Урок - игра по математике, 5 класс. "Путешествие на математическом поезде"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Коротких Эмма Александровна

Данный урок можно провести по обобщению знаний учащихся 5 класса по теме "Десятичные дроби. Сложение и вычиттание десятичных дробей". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7

Урок – игра по математике в 5 классе

«Путешествие на математическом поезде»

Тема: «Десятичные дроби.

Сложение и вычитание десятичных дробей».

Подготовила

Коротких Эмма Александровна –

учитель математики

высшей квалификационной категории

 МКОУ Бутурлиновская средняя

общеобразовательная школа №7

г. Бутурлиновка Воронежской области.

2013 г.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания и умения обучающихся по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Задачи урока:

Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Развивающая: способствовать развитию интереса к предмету, эрудиции, памяти, внимания, любознательности, грамотности математической речи, развивать умение работать в малой группе.

     Воспитательная: воспитывать культуру математического мышления, взаимопомощь, ответственность, дисциплинированность.

Используемые образовательные технологии: игровая технология.

Формы организации учебной деятельности:

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: индивидуальная и групповая.

По подходу к ребенку: личностно - ориентированная.

По методу: развивающая.

Информационно-обучающее обеспечение урока: интерактивная доска, компьютер, мультимедиа проектор, презентация «Путешествие на математическом поезде», дидактические материалы, карточки с заданиями.

Учитель:

   - Сегодня у нас необычный урок. Мы будем путешествовать на математическом поезде по стране «Десятичные дроби». В этой стране мы сделаем несколько остановок, на каждой из которой вам нужно будет показать свои знания по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей». «Машинистом» поезда буду я, «проводниками» двух вагонов (2 ряда парт) – наши ученики. Соблюдайте чистоту  и порядок в вагонах.

      Чтобы поддерживать связь друг с другом, каждому из вас нужен сотовый телефон. Сейчас вы узнаете номер своего телефона. Математический диктант:

2³ + 9²

+21

:11

*18

:20

+17

:13

*22

- Запишите последнюю цифру каждого ответа и назовите конечный результат. Дети называют число (8190009624).

- Теперь припишите последнюю цифру и замените нули другими цифрами – это и будет ваш номер телефона. Оцените свою работу по устному счету (Слайд 1): 0 ошибок – «5», 1 – 2 ошибки – «4», 3 – 4 ошибки – «3».

 (Обучающиеся ставят оценки на полях тетради).

- Итак, в добрый путь, ребята! Первая остановка – село «Дробное» (Слайд 2). Послушайте сообщение о десятичных дробях, которое приготовил ваши одноклассники  (Слайд 3).  (Приложение №1).

Учитель:

- Мы прибыли на станцию «Сравнительная» (Слайд 4).   Чтобы продолжить наше путешествие, нам необходимо хорошо написать математический диктант.

   Ученики I вагона под диктовку записывают десятичные дроби столбиком в тетради. «проводник» этого вагона работает на обратной стороне доски:

7,4; 3,15; 3,6; 5,066; 5,2; 7,28.

   Пассажиры II вагона должны представить обыкновенные дроби в виде десятичных и записать их столбиком в своих тетрадях (запись на интерактивной доске):

9 8/10; 3 3/10; 9 42/100; 8 1/100, 8 1/10; 3 67/100; 9 82/100.

    Проводник II вагона работает на доске. Учитель проверяет работу «проводников», исправляет ошибки и предлагает остальным ученикам сверить ответы с ответами своих  «проводников».

Учитель:

- Запишите полученные числа в порядке возрастания. Каким правилом вы должны воспользоваться?

Ученик:

- Нужно уравнять количество знаков после запятой, приписав нули справа, и сравнить дроби.

   Дети записывают дроби в порядке возрастания, «проводники»  работают у доски. Учитель проверяет работу «проводников», «пассажиры» проверяют свою работу самостоятельно и оценивают по критериям (Слайд 5): 0 ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3».

Учитель задает дополнительные вопросы к этому заданию:

- Как называется разряд, стоящий:

а) на третьем месте после запятой (тысячные);

б) на шестом месте после запятой (миллионные);

в) на втором месте до запятой (десятки);

г) на первом месте до запятой (единицы).

Учитель:

- Следующая станция «Карусельная» (Слайд 6). Ученики работают в группах. У каждого – карточка с примерами (Приложение №2). Нужно решить пример, записать ответ, рядом написать свою фамилию и передать свою карточку соседу. И так по кругу необходимо решить все примеры в карточках.

