Формирование ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного материала посредством проблемно-ориентированного подхода
методическая разработка по алгебре по теме

Кузнецова Олеся Александровна

    В современных условиях модернизации российского образования особую актуальность в изучении такого предмета, как математика, приобрело проблемное обучение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_opyt_raboty.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Описание педагогического опыта «Формирование ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного материала посредством проблемно-ориентированного подхода».

Учитель математики Кузнецова О.А.

МОУ СОШ №23 города Самары

                                                                                                      Мои способности обнаружились лишь                                                                            

                                                                                                      тогда, когда я был в активном

                                                                                                      творческом состоянии, и я не мог

                                                                                                      обнаружить способностей, когда

                                                                                                      нужно было пассивное усвоение и

                                                                                                      запоминание, когда процесс шёл

                                                                                                      извне ко мне.
                                                                                                                   И.А. Бердяев. Самопознание

Теоретическая интерпретация опыта

    В современных условиях модернизации российского образования особую актуальность в изучении такого предмета, как математика, приобрело проблемное обучение. Дело в том, что с развитием рыночных отношений в нашей стране все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определёнными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной), а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий).

   Эти способности являются одними из базовых для современной личности. Лекциями и рассказами они не передаются. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном материале. Этим требованиям сегодня в наибольшей степени соответствует проблемное обучение.

Концепция проблемного обучения, наиболее масштабная разработка которой началась в нашей стране в 60-е годы XX века, имеет довольно древнюю и богатую историю, прошедшую в своём развитии три этапа:

  • Разработка способов и средств активизации учебного процесса (майевтика Сократа, дидактика Я.А. Коменского, идеи Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А.В. Дистервега, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева)
  • Формирование исследовательского метода обучения, основанного на приёмах развития познавательной самостоятельности учащихся в овладении знаниями (А.Я. Герд, А.П. Пинкевич, В.В. Половцев, Б.Е. Райков)
  • Формулирование идей и средств обучения путём разрешения проблем (« problem solving ») (Дж. Дьюи, Дж. Брунер, Г. Пойа, О. Зельц, К. Дункер).

В нашей стране разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения и проблемного обучения как концепции в целом занимались и занимаются сегодня многие учёные и практики: М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, В.Т. Кудрявцев, Н.Г. Дайри и мн. др. Концептуальная основа всего проблемного обучения основана на психологической теории мышления, выдвинутой С.Л. Рубинштейном, согласно которой вовлечённость личности в мыслительный процесс определяется противоречием.

В контексте современной отечественной дидактики проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Оно направлено на формирование познавательной самостоятельности учащихся, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. В то время как традиционное обучение направлено на усвоение результатов научного познания.

Наиболее важными, на мой взгляд, функциями проблемного обучения являются, во-первых, развитие творческих способностей учащихся и, во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Рассмотрим их более подробно.

В современной педагогике всё шире распространяется убеждение, что репродуктивная деятельность отрицательно влияет на возможность последующего творчества. К этому выводу приходят как теоретики, так и практики, как педагоги, так и психологи. Так, М.А. Холодная пишет: «Именно недостаточность знаний часто является стимулом для появления творческих решений». Специфика построения проблемного обучения на моделировании проблемных ситуаций, содержащих противоречия, отношение к которым является одним из важнейших критериев творчества, позволяет сделать вывод о его эффективности в этом направлении.

Второй важнейшей функцией проблемного обучения, как уже отмечалось выше, является развитие у учащихся практических навыков использования знаний и повышение уровня усвоения учебного материала. Как показывает практика, практическое воспроизведение знаний и навыков, осуществляемое учащимися осознанно и в рамках проблемной ситуации, способствует значительно лучшему усвоению знаний, нежели лишь вербальное или практическое их воспроизведение при традиционном обучении. При таком подходе ЕГЭ становится доступным для большинства учащихся. Но знания сами по себе не имеют ценности, если учащийся не может применить их на практике, не может решать с их помощью конкретные задачи, которые ставит перед ним действительность. Именно поэтому в процессе обучения и воспитания приоритет должен отдаваться моделированию, воссозданию практических проблемных ситуаций и их самостоятельному решению учащимися, что и реализуется в проблемном обучении. Итак, мы сосредотачиваем своё внимание на создании и решении учебных проблем, обеспечивающих эффективное воздействие проблемного обучения на развитие личности школьника, и её подготовку к дальнейшему развитию за стенами школы.

