Урок геометрии в 8 классе по теме "Многоугольники"
план-конспект урока по алгебре на тему

Урок геометрии в 8 классе по теме "Многоугольники"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                               Автор: Ширшова Н.В.

учитель математики

МОУ «СОШ № 5 г.Вольска

 Саратовской области»

Урок математики в 8 классе по теме «Многоугольники»

Тип урока: урок формирования знаний.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новыми понятиями многоугольника и его элементами, вывести формулы для нахождения суммы углов, количества диагоналей многоугольника;
  • развивать мыслительную деятельность, умения анализировать, обобщать, классифицировать;
  • воспитывать ответственное отношение к труду, навыки взаимодействия в группе.

Этапы урока и их содержание

Вре-

мя

    Деятельность

учителя

учащихся

I. Организационный этап

II. Постановка цели

   

III.Изучение нового материала

1.Актуализация знаний

а) Определение многоугольника.

- Даны фигуры. Вам необходимо исключить лишнюю фигуру и отметить признаки остальных фигур. (Долго не задерживаться, т.к. на слайде всплывают ответы)

- Остались только многоугольники. Проверка.

- Попробуйте теперь сформулировать определение многоугольника.

- Прочитайте определение. Запишите в тетрадь.

- Начертите в тетради свой многоугольник.

Обозначьте его.

б) Элементы многоугольника.

- Дан многоугольник ABCDEF. Назовите вершины, соседние вершины, стороны.

- Сколько вершин, углов? Какой это многоугольник?

- Что называется периметром многоугольника?

в) Диагонали многоугольника.

- Что называется диагональю? Прочитайте.

- На рис.1 диагонали проведены из одной вершины.

- На рис.2 проведены все диагонали.

- Сколько диагоналей у шестиугольника?

г) Виды многоугольников

- Многоугольники делятся на 2 вида: выпуклые и невыпуклые. Прочитайте определение выпуклого многоугольника.

- Какой из многоугольников выпуклый?

- Начертите в тетради свой выпуклый и невыпуклый многоугольники.

д) Свойства многоугольника.

 Проблемный вопрос.

- Чему равна сумма внутренних углов шестиугольника?

IV. Практическая работа.

- Выполнив практическую работу, вы сами сможете ответить на этот вопрос.

- Сядьте по 4 человека за парту.

- Перед вами лежит рабочий лист, такой как на слайде.

- Обсуждая вместе задания, анализируя, заполните таблицу по строчкам.

- А теперь проверьте правильность выполнения задания.

- Кто справился – молодцы! У кого вызвала затруднение последняя строчка? Обратите внимание на слайд.

- Как же найти сумму внутренних углов шестиугольника?

- Какой вывод можно сделать из проделанной работы? Смотрите последнюю строчку таблицы.

- А теперь прочитайте вывод на слайде.

- Запишите формулу для нахождения суммы внутренних углов многоугольника в тетрадь и постарайтесь ее запомнить.

V. Работа в тетрадях на печатной основе.

- Сядьте все на свои места.

- Откройте тетради на печатной основе.

№ 4,   № 5 стр. 4

Комментированное решение задачи.

(Приложение 1)

VI. Самостоятельная работа.

№ 364(а), № 365(а) – все в тетради

№ 364(б) – один ученик на доске,

№ 365(в) – один ученик на доске.

 (Приложение 2)

Проверка выполненных заданий на доске и в тетрадях.

VII. Домашнее задание.

п.39, 40, 41, № 367, 369

VIII. Итог урока.

- Что нового узнали на уроке?

1

2

4

2

1

2

1

18

1

2

7

1

2

Организационная

Сообщает дату, тему урока, цель.

Слайд 1,2.

Слайд 4.

Направляет на определение отличительных признаков остальных фигур.

Слайд 5.

Слайд 6. Отмечает смежные и несмежные отрезки

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Следит, чтобы  в группе были сильные и слабые учащиеся.

Слайд 11.

Следит за заполнением таблицы.

Слайд 12.

Вызывает двух учеников к доске

Выставление оценок учащимся за активную работу на уроке.

Записывают в тетради

Объясняют, почему исключили именно эту фигуру.

На основе отличительных признаков дают свое определение многоугольника

Записывают определение. Делают рисунок.

Дают ответы, сверяя с текстом.

