Урок по теме: "Разность квадратов двух выражений"
план-конспект урока по алгебре (7 класс) на тему

Данный урок включает развёрнутый материал по теме и интересные примеры, проиллюстрированные в презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_algebry_v_7_klasse.docx31.52 КБ
Office presentation icon moya_prezentatsiya_7_kl_formuly.ppt140 КБ

Предварительный просмотр:

Урок алгебры в 7 классе

                                    ( по программе под редакцией И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича)

 Урок № 11 в главе «Многочлены. Арифметические операции над многочленами».

Тема урока: «Разность квадратов двух выражений»

Тип урока: комбинированный

Вид (форма урока): практикум

Используемые технологии (методики) : личностно-ориентированное обучение, исследовательский метод, технология индивидуализации, здоровьесберегающие ситуации.

Цель урока: изучение формулы сокращенного умножения «Разность квадратов двух выражений» и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Задачи урока:

  1. Проверить ЗУН, полученные на предыдущем уроке и применить их к выводу новой формулы.
  2. Формировать умение сравнивать, анализировать и обобщать свойства алгебраических выражений, пользоваться полученной формулой в нестандартных ситуациях.
  3. Прививать интерес к исследовательской работе, развивать грамотную математическую речь.

Оснащение урока:

Доска: на боковой доске примеры для индивидуальной работы.

ТСО: медиапроектор, ноутбук, экран, презентация урока.

Дидактический и раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, карточки настроения.

Ход урока

1 мин                               І. Организационный момент:

 Цель: настроить учащихся на творческую и продуктивную работу.

Здоровьесберега                Проверка настроения учащихся. У каждого на столе по три карточки, надо  

ющие технологи:              показать ту карточку, которая соответствует твоему настроению.

снятие состояния              

 напряжения и

 тревожности              

Мотивация на                 Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучать формулы сокращенного

усвоение новых                умножения, получим новую формулу и попробуем ёё применить к решению

знаний                               упражнений (презентация, слайды1 и 2).

37мин                        ІІ. Основная часть:

                                    Цель: проверка знаний, полученных на прошлом уроке, усвоение новых

                                    знаний и их закрепление.

                                  1. Этап проверки домашнего задания

Технология                       Учитель раздает учащимся индивидуальные дифференцированные    

 индивидуализации и       карточки в 3-х вариантах.     

 уровневой                        Учащиеся выполняют задания:

дифференциации                Карточка №1 (базовый уровень)

  1. Запишите формулу квадрата суммы двух выражений.
  2. Преобразуйте выражение: а) (2х – 5)²;

                                                    б) ( 3а + 4в)² ;

                                                     в) (с³ +а²)².

Карточка №2 (базовый уровень)

  1. Запишите формулу квадрата разности двух выражений.
  2. Преобразуйте выражение: а) ( 4а + 7)²;

                                                                                         б) (6х – 5у)²;

                                                                                         в) (у² -х³)².

                                     

                                     Карточка №3 (продвинутый уровень)

                                      Замените символы * одночленами так, чтобы выполнялось равенство:

                                                 а)  (6а + * ) = * + * + 25х²;

                                                 б) ( 10 х + * )² = * + * + 36 ху;

                                                  в) ( * - 8а)² = 81 ав² - * + *.

7 мин                               2. Этап всесторонней проверки знаний.

                                           С остальными учащимися учитель проводит устный счет ( презентация,  

                                    слайд 3)

  1. Упростить  (х + 5 )²                   (у – 3)²

                           (5 + х )²                   ( 3 – у )²

                            (а + в )²                   (а – в )²

                            (в + а)²                     (в – а )²

Повторяем выводы прошлого урока:

(а + в )² = ( в + а )² ,     ( а – в )² = ( в – а )²

2. Возведите в степень (2ав

                                        ( - 7с³ d

                                        ( - а²в³с)²

                                         ( 0,1 а²в³с

                                         ( - 3ху²)²

3.Вычислите 21², 31², 25², 45², 65², 85².

1 мин                                  Учитель собирает решения индивидуальных карточек. Возможна проверка  

                                     решений во время выполнения учащимися следующего задания.  

                                   

                                     

                                  4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового  

                                     материала

8 мин                                      Учитель предлагает учащимся выполнить задание на слайде 4.

                                        Один учащийся выполняет упражнение на боковой доске.