Актуальность опыта основывается на разрешении с его помощью следующих проблем и противоречий:

  • активного и пассивного усвоения новых знаний;
  • глубоким и поверхностным уровнем понимания изучаемого материала;
  • прочностью и зыбкостью усвоения знаний;
  • развитие как конвергентного, так и дивергентного типов мышления, т.е. не только интеллектуальных возможностей, но и образного мышления, интуиции, эмоций, чувств и прочих проявлений правого полушария мозга;
  • коллективным обучением и индивидуальным развитием личности учащегося;
  • живой и формальной связью между педагогом и учащимися

Ведущей идеей своего педагогического опыта вижу развитие личности , способной к творчеству и самостоятельности в решении жизненных социальных проблем через урок математики.

Новизна опыта заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия методики проблемного обучения на личность ученика. Факторами успешности описываемого опыта, на наш взгляд, являются владение учителем методологией проблемного обучения и современными педагогическим технологиями образования и воспитания учащихся. Большое значение имеет широкое использование в педагогической практике фактора человеческого общения, что способствует созданию ситуации успеха как для ученика, так и для учителя.

Обобщённое описание (модель) системы работы

Мой подход к технологии проблемного обучения носит стратегический характер. Это даёт мне возможность ориентировать весь учебно-воспитательный процесс, начиная с учебного года в целом и заканчивая каждым уроком, занятием или мероприятием, на развитие учащегося, его способности самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы.

Пути достижения поставленной цели могут быть разными. Но я убеждена, что ни один из них не будет ничего значить, если учитель будет отдельно учить, отдельно воспитывать и отдельно внедрять в жизнь опыт учёбы и воспитания. Поэтому проблемное обучение для меня представляет особую ценность, так как позволяет и развивать, и воспитывать, и беречь здоровье ребёнка.

Проблемный подход в обучении математике дает возможность ожидать у моих учеников сформированность таких личностных качеств, как мышление, речь, творчество, эмоциональность, смысловая память, эффективное внимание, что позволяет мне воспитывать в ребятах самостоятельность, толерантность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, этикетность речи, культуру чувств и эмоций, сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения, ситуации успеха, всё это вместе взятое формирует здоровьесберегающую среду.

Метод проблемного обучения позволяет создать и сформулировать проблемные ситуации, подвести учащихся к проблеме. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую стороны. Ее задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Учащиеся сами добывают знания. Они самостоятельны. Они живут, добиваясь поставленной цели, т. е. их кредо – активная жизненная позиция.  

Активная мыслительная деятельность всегда связана с решением определенного задания. Мыслить человек начинает, если у него возникла потребность что-то понять, что-то осуществить. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления, противоречия. Проблемной ситуацией определяется привлечение личности к мыслительному процессу, который всегда направлен на решение некоторой задачи.

Совокупность действий учителя по созданию проблемных ситуаций и формулировке проблем вызывают оптимальную познавательную активность учащихся, оживляет учебный процесс, вовлекает учащихся в продуктивную деятельность. Вызванный познавательный интерес ведет к избирательной направленности личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Система проблем, рассматриваемая на уроке, строится с учетом  индивидуальных особенностей учащихся класса, включая их способности, общее развитие, наклонности, интересы, эмоциональное состояние, опыт, знания.

Когда учащийся начинает мыслить, то он выполняет  следующие мыслительные операции:

  • анализ и синтез;
  • сравнение;
  • аналогия;
  • классификация;
  • обобщение;
  • закономерность.

Если у учащегося будут сформированы и развиты перечисленные мыслительные, в тоже время и математические, операции, то учащийся сможет решать не только школьные задачи по математике, но и в будущем  сможет разрешить многие жизненные задачи.

Если провести сравнительный анализ определения субъекта и возможностей использования проблемного обучения на уроках математики, то можно увидеть следующее:

Определение субъекта

Использование проблемного обучения

  • активно действующий;

  • познающий;

  • обладающий сознанием и волей.
  • вовлечение учащихся в продуктивную деятельность;
  • формирование познавательной активности;
  • осознанное овладение материалом, развитие поисковой и волевой стороны.

