Урок в 11 классе "Максимум и минимум функции."
план-конспект урока по алгебре (11 класс) на тему

Кулешова Татьяна Викторовна

Конспект урока можно использовать при подготовке к урокам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon naimenshee_i_naibolshee_znachenie_funktsii_na_otrezke.doc876 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Максимум и минимум функции.

Цели:  изучить понятие максимума и минимума функции;

            Составить алгоритм нахождения максимального и минимального     значения функции.

Мотивация:  на успешность подготовки к ЕГЭ по математике.

                                             Ход  урока.

  1. Организационный момент.  

Русский математик XIX века Чебышев говорил , что  « особенную важность имеют методы науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей выгоды.»

  1.  Подготовка к изучению новой темы.
  1. При исследовании поведения функции вблизи точки удобно пользоваться понятием окрестности.

Окрестностью точки а называется  любой интервал , содержащий эту точку.

Определение.  Точка х0 называется точкой  максимума функции f(х), если существует  такая окрестность точки х, что для всех х≠х0 из этой окрестности выполняется неравенство f(x)0).

Определение. Точка х0 называется точкой  минимума функции f(х), если существует  такая окрестность точки х, что для всех х≠х0 из этой окрестности выполняется неравенство   f(x)> f(x0).

                                                                -7-

Изучая график можно прийти к выводу, что наиболее «заметными» точками области определения являются какие точки Х, в которых возрастание функции сменяется убыванием (х=-6; х=2; х=7), или, наоборот убывание сменяется возрастанием (х=-7,5; х=-1,5; х=4). Эти точки называются соответственно точками  максимума хmax=-6  хmax=2  хmax=7 и минимума хmin=-7,5; хmin=2; хmin=7.

  Точку отрезка [а;в], в которой функция достигает наибольшего значения на отрезке называют точкой максимума на отрезке.

Значение функции в этой точке и есть максимум функции на отрезке.

Точку отрезка [а;в], в которой функция достигает наименьшего значения на отрезке называют точкой минимума на отрезке.

Значение функции в этой точке и есть минимум функции на отрезке.

 Названия и обозначения максимума и минимума происходит от латинских слов maximum ( наибольшее)   minimum ( наименьшее).

  1. На рисунке изображён график непрерывной функции на отрезке [а;в]

2,5 – точка максимума на отрезке [-3;5] .

0– точка минимума на отрезке [-3;5] .

                                                     

Для точек максимума и минимума принято общее название . Их называют точками экстремума: хmax и хmin.

Значения функции в этих точках называют соответственно максимума и минимума  функции уmax,  ymin.

  1. Пусть надо найти наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке [а;в]  и имеющей производную на интервале (а,в).  Важную роль при нахождении наибольшего и наименьшего значения функции , при построении графика играют критические точки.

Определение. Внутренние точки области определения , в которых производная равна нулю или не существуют называются критическими точками.

  1. Найти критические точки функции

№5.6 а), в), №5.7 а),в).

№5.6 а) у= 2х3-3х2 [-3;3] .

                 у ʹ=6х2-6х   у ʹ=0  х= 0, х=1- критические точки

            в) у=3х43+7  [-3;2]

           у ʹ=12х3+3х2    у ʹ=0  х=0, х=-1 –критические точки

         №5.7 а) у=   [-1;1]

                    у ʹ=    у ʹ=0  х=0 производная не существует, следовательно

                                 х=0 критическая точка

        6) В ЕГЭ В11 нахождение наибольшего и наименьшего значения функции.

Алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значения функции

  • Найти критические точки функции на  интервале (а,в);
  • Вычислить значения функции в найденных точках, принадлежащих интервалу (а,в);
  • Вычислить значения функции на концах отрезка, т.е. в точках х=а, х=в;
  • Среди всех вычисленных значений функции выбрать наибольшее и наименьшее.

                                             

Замечания.

  • Если функция у=f(x) на [а;в], имеет точку максимума         (минимума), то в этой точке функция принимает наибольшее или наименьшее значение.
  • Если функция у=f(x) на [а;в] не имеет критических точек, то это означает, что на нем функция монотонно возрастает или убывает. Следовательно, свое наибольшее значение функция принимает на одном конце отрезка, а наименьшее на другом.
  1. Найти наибольшее и наименьшее значение функции f(x)=3х2+4х3+1 на отрезке    [-2;1] .   (Решает учитель)

fʹʹ(x)=(3х2+4х3+1) ʹ=6х+12х2.    Для любого хЄR  найдем производную  f(x)

                                         fʹʹ(x)=0

                                                                           6х+12х2=0

                                                                    Х( 6+12х)=0

                                                                    Х=0 или 6+12х=0

                                                                                                          Х= -  

Х=0 и х= -  критические точки,   принадлежат заданному отрезку.

