Открытый урок "Тригонометрическая форма комплексного числа"
план-конспект урока по алгебре на тему

Конспект Открытого урока по теме "Тригонометрическая форма комплексного числа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx63.46 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок "Тригонометрическая форма комплексного числа"

Цели занятия:

Образовательная: систематизировать знания и умения, формировать у обучающихся новые понятия с опорой на ранее полученные.

Развивающая: развивать мышление, познавательные умения, навыки самостоятельной работы.

Воспитательная: воспитание положительного отношения к учебе, интереса к будущей профессии.

Межпредметные связи: электротехника, электрооборудование, электроснабжение, электроника.

Обеспечение занятия: Проектор, таблицы, фломастеры.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация

Сообщение темы урока “Тригонометрическая форма комплексного числа. Переход от алгебраической к тригонометрической форме

3. Актуализация прежних знаний

На предыдущем уроке была проведена контрольная работа по теме “Алгебраическая форма комплексного числа”. Где рассматривались задачи на сложение, вычитание, умножение, деление комплексных чисел.  Проводится анализ контрольной работы, обращается внимание на допущенные ошибки, проецируя правильное решение  на экране.

4. Формирование новых знаний.

Комплексные числа имеют 3 формы, одну уже изучили - алгебраическую E:\214071\Image379.gif

Но в электротехнике, электрооборудовании, электронике, автоматике и других дисциплинах комплексное число записывается в тригонометрической форме. Например: при работе трансформатора идет нагрев обмоток - активное сопротивление R, катушка выделяет электромагнитные волны - реактивное сопротивление. Сняли замеры трансформатора

3 + 5 i ,

где 3 Ом - активное сопротивление,

5 Ом - реактивное сопротивление

Тригонометрическая форма комплексного числа E:\214071\Image380.gif.

На любом трансформаторе стоит маркировка E:\214071\Image381.gif. Это энергетический показатель ГОС стандартов. Он показывает эффективность работы, КПД, E:\214071\Image382.gif- активный показатель мощности, тока, напряжения. E:\214071\Image383.gif- реактивный показатель.

Любое комплексное число (кроме нуля) http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image008_0002.gif можно записать в тригонометрической форме:
http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image145.gif, где http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image147.gif – это модуль комплексного числа, а http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image149.gif – аргумент комплексного числа. Не разбегаемся, всё проще, чем кажется.

Изобразим на комплексной плоскости число http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image008_0003.gif. Для определённости и простоты объяснений расположим его в первой координатной четверти, т.е. считаем, что http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image152.gif:
Модуль и аргумент комплексного числа

Модулем комплексного числа http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image006_0002.gif называется расстояние от начала координат до соответствующей точки комплексной плоскости. Попросту говоря, модуль – это длина радиус-вектора, который на чертеже обозначен красным цветом.

Модуль комплексного числа http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image006_0003.gif стандартно обозначают: http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image147_0000.gif или http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image158.gif

По теореме Пифагора легко вывести формулу для нахождения модуля комплексного числа: http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image160.gif. Данная формула справедлива для любых значений «а» и «бэ».

Аргументом комплексного числа http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image006_0004.gif называется угол http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image149_0000.gif между положительной полуосью действительной оси http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image016_0003.gif и радиус-вектором, проведенным из начала координат к соответствующей точке. Аргумент не определён для единственного числа: http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image163.gif.

Аргумент комплексного числа http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image006_0005.gif стандартно обозначают: http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image149_0001.gif или http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image165.gif

Из геометрических соображений получается следующая формула для нахождения аргумента:
http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image167.gif.

 Внимание! Данная формула работает только в правой полуплоскости! Если комплексное число располагается не в 1-ой и не 4-ой координатной четверти, то формула будет немного другой.

Для этого рассмотрим формулы для нахождения  в зависимости от а и b.

1.  

2.  

3.  

4.  

5.  

6.  

7.  

8.  

Пример Представим в тригонометрической форме число http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image004_0001.gif. Найдем его модуль и аргумент.
http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image016_0004.gif
Поскольку
http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image018.gif (случай 2), то http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image020.gif – вот здесь нечетностью арктангенса воспользоваться нужно. К сожалению, в таблице отсутствует значение http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image022.gif, поэтому в подобных случаях аргумент приходится оставлять в громоздком виде:
http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image024.gif – число http://www.mathprofi.ru/h/kompleksnye_chisla_dlya_chainikov_clip_image012_0002.gif в тригонометрической форме.

После некоторого времени подготовки начинается соревнование.

Задания для решения в группах:

1 группа. Вычислите

а) \,\! (1-i)^2 ;

б) \,\! i^5  ;

в) \,\! (1 + \sqrt{3}i)^2 ;

г) \,\! (2 - 3i)(2+3i)  ;

д) \,\! (1 + \sqrt{3}i)^3 ;

2 группа. Вычислите:

а) \,\! (-i)^2 ;

б) \,\! (2+3i)+(7-i) ;

в) \,\! (2+3i)(7-i) ;

г) \,\! (1+i)(1-i) ;

д) \,\! (2-3i)(3+2i) ;

3 группа. Вычислите:

а) \,\! (1+i)(\sqrt{3}+i) ;

б) \,\! (\sqrt{3}+i)(1+\sqrt{3}i) ;

в) \,\! (\sqrt{3}-i)^3 ;

г) \,\! (1- \sqrt{3}i)^6 ;

д) \,\! (1+\sqrt{3}i)(1-\sqrt{3}i) ;

По окончании соревнования подводятся итоги, проводится рефлексия, а также оцениваются знания, умения и навыки, приобретенные студентами за урок.

Дается домашнее задание (проецируется с помощью проектора).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексные числа в алгебраической форме».

Разработка урока по алгебре в 11 клаасе....

Комплексные числа. Лекция 3. Тригонометрическая форма записи комплексных чисел.

Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...

Комплексные числа. Лекция 4. Операции над комплексными числами в тригонометрической форме записи.

Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...

Конспект урока "Комплексные числа. Действия над комплексными числами в алгебраичесой форме"

На уроке рассматривается необходимость врзникновения комплексных чисел. Дествия с комплексными числами и решение квадратных уравненмй с использованем полученных новых знаний. Материал предназначен для...

Урок «Введение в комплексные числа. Алгебраическая форма комплексных чисел».

    Многие ребята уверены, что квадратное уравнение при отрицательном дискриминанте не имеет корней, существенное уточнение – действительных корней!      Позн...

презентация "Тригонометрическая и показательная форма комплексного числа"

материал к занятию "Тригонометрическая и показательная форма комплексного числа", дисциплина "ЕН.01 Математика"...

Урок по алгебре и началам анализа в 11 классе по теме: «Алгебраическая форма комплексного числа. Действия с комплексными числами»

Разделы урока: проверка домашней работы, актуализация знаний учащихся, закрепление темы, разноуровневая самостоятельная работа....