   Этот этап работы проверяется по ответам на отдельных карточках (Приложение №2), а также оценивается по критериям (Слайд 7).: 0 ошибок – «5», 1 - 2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3». «Проводники» помогают своим «пассажирам».

Учитель:

- Какие правила вы использовали при решении данных примеров?

(Дети рассказывают правило сложения десятичных дробей.)

Учитель:

- Станция «Музыкальная» (Слайд 8). Физкультминутка: под музыку «Голубой вагон»  ребята выполняют танцевальные движения.

Учитель:

- А вы знаете, что в музыке тоже используются дроби? Длительность нот обозначают дробями. Обратите внимание на этот слайд (Слайд 9):

- Можно ли представить эти обыкновенные дроби в виде десятичных? (Ученики представляют дроби ½, ¼, 1/8 в виде десятичных 0,5; 0,25; 0,125).

Учитель:

- Проверьте запись: ♪♪♪  = 1 (Слайд 9).

- А теперь решим задачу с обыкновенными и десятичными дробями с помощью уравнения.

К доске вызывается ученик, который решает задачу:

 «Винни – Пух за завтраком съел 0,15 бочонка меда, а на обед –  2/10 бочонка. Какая часть бочонка меда осталась?»

Было – 1

Съел – 0,15 и 0,2

Осталось – х

0,15 + 0,2 + х = 1,

0,35 + х = 1,

х = 1 – 0,3,

х = 0,65.

Ответ: осталось 0,65 часть бочонка меда.

Учитель:

- Последняя станция нашего путешествия – «Финишная» (Слайд 10). Выполним разминку (фронтальный опрос) (Слайд 11)..

Выразить в метрах:

6 м 82 см,

50 м 3 см,

8 м 3 дм.

Выразить в тоннах:

2 т 7 ц,

3 ц,

 12 т 23 кг.

    После разминки ученики работают в группах, выполняя тестовые задания на карточках с выбором ответа(Приложение №3). Ответы нужно закодировать (Слайд 12).:

Карточка№1 – ВБ.

Карточка №2 – ББ.

Карточка №3 –АБ.

 Проверка: задача – 4 балла, уравнение - 1 балл.

Учитель:

- Подведем итог нашего путешествия.

С какими дробями мы познакомились?

Вспомним правило округления десятичных дробей.

- Теперь сложите все свои оценки, разделите сумму на количество оценок и получившееся число округлите до целых. Вы получите свою оценку за этот урок. Поставьте ее в дневник.

 Учитель:

- Домашнее задание сегодня будет необычным. Вам нужно решить задачу – эксперимент (Слайд 13): «У бабушки в деревне заболела корова. Ветеринар осмотрел корову и выписал лекарство. Чтобы рассчитать дозировку лекарства, нужно знать вес буренки. Ветеринар объяснил, как это сделать, не прибегая к весам. Нужно измерить Р - обхват туловища за лопатками (в сантиметрах) и найти L- расстояние от передней ноги до хвоста (в сантиметрах). Тогда вес коровы можно рассчитать по формуле m = PL:50. Пусть P = 1 м 34 см, L = 1м 34 см. Найдите вес коровы.

Проверьте, верна ли формула для других животных, вес которых можно узнать с помощью бытовых весов.

Учитель:

- Ребята, а теперь покажите с помощью смайликов,  с каким настроением вы сегодня путешествовали по стране «Десятичные дроби»? (Слайд 14).

Приложение №1.

   В науке и промышленности, в сельском хозяйстве при расчетах десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.

   Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль – Каши Джемшид Ибн Масуд, работавший в городе Самарканде в начале XV века.

   Записывал  Аль – Каши десятичные дроби также, как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой. Например, 12/5.

   В 1585 году в Европе десятичные дроби ввел голландский математик и инженер Симон Стевин. Вот как он изображал дробь 14,382: 14   0    3  1    8   2  2    3 –вместо запятой – нуль в кружке, цифрами 1, 2, 3,… помечалось положение остальных знаков.

   Запятая или точка для отделения целой части стали использоваться с XVII века.

    В России учение о десятичных дробях изложил Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 году в первом учебнике математики «Арифметика, сиречь наука числительная».

   Вот еще некоторые способы изображения десятичных дробей:

14382  - Франсуа Виет, 1579 г;

14(382) – Иоганн Кеплер, 1616 г.;

14382''' – Пьер Эригон, 1634 г.;

14/382 – Роберт Джагер, 1651 г.

Приложение №2.

