Рабочая программа курса «Нестандартные задачи по математике» для 9 класса
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Программа курса  предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированной. Она рассчитана на удовлетворение потребностей учащихся 9 классов в углублении их знаний, умений и навыков по математике и готовит обучающихся к переходу в старшем звене на профильный уровень обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_nestandartnyh_zadach_9_klass.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Атамановская средняя общеобразовательная школа»

Программа рекомендована к работе

педагогическим советом

Протокол № 1  

Утверждаю

Директор школы

__________ 

Программа рассмотрена на ШМО

учителей  математики и информатики.

Протокол   № 1

Рабочая программа

 курса

«Нестандартные задачи по математике»

для 9 класса

на 2015-2016 учебный год

на 35 часов

Составитель:                                                                                                        В.Ф.Никитина, учитель                                                                                        математики,                                                                                  первая  квалификационная                                                   категория

Атаманово

2015

                              Пояснительная записка

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений.

Рабочая программа по курсу  “Нестандартные задачи по  математике”  для 9 класса разработана с учётом содержания программы по математике для общеобразовательных учреждений, рассчитана на 35 часов из расчета 1 час в неделю. 

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем и показывает распределение учебных часов по разделам курса.

Программа курса  предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, является предметно-ориентированной. Она рассчитана на удовлетворение потребностей учащихся 9 классов в углублении их знаний, умений и навыков по математике и готовит обучающихся к переходу в старшем звене на профильный уровень обучения. Составлена на основе сборника элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая, Л.С. Сагателова.- Волгоград. “Учитель”. 2009-205 с.
        Такой подбор материала преследует две цели. С одной стороны, это создание базы для углубленного развития способности учащихся, с другой – поддержка профильного уровня изучения математики, для удовлетворения интересов и развития способностей учащихся, имеющих склонность к математике. Программа элективного курса применима для различных групп школьников, независимо от выбора их будущей профессии, профиля в старшей школе.
                                      Содержание  
1. «Квадратные трехчлены и его приложения» - 8 часов
 Тема “Квадратный трехчлен и его приложения”. Данная  тема своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и ее приложения, и которым захочется глубже познакомиться с ее методами и идеями. Углубляет намеченные, проработанные в общем курсе школьной математики вопросы. Стоит отметить, что навыки в применении квадратного трехчлена совершенно необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи экзаменов, а также будет хорошим подспорьем для продолжения обучения в профильном классе. Познавательный материал будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.
 Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- некоторые нестандартные приемы решения задач на основе свойств квадратного трехчлена и графических соображений;
- Решение квадратных уравнений с параметрами.
 Учащиеся должны уметь:
- рациональные способом находить корни;
- Пользуясь понятием комплексного числа, как расширения понятия числа действительного, находить корни квадратного трехчлена и при D  < 0.
- решать типовые задачи с параметром, требующие исследования расположения корней квадратного трехчлена.
2. «Модуль» - 9 часов.
 Тема “Модуль” направлена на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого класса задач. Стоит отметить, что навыки в решении уравнений, неравенств, содержащих модуль, и построение графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических конкурсах и олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем в высшие учебные заведения. Материал данного курса содержит “нестандартные” методы, которые позволяют более эффективно решать широкий класс заданий, содержащих модуль.

Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
- преобразование выражений, содержащих модуль.
     Учащиеся должны уметь:
- точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий содержащих модуль;
- применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий с модулем;
- преобразовывать рациональные и иррациональные выражения, содержащие модуль
- строить графики элементарных функций, содержащих модуль.
3. «Решение практических задач»- 17 часов
Тема развивает у школьника умения решать задачи практического характера: представление данных в таблицах и диаграммах; Она развивает умение работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов. Большую часть программы составляет решение прикладных задач из курсов физики и химии. Эти задачи практически не решаются на уроках математики. Особое внимание следует уделить задачам на проценты. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
- понимать содержательный смысл термина”процент” как специального способа выражения доли величины;
- алгоритмы решения задач на проценты составлением уравнения;
- формулы начисления “сложных процентов” и простого роста;
- понимать что такое концентрация, процентная концентрация.
 Учащиеся должны уметь:
- решать сложные задачи на проценты;
- применять алгоритмы решения задач составлением уравнений к решению более сложных задач;
- использовать формулы начисления “сложных процентов” и простого процентного роста при решении задач;
- решать задачи на сплавы, смеси, растворы;
- производить прикидку и оценку результатов вычислений;
- при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор, использовать приемы, рационализирующие вычисления;
- уметь соотносить процент с соответствующей дробью;
-уметь работать с графиками, строить и читать;
-переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию

Задачи курса:
- научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
- научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие модуль;
- научить строить графики, содержащие модуль;
- научить решать уравнения, содержащие параметр;

-научить решать задачи на проценты;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы (выбор профиля).


