мотивации учебной деятельности обучающихся.

Очень трудно бывает объяснить студенту,  для чего ему нужна математика, если он собирается быть поваром, электриком  или автомехаником.

Поэтому главной задачей, вероятнее всего и является необходимость формирования у обучающихся навыков самопознания, самосозидания и самореализации, в целом, рефлексии. И тогда проблема реализации и выраженности профессиональной  компетенции решается сама собой.  В этом  учителю, преподавателю математики помогают элементы новых педагогических инновационных технологий, элементы которых, по возможности, необходимо  включать в каждый из своих уроков, занятий.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, результатом формирования ключевых профессиональных компетенций обучающихся является личность студента, наделенная такими характеристиками как самоорганизующаяся, самообразованная и саморазвивающаяся, т.е. компетентная как в сфере образования, так и в будущей профессии.

В личностном преломлении это означает, что молодые люди, выходя из среднего профессионального образовательного учреждения, обладают следующими качествами: высокая степень самостоятельности, стремление к лидерству, мотивированность на самостоятельное достижение трудных познавательных и социальных целей, умение осуществлять личностный выбор, развитые навыки интерактивной коммуникации, гуманизм, способность к нравственному поступку, требовательность к себе, развитость гражданских чувств и другие.

Актуальная проблема казахстанского общества является в формировании конкурентноспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

Таким образом, использование современных педагогических технологий в преподавании математики позволяет преподавателям использовать новые возможности, разнообразить традиционный процесс обучения, сделать его более гибким, доступным, динамичным и эффективным, обучающимся позволяет получать качественное образование, с хорошо сформированной и развитой профессиональной компетенции, а учреждению – приобретать конкурентное преимущество в сфере образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по математике.

Сообщение для "круглого стола" в рамках проведения методической недели. Содержит текст выступления,  презентацию и несколько полезных правил по данной теме....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...

Методическая разработка «Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении математике через систему заданий»

Тема «Формирование ключевых компетенций учащихся при обучении математике через систему заданий»Цель системы заданий - повысить качество математического образования учащихся 8-11 классов.Задачей систем...

«Формирование ключевых метапредметных компетенций в процессе обучения математике»

В данной статье излагаются способы формирования ключевых метапредметных компетенций  в процессе обучения математике...

Методы развивающего обучения, как основа формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики

Доклад по теме отражает суть преход от "знаниевой" ситемы к компетентностному подходу. Содержит иллюстративный материал и пояснения к разлиным типам заданий, направленных на формирование клю...