Технологическая карта урока математики в 6 классе на тему "Диаграммы. Построение диаграмм с помощью программы Excel"
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему

Бурганова Фардия Мидехатовна

Технологическая карта урока математики в 6 классе на тему "Диаграммы. Построение диаграмм с помощью программы Excel"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики  в 6 классе

Учебник (УМК):    Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных

                                 учреждений. - М.: Мнемозина, 2011

Тема урока: Построение диаграмм с помощью программы Microsoft Exсel

 Цель: Отрабатывать умение строить круговые и столбчатые диаграммы, познакомить с принципом и алгоритмом построения диаграмм с помощью компьютерной программы Microsoft Exсel

  Планируемые результаты:

Познавательные

Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

  • перерабатывать информацию для получения необходимого результата;
  • выполнять анализ и синтез;
  • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
  • выстраивать логическую цепь рассуждений.
  • желание выполнять учебные действия;
  • способность к личностной саморефлексии;
  • уважение иного мнения;
  • выработка в противоречивых конфликтных ситуациях правил поведения, способствующих ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
  • доносить свою позицию до других;
  • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
  • учиться подтверждать аргументы фактами;
  • критично относиться к собственному мнению;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе.
  • определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя;
  • соотнести результат с целью и оценить его;
  • понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер

  

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание урока

Деятельность  учащихся

УУД ( универсальные  учебные    действия)

I. Организационный

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • проверка готовности учащихся  к уроку;
  • настрой учащихся  на работу.

-приветствуют учителя,

 -визуально контролируют свою готовность к уроку

-рассаживаются на рабочие места.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

II. Повторение пройденного материала.  

Вопросы:

1)какие страны входят в пятёрку самых населенных стран мира?

2)какая страна занимает 1 место в мире по численности населения? Сколько человек в ней проживает?

3)на сколько человек население Китая больше населения Индии?

4)на каком месте по численности населения находится Россия?

Ученики отвечают на вопросы учителя, делают выводы по диаграмме

Личностные: 

умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод.

Коммуникативные: взаимодействовать  с учителем.

Познавательные:

умение анализировать,  осознанно строить речевое высказывание.  

III.Актуализация опорных знаннй

1.Что такое диаграмма?

2. Какие диаграммы вы знаете и научились строить на прошлом уроке?

3. Что необходимо знать, чтобы правильно построить диаграмму?

4. Что необходимо уметь, чтобы правильно построить диаграмму?

Ученики отвечают на вопросы:

Правильный ответ

- Диаграмма (от греч. – изображение, рисунок, чертёж) – графическое изображение, наглядно показывающее соотношение каких-либо величин (из Советского

энциклопедического словаря)

- Круговые и столбчатые

-Знать, что такое пропорция и пропорциональные величины

-Уметь: правильно рассчитывать пропорциональность данных величин, пользоваться транспортиром, уметь строить круговые сектора, правильно выбирать масштаб при построении столбиков диаграмм

Познавательные:

построение логических рассуждений;

.

Личностные:   

создание эффективного взаимодействия с учителем.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей, аргументация своих мнений

IV.Самостоятельная работа (10мин)

Постройте а) столбчатую и б) круговую диаграмму

1 вариант

а) В школе 540 учеников, 340 занимаются английским языком, 180 изучают французский язык, а остальные учащиеся решили заниматься финским языком.

б) Поле площадью 720 аров засадили овощами, 420а занимает картофель, 95а – морковь, 70а – свекла, а остальная часть поля засажена капустой.

2 вариант

а) В школе 900 учеников, 510 занимаются английским языком, 230 изучают французский язык, а остальные учащиеся решили заниматься финским языком.

б) Поле площадью 360 гектаров засадили овощами, 190га занимает картофель, 75га – морковь, 30га – свекла, а остальная часть поля засажена капустой.

Учащиеся выполняют задания в тетрадях

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

развитие ответственности за качество своей    деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике    осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления

 Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях.  

V. Постановка целей урока и мотивация темы

Ребята, нашу современную жизнь невозможно представить без компьютера. Компьютер является помощником человека во всех его сферах жизни. Вы сейчас строили диаграммы и потратили на это немало усилий. Как вы думаете, может компьютер нам помочь в этом деле? Существуют ли такие программы, которые могут быстро и красиво построить различные диаграммы?

Да, вы правы, такие программы есть. И сегодня мы с вами познакомимся с одной из них. Те диаграммы, которые вы сейчас строили вручную, мы построим с помощью программы Microsoft EXCEL.

Личностные

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные

формулировать информационный запрос

Регулятивные

определять цели учебной деятельности

VI. Формирование новых знаний учащихся

Посмотрите, какие диаграммы можно построить с помощью этой программы

и как выглядит окно этой программы, после того, как вы её запустите

 Как видите ребята, для того, чтобы построить диаграмму в этой программе, необходимо, чтобы данные условия задачи были записаны в виде таблицы

Сейчас вы получите готовые таблички, давайте мы их заполним, исходя из условия задач самостоятельной работы, которые вы делали только что.