Карусель 1

№ п/п

Пример

Ответ

Фамилия

1

7,8 + 6,9

2

1 – 0,999

3

24,2 + 0,867

4

5,82 – 3,27

5

3,96 + 7,85

Карусель 2

№ п/п

Пример

Ответ

Фамилия

1

129 + 9,72

2

830 – 0,097

3

8,93 + 1,212

4

425 - 2,64

5

25,371 + 17,77

Карусель 3

№ п/п

Пример

Ответ

Фамилия

1

8,1 – 5,46

2

83 + 82,87

3

0.92 – 0,15

4

5,8 + 22,191

5

3,28 + 0,101

Карусель 4

№ п/п

Пример

Ответ

Фамилия

1

96,3 – 0,81

2

37,2 + 0,03

3

0,003 – 0, 0008

4

0,769 + 42,38

5

7,65 + 8,69

Карусель 5

№ п/п

Пример

Ответ

Фамилия

1

82,252 – 4,69

2

5,7 + 22,19

3

6,6 – 5,99

4

2,7 + 1,35

5

8,9021 + 0,68

 

Ответы:

Карусель 1                                         Карусель 2                                Карусель 3  

                                                                   

1)  14,7                                                 1)  138,72                                    1)  2,64

2)  0,001                                                2)  829,903                                   2)  165,87

3)  25,067                                              3)  10,142                                     3)  0,77                                  

4)  2,55                                                  4)  422,36                                     4)  27,991

5)  11,81                                                5)  43,141                                     5)  3,381                  

      Карусель 4                                   Карусель 5

     

  1. 95,49                                        1)  77,562
  2. 37,23                                        2)  27,89
  3. 0,0022                                      3)  0,61
  4. 43,149                                      4)  4,05
  5.  16,34                                       5)  9,5821                                                          

Приложение №3.

Карточка №1

  1. Решите уравнение:

       45 – х = 38,783

  1. Решите задачу.

Мальчик поймал 3 рыбы. Первая рыба весит 0,375 кг, вторая на 20 г меньше первой, а масса третьей рыбы на 0,11 кг больше массы первой. Найдите массу трех рыб.

Ответы:

  1. А – 6,21                                            Б – 62,17                                           В – 6,217
  2. А -1,2                                                Б – 1,215                                           В – 0,215

Карточка №2

  1. Решите уравнение:  

х + 27,621 = 38

  1. Решите задачу.

Яблоко, груша и апельсин вместе имеют массу 0,85 кг. Масса апельсина 360 г, а груша на 0,158 кг легче апельсина. Найдите массу яблока.

Ответы:

  1. А – 3,85                                       Б – 10,379                                               В – 10,7
  2. А -0,8                                           Б – 0,288                                                 В – 1,2    

 

  Карточка №3

  1.  Решите уравнение:  

х – 4,32 = 10,4    

  1. Решите задачу.

Масса трех искусственных спутников 1,751 т. Масса первого спутника 6,6 ц, масса второго – на 73 кг больше массы первого. Найдите массу третьего спутника.

Ответы:

А – 14,72                                                 Б – 17,24                                            В -14,2

А – 3,58                                                    Б – 0,358                                            В – 15,681


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса "Математический поезд" "

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для 5 класса "Математический поезд"...

Урок-игра в 5 классе "Путешествие к острову Натуральных чисел"

Этот урок разработан в виде игры, что повышает интерес у учащихся. На уроке использованы элементы личностно-ориентированной технологии и ИКТ....

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА В 8 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЯ И ТРАНСПОРТ» (“TRAVELLING AND TRANSPORT”)

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК-ИГРА В 8 КЛАССЕ«ПУТЕШЕСТВИЯ И ТРАНСПОРТ»(“TRAVELLING AND TRANSPORT”)Цель урока:Повторить и систематизировать лексико-грамматический материал, изученный в ходе работы над темой «П...

математическая игра для 8 класса "Путешествие в город Математиков"

математическая игра для 8 класса "Путешествие в город Математиков"Может быть использована для проведения недели математикиИгра проводится в виде командного соревнованияПредставлен сценарий мероприятия...

Обобщающий урок-игра в 8 классе "Путешествие по континенту Химия"

Презентация может стать шаблоном для проведения в игровой форме обобщения и закрепления знаний учащихся по теме "Основные классы неорганических соединений". Проверить умение составлять формулы с...

Игра для учеников 5-6 классов «Математический поезд». Внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие по математике. 5-6 класс. Математический поезд....

Методическая разработка мероприятия по математике для 5 классов "Математический поезд"

в материале представленно краткое описание игры, а также подобраны задания и необходимые наглядные средства для ее проведения....