При проблемном обучении учитель помогает ученику приобрести знания, при этом ученик самостоятельно их приобретает по схеме:

  1. Сталкивается с проблемой;
  2. Ставит цель – решение проблемы;
  3. Ведет поиск способов решения проблемы;
  4. Выбирает наиболее рациональный способ решения проблемы;
  5. Решает проблему.

Обучение по такой схеме на уроках математики позволяет формировать ученика как субъект. Использование проблемного обучения на уроках математики позволяет вести взаимодействие учащихся и учителя на субъектном уровне. В свою очередь, проблемное обучение, как это видно из схемы на рисунке 1, ведет к активизации мыслительной деятельности учащихся. Следовательно, можно сделать вывод, что активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики является одним из условий становления субъектной позиции учащихся и педагога.

Итак, исходя из вышеизложенного, формулирую основную цель моей педагогической системы – создание необходимых условий, как для формирования ключевых компетенций учащегося, так и для повышения уровня усвоения им учебного материала посредством проблемно-ориентированного подхода.

Методы и приёмы проблемного обучения

Общие методы

Бинарные методы

Название методов и приёмов

Способ представления учебного материала

Степень активности учащихся

Монологический

  • Приём проблемного изложения
  • Приём нахождения аналогии
  • Приём обнаружения противоречий

Сообщающий

Исполнительная

Рассуждающий (показательный)

  • Приём логического изложения
  • Приём предположения

Объяснительный

Репродуктивная

Диалогический

  • Приём создания проблемной ситуации
  • Приём экспресс-дискуссии
  • Приём ролевой дискуссии

Инструктивный

Практическая

Эвристический

  • Приём альтернативной ситуации
  • Приём Либерального клуба

Объяснительно-побуждающий

Частично-поисковая

Исследовательский

  • Приём проекта

Побуждающий

Поисковая

Формы педагогической деятельности.

Поэтапное моделирование урока.

Технология:

a) целеполагание;

b) вводно-мотивационный этап;

c) операционно-познавательный этап;

d) рефлексивно-оценочный.

Алгоритм подготовки к уроку:

  • определение места урока в системе уроков данной темы и формулировка его целей, исходя из общей цели изучения темы;
  • подготовка материалов, демонстрирующих значимость изучения темы урока, ее места и роли в общем курсе, ее значения в практическом и теоретическом плане, обеспечивающих положительную мотивацию и эмоциональный настрой учащихся;
  • разработка структуры урока, определение его типа;
  • отбор материала к уроку, методов и приемов обучения, планирование заданий, активизирующих познавательную деятельность учащихся, подготовка заданий разных уровней сложности;
  • подготовка дидактических средств обучения;
  • подготовка материалов для оценки и коррекции ЗУН по теме урока;
  • определение объема и содержания домашнего задания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984 г.
  2. Волкова С. И. Столярова Н. Н. Развитие познавательных способностей детей на уроках математики // 1993 №7, №8.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. Изд. второе, доп., испр. и перераб, - М.: Университетская книга, Логос, 2008 г.
  4. Максимов Л. К.. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения // Вопр. психол. 1979. № 2. С. 57 – 65.
  5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
  6. Якиманский И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного процесса посредством метода проекта».

Краткая аннотация работы: Приступая к работе над формированием ключевых компетенций и повышение уровня усвоения учебного процесса посредством метода проекта, я выявила следующую проблему:что уча...

Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка

35 лет работы в школе убеждают меня в том, что главное в обучении иностранному языку – это заинтересованность ученика (мотивация).Ещё недавно для многих моих учащихся единственным мотивом изучен...

"Формирование ключевых компетенций и развитие навыков самостоятельной работы суворовцев посредством информационных технологий"

Календарно-тематическое планированиепо алгебре для кадетских классов и суворовских училищв   9   классе   на   2014/2015   учебный  год  ( 4...

формирование ключевых компетенций учащихся на уроках химии как средство реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Работая одновременно с большими группами учащихся, учитель ориентируется на среднего ученика. При такой системе неизбежно задерживается развитие одних и создаются непреодолимые трудности для других уч...

Формирование ключевых компетенций и повышение качества географического образования с помощью инновационных технологий обучения.

Учитывая современный социальный заказ школе на формирование активной творческой личности, на повышение качества образования сформулирована концепция....

Диагностическая карта по отслеживанию уровня усвоения учебного материала по обществознанию

Диагностическая карта поможет учителю-предметнику, родителям и обучающимся выявлять уровень усвоения учебного материала по обществознанию....