                                                                                       0Є[-2;1],   -  Є[-2;1],  

Найдем значения функции в заданных точках.  

      f(0)=1

      f(-  =1,25

      f(-2)=-11

      f(1)=8          сравнив значения функций,  выбираем наибольшее и наименьшее значение функции на отрезке.

max f(x)= f(1) =8          

min f(x)= f(-2)=-11

Ответ : 8,11.

  1. Работа с классом.( Ученики под руководством учителя решают примеры.)

А)  Найдите наибольшее значение функции у=2,7е3х-х-4 на отрезке [1;3]

Решение : Найдем производную функции   для любого хЄR

У'=8,1х е3х-х-4(2-х).

                                                                                     

 Тогда у'=0 в точках х=0,  х=2, из которых только точка х=2 принадлежит отрезку [1;3]. Следовательно , на этом отрезке функция имеет единственную критическую точку х=2.

Сравнив три числа у(1) =≈0,37    у(2)= 2,7     у(3) ≈0,05    найдем максимум  у=2,7

Б) найдите наименьшее значение функции у=3cosх-5х++9 на отрезке [0].

Решение. Найдем производную функции   для любого хЄR  

             У'=-3sinх -5            тогда      У'=0     -3sinх -5=0  уравнение не имеет решений, следовательно критических точек нет и наименьшее значение

 функция принимает на одном из своих концов . Найдем значение функции на концах отрезка.

У[0]=

У(0)=12.  Следовательно,  наименьшее значение равно 12.

В)   Найдите наименьшее значение функции у= 4х-ln|х+8|4  на отрезке [0].

             У'=4-    производная не существует х=-8  , но х=-8 не принадлежит данному промежутку.

Х=-9, х=-7 критические точки х=-9 не  принадлежит данному промежутку.

У(-7)= -28   У(-7,5)=30- ln0,54    у(0)= - ln84

Наименьшее значение равно-28

Г)    № 5.10 а) в)  ( для тех кто работает быстро, за каждый верно выполненный пример ученик получает +, три + «5» в журнал)

       №5.11 а)в)

Домашнее задание 5.6 б), г), №5.7 б),г). № 5.10 б) г) №5.11 б)г)

Найти наибольшее значение функции у= 12 cosх+6х-2+6 на отрезке [0;].

                                     

                        Тема урока: Максимум и минимум функции.

Цели: закрепить навык нахождения наибольшего и наименьшего значения функции на отрезке путем решения разнообразных задач.                                

                                       Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  1. №5.6  б) f(х) =5х3-15х на отрезке [-2;2]

                 f' (х) =15х2 -15    f(х) =0  х=1 х=-1 критические точки

            г) у=х4-4х2     на отрезке [-4;4]

                у'=4х3 -8х        у'=0  х1=0 х2= х=- критические точки

№ 5.7 б)  у=   на отрезке

                   У'=               у'=0   х=0 производная не существует, следовательно,  х=0 критическая точка

             г) у= 2 -х          на промежутке (0; 2]

                   У'=    у'=0 х=0 производная не существует, следовательно

                                                Х=0 критическая точка.

№ 5.8 б) у=ех-хе на отрезке [-2;2]

                 У'= ех-х     у'=0  ех-е=0

                                              Х=1

             г) у= cos2х +х  на отрезке  [- π; π]

               у'= -2sin 2х+1   у'=0  -2sin 2х+1=0  

                                                       х= (-1)к +к, кЄZ

                                                                     х=   ;   π   ;     Є [- π; π]

№ 5.10 б) у= х3+ 3х  на отрезке [-1;2]

                    У'= 3х2+3  у=0             3х2+3=0

                                                             Критических точек нет , значит функция достигает свое наибольшее и наименьшее значение на концах отрезка.

У(-1)=-4

У(2)=14      Г) у= х3- 3х  на отрезке [-1;2]

                                 У'=3х2-3               у=0             3х2-3=0

                                                                                                                 

                                             Х=-1   х=1    -1;1    Є  [-1;2]

                      У(-1)=0  у(3)=18  у(1)=-2  у(-2)=-2

Наибольшее значение 18, наименьшее значение -2.

№ 5.11  б)  наибольшее значение 3, наименьшее значение -3.

               

  1. (Два ученика на обратной стороне доски)

Взять производные функций

Cos3х,   ех,    (х-14)ех-13, ln(2х+3), tg2х

  Класс делает в тетрадях и потом проверяем.

