Методы решения иррациональных уравнений и неравенств
статья по алгебре (10, 11 класс) на тему

Палейкина Раиса Николаевна

Иррациональные уравнения и неравенства часто встречаются на ЕГЭ. Разберем несколько примеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_resheniya_irratsionalnyh_uravneniy_i_neravenstv.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы решения иррациональных уравнений и неравенств        

Иррациональные уравнения и неравенства встречаются в заданиях единого государственного экзамена. Задачи на эту темы есть как в первой части, так и во второй.

Разберем несколько примеров.

        Задача 1. Решите уравнение:  

Решение. Возведем обе части уравнения в третью степень:

Ответ: -10.

        Задача 2. Найдите корень уравнения .  Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них.

Решение. Возведем в квадрат:

Ответ: 8.

Задача 3. При движении ракеты еe видимая для неподвижного наблюдателя длина, измеряемая в метрах, сокращается по закону  , где  м – длина покоящейся ракеты,   км/с – скорость света, а  – скорость ракеты (в км/с). Какова должна быть минимальная скорость ракеты, чтобы еe наблюдаемая длина стала не более 4 м? Ответ выразите в км/с.

Решение. Найдем, при какой скорости длина ракеты станет равна 5 м. Задача сводится к решению уравнения ,  при заданном значении длины покоящейся ракеты  м и известной величине скорости света  км/с: 

 км/с. Если скорость будет превосходить найденную, то длина ракеты будет менее 4 метров, поэтому минимальная необходимая скорость равна  180000 км/с.

Ответ: 180 000.

Задача 4. Решите систему неравенств 

Решение. Решим первое неравенство. 

;

.

1 случай: , тогда  или 

При этих  выражение  

имеет смысл, поэтому числа 0 и -7 являются решениями неравенства. 
         2 случай: 

Решаем неравенство 

Получим:  или  
Решением первого неравенства системы является:

,   или

Решим второе неравенство системы:

;

;

Учитывая, что , получаем: 

.

Решением второго неравенства системы является:  . , поэтому решением системы неравенств является:   или 

Ответ, .

Задача5.  При каждом а решите систему уравнений 

Решение. Запишем второе уравнение в виде 

Геометрический смысл уравнения состоит в том, что сумма расстояний от точек   до точек  и равно . Поскольку расстояние между точками  и  тоже равно , это означает, что точка должна лежать на отрезке, соединяющем точки  и .

Другими словами, она удовлетворяет уравнению   и условию 

Таким образом, исходная система равносильна системе 

Подставив  в первое уравнение, получаем 

.

Поскольку функция   возрастающая (как сумма двух возрастающих), каждое значение она принимает ровно один раз. Поэтому решение  — единственное, ему соответствует 

Ответ: если , то , при остальных  нет решений. 

Задача 6. Найдите все значения , при каждом из которых уравнение   имеет более двух корней.

Решение. Рассмотрим функции  и . Исследуем уравнение 

На промежутке  функция  возрастает.

 Функция  убывает на этом промежутке, поэтому уравнение  имеет не более одного решения на промежутке , причем решение будет существовать тогда и только тогда, когда, , то есть при 

При   уравнение  принимает вид  . При   левая часть этого уравнения отрицательна, следовательно, решений нет. При  это уравнение сводится к квадратному уравнению

дискриминант которого,

 ,

поэтому при  это уравнение не имеет корней; при  уравнение имеет единственный корень, равный ; при уравнение имеет два корня. 

Пусть уравнение имеет два корня, 

 и  .

Тогда меньший корень  всегда меньше , а больший корень  не превосходит , если , то есть при  . 

По теореме Виета: 

поэтому знаки корней  и  зависят от знаков выражений  и .

Значит, при  оба корня отрицательны, при   один из корней отрицательный, а другой неотрицательный, при  оба корня неотрицательны. 

Таким образом, при  уравнение  не имеет корней при  и , имеет один корень при   и , имеет два корня при . 

Итак, уравнение  имеет следующее количество корней: 

  • нет корней при 
  • один корень при  и 
  • два корня   и ;
  • три корня при 

Ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по математике "Методика решений иррациональных уравнений и неравенств"

Содержание:1.Пояснительная записка.2. Актуальность и перспективность мастер-класса.3.Теоретическая база.4. Новизна.5. Методы работы.6. Итоги и анализ проведения мастер-класса.7. Предполагаемые р...

Материал к теме: «Решение иррациональных уравнений и неравенств».

В помощь учителю - материал к теме «Решение иррациональных уравнений и неравенств» (10 класс)....

Решение иррациональных уравнений и неравенств 11 класс

Решение иррациональных уравнений и неравенств. данная работа содержит рекомендации выпускникам школ и абитуриентам технических вузов Особенностью моей работы является то, что в школьном кур...

решение иррациональных уравнений и неравенств методом замены переменной

способ решения иррациональных уравнений и неравенств методом замены переменной...

решение иррациональных уравнений и неравенств методом замены переменной

способ решения иррациональных уравнений и неравенств методом замены переменной...

Открытый урок по алгебре и началам анализа в профильном 10А классе (физико-математическая группа) по теме: Решение иррациональных уравнений и неравенств.

На уроке рассматриваются сложные иррациональные уравнения и их решения.Решение неравенств рассматриваются двумя способами: методом интервалов и классическим.Урок подготовки к ЕГЭ-"С" часть....

Конспект урока для 11 класса по теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"

Конспект урока для 11 класса пр теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"...