Цели курса:
- изучить некоторые нестандартные приемы решения задач ;

- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы;
- помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как: а) преобразование выражений, содержащих модуль; б) решение уравнений и неравенств, содержащих модуль; в) построение графиков элементарных функций, содержащих модуль; г)решение практических задач на проценты;
- создать базу для развития углубленных способностей учащихся;

Календарно-тематический план


№ п.п.


Наименование тем курса


Всего часов


1


Квадратный трехчлен.


1

2

Свойства квадратного трехчлена.

1

3

Нахождение корней квадратного трехчлена.

1

4

Исследование корней квадратного трехчлена.

1

5

Расположение корней квадратного трёхчлена.

1

6

Решение задач на основе свойств квадратного трехчлена.

1

7

Решение задач с параметром.

1

8

Решение задач с параметром на исследование расположения корней квадратного трехчлена.

1

9

Метод математической индукции.

1

10

Модуль: общие сведения.

1

11

Преобразование выражений, содержащих модуль.

1

12

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком модуля.

1

13

Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуля.

1

14

Графики функций, содержащих модуль

1

15

Построение графиков функций, содержащих модуль

1

16

Модуль в заданиях ГИА.

1

17

Решение задач ГИА

1

18

Классификация основных степенных функций.

1

19

Схематическое преобразование графиков функций.

1

20

Графическая иллюстрация экономических процессов.


1

21

Графическая иллюстрация экономических законов предложения, спроса.

1

22

Задачи о делении доходов.

1

23

Банковские операции.

1


24

Определение цены изделия, максимизирующей его годовую :прибыль.


1

25

Построение зависимости в графическом виде.

1

26

Задачи на минимизацию производственных затрат.

1

27

Задачи на работу.

1

28

Задачи  на производительность труда.

1

29

Решение задач на работу и производительность труда.

1

30

Задачи на смеси и сплавы.

1

31

Задачи на разбавления.

1

32

Решение задач на смеси и сплавы.

1
1

33

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

1

34

Задачи с практическим содержанием в заданиях ГИА.

1

35

Решение задач.

1




Литература

1 Задачи с практическим содержанием в заданиях ГИА.Астров К. Квадратичная функция и ее применение.

  1. Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-8 классах.
  2. Цыганов Ш. Квадратный трехчлен и параметры (“Математика в школе” № 5, 2011.)
  3. Егерман Е. Задачи с модулями (“Математика в школе” № 3, 2009.)
  4. Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов.
  5. Сборник элективных курсов “Математика 8-9 классы”, составитель В. Н . Студенецкая. Волгоград. “Учитель”. 2007.
  6. Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы (“Математика в школе” № 4, 2011г.)
  7. Качашева Н.А. О решении задач на проценты (“Математика в школе” № 4, 2009г. с.39)
  8. Гусев В.Р. Внеклассная работа по математике 6-9 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Решение нестандартных задач по алгебре и началам анализа" (профильный курс 3 часа в неделю) 11 класс

Для тех, кто предполагает получить в дальнейшем высшее образование, связанное с естественными науками, техникой и социально-экономическими дисциплинами, математическая подготовка носит более фундамент...

Программа элективного курса «Решение нестандартных задач по математике», 10 класс

Элективный курс представлен в виде практикума, который позволит систематизировать и расширить знания учащихся в решении задач по математике и позволит начать целенаправленную подготовку учащихся к ЕГЭ...

Рабочая программа курса «Нестандартные задачи». 6 класс.

Рабочая программа курса «Нестандартные задачи». 6 класс....

Рабочая программа курса по выбору по математике 9 класс «Избранные вопросы математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений и подготовки к ГИА...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса «Решение нестандартных задач по математике» 11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса  «Решение нестандартных задач по математике» 11 класс...