Вид овоща

Размер поля

Картофель

Морковь

Свекла

Капуста

Иностранный язык

Количество учеников

Английский

Французский

Финский

Прежде чем мы с вами выполним практическую работу на компьютере, давайте посмотрим, какие действия пошагово для этого необходимо выполнить

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a582c07-ee22-489f-aef6-b028b47ce1e9/9_150.swf

        

Личностные

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные

формулировать информационный запрос

Регулятивные

определять цели учебной деятельности

VII. Физкультминутка

VIII. Формирование умений и навыков учащихся

Выполнение практической работы на компьютере

Предметные

Различать способы построения диаграмм разного вида, правильно формулировать ход построения диаграмм на компьютере,  применять на практике полученные выводы

Познавательные

анализировать и сравнивать диаграммы

IX. Итог урока

В конце урока, после обсуждения выполнения практической работы, следует вновь напомнить тему занятия и предложить учащимся оценить, насколько они поняли и усвоили материал по 5-балльной шкале.

- учащиеся отвечают, что они узнали на уроке, оценивают полученные знания.

Личностные:

самоосознание, рефлексия.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в письменной речи.

Регулятивные:

извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний.

Познавательные:

уметь передать содержание в сжатом, выборочном виде.

X.Домашнее задание

ребята, на следующий урок, мы с вами познакомимся с понятием «графики». Поэтому дома прочитайте §47 в учебнике на стр.252-254 и составьте к тексту параграфа 2 вопроса.

- получают инструкции от учителя к выполнению домашнего задания.

Личностные :

развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Практическая работа

Тема:  Создание круговых и столбчатых диаграмм в программе Microsoft Exel

Задание

Постройте 1)столбчатую и 2) круговую диаграмму

1)В школе 540 учеников, 340 занимаются английским языком, 180 изучают французский язык, а остальные учащиеся решили заниматься финским языком.2) Поле площадью 720 аров засадили овощами, 420а занимает картофель, 95а – морковь, 70а – свекла, а остальная часть поля засажена капустой. 

Ход работы:

  1. Запустите на рабочем столе файл «Практическая работа»
  2. Нажмите в левом нижнем углу «Задание1»
  3. Заполните таблицу числовыми данными, исходя из условия задачи 1
  4. Постройте столбчатую диаграмму для данной таблицы (если возникли затруднения, ещё раз просмотрите презентацию)
  5. Нажмите в левом нижнем углу «Задание2»
  6. Заполните таблицу числовыми данными, исходя из условия задачи 2
  7. Постройте круговую диаграмму для данной таблицы
  8. Сохраните файл на рабочем столе, именем файла возьмите вашу фамилию и имя
  9. Закройте окно

Задания

Предметные результаты

Метапредметные результаты (УУД)

  1. Используя данные таблицы, постройте столбчатую диаграмму.

 •        Оперировать понятиями: столбчатые и круговые диаграммы, таблицы данных, среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения выборки, размах выборки, дисперсия и стандартное отклонение, случайная изменчивость;

•        извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;

•        составлять таблицы, строить диаграммы и графики на основе данных;

 

 

 •        извлекать, интерпретировать и преобразовывать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, отражающую свойства и характеристики реальных процессов и явлений;

•        определять статистические характеристики выборок по таблицам, диаграммам, графикам, выполнять сравнение в зависимости от цели решения задачи

 

 

  1. Статистическая служба провела опрос на тему «В какое время года вы предпочли бы путешествовать по России?». Были получены следующие результаты: зимой – 185 чел; весной – 397 чел; летом – 615 чел; осенью – 403 чел. Представьте полученные результаты на круговой диаграмме.

3. Сколько страниц в учебнике? Составьте таблицу и представьте в ней данные о количестве страниц в ваших учебниках для 6 класса. Ответьте на вопросы:

а) В каком из учебников страниц меньше всего?

б) На сколько страниц учебник литературы толще учебника истории?

  1. В каком году родились твои одноклассники?.Соберите эти данные и представьте их в таблице.

 

 

 

 

 

 

  1. Сформулируйте памятку, как создать диаграмму в компьютерной программе EXCEL

6*.Создайте диаграммы на компьютере для заданий 1-4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Фрагмент технологической карты урока в 5 классе по теме "Столбчатые диаграммы".

Задача 5 класса, решаемая с помощью столбчатых дмаграмм с антикоррупционным содержанием....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 10 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ПОСТРОЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ»

создать логические схемы для предложенных задач и проверить их работоспособность на промышленном контроллере ПР110, формировать умения строить и читать логические схемы устройств, формировать умения п...

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме: "Решение задач с помощью уравнений".

Технологическая карта урока математики 6 класс по теме : " Решение задач с помощью уравнений!...

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"

Технологическая карта урока алгебры 7 класс по теме " Решение задач с помощью систем линейных уравнений"...

Технологическая карта урока в 7 классе по теме "Решение задач с помощью систем линейных уравнений"

Тема урока: «Решение задач с помощью систем линейных уравнений» (1-й урок их 4-х по данной теме)Тип урока: урок новых знанийЦель: учить решать задачи с помощью систем линейных уравненийЗад...