                                                    (х + 2 )( х – 3 )

                                                    ( 2у + 1)(у – 4)

                                                    ( х – 3)( х + 3)

                                                   ( а + 4) ( а – 4 )

                                           ( у + 6) (у – 6)

                                           ( а + 1) ( а – 1)

                                           (х – 5)( х + 5)

                                  5. Этап усвоения новых знаний.

                                  Учитель предлагает проверить результаты ( слайд 5). Учащиеся сверяют свои

                                  решения, учащийся у доски получает оценку.

Исследовательский        Учитель предлагает учащимся увидеть общее и различия в условиях и

метод     7 мин                          ответах ( слайд 6). Учащиеся выдвигают свои гипотезы.

                                   После нахождения закономерности учащимся предлагается устно выполнить    

                                   упражнения со слайда 7.

                                     (у + 2)(у – 2)

                                     ( х + 10)( х – 10)

                                     ( а + 7) ( а -7)

                                  Ответы проверяются сразу на слайде. Слайд 8.

                                   Теперь учащиеся выводят формулу

                                       (а – в)(а + в) = а² + ав – ав + в² = а² - в².

                                   Записывают выведенную формулу (а – в)(а + в)= а² - в². Слайд 9

Работа над правилом.

                                     Учитель проводит работу по формированию грамотной математической речи.

Формулировку правила учащиеся записывают в тетрадь. Слайд 10.

Обратить внимание на разницу в формулировках: «разность квадратов» и «квадрат разности»: а² - в² «разность квадратов»

                                   (а – в)² «квадрат разности».

 

1 мин здоровье-

сбережение                   Физкультминутка под руководством учителя. Упражнения для шеи, спины,  

                                     глаз.

                                          6. Первичное закрепление нового материала.

                                         Учащиеся выполняют задание слайда 11 с проверкой по гиперссылке.

Личностно-                     Затем выполняются упражнения из учебника  № 870, 871.

ориентированное

обучение                          

 5мин                                  Применение формулы в нестандартной ситуации.

                                   Важен ли порядок записи скобок? Учащиеся делают вывод , что не важен.

                                   Действует переместительный закон умножения.

                                   Учащиеся записывают ответы к примерам слайда 12 с последующей    

                                           проверкой. Делают вывод, что писать ответ надо по скобке, содержащей

                                           минус.                                        

                                           В каких ситуациях можно применить   полученную нами формулу?

                                  Учащимся предлагается решить пример (слайд 13)

                                    69 · 71 =( 70 – 1)(70 + 1) = 4900-1= 4899

                                  Решаются все примеры аналогичным образом.

                                   

                                       7.  Закрепление полученной формулы, проверка усвоения знаний.

8 мин                               Решение упражнений из учебника. Учащиеся работают в своем темпе.

                                              Учитель вызывает учащихся к доске в случае затруднений.

                                        № 872, 875, 879, 880, 886, 887( все  под буквами в и г) (слайд 14)

                                      Проверка осуществляется по слайду 15.

ІІІ. Заключительная часть урока.

2 мин

                                            Цель : подвести итог уроку, инструктаж по выполнению домашнего задания,

Здоровьезберегаю –        отметить отличившихся учеников.

щие      технологии:        Слайд 16.

поощерение уча –            Учитель: Сегодня на уроке вы смогли вывести еще одну формулу сокра-

щихся, пре-                       щенного умножения, применили ее для упрощения вычислений. Дома вы

дотвращение состо-      выучите формулу наизусть и решите упражнения № 872, 875, 879, 886

яния тревожности         ( все под буквами а и б).

                                   Поднимите карточку  соответствующую вашему настроению.

                                   Урок окончен. Всем спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

формулы сокращенного умножения Разность квадратов двух выражений

Слайд 2

Цель урока: Изучение формулы разности квадратов Применение формулы для рационализации вычислений

Слайд 3

Считаем устно! 1.Упростить (х + 5 )² (у – 3)² (5 + х )² ( 3 – у )² (а + в )² (а – в )² (в + а)² (в – а )² (а + в )² = ( в + а )² , ( а – в )² = ( в – а )² 2. Возведите в степень (2ав)² ( - 7с³ d)² ( - а²в³с)² ( 0,1 а²в³с)² ( - 3ху²)² 3.Вычислите 21², 31², 25², 45², 65², 85².

