Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математик-бизнесмен"
методическая разработка по алгебре (8 класс) на тему

Сценарий внеурочного мероприятия по математике для 8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematik_biznesmen.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» с. Объячево

Согласовано:                                                                                                                          Утверждаю:

Руководитель школьного методического                                                    Директор МБОУ «СОШ» с. Объячево

объединения учителей математики                                                            _________________ В.М. Масальцев

_____________________ И.В. Отт                                                                 10.11.2013 г.

10.11.2013

Методическая разработка

внеурочного мероприятия

«Математик – бизнесмен»

Участники: учащиеся 8-х - 9-х классов.

Разработала учитель математики

Боброва Г.Ю.

С. Объячево 2013

Пояснительная записка.

Результат образования сегодня – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни, поэтому в государственную итоговую аттестацию включен раздел реальная математика, где одним из заданий (№ 16) является задача на знание процентов. Проценты широко распространены в реальной жизни при проведении различных операций, где возникают банковские проценты и т.п., поэтому данная игра актуальна в преддверии ГИА и для расширения экономической грамотности учащихся.

Тема игры выбрана с учетом пробудить интерес детей к решению текстовых задач и попытаться научить применять полученные умения и навыки на уроках математики в условиях реальной жизни.

Цель игры – пробудить интерес детей к экономике, к умению решать текстовые задачи, применять полученные знания на уроках математики в реальной жизни.

Исходя из поставленной цели, при подготовке сценария были определены следующие задачи:

- подбор задач экономического содержания;

- дидактическая переработка подобранных задач;

- реализация связей со смежными предметами (экономика в семье, принятие экономических решений);

- соблюдение принципов нарастания интереса в построении сценария;

- приглашение работника коммерческого банка для объяснения сути банковского процента, и объяснения понятий «прибыль» и «убыток»;

- знакомство с новыми экономическими понятиями, денежными единицами;

- пробуждение к познанию связанных с математикой дисциплин;

- развитие способностей к умению анализировать текст и работать с составлением математической модели по данным задачи;

- вовлечение ребят в коллективную деятельность;

- воспитание посредством коллективной работы навыков общения в команде, правильным выбором стратегии игры и т.п.;

- формирование интереса к решению практических задач;

- повышение эрудиции и экономической грамотности;

- формирование общей культуры личности;

Рекомендуемый возраст: Игра рассчитана на учащихся с 8-9 классов.

Форма проведения: игра по командам (из каждого класса – 6 человек). 

Реквизит: Столы, бумага, ручки, калькуляторы.

Технические средства обучения: компьютер, для подсчета результатов и подведения итогов игры.

Методы и формы реализации задач: в процессе проведения мероприятия использовались разные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Применялись индивидуальная и коллективная формы работы с учащимися с использованием технических средств обучения.

Педагогические технологии: приемы игровой технологии  и технологии деятельностного метода.

Подготовка мероприятия длилась  проходила в два этапа.

Первый этап включал в себя подготовку и организационные моменты мероприятия.

Второй этап -  проведение самого мероприятия.

Сценарий игры  «Математик-бизнесмен»

1 ведущая.

Команды 8 классов (4 команды по 6 человек)

Жюри конкурса (3 человек – 2 учителя математики и сотрудник Коми ОСБ России № 8617/044).

Ведущий. Вы – банки. Ваша задача: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал.

Ведущий. Первоначальный капитал – 500 рублей.

Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задание стоимостью от 50 до 200 руб.

Если команда, представляющая данный банк, дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.

Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на

  1. 50% стоимости задания, если другой банк также не сможет ответить верно;
  2. На 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу;
  3. Время на обдумывание задания предоставляется в зависимости от его сложности от 1 до 5 мин.

Жюри конкурса._________________________

Вопросы стоимостью 50 руб.

  1. Мастерица связала свитер и продала его за 100 руб. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 20 руб. за моток, а на украшение свитера понадобился бисер стоимостью 10 р. (30 рублей)
  2. Два бизнесмена поспорили: кто получил больше прибыли. Один выручил от  продажи своих товаров 5000 руб., а его расходы составили 3000 руб. Другой наторговал на 1000 руб. меньше, но и затратил своих денег всего 2000 руб. Кто выиграл спор? (никто)
  3. Костюм стоит 110 долларов. Сколько рублей надо заплатить за этот костюм, если курс рубля по отношению к доллару составляет 32 руб. То есть 1 доллар = 32 рублям. (3520 руб.)
  4. Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 руб. за газету и стали продавать из по5 р. За штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты? (200 р.)
  5. У купца 36 фунтов чаю. Если он продаст их по 2 руб. 50 коп., будет 10 руб. убытка. Почем должен он продать их, чтобы было 8 руб. барыша? [По 3 руб.]

Вопросы стоимостью 100 руб.

