ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ обобщение опыта
методическая разработка по алгебре (5, 6, 9, 11 класс) на тему

Материал содержит разработки нескольких уроков математики, а также работы учащихся, которые могут применяться на различных этапах урока. Это презентация по геометрии 9 кл "Построении правильных многоугольников"  и буклет  "Действия с десятичными дробями" . Тренажёр "Основный формулы геометрии"  поможет подготовить детей к итоговой аттестации по математике в 9 и 11 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ С ЦЕЛЬЮ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

Автор работы:

Филатова Вера Анатольевна

учитель математики

МКОУ Долговская СОШ

первая квалификационная категория

Содержание:

Введение        

Описание педагогического опыта        

Список использованной литературы:        


«Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, в безжизненную мумию, если нет детского желания учиться»

В А Сухомлинский

Введение                                                                              

« По новым образовательным стандартам РФ цель образования — подготовка всесторонне развитых личностей, способных ориентироваться в современном информационном обществе, самостоятельно мыслить, видеть возникающие проблемы, искать пути их решения, используя новые технологии, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными, самостоятельно развивать свой интеллект, культурный уровень»[1].

Современная школа живет и развивается в изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету. Результаты проявляются в знаниях, умениях, навыках обучающихся, на их основе формируются ключевые компетенции выпускников.

 В теории учебной деятельности доказано, что усвоение содержания обучения и развитие ученика происходят не путем передачи ему некоторой информации, а в процессе его собственной мотивированной и целенаправленной деятельности. Следовательно,  необходимым условием развития личности школьника является его высокая познавательная активность, но не всякая деятельность развивает способности ребенка, а только та, которая вызывает у него интерес.

В то же время анализ ситуации показывают снижение интереса учащихся к процессу обучения, в частности, к процессу обучения математике. Таким образом, в сложившейся ситуации разработка методов формирования познавательного интереса школьника к изучению математики  является актуальной.

Как повысить качество образования, развить познавательный интерес учащихся, способствовать формированию основных компетентностей? Каждый учитель ищет свои пути решения вышеперечисленных задач, создает такие условия на уроках, чтобы ребенок усвоил не только программный минимум, но мог успешно развиваться дальше.

Одной из проблем,  с которой я сталкиваюсь,  работая в школе, является низкая мотивация к учебной деятельности. Она затрагивает  каждого учителя,  учащихся и их родителей, так как является одной из главных причин неуспешного обучения. Причём наблюдается снижения возраста, когда дети перестают учиться. Если раньше это становилось заметным к 8-9 классам, то сейчас у многих детей познавательный интерес отсутствует  уже в 6-7 классах. Причин потери интереса к учению много. Помимо возрастных особенностей- это и перегрузка учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса и не сложившиеся межличностные отношения, и утомляющая детей неорганизованность учебного процесса. Поэтому и решение этой проблемы должно быть комплексным:

  • разнообразие форм и методов организации деятельности учащихся;
  • создание благоприятной психологической атмосферы в классе;
  • использование современных педагогических технологий в образовательном процессе.

Одним из действенных средств развития интереса учащихся к математике, достижения высоких результатов считаю применение компьютерных технологий на уроке. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.  Правильное применение компьютера на уроках способствует лучшему восприятие учащимися учебного материала, развитию познавательного интереса у учащихся, формированию умений организовывать  самостоятельную и групповую работу, воспитанию чувства товарищества, взаимопомощи.

Описание педагогического опыта

Особенности нашей школы заключаются в маленькой наполняемости классов, большом количестве детей из других населённых пунктов (около 75 %), увеличении количества детей из неблагополучных семей. Часто эти особенности создают дополнительные трудности при обучении детей:

  • отсутствие чувства соревнования;
  • нехватка времени для дополнительных занятий;
  • слабый контроль за успеваемостью со стороны родителей.

Поэтому урок приобретает  ещё большее значение и удельный вес в образовании и воспитании детей. По моему убеждению, ребёнок многому научится на уроке, если ему на этом уроке интересно.  Очень важно урок сделать максимально насыщенным и эффективным. Для этого я в своей работе использую  компьютер и компьютерные технологии, насколько позволяет материальное оснащение кабинета. В кабинете установлен стационарный компьютер, сканер и принтер.

Не достаёт в работе интерактивной доски и непосредственного доступа в Интернет.

В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока: применяю его при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроках  контроля знаний обучающихся, при подготовке к итоговой аттестации учащихся.

 Одна из дидактических задач, решаемых с помощью компьютерных технологий это: усиление мотивации к обучению. Ребёнок, которому интересен изучаемый предмет, уже имеет мотив к его изучению и, как правило, высокий уровень знаний по этому предмету.

В этой работе я представлю  свой опыт по использованию компьютерных технологий с целью формирования и поддержания интереса к изучению математики.

  • Одна из причин потери интереса к обучению, на мой взгляд, заключается в том, что учебный материал ребёнку непонятен; пережив несколько раз ситуацию «неуспеха» он теряет веру в свои возможности, а заодно и желание заниматься математикой. Использование компьютерных технологий при объяснении позволяет  значительно облегчить понимание  и запоминание нового материала. «Компьютерную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше [3]».