Слайд 4

Выполни действия 1. (х +2)(х -3) 2. (2у +1)(у-4) 3. (х - 3)(х + 3) 4. (а + 4)(а -4) 5. (у +6)(у – 6) 6. (а +1)(а – 1) 7. (х -5)(х+5)

Слайд 5

Проверь себя: 1. х² –х -6 2. 2х² -7х -4 3 . х² -9 4. а² -16 5 . у² – 36 6. а² -1 7. х² -25

Слайд 6

Найди разницу сначала в условиях примеров а затем и в результатах: (х +2)(х -3)= х² –х -6 (2у +1)(у-4)= 2х² -7х -4 (х - 3)(х + 3)= х² -9 (а + 4)(а -4)= а² -16 (у +6)(у – 6)= у² – 36 (а +1)(а – 1)= а² -1 (х -5)(х+5)= х² -25

Слайд 7

Если нашел закономерность, то попробуй дать ответ: (у + 2)(у – 2)= (х +10)(х -10)= (а +7)(а – 7)= у ² – 4 х ² – 100 а ² - 49 Молодцы!

Слайд 8

У вас получилось так? (у + 2)(у – 2)= у² – 4 (х +10)(х -10)= х² - 100 (а +7)(а – 7)= а² - 49 Молодцы! Давайте сделаем вывод, для этого попробуем вывести формулу (а +в)(а – в)=…

Слайд 9

У вас получилось: (а + в)(а – в) = а² - в² Запомни! Теперь попробуем сформулировать правило.

Слайд 10

Произведение разности двух выражений и их суммы равно разности квадратов этих выражений (а - в)(а + в) = а² - в²

Слайд 11

Проверь себя: (у – 9)(у + 9) = у² - 18 у² - 81 у² + 81

Слайд 12

(а – в)(а + в) = а ² - в ² Решим примеры сложнее, будь внимателен, прояви смекалку. (2-х)(2+х) (-2+х)(2+х) (х-2)(2+х) (х+2)(2-х) (2-х)(х+2) (-2-х)(2-х) Твои ответы: 4-х ² х ² -4 х ² -4 4-х ² 4-х ² х ² -4

Слайд 13

Где можно применить выведенную формулу? (а – в)(а + в) = а ² - в ² Попробуй решить эти примеры устно. 69 · 71 · 29 · 91 99 · 101

Слайд 14

Поработаем над формулой еще Выполни упражнения из учебника № 872 (в,г) № 875 (в,г) № 879 (в,г) № 880 (в,г) № 886 (в,г) № 887 (в,г) Затруднился? Попроси помощи у учителя. Справился сам! Проверь результаты!

Слайд 15

Твои ответы: 100 m ² -16 64a ² - 1 100p 6 -49q² 36c 6 – 64d² 0,4891 1,4399 9999 63,96 -36d² 49m² – 200n² 5c³-45c 7d 4 -7d²

Слайд 16

Ты хорошо поработал на уроке и без труда справишься с домашней работой Выучи формулу, правило и выполни упражнения из учебника: № 872 (а,б) № 875 (а,б) № 879 (а,б) № 886 (а,б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возведение в квадрат суммы и разности квадратов двух выражений

Данный урок по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» является уроком изучения нового материала. Урок построен так, чтобы учащиеся, опираясь на ранее полученны...

Открытый урок по теме "Разность квадратов", алгебра 7 класс

Урок алгебры в 7 классе по теме : "Разность квадратов". Этот урок разаботан по УМК  Мордкович А.Г. 2008г. Данная разработка представлена в виде конспекта урока, презентации , тренажеров, теста и ...

Урок по теме:Произведение разности двух выражений на их сумму

Урок по теме "Произведение разности двух выражений на их сумму"  разработан по новым ФГОС по учебнику  "Алгебра 7" Мерздяк А.Г., Полонский В.Б., якир М.С....

Сумма и разность квадрата двух выражений

Тема урока: Сумма и разность квадрата двух выражений.Цель: вывести формулы квадрата суммы и разности двух выражений.Образовательная: знать формулы квадрата суммы и разности двух выражений.Развивающая:...

Технология шестиугольного обучения. Тема "Разность квадратов двух выражений"

Развитие критического мышления в процессе обучения математике средствами технологии  шестиугольного обучения.Технология развития критического мышления дает возможность личностного роста школьника...

Разность квадратов двух выражений

Конспект урока по алгебре в 7 классе на тему "Разность квадратов двух выражений".По УМК А. Г. Мерзляк, Вентана-Граф...

15. Разность квадратов двух выражений (7 класс)

Презентации и технологические карты...