  1. Коля печет пирожки и продает их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 1 руб. за пирожок. На следующий день он снизил цену на 10 % и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше денег? (в первый день)
  2. Бизнесмен положил в банк 100 000 руб. Через год он забрал из банка 150 000 руб. Сколько % составила прибыль? (150 %)
  3. В двух карманах имеется поровну денег. Из левого в правый переложили 1 рубль. На сколько рублей стало в правом кармане больше, чем в левом? (на 2 руб)
  4. Три брата разделили поровну наследство. Но когда каждый из них издержал по 1000 руб., у всех вместе осталось столько, сколько получил каждый. Как велико наследство? [4500 руб.]
  5. У меня было вдвое больше денег, чем у брата, но когда мы издержали по рублю, я стал втрое богаче брата. Сколько у нас было денег? [4 руб.; 2 руб.]
  6. У меня вдвое больше денег, чем у брата. Если же он мне из своих денег отдаст рубль, у меня будет втрое больше денег, чем у него. Сколько денег у каждого из нас? [8 руб.; 4 руб.]

Вопросы стоимостью 150 руб.

  1. Вы продаете лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакана лимонада составляют 30 коп. По цене 60 коп. можно реализовать 130 стаканов в день, а по цене 50 коп. – 200 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли? (50 коп. за стакан).
  2. Девочка решила помочь маме, приготовив ужин: сделать салат. Картофельное пюре и котлеты. До прихода мамы оставался 1 час. Девочка знала, что приготовление блюд отнимает разное время.

10 мин – мытье овощей;

10 мин – их резка;

10 мин – очистка картофеля;

30 мин – его варка;

10 мин – приготовление пюре;

10 мин – приготовление котлет из фарша;

30 мин – жарение котлет;

10 минут накрывание на стол.

Итого: 2 часа.

Но у девочки был всего 1 час. В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы?

  1. Очистка картофеля; 2) варка картофеля, в это же время а) приготовление котлет, б) жарка котлет, в) мытье овощей и резка; 3) приготовление пюре. За оставшиеся 10 мин накрыть на стол
  1. Мальчик купил две книги, причем первую на 50% дороже второй. На сколько % вторая книга дешевле первой? (33,(3) %)
  2. Пришел торговец с гребенками, и я хотел купить их все. Просит он за гребенку по 15 коп., но у меня не хватает рубля. Если же он уступит их по 12 коп., то после покупки у меня останется еще 20 коп. Сколько гребенок у разносчика, и сколько у меня денег? [40; 5 руб.]

Вопросы стоимостью 200 руб.

  1. У вашего банка есть несколько вариантов использования денег:

А) вложить 80 р. И получить 100 р.;

Б) вложить 20 р. и получить 30 р.

В) вложить 100 р. И получить 140 р.

Какой вариант выберете вы и почему?

(второй)

  1. В ваш банк положили 500 000 р. Под 10 % годовых. Какую сумму денег вы сможете отдать обратно через полгода? (525 тыс.р.)
  2. У четырех братьев 45 руб. Если деньги первого увеличить на 2 р., а деньги второго уменьшить на 2 р., у третьего увеличить вдвое, а у четвертого уменьшить вдвое, то у всех братьев денег окажется поровну. Сколько денег у каждого? (у 1-го – 8р., у 2-го – 12р., у 3-го – 5 р., у 4-го – 20 р.)
  3. Отец обещал сыну за каждую правильно решенную задачу бросать в копилку по 12 р., а за каждую неправильно решенную задачу сын должен возвращать отцу по 10 р. После того как было решено 20 задач, у сына в копилке оказалось 86 р. Сколько задач сын решил правильно, а сколько нет? (13 правильно, 7 нет)

Результативность:

Благодаря организации внеурочных мероприятий в школе дети получают положительные эмоции, у них вырабатывается мотивация к занятиям математикой. В ходе проведения игры ребята получили опыт работы в команде, умению правильно выбрать стратегию и оптимально распределять работу в команде для достижения победы в игре.

В результате проведенного массового мероприятия поставленные цели были достигнуты. Участники игры приобрели определенный опыт, получили знания, которые им понадобятся в реальной жизни; умения: концентрироваться;  навыки: работать в команде.

Проведение таких мероприятий показывает, что учителю математики необходимы знания из разных предметных областей, позволяющие развивать способности учащихся к умению принимать решения в  проблемных ситуациях, возникающих в реальной жизни, где необходимыми становятся знания, полученные на предмете «математика», эти знания помогают не растеряться в многоликом мире. Соответственно нужен синтез знаний из общей педагогики, психологии, математики и экономики. Именно их взаимопроникновение сделает работу учителя максимально эффективной и позволит учащимся не только получать знания на уроках, но и научиться применять их в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса

Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....

Методическая разработка внеурочного мероприятия военно-патриотической направленности

Данная методическая разработка внеурочного мероприятия основана на исторических событиях  прошлого посёлка Краснозерское Новосибирской области. Она явилась результатом проектного исследования по ...

Методическая разработка внеурочного мероприятия "Математика в экономике"

В методической разработке показана взаимосвязь между дисциплинами "Математика" и "Экономика"...

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....

Методическая разработка внеурочного мероприятия Интеллектуальная викторина «20 лет Российской Конституции»

Уважаемые коллеги! Рад вам представить методическую разработку внеурочного мероприятия Интеллектуальная викторина "20 лет Российской Конституции" (участвовала в конкурсе "20 лет Конституции РФ") Может...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"

Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...