  1. Повторение.
  • Верно ли , что если функция у= f(x) непрерывна на отрезке[а;в] , то существуют  точки этого отрезка, в которых функция принимает свое наибольшее и наименьшее значение. (да)
  • Какую точку отрезка [а;в] называют точкой максимума и минимума функции у= f(x); точкой минимума функции у= f(x).
  • Как называются значения функции в этих точках?
  • Какие точки отрезка [а;в]  называются критическими точками функции? Как найти эти точки?
  •  Как найти максимум и минимум функции на отрезке?

Работа по графику .  

 Указать точки максимума и минимума функции.

Назвать максимум и минимум функции на отрезке.

                 

Работа с классом.

  1. Найдите наибольшее значение функции у=-х2 +10х на отрезке [0;7].

( У(0)=0, у(7)=21, у(15)=25)

  1. Найдите наименьшее значение функции у=(х-21)ех-20 на отрезке

   [19;21].

       У(19)=     у(20)=-1    у(21)=0

  1. Найдите наибольшее значение функции  у= 7 cosх+7х-на отрезке  [0;].

  1. У() =16   у(0)= 7-  +9   у(= 

  1. Аналогично определяется максимум и минимум функции на интервале и полуинтервале.

                                                    -14-

                                                                  Хmax=-5,5   ymin=4

                                                                 Хmin- нет, т.к. х=3 не входит в (-5,5;3)

Работа с классом.  ( у доски работает ученик)

Найти наибольшее значение функции у= -2х2  на промежутке (-2;2).

Решение.

У`= х3-4х   у=0   х=0  х=2   х=-2 критические точки , но х=2 и х=-2 не входят в данный промежуток.

Найдем значение функции  у(0)=0,  а  у= (х2-8) 0 при каждом х, таком , что 0х|, то на интервале (-2;2) функция имеет максимум в точке х=0.  На интервале (-2;2) функция не имеет минимума, так как  у=   -2х2   -4при каждом х, таком, что |х|2 и -2 не принадлежат              (-2;2),  следовательно у=0 максимум функции.

Обучающая самостоятельная работа.

  1. найдите наибольшее значение функции у=(х-8)ех-7 на отрезке [6;8].
  2. найдите наибольшее значение функции у=7х-6sinх+8 на отрезке [].

                                                                 

        3)  найти наименьшее значение функции            у=х2-3х+lnх+3        на отрезке   [;]

   На задания даётся 15 минут.  С помощью проектора ученики проверяют решение.

Решение.

  1.  у=(х-8)ех-7  на отрезке[6;8].

                      у'=ех-7(х-7)   у'=0   х=7 критическая точка

                     у(6)=                у(7)=-1          у(8)=0

                      наибольшее значение функции равно 0

  1. у=7х-6sinх+8 на отрезке [].

у'=7- 6cosх      у'=0   6cosх=7   х= критических точек нет

у(-=14   у(0)=8

наибольшее значение функции равно 8

              3)  у=х2-3х+lnх+3        на отрезке   [;]      ОДЗ: х

у'=2х-3+      у'=0     2х2-3х+1=0

                                       х=1   х=                не принадлежит [;]      

у(1)=1   у()= ln+3      у()= ln +3

 наименьшее значение функции равно1.  

Домашнее задание: рассмотреть из открытого банка заданий -  5 функций. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по математике "дробно-линейная функция и её график", урок с ЦОР.

Урок изучения нового материала по теме, повторение темы "преобразование графиков" (на презентации, обяснение новой темы с использование ЦОР и презентации "Построение графика дробно-линейной функции"....

Урок на тему: "Критические точки функции, ее максимумы и минимумы".

В системе упражнений, предлагаемой по данной теме, основное внимание уделяется закреплению умения определять точки максимума (минимума) и знания достаточных условий точек экстремума, что способствует ...

Методическая разработка урока математики по теме "Исследование функций по графику. Построение графиков функций"

 Пояснительная записка               Характеристика учебной группы.  Открытый урок по дисциплине «Математика» проводится в группе  по специальности 260807 «Технология продукции общественного питания» ...

Урок-практикум "Пейзаж и его функции в произведении" в системе уроков элективного курса "Анализ текста литературного произведения"

В старшей школе одной из эффективных форм профильного обучения являются элективные курсы ,которыеспособствуют совершенствованию умений анализа и интерпретации литературного произведения как художестве...

План-конспект урока алгебры в 9 классе "Функция. Область определения и область значений функции"

План-конспект урока алгебры в 9 классе "Функция. Область определения и область значений функции"...

Презентация к уроку по алгебре 7 класса "Функция. График функции"

Данная презентация направлена на знакомство обучающихся  с понятием функция, график функции, на отработку навыков нахождения области определения и области значения функции....

презентация к уроку алгебры 9 по теме "Функция. Область определения и область значения функции"

презентацию можно использовать при объяснении нового материала или при повторении...