Рабочая программа курса «Нестандартные задачи по математике» для 9 класса
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированной. Она рассчитана на удовлетворение потребностей учащихся 9 классов в углублении их знаний, умений и навыков по математике и готовит обучающихся к переходу в старшем звене на профильный уровень обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_nestandartnyh_zadach_9_klass.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Атамановская средняя общеобразовательная школа»
Программа рекомендована к работе педагогическим советом Протокол № 1 | Утверждаю Директор школы __________ | |
Программа рассмотрена на ШМО учителей математики и информатики. Протокол № 1 |
Рабочая программа
курса
«Нестандартные задачи по математике»
для 9 класса
на 2015-2016 учебный год
на 35 часов
Составитель: В.Ф.Никитина, учитель математики, первая квалификационная категория |
Атаманово
2015
Пояснительная записка
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.
Рабочая программа по курсу “Нестандартные задачи по математике” для 9 класса разработана с учётом содержания программы по математике для общеобразовательных учреждений, рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и показывает распределение учебных часов по разделам курса.
Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированной. Она рассчитана на удовлетворение потребностей учащихся 9 классов в углублении их знаний, умений и навыков по математике и готовит обучающихся к переходу в старшем звене на профильный уровень обучения. Составлена на основе сборника элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая, Л.С. Сагателова.- Волгоград. “Учитель”. 2009-205 с.
Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для углубленного развития способности учащихся, с другой – поддержка профильного уровня изучения математики, для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.
Содержание
1. «Квадратные трехчлены и его приложения» - 8 часов
Тема “Квадратный трехчлен и его приложения”. Данная тема своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Углубляет намеченные, проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Стоит отметить, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для продолжения обучения в профильном классе. Познавательный материал будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;
- Решение квадратных уравнений с параметрами.
Учащиеся должны уметь:
- рациональные способом находить корни;
- Пользуясь понятием комплексного числа, как расширения понятия числа действительного, находить корни квадратного трехчлена и при D < 0.
- решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.
2. «Модуль» - 9 часов.
Тема “Модуль” направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит “нестандартные” методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
- преобразование выражений, содержащих модуль.
Учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий содержащих модуль;
- применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий с модулем;
- преобразовывать рациональные и иррациональные выражения, содержащие модуль
- строить графики элементарных функций, содержащих модуль.
3. «Решение практических задач»- 17 часов
Тема развивает у школьника умения решать задачи практического характера: представление данных в таблицах и диаграммах; Она развивает умение работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов. Большую часть программы составляет решение прикладных задач из курсов физики и химии. Эти задачи практически не решаются на уроках математики. Особое внимание следует уделить задачам на проценты. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- понимать содержательный смысл термина”процент” как специального способа выражения доли величины;
- алгоритмы решения задач на проценты составлением уравнения;
- формулы начисления “сложных процентов” и простого роста;
- понимать что такое концентрация, процентная концентрация.
Учащиеся должны уметь:
- решать сложные задачи на проценты;
- применять алгоритмы решения задач составлением уравнений к решению более сложных задач;
- использовать формулы начисления “сложных процентов” и простого процентного роста при решении задач;
- решать задачи на сплавы, смеси, растворы;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
-уметь работать с графиками, строить и читать;
-переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию
Задачи курса:
- научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
- научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
- научить строить графики, содержащие модуль;
- научить решать уравнения, содержащие параметр;
-научить решать задачи на проценты;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы (выбор профиля).
Цели курса:
- изучить некоторые нестандартные приемы решения задач ;
- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
- помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль; г)решение практических задач на проценты;
- создать базу для развития углубленных способностей учащихся;
Календарно-тематический план
|
|
|
|
|
|
2 | Свойства квадратного трехчлена. | 1 |
3 | Нахождение корней квадратного трехчлена. | 1 |
4 | Исследование корней квадратного трехчлена. | 1 |
5 | Расположение корней квадратного трёхчлена. | 1 |
6 | Решение задач на основе свойств квадратного трехчлена. | 1 |
7 | Решение задач с параметром. | 1 |
8 | Решение задач с параметром на исследование расположения корней квадратного трехчлена. | 1 |
9 | Метод математической индукции. | 1 |
10 | Модуль: общие сведения. | 1 |
11 | Преобразование выражений, содержащих модуль. | 1 |
12 | Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля. | 1 |
13 | Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля. | 1 |
14 | Графики функций, содержащих модуль | 1 |
15 | Построение графиков функций, содержащих модуль | 1 |
16 | Модуль в заданиях ГИА. | 1 |
17 | Решение задач ГИА | 1 |
18 | Классификация основных степенных функций. | 1 |
19 | Схематическое преобразование графиков функций. | 1 |
20 | Графическая иллюстрация экономических процессов. |
|
21 | Графическая иллюстрация экономических законов предложения, спроса. | 1 |
22 | Задачи о делении доходов. | 1 |
23 | Банковские операции. | 1 |
| Определение цены изделия, максимизирующей его годовую :прибыль. |
|
25 | Построение зависимости в графическом виде. | 1 |
26 | Задачи на минимизацию производственных затрат. | 1 |
27 | Задачи на работу. | 1 |
28 | Задачи на производительность труда. | 1 |
29 | Решение задач на работу и производительность труда. | 1 |
30 | Задачи на смеси и сплавы. | 1 |
31 | Задачи на разбавления. | 1 |
32 | Решение задач на смеси и сплавы. | 1 |
33 | Процентные вычисления в жизненных ситуациях. | 1 |
34 | Задачи с практическим содержанием в заданиях ГИА. | 1 |
35 | Решение задач. | 1 |
Литература
1 Задачи с практическим содержанием в заданиях ГИА.Астров К. Квадратичная функция и ее применение.
- Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.
- Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры (“Математика в школе” № 5, 2011.)
- Егерман Е. Задачи с модулями (“Математика в школе” № 3, 2009.)
- Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов.
- Сборник элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2007.
- Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы (“Математика в школе” № 4, 2011г.)
- Качашева Н.А. О решении задач на проценты (“Математика в школе” № 4, 2009г. с.39)
- Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-9 классах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Решение нестандартных задач по алгебре и началам анализа" (профильный курс 3 часа в неделю) 11 класс
Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундамент...
Программа элективного курса «Решение нестандартных задач по математике», 10 класс
Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку учащихся к ЕГЭ...
Рабочая программа курса «Нестандартные задачи». 6 класс.
Рабочая программа курса «Нестандартные задачи». 6 класс....
Рабочая программа курса по выбору по математике 9 класс «Избранные вопросы математики»
Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА...
Рабочая программа факультатива "Нестандартные задачи элементарной математики"
Разработка для занятий математикой в 9 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Решение нестандартных задач по математике» 11 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Решение нестандартных задач по математике» 11 класс...