Очевидно, что каждый ребёнок имеет свои способности к изучению математики, но есть темы, усвоение которых постоянно вызывает трудности.  Например, очень часто пятиклассники испытывают сложности при изучении темы: «Нахождение части от числа и числа по его части». В последнее время при изучении этой темы пользуюсь презентациями.   Уровень усвоения стал заметно выше. (Приложение 1)

У всех детей разные способности к восприятию нового: кто-то  «схватывает  на лету», а кому-то нужно повторить несколько раз. Здесь уместно организовать работу в группах: те, кто поняли, занимаются решением задач, остальные с помощью компьютера ещё раз разбираются с учебным материалом.

Одна из причин «непонятого» материала это пропущенные занятия.  Компьютерные технологии позволяют организовать индивидуальную работу с обучающимися на уроке и во внеурочное время. Если ресурс можно копировать, то дети берут его домой и могут с ним заниматься самостоятельно.

  • Ещё одна из причин потери интереса к  изучению математике – это скучно и однообразно составленные задания на этапе отработки навыков. Использование компьютерных программ PowerPoint и Flash  позволяет красочно и в динамике представлять однотипные задания по математике. Некоторые   тренажёры составляю сама (Приложение 2), какие-то беру в Интернете. Много интересных заданий можно найти на сайте творческих учителей: http://www.it-n.ru.  Эти разработки позволяют  мне на уроке использовать элементы игровых технологий.
  • Несомненно, что одним из стимулов учебной деятельности ребёнка является его желание получить хорошую оценку, но, к сожалению иногда (чаще всего необоснованно) дети жалуются на необъективность  учителя. Использование компьютерных тестов поможет в решении этой проблемы.
  • Одним из методов формирования познавательного интереса является включение ребёнка в деятельность, где в качестве инструмента выступает компьютер. Тогда ЦОР является   продуктом деятельности  учеников. Дети получают задание, и итог своей работы оформляют в программе  PowerPoint или в другой программе. Применяю этот вид работы как часть домашнего задания или на спаренных интегрированных  уроках математика-информатика. (Приложение 3)
  •  Компьютерные технологии создают условия для самовыражения учащихся: результаты их творчества могут оказаться востребованными, полезными для других. Подобная перспектива создает сильнейшую мотивацию для их самостоятельной познавательной деятельности. (Приложение 4)
  • Важным элементом педагогического процесса, формирующим познавательный интерес,  является проектная деятельность учащихся. Долгое время я с недоверием относилась к применению проектов при изучении математики: считала  их   затратными по времени. Однако работа в творческой группе  «Организация проектной деятельности» и более детальное знакомство с этой формой работы привело меня к выводу, что проекты следует применять в процессе обучения математики, как ещё один способ формирования познавательного интереса и компьютерной компетенции обучающихся.  (Приложение 5) 

С целью выявления эффективности применяемых в процессе обучения приемов, методов и средств повышения уровня учебной заинтересованности  мной были составлены индивидуальные диаграммы успеваемости учащихся 6, 9 и 11 классов, которые наглядно демонстрируют, что за последние полтора года успеваемость большинства обучающихся была стабильна.  Что может свидетельствовать о том, что познавательный интерес к изучению математике не падает у большинства детей.

Использование компьютерных технологий помогает учителю повышать интерес  детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:

•        облегчает процесс усвоения материала обучающимися;

•        возрастает уровень использования наглядности на уроке;

•        повышает интерес к изучению математики, успеваемость, качество знаний; идет более полное усвоение учебного материала;

•        идет овладение  умением добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий.

Мой опыт будет полезен коллегам, если их ученики имеют низкий уровень качества знаний, как следствие отсутствия интереса к изучению предмета.


Список использованной литературы:

  1.  Фомичёва И. Б. Современные подходы к подготовке и проведению уроков   математики с использованием информационных компьютерных технологий /И. Б. Фомичёва, Н. .Г Турусова // Молодой учёный. – 2013. - №8. – С. 10 -12.
  2. Тюгаева О. В. Об использовании компьютерных технологий на уроках математики в школе / О. В. Тюгаева //Вестник ТГПУ. – 2012.-№4. - С. 46-48.
  3.  Брыксина О. Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов/ О Ф Брыксина // Информатика и образование. - 2004. - №5. - С. 39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКЕ МУЗЫКИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Использование компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия и задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

Игры – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей.Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другимиучастниками образователь...

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока

Использование компьютерных технологий на уроках математики с целью повышения эффективности урока...

Отчет по теме самообразования «Использование компьютерных презентаций на уроках математики в целях повышения степени обученности школьников»

В работе представлены методические приемы использования компьютерных презентаций на различных этапах урока....

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной направленности обучения"

выступление на школьном методическом объединение начальных классов и предметников  на тему: "Использование компьютерных технологий на уроках истории с целью повышения уровня коррекционной на...

Статья «Использование информационных технологий на уроках математики с целью формирования у школьников информационно-коммуникативных умений»

В данной статье рассматривается организация  деятельности учителя по развитию коммуникативных умений учащихся на уроках математики....