Формулируют определение. Сравнивают с определением, которое всплывает на слайде.  

Отвечают на вопросы и выполняют рисунки.

Выполняют работу в группах

Отвечают на вопросы.

Один ученик читает вывод.

Записывают формулу в тетрадь.

По одному ученику комментируют, все  записывают

2 ученика самостоятельно решают у доски, остальные в тетрадях

Записывают домашнее задание в дневник

Автор: Ширшова Н.В.

учитель математики

МОУ «СОШ № 5 г.Вольска

 Саратовской области»

Приложение 1

Задача № 4 стр. 4

Используя формулу для вычисления суммы углов выпуклого многоугольника

Sn = 180º (n – 2), найдите сумму углов выпуклого:

а) одиннадцатиугольника: S11 = 180º · 9 = 1620º

б) двадцатидвухугольника: S22 = 180º · 20 = 3600º

 Ответ.

а) 1620º;

б) 3600º.

Задача № 5 стр. 4

Найдите число сторон выпуклого многоугольника, каждый угол которого равен: а) 135º; б) 150º .

Решение.

а) Сумма всех углов выпуклого  n-угольника, каждый угол которого равен 135º, равна 135º · n; с другой стороны, она равна (n – 2) ·180º. Таким образом, 135º · n = ( n – 2) · 180º, или 135º ·  n = 180º ·  n - 360º , откуда 45º ·  n = 360º,

n = 8.

б) 150º n = (n – 2) ·180º,

    150º n - 180ºn = – 360º,

- 30 n = – 360º, 

n = 12.

Ответ.

а) n = 8

б) n = 12.

Приложение 2

№ 364 (а, в)

Найти сумму углов выпуклого: а) пятиугольника;

                                                       в) десятиугольника.

Решение.

а) S n = (n – 2)180

    S5 = (5 - 2)180 = 540.

Ответ: 540º.

в)  S n = (n – 2)180

      S10 = (10 - 2)180 = 1440.

Ответ: 1440º.

№ 365 (а, в)

а) Дано:

n-угольник,

α = 90º,

Найти n.

Решение:

90n = (n – 2)180

90n = 180n – 360

360 =  180n – 90n

360 = 90n

n = 4

Ответ: 4 стороны

в) Дано:

n-угольник,

α = 120º,

Найти n.

Решение:

120n = (n – 2)180

120n = 180n – 360

360 =  180n – 120n

360 = 120n

n = 6

Ответ: 6 сторон



Подписи к слайдам:

Ширшова Наталья Владимировнаучитель математикиМОУ СОШ №5г.Вольска Саратовской обл.
Цель урока:
Познакомить учащихся с новыми понятиями многоугольника и его элементами, вывести формулы для нахождения суммы углов многоугольника и количества диагоналей.Развивать мыслительную деятельность: умения анализировать, обобщать, классифицировать.Воспитывать ответственное отношение к труду, навыки взаимодействия работы в группе.
Содержание урока
1.Организационный момент.2. Сообщение цели, темы урока.3. Изучение нового материала: а) определение многоугольника; б) элементы многоугольника; в) периметр многоугольника;г) виды многоугольников;д) свойства многоугольников. 4. Практическая работа.5. Решение задач в тетради на печатной основе.6. Самостоятельная работа.7. Домашнее задание.8. Итог урока.
Определение многоугольника
В каждой строке исключи лишнюю фигуру1.2. а) b) с) d)3. а) b) с) d) B M Z Q E F Y RA C D T K N X а) b) с) d)4. а) b) с) d)
Отметь отличительные признаки остальных фигурЗамкнутая фигураСостоит из отрезков Смежные отрезки не лежат на одной прямойНесмежные отрезки не имеют общих точек
Определение многоугольника (Ответ)
1. В каждой строке исключи лишнюю фигуру 2. а) b) с) d) а) b) с) d)3. В M Z Q E F Y R С D T K N а) b) c) Х d) 4. a) b) c) d)
Отличительные признаки остальных фигурЗамкнутая фигураСостоит из отрезковСмежные отрезки не лежат на одной прямойНесмежные отрезки не имеют общих точек
А
Многоугольник - замкнутая фигура, состоящая из отрезков таких, что смежные отрезки не лежат на одной прямой, а несмежные не имеют общих точек.
B CA D E Начертите свой многоугольник в тетради. Обозначьте.
АВСDE –многоугольник АВ и BC - смежные отрезки (не лежат на одной прямой) АВ и СD – несмежные отрезки (не имеют общих точек)
Элементы многоугольника
B A C D F E
Точки А, В, С, D, E,F – вершины многоугольникаНазовите соседние вершины.Отрезки АВ, ВС, СD, DE, EF, FA – стороны6 вершин, 6 сторон – шестиугольникn вершин, n сторон - n-угольник Что называется периметром многоугольника?Периметром многоугольника называется сумма длин всех сторон
Отрезок, соединяющий любые две несоседние вершины, называется диагональю
М К О N РКО, КР – диагонали многоугольника
М А B К Т Р Сколько всего диагоналей у шестиугольника АМВТРК?
Виды многоугольников
Определение: Многоугольник называется выпуклым, если он лежит в одной полуплоскости относительно любой прямой, содержащей его сторону. Начертите выпуклый и невыпуклый многоугольники
Вопрос: Как найти сумму внутренних углов выпуклого шестиугольника?
Свойства многоугольников. Практическая работа.(Выполняйте задания по строчкам)
Проведитедиагонали из одной вершины
Укажите число сторон
Укажите числоуглов
Из скольких треугольни-ков состоит ?
Вычислите сумму внутренних углов
Вычислите сумму внешнихуглов
Сколько диагоналей из одной вершины проведено?
Проведите все диагонали.Сколько их?
Свойства многоугольников. Практическая работа. (Ответ)
Проведитедиагонали изодной вершины
Укажите число сторон
Укажите числоуглов
Из скольких треугольни-ков состоит ?
Вычислите сумму внутренних углов
Вычислите сумму внешнихуглов
Сколько диагоналей из одной вершины проведено?
Проведите все диагонали.Сколько их?
3
3
1
180ْ
3 •180ْ - 180ْ=360ْ
-
-
4
4
2
2 •180ْ=360ْ
4 •180ْ - 360ْ=360ْ
1
2
5
5
3
3• 180ْ=540ْ
5 •180ْ - 540ْ=360ْ
2
5 •2:2=5
6
6
4
4 • 180ْ=720ْ
6• 180ْ - 720ْ=360ْ
3
6• 3:2=9
n
n
n - 2
(n-2) • 180ْ
n•180ْ-(n-2)•180ْ=360ْ
n-3
n (n-3):2
Вывод
Треугольников в многоугольнике: n – 2Сумма внешних углов многоугольника равна 360ْИз одной вершины многоугольника можно провести n - 3 диагоналиВсего диагоналей в многоугольнике: n(n-3) : 2Сумма внутренних углов многоугольника вычисляется по формуле: Sn =(n-2) 180ْСумма углов шестиугольника равна: S6 =(6-2)180ْ =720ْ
Используемая литература
1. Современный урок математики (Методические рекомендации по моделированию урока) /сост. Костаева Т.В, Соловьева Г.Д., Фомина И.Н. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2010 г.2. Математика. Приложение к «Первое сентября» // Газета №17, 2001.3. Атанасян Л.С. Геометрия 7-9 /учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку геометрии. 8 класс. "Первые уроки. Вводное повторение"

Основная цель первых уроков - подготовить учащихся к изучению геометрии в 8 классе. При организации вводных уроков необходимо обратить внимание на решение наиболее типичных задач из курса геомет...

Урок геометрии 7 класс. Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства".

Разработка, технологическая карта урока по теме " Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства"....

Урок геометрии 7 класс. Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач".

Разработка и технологическая карта урока по теме : "Прямоугольные треугольники. Решение задач"....

Технологическая карта урока геометрии 7 класс. Тема урока: Второй признак равенства треугольников.

Тема урока: Второй признак равенства треугольников.                  Тип урока: Урок изучения нового материала...

Геометрия. Презентация к уроку геометрии 9 класс "Уравнение окружности"

Презентация к уроку геометрии 9 класс "Уравнение окружности"...

Урок геометрии. 10 класс. Тема: «Призма». Урок с использованием ИКТ, кейс-технологий, проектной и игровой технологий.

Урок геометрии. 10 класс. Тема: «Призма».Урок с использованием ИКТ, кейс-технологий, проектной и игровой технологий....